Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2013 в 13:34, контрольная работа
Человек в течение жизни постоянно общается с другими людьми. В результате такого взаимодействия у него весьма значительно меняются настроение, восприятие окружающей действительности. Основным микроэлементом общества многие социальные психологи считают малую группу. Именно здесь разыгрываются те социально-психологические процессы, от которых зависит эмоциональное самочувствие каждого отдельного человека.
1. Введение……………………………………………………………………………………….2
2. Понятия о группах и коллективах………………………………………………..3
3. Социально-психологический климат как показатель взаимоотношений в ученической группе…………………………………………………………………...8
4. Заключение………………………………………………………………………………….20
Список литературы………………………………………………………………………
Содержание:
Введение:
Коллектив — устойчивая во времени
организационная группа взаимодействующих
людей со специфическими органами управления,
объединенных целями совместной общественно-полезной
деятельности и сложной динамикой
формальных (деловых) и неформальных
взаимоотношений между членами
группы. Учебный коллектив имеет
двойственную структуру: во-первых, он
является объектом и результатом
сознательных и целенаправленных воздействий
педагогов, кураторов, которые определяют
многие его особенности (виды и характер
деятельности, число членов, организационную
структуру и т. д.); во-вторых, учебный
коллектив — это относительно
самостоятельное развивающееся
явление, которое подчиняется особым
социально-психологическим
Понятия о группах и коллективах
Человек в течение жизни постоянно общается с другими людьми. В результате такого взаимодействия у него весьма значительно меняются настроение, восприятие окружающей действительности. Основным микроэлементом общества многие социальные психологи считают малую группу. Именно здесь разыгрываются те социально-психологические процессы, от которых зависит эмоциональное самочувствие каждого отдельного человека.
В социальной психологии различают разные типы групп, их классифицируют по разным основаниям.
Условная и реальная группы.
Условная группа - это общность людей, существующая номинально. Люди, входящие в эту группу, могут не только не встречаться, но и не знать ничего друг о друге. Они выделяются в группе по определенному признаку, например, команда лучших футболистов мира, символическая команда самых интересных журналистов года и пр.
Реальная группа - это фактически существующая группа, общность людей, объединенная реальными отношениями. Как только несколько человек вступают между собой в общение, между ними возникают связи, которые объединяют их в группу. Даже мимолетные общения людей порождают определенные отношения между ними.
Каждый человек входит не только
в такие кратковременные
Группы, специально кем-то организованные для выполнения определенной деятельности, называют формальными, а возникшие стихийно - неформальными.
Формальные группы создаются на основе официальных документов. Например, класс в школе, студенческая группа в вузе, штат сотрудников отдела, лаборатории, бригада рабочих и пр. Между членами такой группы устанавливаются деловые контакты, предусмотренные документами. Они предполагают соподчинение или равноправие, большую или меньшую ответственность за выполнение задачи. Обычно деловые отношения дополняются личными, не предусмотренными инструкциями.
Неформальная (неофициальная) группа возникает на основе симпатии, близости взглядов, убеждений, вкусов и пр. Официальные документы в этом случае не имеют значения. Так складываются группы товарищей, единомышленников. Когда симпатии и привязанности членов группы исчезают, группа распадается.
Малая группа насчитывает до 30-40 человек.
Референтная группа выделяется по признаку отношения личности к нормам группы. Это реально существующая или воображаемая группа, взгляды, нормы которой служат образцом. Каждый человек имеет свою референтную группу, в которой он формирует свои идеалы, убеждения, с мнением которой он считается, чьей оценкой он дорожит.
Человек может входить в группу, ценности которой он признает, поддерживает и считает самыми лучшими. Тогда он отстаивает, защищает эти нормы. Иногда человек, являясь членом одной группы, считает идеалом ценности, взгляды другой группы.
Структура реальной группы.
Каждая социальная общность имеет свою историю: зарождается, проходит определенные этапы развития, достигает высшего уровня и иногда прекращает существование. Это относится и к формальным группам, и к неформальным.
Начало формирования группы - ассоциация - объединение людей на основе временного и пространственного признаков. Это, например, 1-й класс, группа I курса, туристическая группа и пр. Здесь еще нет общей цели, не налажены контакты деловые и личные. Но эти контакты постепенно устанавливаются. И тогда ассоциация перерастает в качественно иную и более сложную группу - группу-кооперацию (корпорация) - замкнутое в самом себе объединение людей. Здесь уже есть единство цели и единство деятельности по ее достижению. Но эта цель и деятельность обособлены, нередко противопоставляются целям других общностей, групп, общества в целом. Нет в такой группе и высокого уровня психологической коммуникативности.
Высшей формой развития социальной общности людей является коллектив. А.С. Макаренко подчеркивал, что коллективом может быть признана лишь группа, объединенная деятельностью, явно полезной для общества, в определении коллектива всегда подчеркивается "вынесенность" целей за рамки данной группы. В коллективе люди:
а) объединены общими целями совместной деятельности,
б) эти цели обусловлены общественно-
в) люди объединены на задачах деятельности, явно полезной для общества,
г) взаимоотношения людей
д) межличностные отношения
В социальной психологии существуют разные подходы к классификации групп, будучи в той или иной мере условными, все они пытаются представить виды групп как результат их внутреннего развития, наметить ступени формирования группы-коллектива.
Всякий коллектив представляет собой малую группу, но не всякая группа может быть признана коллективом. Чтобы стать коллективом, группе надо пройти непростой путь развития от "группы-ассоциации" (или "диффузной группы") до группы-коллектива, а воспитание коллектива представляет собой управление этим процессом.
Группа, коллектив занимают существеннейшее место в процессе развития личности. Человек становится личностью в обществе других людей, он не может жить без общества себе подобных. Личностью, как мы знаем, человек не рождается, а становится, и становится именно благодаря общению с другими людьми.
Психиатрические исследования показывают, к каким глубоким личностным расстройствам ведет лишение эмоциональных контактов, особенно в раннем детстве. В одном исследовании установлено: "Восстановление прерванных эмоциональных контактов возможно не более четырех раз, после чего ребенок перестает стремиться к такого рода контактам, и в общем, остается к ним равнодушным... вырастая, он оказывается „бездушным", бессовестным в том смысле, что отношения с другими людьми строит только лишь на холодном, сухом расчете".
В эмоциональных контактах с другими людьми у человека вырабатывается ощущение собственного достоинства, чувство защищенности, формируется уважение к людям, понимание их желаний, мыслей, чувств.
Коллектив создается не ради коллектива, его значение в том, что он дает возможность личности реализовать свою индивидуальность и творческий потенциал в совместной деятельности с другими членами коллектива, направленной на достижение цели, значимой как для личности, так и для коллектива и общества в целом.
Взаимоотношения людей в группах.
Человек в группе, коллективе вступает в отношения Двоякого рода: деловые (официальные) и личные (неофициальные). Деловые и личные отношения составляют систему межличностных отношений. Взаимоотношения между людьми на работе (учебе) подчинены двум видам правил: нормам юридическим (формальным) и нормам моральным (неформальным).
Администраторы (руководители, начальники) склонны ценить первые, сотрудники - вторые правила. Обе крайние позиции ущербны. При выполнении любой работы присутствуют и единые правила, и человеческие отношения. Формальные и неформальные отношения тесно переплетены. От того, насколько это понимает руководитель, в значительной степени зависит психологический климат в любом трудовом коллективе. Уровень управленческой культуры включает не только умение рационально организовывать работу, но и культуру межличностного общения. Безличность в отношениях с подчиненными - "психологическая глухота" руководителя.
Взаимоотношения людей в группах в значительной степени зависят от того, как они воспринимают друг друга. Личностные особенности воспринимающего оказывают на восприятие существенное влияние. Учеными выделены некоторые типичные искажения представлений о другом человеке, которые они назвали психологическими эффектами. Эти психологические эффекты могут в той или иной степени влиять на ход общения.
Восприятие другого человека всегда связано с эмоциональным переживанием складывающихся взаимоотношений. И представление каждого человека о самом себе поддерживается преимущественно реакциями людей, которых он знает лично. Каждый участник первичной группы оценивает других и оценивается ими. Поэтому отношения между членами группы или коллектива не одинаковы: может возникнуть обоюдная или односторонняя привязанность или неприязнь, а также равнодушие. Все это определяет положение члена коллектива в системе межличностных взаимоотношений. Одни люди пользуются большей популярностью, авторитетом, чем другие. Первые с большим желанием и чаще избираются для контактов.
Социально-психологический климат как показатель взаимоотношений в ученической группе
Комплексным показателем
взаимоотношений в коллективе является
его социально-психологический
1) к условиям и характеру
2) к коллегам, членам коллектива;
3) к руководителю коллектива.
Психологические аспекты организации совместной учебной деятельности. Основная деятельность учащихся в школе учение - традиционно планировалась и организовывалась педагогом в форме индивидуальной и фронтальной работы.
Результаты индивидуальной деятельности (например, сочинения, диктанты, самостоятельные работы, экзамены) полностью зависят от усилий лишь данного конкретного школьника. Более того, в условиях традиционных форм обучения нередко неудачи одних учеников невольно создают благоприятный фон для проявления успехов других. Такая деятельность учащихся является коактивной, т.е. построенной по принципу "рядом, но не вместе", и не предполагает совместных усилий и взаимопомощи, даже если цели и задачи работы всех исполнителей идентичны. Скорее наоборот, возможности сотрудничества здесь резко ограничиваются самим педагогом.
В условиях фронтальной работы на уроке (работа со всем классом одновременно), так же, как и в ситуации индивидуальной деятельности, успех каждого школьника не предполагает в качестве обязательного условия успех его товарищей. По существу фронтальная работа представляет собой один из вариантов индивидуальной деятельности школьников, лишь тиражированной по числу учеников в классе.
Наиболее эффективна учебная деятельность, организованная по групповому принципу, или групповая работа на уроке.
По сравнению с традиционной
индивидуальной и фронтальной формой
обучения групповая деятельность учащихся
на уроке в качестве необходимого
условия предполагает повышение
роли педагога в организации всего
учебно-воспитательного
Одним из них, например, является такой важный в школьных условиях показатель, как успеваемость каждого ученика и уровень его внепрограммных знаний.
В ходе специально организованного эксперимента выяснилось, что один и тот же человек по-разному и с разной степенью эффективности решает интеллектуальные задачи в зависимости не только, а может быть и не столько, от того, работает он в одиночестве или в присутствии кого-то, сколько от того, сходен с ним или противоположен ему этот второй по значимому критерию. Так как в рассматриваемом случае в качестве такого критерия выступает успеваемость, были подобраны два типа где: