Межличностные отношения в малой группе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2012 в 10:50, реферат

Краткое описание

Личность, группа, коллектив, общество - явления, которые взаимосвязаны логикой развития человечества. Поэтому личность человека нельзя рассматривать вне того социального контекста, органической подсистемой которого она является. Между тем социальная среда состоит из различных элементов, играющих неодинаковую роль во всей общественной системе, оказывающих на человека весьма различное по силе и по характеру влияние.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Понятие “малой группы” и ее основные отличительные черты…………4
2. Виды малых групп………………………………………………………….9
Заключение……………………………………………………………………….17
Список использованной литературы…………………………..

Вложенные файлы: 1 файл

Межличностные отношения.docx

— 36.12 Кб (Скачать файл)

  Хотя  и не существует общепринятой классификации  малых групп, имеется множество  их делений, основанных на различных  критериях (3; 4; 13; 17; 24).

  Так, известный социальный психолог Ш. Бюлер (3, 30) подразделяет группы на естественные и искусственные в зависимости  от действия двух факторов: естественных потребностей и рациональной точки  зрения. Она ссылается на Ф. Тенниса, объясняющего различия между естественно  и искусственно созданными группами противоположностью между “общностью”  и “обществом”, и на Э. Дюркгейма, противопоставляющего “органическую  солидарность” “механической солидарности”. В качестве примера естественной группы указывается семья - наиболее ярко выраженная организация, основанная на естественных факторах. Классическим примером искусственной группы является современное предприятие или  фабрика - организация, построенная  на рациональных основах.

  Больший интерес, на мой взгляд, в смысле практического применения представляет деление групп на формальные и  неформальные. Главное различие между  упомянутыми группами заключается  в организации власти, в типе руководства.

  В формальных группах - политических партиях, государственных, религиозных и  других организациях - имеется определенная организация, иерархия, определенные формальные правила, “процедура” власти; в  неформальных группах власть признается и поддерживается, не будучи формально  фиксированной где бы то ни было (в группе играющих детей с общепризнанным вожаком, в группе друзей и т. д.). Я. Л. Коломинский (6) также считает, что  для первых, которым присуща организованная структура (школьный класс, студенческая группа, производственная бригада, воинское подразделение, экипаж самолета и т. д.), характерны деловые отношения  между их членами (макроструктура), а для вторых (здесь, кроме друзей, упоминаются граждане, ждущие на остановке автобус, соседи и другие) - система личных и межличностных отношений (положительные, отрицательные или безразличные, индифферентные), возникающих стихийно (микроструктура).

  Деление групп в зависимости от способа  их образования на организованные и  неорганизованные, возникшие случайно, без постоянной согласованной деятельности, без общей устойчивой цели и структуры, а только в связи с некоторыми временными общими устремлениями, совпадением  настроений и действий, не имеет  самостоятельного значения вне классификации  их на формальные и неформальные.

  Формальной  группе присущи: ясная и рациональная цель, определенные функции, основанная на иерархии структура, предполагающая наличие должностей, прав и обязанностей, определенных соответствующими правилами; формальные отношения между людьми обусловлены непосредственно их должностным положением, а не их личными качествами.

  У неформальной группы (соседи, компании в быту или на работе и т. д.), которая  чаще всего объединяет от 2 до 30 лиц, отсутствуют фиксированные цели и должности, структура отношений  и нормы взаимоотношений определяются непосредственно личными качествами людей; нет ясно регулируемых правил членства, вступления и выхода из группы; члены неформальной группы хорошо знают  друг друга, часто видятся, встречаются  и находятся в отношениях доверия, но не кровного родства (3; 13; 19; 20).

  Рассмотренное нами деление на группы несет в  себе некоторый элемент относительности; с одной стороны, неформальная группа может превращаться в формальную, например, друзья основывают организацию; с другой стороны, группа может быть одновременно и формальной и неформальной, как, например, школьный класс.

  Формальная  группа со своей стороны может  быть как официальной (предприятие, бригада, профсоюзные, общественные или  государственные организации и  др.), так и не признанной официальной  структурой, т. е. неофициальной (тайная организация, нелегальная группа и т. д.). Следовательно, не каждая формальная группа является официальной, и потому не следует употреблять как однозначные термины “формальная”, “официальная” (соответственно “неформальная”, “неофициальная”) группа.

  Г. Диркс выделяет три вида групп: формальные или “принудительные” (он называет их еще “целевыми” или “рабочими”), неформальные (“добровольные” или  “инициативные”) и “клики” (3, 32). К  формальным или организованным группам  он относит все подразделения  системы управления и экономики (мастерская на предприятии, “компания  в армии” и др.). Эти группы отличаются следующими специфическими особенностями: они имеют планомерное расчленение  с ясно установленными задачами и  обязанностями, авторитет руководства  обуславливается служебным положением, а не личностью человека, существуют определенные правила поведения  и взаимоотношений в группе, отсутствует  выбор партнеров. Для неформальных групп (группы по интересам, как, например, хоровые объединения, кегельклубы, объединения любителей голубей, группа спутников, клуб кинолюбителей) характерны следующие специфические  особенности: они возникают не по распоряжению, предписанию сверху, а благодаря активности одного или  нескольких индивидов; вместо начальников  они имеют неформальных лидеров, которые являются выразителями групповых  интересов и целей, обладают авторитетом  и личными качествами для оказания влияния на членов группы; силы, связывающие  неформальные группы,- это общие  интересы, “тон общения” и привычки; в них развивается ярко выраженное чувство общей привязанности  к группе; осуществляется принцип  добровольности - люди с одинаковыми  чувствами и интересами объединяются на основе добровольности, чтобы общими усилиями достигать намеченные цели. Под “кликой” Г. Диркс понимает “особую форму неформальных групп, которые преследуют подчеркнуто  эгоистические и противоречащие большим общностям цели”. В них  царит “подчеркнутая групповая  дисциплина”, они имеют свою “особую  мораль”, “особые интересы”. Автор указывает следующие виды клик: с одной стороны, религиозные секты, с другой стороны, клики уголовников.

  Диркс считает, что общей для этих двух видов клик является только групповая  “форма”, в то время как ценностные аспекты, положительные или отрицательные, принципиально отличают эти группы.

  Мне кажется, что классификация Г. Диркса, хотя она и затрагивает основные виды групп, не может быть принята  безоговорочно, ибо здесь наблюдается  явное смешение формальных и неформальных групп. Так, например, “компания в  армии”, которая, по существу, неформальна, толкуется как формальная, а “хоровое объединение” - только как неформальная.

  Обоснованную  и подробную классификацию групп  в зависимости от их специфической  роли и места в структуре общества дает В. А. Гаврилов. К основным видам  малых социальных групп он относит: 1) малые социально-экономические  группы людей, лично взаимодействующих  в сфере труда, - малые трудовые коллективы (производственно-промышленные, сельскохозяйственные, транспортные, учебные, воинские, научные, в сфере  бытового обслуживания, искусства, здравоохранения, просвещения и семьи); 2) малые  социально-политические группы людей, представляющие в данном коллективе интересы определенных социально-политических институтов, которые функционируют  в рамках всего общества,- партийные, профсоюзные группы, бригадиры, мастера, начальники цехов, командиры, заведующие отделами, уполномоченные государством представлять его интересы в данном коллективе и другие; 3) любительские (самодеятельные) малые социальные группы, преимущественно в сфере  свободного времени - коллективы художественной самодеятельности, но в тоже время  группы хулиганов, пьяниц и т. д.; 4) малые  возрастные группы, созданные на основе известного совпадения условий жизни, потребностей, привычек, интересов  и т. д.; 5) группы, основанные на принадлежности к полу -женские и мужские (армейские, учебные, производственные и т. д.); 6)территориально-бытовые  группы людей, объединенных по месту жительства и совместному использованию окружающей их материально-технической среды (жилищно-коммунально-бытовых удобств, помещений и тому подобное) (3, 34).

  Малые группы также бывают: временными или  относительно постоянными (в зависимости  от устойчивости или времени функционирования); сплоченными, слабо сплоченными  и конфликтными (в соответствии со степенью сплоченности или интеграции); интровертными - ориентированными “внутрь”, и экстравертными, ориентированными “вовне” (для первых характерны лояльность, терпимость, приветливость между  их членами, а для вторых, напротив, - неприязнь друг к другу, недружелюбные  отношения).

  Г. М. Андреева (3) упоминает еще первичные (семья) и вторичные (профессиональные, трудовые, учебные, политические, религиозные ) группы, а Я. Л. Коломинский (5) - реальные и условные (на том же основании: наличие непосредственного общения  в определенное время или отсутствие непосредственного контакта, необязательность межличностного общения в пространстве и времени, поддержание связи  между членами преимущественно  с помощью технических средств: телефона, телеграфа и т. д.).

  Еще одним основанием для классификации  групп является дифференциация их по характеру организации, регулирующей взаимодействие членов группы. Это  официальная или неофициальная  организация, обуславливающая структуру  группы. Официальная организация  предполагает заданность извне структуры  группы. Распределение функциональных обязанностей, в частности типа “руководитель - подчиненный”, осуществляется должностными инструкциями, имеющими юридический  статус. Неофициальная организация  группы регулируется внутренними структурными особенностями, которые формируются  вследствие психологического, а не правового, взаимодействия людей. Между  официальной и неофициальной  организациями можно выделить промежуточный тип групп, его можно назвать случайным. К. К. Платонов (15) называет их неорганизованными группами. Сюда относятся все группы, участвующие в массовых мероприятиях: театр, кино, экскурсии и т. д. Официальным здесь является только необходимость быть вместе группе людей. Объединение в группы добровольное, временное и определяется сходством интересов. Общество санкционирует возможность таких объединений, что говорит об официальной стороне объединения групп. Л. И. Уманский (15) предлагает для такого типа групп название конгломерат. Конгломерация - такое соединение отдельных предметов в одно целое, при котором они сохраняют свои черты и свойства. Но поскольку такая группа людей - это не только объекты, но и субъекты, вступающие в некоторый контакт, происходит определенное взаимовлияние. Формирование субъективных переживаний, мнений, оценок осуществляется не только, например, источником информации (спектаклем или кинофильмом), но и характером общего группового состояния. Группа незнакомых людей, вынужденных в той или иной мере взаимодействовать, представляет собой тот конгломерат, который может со временем превратиться даже в коллектив. При образовании семьи регулятором этого процесса является взаимная привлекательность (притяжение и симпатия). При закреплении союза юридическими органами семья становится официальной группой - ячейкой общества. Этот тип групп одобряется социальным окружением, общество заинтересовано в подобного типа группах. Общественные нормы, обычаи регулируют или корректируют внутрисемейную структуру.

  Неофициальным типом групп являются группы друзей, товарищей, приятелей. Общепринятым считается, что для оптимального функционирования групп необходимо соответствие ее внешней (официальной) и внутренней (неофициальной) организаций. Сколько бы не были формализованы  отношения в официальных группах, межличностные отношения, группировка  членов осуществляются по признакам  симпатий-антипатий.

  Традиционной  для отечественной психологии и  социологии считается классификация  А.В. Петровского (13; 15; 16; 20), который  считает целесообразным при классификации  групп определять степень их развития, учитывая характер межличностных отношений, формирующихся в зависимости  от ценностно-ориентационного единства группы (оптимального совпадения целей, связывающих личность, группу, общество).

  Иерархия  реальных контактных групп может  быть представлена следующим образом: 1) диффузная группа - в ней взаимоотношения  опосредуются не содержанием групповой  деятельности, а только симпатиями - антипатиями; 2) ассоциация - группа, в  которой взаимоотношения опосредуются только личностно значимыми целями; 3) корпорация - взаимоотношения опосредуются личностно значимым, но асоциальным  по своим установкам содержанием  групповой деятельности; 4) коллектив - взаимоотношения опосредуются личностно  значимым и общественно ценным содержанием  групповой деятельности.

  В соответствии с признаком “отношение личности к групповым нормам”  особо выделяются референтные, или  эталонные группы, которые могут  быть как малыми, так и большими, - класс или общественный слой. Понятие  “референтная группа” (от английского refer - относиться) в социальной психологии, социологии и психологии означает социальную (экономическую, политическую, культурную, профессиональную и др.) группу, к  которой данный индивид относит  себя сознательно. Впервые оно было введено в американской социальной психологии (30-е годы XX века) в связи  с установлением того факта, что  члены определенной социальной группы строят подчас свое поведение согласно нормам и ценностям, принятым не в  той социальной группе, к которой  они реально принадлежат, а в  той, к которой себя относят.

  Понятие “референтная группа”, которому в  социальной психологии малых групп  уделяется большое внимание, употребляется  в четырех основных значениях: 1) группа, на которую данный индивид  ориентируется в своих действиях; 2) группа, которая служит образцом, эталоном или критерием для оценки личного поведения; 3) группа (категория людей), в которую индивид стремится вступить, стать ее членом, т. е. группа, в деятельности которой данное лицо хочет участвовать; 4) группа, чьи взгляды и ценности служат своеобразной мерой сравнения, социальной “рамкой соотнесения” индивида, который не является непосредственно ее членом (3; 16).

Информация о работе Межличностные отношения в малой группе