Межличностные отношения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2013 в 13:34, контрольная работа

Краткое описание

Человек в течение жизни постоянно общается с другими людьми. В результате такого взаимодействия у него весьма значительно меняются настроение, восприятие окружающей действительности. Основным микроэлементом общества многие социальные психологи считают малую группу. Именно здесь разыгрываются те социально-психологические процессы, от которых зависит эмоциональное самочувствие каждого отдельного человека.

Содержание

1. Введение……………………………………………………………………………………….2
2. Понятия о группах и коллективах………………………………………………..3
3. Социально-психологический климат как показатель взаимоотношений в ученической группе…………………………………………………………………...8
4. Заключение………………………………………………………………………………….20
Список литературы………………………………………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

межличностные отношения в учебных группах.docx

— 45.65 Кб (Скачать файл)

Как показало исследование, совершенно особая ситуация складывается в классах, претерпевших серьезные (не менее 75% новичков) изменения по сравнению с соответствующим IX классом. Это обусловлено тем, что  в X классе интенсивно протекают группообразовательные процессы. При этом отсутствие в таких классах прямого противостояния "старожилы" – новички позволяет каждому проявить себя в полной мере. Имеющиеся в такой ученической группе "старожилы", как правило, преуспевавшие в IX классе, вынуждены приложить все усилия для того, чтобы занять благоприятное положение в новой внутригрупповой структуре, а новички, даже если и занимали в своем бывшем классе низкостатусную позицию, получают реальную возможность завоевать достойное положение в системе межличностных отношений X класса. Немаловажен и тот факт, что работающие в таких классах учителя вынуждены в изменившихся условиях, хотят они того или не хотят, отказаться от сложившихся у них ложных стереотипов, пересмотреть точку отсчета, по-новому подойти к оценке каждого ученика.

Еще одним показателем усложнения неформальной структуры класса в  этот период может служить появление  такого нового основания для объединения  учащихся в группы, как общность их профессиональных намерений. Психологические исследования показали, что если в подростковом возрасте межличностные взаимоотношения между соучениками во многом определяют выбор ими той или иной профессии, то к концу обучения в школе, когда планируемое профессиональное будущее оказывается максимально приближенным к настоящему, для многих старшеклассников именно их профессиональные намерения опосредствуют межличностные отношения с одноклассниками и способствуют формированию в рамках класса неформальных объединений учащихся по профессиональным интересам. Немаловажным является и то, что по уровню своего социально-психологического развития такие группировки, как правило, превосходят класс в целом.

Психологический контакт в педагогическом общении предполагает двустороннюю связь между общающимися. Условием поддержания и нормального развития его являются взаимное уважение и доверие лиц, вступивших в общение. Педагог в ходе учебно-воспитательной работы, вступая в контакт с учащимися, ожидает от них уважения, которое предполагает сама роль учителя. Эти обоснованные ролевые ожидания поддерживаются "Правилами для учащихся", традициями школы, единодушными требованиями учительского коллектива. Однако двусторонний характер контактов людей в общении, свою очередь, требует и от учителя уважения к учащимся и доверия к ним. Хорошо зная известную педагогическую формулу - "максимум требований к личности и максимум уважения и доверия к ней", некоторые учителя используют только первую часть, не считая для себя обязательным придерживаться второй, хотя это не две разные задачи, а одна и та же.

В случае, если педагог проявляет, при всей принципиальности и требовательности, доверие и уважение к своим  воспитанникам, действенным оказываются  даже его скупые замечания, в то время  как очень аргументированные  и логичные нотации оставляют  сплошь и рядом подростка равнодушным, если он не ощущает за словом учителя  уважительного отношения к себе.

В процессе совместной деятельности в качестве причин конфликтов могут  выступать два рода детерминант: предметно-деловые разногласия и  расхождение личностно-прагматических интересов.

В том случае, если во взаимодействии людей, осуществляющих хорошо организованную, общественно ценную совместную деятельность, преобладают предметно-деловые противоречия, возникший конфликт, как правило, не ведет к разрыву межличностных  отношений и не сопровождается нагнетанием  эмоциональной напряженности и враждебности. В то же время противоречия в сфере личностно-прагматических интересов легко переходят в неприязнь и вражду. Отсутствие общего дела ставит людей, преследующих свои узкоэгоистические цели, в ситуацию конкуренции, где выигрыш одного означает проигрыш другого. Это не может не обострять межличностные отношения.

Бывают и ситуации, когда расхождения  в личностно-прагматических интересах  прикрываются предметно-деловыми разногласиями  или же когда длительные предметно-деловые  разногласия постепенно приводят к  личностной неприязни. При этом "задним числом" отыскиваются и фиксируются  и расхождения в личностных интересах.

Причиной возникновения конфликтов являются также непреодоленные смысловые  барьеры в общении, препятствующие налаживанию взаимодействия общающихся. Смысловой барьер в общении - это  несовпадение смыслов происходящих событий для участников взаимодействия и в частности смыслов высказанного требования, просьбы, приказа для  партнеров, создающее препятствие  для их взаимопонимания и взаимодействия.

 

Дружеское общение.

Особую форму общения людей  представляет собой дружба как устойчивая индивидуально-избирательная система  взаимоотношений и взаимодействия, характеризующаяся взаимной привязанностью общающихся, высокой степенью удовлетворенности  общением друг с другом, взаимными  ожиданиями ответных чувств и предпочтительности. Развитие дружбы предполагает следование ее неписанному кодексу, утверждающему необходимость взаимопонимания, откровенность и открытость, доверительность, активную взаимопомощь, взаимный интерес к делам другого, искренность и бескорыстие чувств. Серьезные нарушения кодекса дружбы ведут либо к ее прекращению, либо к сведению дружбы к поверхностным приятельским отношениям, либо даже к превращению в свою противоположность - вражду.

Проблема поиска дружеского общения  и друга становится особенно актуальной в подростковом возрасте. Об этом свидетельствуют  наблюдения педагогов, интимные дневники подростков, интерес, который они  проявляют к беседам на тему "О  дружбе и любви". Однако нет основания утверждать, что эти поиски оказываются успешными, так как подростки сталкиваются с реальными трудностями, возникающими при сопоставлении истинного характера их взаимоотношений с высоким стандартом кодекса дружбы. Иногда разочарования при выявлении несоответствия складывающихся отношений с идеалом дружбы порождают ссоры между подростками. Последнее более свойственно общению девочек друг с другом.

Для подросткового возраста безусловно характерна потребность иметь друга. У подростка, как правило, складывается достаточно ясное представление об эталоне дружеского общения, однако наиболее типичным явлением этого возрастного периода является не столько сугубо парная дружба, к которой он стремится, сколько товарищество, предполагающее более широкое общение со сверстниками. Товарищеские отношения позволяют развертывать общение, в котором подросток обретает возможность продолжить себя значимыми для него чертами и качествами во многих сверстниках: с одним ему интересно обсуждать прочитанные книги, с другим - играть в настольный теннис, с третьим - говорить о будущей профессии или бизнесе.

 Это отроческое товарищество  не может быть отождествлено  с поверхностными приятельскими  отношениями, так как субъект  товарищеского общения стремится  быть представленным в жизнедеятельности  сверстников значимыми для него  сторонами своей индивидуальности, отыскивая возможности быть действенно  продолженным в других тем,  что не только для него самого, но и для них важно и ценно.  Дружба подростков - это этап на  пути развития дружеского общения,  подлинная глубина которого раскрывается  у взрослых людей, достигших  социальной зрелости. Идеал парного  дружеского общения подростки  чаще всего, хотя и не исключительно,  обретают в складывающихся интимных  отношениях между полами, в первых  проявлениях ранней юношеской  любви.

Заключение:

Учебный коллектив имеет двойственную структуру: во-первых, он является объектом и результатом сознательных и  целенаправленных воздействий педагогов, кураторов, которые определяют многие его особенности (виды и характер деятельности, число членов, организационную  структуру и т. д.); во-вторых, учебный  коллектив — это относительно самостоятельное развивающееся  явление, которое подчиняется особым социально-психологическим закономерностям. Учебный коллектив, образно говоря, социально-психологический организм, требующий индивидуального подхода.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

  1. Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: Издательство Московского Университета, 2007. – 195 с.
  2. Битянова М.Р. Социальная психология. – М.: Просвещение, 2004. – 83с.
  3. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. – М.: Просвещение, 2005. – 352 с.
  4. Драгунова Т.В., Эльконин Д.Б. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков. – М.: Просвещение, 2007. – 156 с.
  5. Донцов А.И. Психология коллектива. - М.: Издательство Московского Университета, 2004. – 174 с.
  6. Кузьмин Е.С. Методы социальной психологии. - М.: ЛГУ, 2007. – 168 с.
  7. Фельдштейн Д.И. Психологические аспекты изучения современного подростка. М.: Вопросы психологии, 2005. – 32 с.
  8. Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. - М.: ВЛАДОС, 2007. -508 с.

 


Информация о работе Межличностные отношения