Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 08:43, реферат
Гарри Стэк Салливан (Sullivan, Harry Stack), (21.02.1892-14.01.1949) -американский социальный философ, психиатр и психолог; автор оригинальной концепции психиатрии как научной дисциплины о межличностных взаимоотношениях. Представитель неофрейдизма. Подобно другим последователям этого направления произвел социологическую модификацию классического психоанализа.
Введение
Глава 1 Биография
Глава 2 Межличностная теория психиатрии
2.1.Межличностный контекст
2.2.Структура личности
2.2.1.Динамизмы
2.2.2.Я-система
2.2.3.Персонификация
2.2.4.Когнитивные процессы
2.3.Динамика личности
2.3.1.Напряжение
2.3.2.Боязнь и страх
2.3.3.Хорошая и плохая мать
2.3.4.Управление матерью
2.3.5.Трансформация энергии
2.4.Развитие личности
2.4.1.Стадии развития
2.4.2.Детерминанты развития
2.5.Статус в настоящее время. Общая оценка
Заключение
Глоссарий
Литература
Первое "воспитывающее" влияние оказывает тревожность, заставляя молодой организм различать возрастание и снижение напряжения и направлять активность соответственно последнему. Вторая воспитывающая сила – пробы и успех. Успех можно отождествить с заслуженной наградой – материнской улыбкой, отцовской похвалой; неуспех – с наказанием – суровым взглядом матери, неодобрением отца. Учиться можно также посредством подражания и умозаключений; для последнего типа научения Салливан использует название, предложенное Чарльзом Спирменом (Spearman, С.) – обучение связям.
Салливан не считает, что личность окончательно складывается на ранних этапах. Она может изменяться в новой межличностной ситуации, ибо человеческий организм в высшей степени гибок и пластичен. Хотя в целом движение вперед превалирует (обучение, развитие), тем не менее могут возникать – и возникают – регрессии, когда боль, тревога, неудачи становятся невыносимыми.
2.5.Статус в настоящее время. Общая оценка.
Межличностная теория Салливана больше
походит на взгляды Хорни. Для
Салливана первостепенное значение
имеют взаимоотношения в
Теория по-своему согласна с тем, что есть такая вещь, как человеческая природа, приходящая в мир вместе с ребенком в основном в форме общих задатков и возможностей, а не в форме специфических потребностей и черт. Короче говоря, эта теории не является ни чисто социальной или социоцентристской, ни исключительно психологической или психоцентристской: она социально-психологическая.
Теория не только допускает пластичность и гибкость человеческой природы, но допускает и такую же пластичность и гибкость общества. Если конкретное общество не соответствует человеческой природе, люди могут изменить его. Иначе говоря, люди создают тот тип общества, который, по их мнению, является наилучшим. Очевидно, что на пути развития общества возникают ошибки и, закрепившись в форме социальных институтов и обычаев, они с трудом поддаются исправлениям. Салливан до своей кончины пытался улучшить общество через международное сотрудничество.
Тревога – социально порождаемое явление. Люди от природы не являются "тревожными животными". Тревожными их делают условия жизни – призрак безработицы, нетерпимость и несправедливость, угроза войны, враждебность родителей. Измените эти условия, говорят наши теоретики и иссякнут источники тревоги. Люди по породе и не деструктивны – вопреки мнению Фрейда. Они могут стать деструктивными при фрустрации базовых потребностей, но и в этой ситуации фрустрации можно пойти другим путем – путем смирения или ухода.
В целом теория разработанная Салливаном, как и теории, разработанные Адлером, Фроммом и Хорни, существенно раздвинули горизонт фрейдистской психологии, открыв пространство социальных детерминант личности. Тем не менее, ряд критиков принижают оригинальность этих социально-психологических теорий. Они утверждают, что в теориях этих попросту разрабатывается один из аспектов клинического психоанализа, а именно, проблема Я и его защит. Фрейд ясно видел, что личностные черты часто представляют привычные защиты человека или стратегии противостояния внутренним и внешним угрозам в отношении Я. Потребности, склонности, стили, ориентации, персонификации, динамизмы и пр., обсуждаемые в представленных в этой главе теориях, включены в теорию Фрейда под названием "защит Я". Таким образом, заключают критики, ничего нового к Фрейду не добавлено – зато многое утеряно. Ограничив личность только системой Я, теоретики социально-психологической ориентации отрывают личность от витальных родников человеческого поведения, эволюции человека как вида. Преувеличив социальность человеческой личности, они лишили человека его великого биологического наследства.
Интерперсональный подход Салливана является хорошей основой для понимания тяжелых форм нарушения отношений (шизофрения, аутизм). В терапевтической работе удобно использовать его представления о различных формах Я. Интересными и полезными являются описанные им устойчивые формы психической и личностной активности (динамизмы), однако в целом взгляды Салливана, мало используются отечественным психотерапевтами, особенно вне психиатрии.
Работы Гарри Салливана во многом предопределили некоторые из новейших тенденций психоаналитической мысли и современной психотерапии в целом. В определенном смысле модель личности, выдвинутая Салливаном предвосхитила взгляды Жака Лакана (1901-1981), который считал личность нарциссической и иллюзорной конструкцией (Салливан характеризовал ее как "гипотетическую сущность", которая обнаруживается только в отношении к одному или нескольким другим).. Почти одновременно с Салливаном эксперименты с терапией психозов в Англии вела Мелани Клейн (1882-1960), а позднее их продолжил ее ученик Герберт Розенфельд. Сходные идеи, особенно с точки зрения теории паттернов поведения, были сформулированы позднее в теории игры (Дж. фон Нейман и О.Моргенштерн), констатировавшей, что невротики слишком часто ведут себя так, словно у них есть только один выбор - предполагающий неминуемое поражение, и слишком часто принимают именно этот выбор, бессознательно игнорируя все остальные варианты, как несуществующие.
Заключение
При жизни Гарри Салливана вышла
только книга - "Концепции современной
психиатрии". Остальные его работы
- это стенограммы его лекций,
отредактированные и опубликова
Подытожим основные пункты научных работ Салливана: его концепция основана на идее, что человек живет в социальном поле и его проявления направлены на других людей. Салливан подчеркивал, что единицей научного анализа должна стать межчеловеческая ситуация. Человек действует на основе персонификаций – целостных образов др. людей и себя, сложившихся в процессе межличностного общения. Салливан рассматривает человека как гомеостатическую систему, действующую по принципу напряжение-удовлетворение. Личность стремится к максимизации удовлетворения при уменьшении опасности. Угроза биологическому существованию вызывает страх, угроза безопасности связана с чувством тревоги. Ситуации общения порождают удовлетворение как результат снижения напряжения и чувство безопасности вследствие сохранения взаимоотношений. Любая форма преобразования энергии: движение, поступок, мысль, чувство, образ, т. е. минимальная единица, имеющая для индивида психологический смысл, определяется как динамизм. Человеческое поведение рассматривается как определённый тип преобразования энергии. Особое место в личности занимает динамизм системы Эго. Он носит защитный характер и служит снижению тревоги. Тревога передается ребенку от матери и возникает на основе личного негативного опыта. В связи с этой теорией у Салливена появилось такое понятие, как «динамизм», ставшее одним из самых важных в его научной деятельности.
Разработанные идеи о «Я-системе» Салливена легли в основу некоторых тестов, наиболее распространенным из которых является тест Розенцвейга.
Теория Салливена явилась
Идеи Салливана оказали
Работы Салливена оказали
Глоссарий
Тревога — (англ. anxiety) — отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в ситуациях неопределенной опасности и проявляющееся в ожидании неблагополучного развития событий. В сравнении со страхом — реакцией на конкретную угрозу — Тревога представляет собой генерализованный, диффузный или беспредметный страх, вызываемый не наличием опасности, а отсутствием возможности ее избежать в случае, если она появится.
Интериоризация (лат.Interior – внутренний) - процесс преобразования внешних действий и операций во внутренние умственные действия и операции; Процесс, в ходе которого индивид изучает и воспринимает как обязательные социальные ценности и нормы, переводя их на "внутренний" уровень.
Невроз - функциональное расстройство нервной системы, возникающее вследствие действия психотравмирующих факторов, эмоционального и умственного перенапряжения. Выделяют три основные формы невроза: истерию, неврастению, невроз навязчивых состояний. Невроз - в психоанализе - психогенный аффект или симптом расстройства личности, являющийся символическим проявлением конфликта: 1.коренящегося в детской психике субъекта; 2.представляющего собой компромисс между желанием и защитой от него.
Эмпатия - (от англ. empathy — сочувствие, сопереживание, умение поставить себя на место другого, проникновение в субъективный мир другого) — в теории личности Г. Салливана — невербализируемый, скрытый коммуникативный процесс, посредством которого отношения, чувства и суждения передаются от человека к человеку без публичного их проговаривания; 5.способность индивида чувствовать эмоциональное состояние другого человека. 6.постижение эмоционального состояния, проникновение-вчувствование в переживания другого человека.
Обсессии – навязчивые состояния - симптом неврозов и психических заболеваний, выражающийся в том, что в сознании человека вопреки его желанию возникают непреодолимые мысли, воспоминания, страхи, влечения.
Метод свободных ассоциаций (лат. associatio — соединение, присоединение) — иссследовательский, диагностический и терапевтический прием психоанализа З. Фрейда. Основан на использовании феномена ассоциативности мышления для познания глубинных (преимущественно бессознательных) психических процессов и явлений и применения полученной информации для коррекции и лечения функциональных расстройств психики, посредством осознания пациентами причин, источников и характера их проблем.
Прототаксис – это череда отдельных, ограниченных друг от друга ощущений, эмоций, образов. Такой "поток сознания" характерен для младенца, взрослый его переживает в сновидениях, в специфических состояниях созерцания.
Паратаксис - фиксирует причинные связи событий, происходящих одновременно, но не обязательно находящихся в закономерной связи. На паратаксисе основаны предрассудки.
Синтаксис – специфически человеческая форма организации опыта, основанная на символической активности, использовании языка. В ней присутствуют логические связи, общепринятые значения.
Литература
1.Марцинковская Г.Д., Ярошевский М.Г. 100 выдающихся психологов мира. М. – Воронеж, 1995
2.Горностай П., Титаренко Т. Психология личности: словарь-справочник. К.: "Рута", 2001
3.Келвин С. Холл, Гарднер Линдсей
Теории личности Перевод И.Б.
4.Владислав Яровицкий 100 великих психологов Вече, 2004 г. 432 с.
Интернет ресурсы:
О Салливане больше всего пишут: И. А. Грабская, Решетников М.М, А.Ю.Васкевич – их статьи можно найти по следующим ссылкам:
1.http://nfp.oedipus.ru/node/
2.http://www.pedlib.ru/Books/
3.http://www.pbi.ru/dic/c/c_1.
4.http://www.bigpi.biysk.ru/
5.http://www.pcytherapy.ru/
6.http://psy.1september.ru/
7.http://komunna.info/books/
Информация о работе Межличностная теория психиатрии Г.С.Салливана