Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2013 в 13:34, контрольная работа
Человек в течение жизни постоянно общается с другими людьми. В результате такого взаимодействия у него весьма значительно меняются настроение, восприятие окружающей действительности. Основным микроэлементом общества многие социальные психологи считают малую группу. Именно здесь разыгрываются те социально-психологические процессы, от которых зависит эмоциональное самочувствие каждого отдельного человека.
1. Введение……………………………………………………………………………………….2
2. Понятия о группах и коллективах………………………………………………..3
3. Социально-психологический климат как показатель взаимоотношений в ученической группе…………………………………………………………………...8
4. Заключение………………………………………………………………………………….20
Список литературы………………………………………………………………………
Как показало исследование, совершенно
особая ситуация складывается в классах,
претерпевших серьезные (не менее 75% новичков)
изменения по сравнению с соответствующим
IX классом. Это обусловлено тем, что
в X классе интенсивно протекают
Еще одним показателем усложнения неформальной структуры класса в этот период может служить появление такого нового основания для объединения учащихся в группы, как общность их профессиональных намерений. Психологические исследования показали, что если в подростковом возрасте межличностные взаимоотношения между соучениками во многом определяют выбор ими той или иной профессии, то к концу обучения в школе, когда планируемое профессиональное будущее оказывается максимально приближенным к настоящему, для многих старшеклассников именно их профессиональные намерения опосредствуют межличностные отношения с одноклассниками и способствуют формированию в рамках класса неформальных объединений учащихся по профессиональным интересам. Немаловажным является и то, что по уровню своего социально-психологического развития такие группировки, как правило, превосходят класс в целом.
Психологический контакт в педагогическом общении предполагает двустороннюю связь между общающимися. Условием поддержания и нормального развития его являются взаимное уважение и доверие лиц, вступивших в общение. Педагог в ходе учебно-воспитательной работы, вступая в контакт с учащимися, ожидает от них уважения, которое предполагает сама роль учителя. Эти обоснованные ролевые ожидания поддерживаются "Правилами для учащихся", традициями школы, единодушными требованиями учительского коллектива. Однако двусторонний характер контактов людей в общении, свою очередь, требует и от учителя уважения к учащимся и доверия к ним. Хорошо зная известную педагогическую формулу - "максимум требований к личности и максимум уважения и доверия к ней", некоторые учителя используют только первую часть, не считая для себя обязательным придерживаться второй, хотя это не две разные задачи, а одна и та же.
В случае, если педагог проявляет, при всей принципиальности и требовательности, доверие и уважение к своим воспитанникам, действенным оказываются даже его скупые замечания, в то время как очень аргументированные и логичные нотации оставляют сплошь и рядом подростка равнодушным, если он не ощущает за словом учителя уважительного отношения к себе.
В процессе совместной деятельности
в качестве причин конфликтов могут
выступать два рода детерминант:
предметно-деловые разногласия
В том случае, если во взаимодействии
людей, осуществляющих хорошо организованную,
общественно ценную совместную деятельность,
преобладают предметно-деловые
Бывают и ситуации, когда расхождения в личностно-прагматических интересах прикрываются предметно-деловыми разногласиями или же когда длительные предметно-деловые разногласия постепенно приводят к личностной неприязни. При этом "задним числом" отыскиваются и фиксируются и расхождения в личностных интересах.
Причиной возникновения
Дружеское общение.
Особую форму общения людей
представляет собой дружба как устойчивая
индивидуально-избирательная
Проблема поиска дружеского общения и друга становится особенно актуальной в подростковом возрасте. Об этом свидетельствуют наблюдения педагогов, интимные дневники подростков, интерес, который они проявляют к беседам на тему "О дружбе и любви". Однако нет основания утверждать, что эти поиски оказываются успешными, так как подростки сталкиваются с реальными трудностями, возникающими при сопоставлении истинного характера их взаимоотношений с высоким стандартом кодекса дружбы. Иногда разочарования при выявлении несоответствия складывающихся отношений с идеалом дружбы порождают ссоры между подростками. Последнее более свойственно общению девочек друг с другом.
Для подросткового возраста безусловно характерна потребность иметь друга. У подростка, как правило, складывается достаточно ясное представление об эталоне дружеского общения, однако наиболее типичным явлением этого возрастного периода является не столько сугубо парная дружба, к которой он стремится, сколько товарищество, предполагающее более широкое общение со сверстниками. Товарищеские отношения позволяют развертывать общение, в котором подросток обретает возможность продолжить себя значимыми для него чертами и качествами во многих сверстниках: с одним ему интересно обсуждать прочитанные книги, с другим - играть в настольный теннис, с третьим - говорить о будущей профессии или бизнесе.
Это отроческое товарищество
не может быть отождествлено
с поверхностными
Заключение:
Учебный коллектив имеет двойственную
структуру: во-первых, он является объектом
и результатом сознательных и
целенаправленных воздействий педагогов,
кураторов, которые определяют многие
его особенности (виды и характер
деятельности, число членов, организационную
структуру и т. д.); во-вторых, учебный
коллектив — это относительно
самостоятельное развивающееся
явление, которое подчиняется особым
социально-психологическим
Список литературы: