Межличностные отношения в малой группе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2012 в 10:50, реферат

Краткое описание

Личность, группа, коллектив, общество - явления, которые взаимосвязаны логикой развития человечества. Поэтому личность человека нельзя рассматривать вне того социального контекста, органической подсистемой которого она является. Между тем социальная среда состоит из различных элементов, играющих неодинаковую роль во всей общественной системе, оказывающих на человека весьма различное по силе и по характеру влияние.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Понятие “малой группы” и ее основные отличительные черты…………4
2. Виды малых групп………………………………………………………….9
Заключение……………………………………………………………………….17
Список использованной литературы…………………………..

Вложенные файлы: 1 файл

Межличностные отношения.docx

— 36.12 Кб (Скачать файл)

  Разграничиваются  “реальные” и “вымышленные”, “воображаемые” референтные группы (например, инженер  относит себя к инженерам и  одновременно причисляет к “духовной  элите”, не существующей реально как  группа). Референтная группа может  и совпадать с действительной группой индивида (инженер причисляет себя к инженерно-технической интеллигенции), но может и не совпадать с ней. Понятие референтной группы может  быть инструментом изучения механизма  взаимодействия между объективным  социальным положением человека и его  субъективным восприятием этого  положения как факторами формирования поведения личности. Теория референтных  групп находит широкое применение при анализе различных явлений. Она используется для создания систем социальной стратификации общества, для объяснения и понимания отклоняющегося поведения и внутренних конфликтов личности, конфликтов между социальными  ролями и т.д. На мой взгляд, понятие  референтной группы имеет важное значение и в практике воспитания (особенно в школе) для осуществления  принципа индивидуального подхода, формирования и развития желательных  качеств личности. Педагогическое воздействие  предполагает обязательный учет того обстоятельства, к какой группе относит  себя данный ученик (способные, неспособные, активные, пассивные и т. п.). Знание и принятие во внимание структуры  обыденного сознания, выраженного, в  частности, в явлении референтной  группы, являются важной социально-психологической  предпосылкой правильной организации  процессов социальной жизни. 

  Заключение 

            Психология и поведение отдельного человека как личности существенно зависят от социальной среды. Последняя представляет собой сложно устроенное общество, в котором люди объединены друг с другом в многочисленные, разнообразные, более или менее устойчивые соединения, называемые группами. Среди таких групп можно выделить большие и малые. Большие представлены государствами, нациями, народностями, партиями, классами, другими социальными общностями, выделяемыми по профессиональным, экономическим, религиозным, культурным, образовательным, возрастным, половым и другим всевозможным признакам. Через эти группы опосредованно осуществляется воздействие идеологии общества на психологию составляющих их людей. [1, 18] 
Непосредственным проводником влияния общества и больших социальных групп на индивида является малая группа. Она представляет собой небольшое объединение людей (от 2-3 до 20-30 человек), занятых каким-либо общим делом и находящихся в прямых взаимоотношениях друг с другом. Малая группа представляет собой элементарную ячейку общества. В ней человек проводит большую часть своей жизни. Известный тезис о зависимости психологии и поведения личности от социальной среды правильнее было бы сформулировать как мысль о зависимости личности от психологии и отношений, существующих в малых группах. Примерами малых групп, наиболее значимых для человека, являются семья, школьный класс, трудовой коллектив, объединения близких друзей, приятелей и т.п. 
Малую группу характеризует психологическая и поведенческая общность ее членов, которая выделяет и обособляет группу, делает ее относительно автономным социально-психологическим образованием. Эта общность может обнаруживаться по разным характеристикам - от чисто внешних (например, территориальная общность людей как соседей) до достаточно глубоких внутренних (например, члены одной семьи). Мера психологической общности определяет сплоченность группы - одну из основных характеристик уровня ее социально-психологического развития. 
Малые группы могут быть разными по величине, по характеру и структуре отношений, существующих между их членами, по индивидуальному составу, особенностям ценностей, норм и правил, взаимоотношений, разделяемых участниками, межличностным отношениям, целям и содержанию деятельности. Количественный состав группы на языке науки называется ее размером, индивидуальный - композицией. Структуру межличностного общения, или обмена деловой и личностной информацией, именуют каналами коммуникации, нравственно-эмоциональный тон межличностных отношений - психологическим климатом группы. Общие правила поведения, которых придерживаются члены группы, называют групповыми нормами. Все перечисленные характеристики представляют собой основные параметры, по которым выделяют, разделяют и изучают малые группы в социальной психологии.


Информация о работе Межличностные отношения в малой группе