Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 08:00, курсовая работа
Личность индивида развивается в обществе, в котором он живет и зависит от системы отношений, в которые он включается. Природа межличностных отношений сложна. В них проявляются как сугубо индивидуальные качества личности – её эмоциональные и волевые свойства, интеллектуальные возможности, – так и усвоенные личностью нормы и ценности общества. Вступая в межличностные отношения, самые разнообразные по форме, содержанию, ценностям, структуре человеческих общностей – в детском саду, в классе, в дружеском кругу, в различного рода формальных и неформальных объединениях – индивид проявляет себя как личность и представляет возможность оценить себя в системе отношений с другими.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ ………………………………………………………………………6
Сущность и характеристика понятия «межличностные отношения» и его интерпретация в психолого-педагогической литературе…………...6
Индивидуально-психологические особенности развития личности подростка………………………………………………………………….12
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ……………………………………..17
Организация исследования межличностных отношений между подростками в ученическом коллективе……………………………..17
Диагностика межличностных отношений подростков в классе…………………………………………………………………...18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ЭЛЕКТРОННЫХ РЕСУРСОВ ……………………………………………………………………..25
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………...27
Исходя из этого, актуальность
данной темы определяется следующими
аспектами: подростки активно
Для диагностики межличностных отношений в психологии существует целый ряд методов: социометрия, аутосоциометрия, референтометрия, групповая оценка межличностных предпочтений (ГОМП), цветовой тест изучения межличностных предпочтений в группе, проксемический тест изучения межличностных отношений, проективная методика «Незаконченные предложения», методика диагностики межличностных отношений Т. Лири, тест А. Ассингера (оценка агрессивности в отношениях), методика Q-сортировка, тест на оценку самоконтроля в общении М. Снайдера и др. Главной и обязательной при изучении межличностных отношений в малой группе является социометрия Дж. Морено, которую мы тоже используем при диагностике межличностных отношений в подростковом возрасте.
Психологические исследования были проведены на базе 11 «Б» класса средней школы № 9 г. Мозыря (классный руководитель – Овчинникова Ирина Николаевна). В классе 23 учащихся, из них 11 мальчиков и 12 девочек. В исследовании принимало участие 23 человека.
Для изучения межличностных отношений подростков мы использовали следующий пакет методик:
При проведении «Теста на оценку самоконтроля в общении» М. Снайдера учащимся было предложено ответить на 10 предложений, описывающих реакции на некоторые ситуации. Каждое из этих предложений учащимся следовало оценить как верное или неверное. Тест опросника учащимся был предложен в распечатанном виде. Заранее дети были предупреждены о конфиденциальности ответов.
Тест включает в себя следующие предложения:
Результаты исследования
по тесту на оценку самоконтроля в
общении (см. приложение 1) показали, что
в данной группе преобладает средний
коммуникативный контроль у 39 % учащихся.
Подростки искренни, но не сдержаны
в своих эмоциональных
Высокий уровень коммуникативного контроля составляет 22 %. Такие люди легко входят в любую роль, гибко реагируют на изменение ситуации, хорошо чувствуют и даже в состоянии предвидеть впечатления, которое они производят на окружающих.
У 35 % учащихся низкий коммуникативный контроль. Их поведение устойчиво, и они не считают нужным изменяться в зависимости от ситуаций. Они способны к искреннему самораскрытию в общении, прямолинейны.
Из результатов теста следует, что в данном коллективе несмотря на то, что большинство подростков стремятся принимать остальных, принадлежать к различным социальным группам и быть как можно больше и чаще среди людей, однако при этом они считаются с мнениями окружающих. Многие не желают приспосабливаться в новом коллективе.
Результаты теста на оценку самоконтроля в общении
При диагностике межличностных отношений перед нами главной задачей является выявление социального статуса каждого учащегося и уровня межличностных отношений в классе. Для исследования использовалась методика Дж. Морено «Социометрия», цель которой – изучить социометрический статус ученика в классе, особенности взаимоотношений.
Исследование направлено на решение следующих задач:
Материалы: бланк социометрического опроса, список членов группы, социоматрица (см. приложение 2).
Эксперимент проводится с учащимися всего класса. Каждому школьнику дается лист бумаги. В левом верхнем углу ученики пишут свою фамилию. Учащимся зачитывается один из ниже перечисленных вопросов и предлагается ответить на него, записав фамилии трех своих одноклассников, кого они хотели бы взять для совместной деятельности.
Варианты вопросов:
В процессе исследования мы стремились установить атмосферу доверия в отношениях с учащимися.
На основании ответов учащихся была составлена социоматрица (см. приложение 2). Теоретически возможное количество выборов – 23, количество полученных выборов (социометрический статус группы) – 23.
На основании подсчетов мы определили социометрический статус учащихся:
«социометрические звезды» – 6 и более выборов – 1
«предпочитаемые» – 4–5 выборов – 8
«пренебрегаемые» – 1–3 выбора – 12
«изолированные» – 0 выборов – 2
Учитывая приведенные данные, мы определили:
КВ = (46/69) * 100% = 66,66%
КИ = (3/69) * 100% = 4,3 %
Таким образом, межличностные отношения в классе можно оценить как благоприятные, так как «коэффициент взаимности» составляет 66,66 %, в то время как «коэффициент изолированности» незначителен (4,3 %).
Формирование благоприятных межличностных отношений между подростками в классе процесс достаточно длительный, требующий от педагога мастерства в общении, хорошего знания педагогической и возрастной психологии.
Таким образом, в результате диагностики мы определили межличностные отношения подростков в классе. Для улучшения взаимоотношений в ученическом коллективе можно предложить следующие рекомендации:
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, подведя итог теоретической и практической части, можно сказать, что у подростка очень ярко проявляется желание быть принятым, признанным, уважаемым товарищами. Это становиться важнейшей потребностью. Неблагополучие в отношениях с одноклассниками, отсутствие близких товарищей, друга или разрушение дружбы порождают тяжелые переживания, расцениваются как личная драма. Самая неприятная для подростка ситуация – искреннее осуждение коллектива, товарищей, нежелание общаться, а самое тяжелое наказание – открытый или негласный бойкот. Переживание одиночества тяжко и невыносимо для подростка.
Заинтересованность подростка в уважении и признании сверстников делает его чутким к их мнениям и оценкам. На их основе он оценивает свое положение, свой авторитет и степень влияния на остальных членов группы, что немаловажно для самооценки личности подростка.
Межличностные отношения играют важную роль в жизни каждого человека, оказывая существенное влияние на развитие личности, так как человек, включенный в систему групповых отношений, усваивает социальные нормы, ценностные ориентации и духовную культуру в процессе взаимодействия с другими людьми. И лишь постоянное общение индивида с более развитыми, чем он сам, личностями, обладающими ценными знаниями, умениями и навыками, обеспечивает ему возможность приобщения к соответствующим духовным ценностям.
Для подросткового возраста характерно господство детского сообщества над взрослым, поскольку у подростка формируются ценности, которые больше понятны и близки сверстнику, чем взрослым.
Развитие межличностных отношений со сверстниками в подростковый период необходимо, поскольку ребенок осваивает в этом возрасте область моральных норм и новую социальную ситуацию развития. Вне группы он не может выработать необходимых взрослому качеств для дальнейшего успешного формирования личности.
Потребность в общении со сверстниками, которых не могут заменить родители, также проявляется в том, что общение сверстников является очень важным каналом информации; по нему подростки узнают многие необходимые им вещи, которые им по тем или иным причинам не сообщают взрослые.
В результате проведенных
исследований мы освоили методику диагностики
межличностных отношений
Практическая работа по теме
показала, что в классе, где проводились
исследования, созданы благоприятные
условия для формирования оптимальных
межличностных отношений между
учащимися. Благоприятный психологический
климат является обязательным условием
для формирования оптимальных межличностных
отношений между учащимися. Вместе
с тем, чем выше уровень межличностных
отношений, тем благоприятнее
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ЭЛЕКТРОННЫХ РЕСУРСОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ «ТЕСТА НА ОЦЕНКУ САМОКОНТРОЛЧ В ОБЩЕНИИ» М. СНАЙДЕРА
0–3 балла набрало 8 человек. У них наблюдается низкий коммуникативный контроль. Поведение устойчиво, они не считают нужным изменяться в зависимости от ситуации. Способны к искреннему самораскрытию в общении. Некоторые считают их «неудобными» по причине их прямолинейности.
Низкий уровень
4–7 баллов набрало 9 человек. У них средний уровень коммуникативного контроля. Они искренни, но не сдержанны в своих эмоциональных проявлениях. Считаются в своем поведении с окружающими людьми.
Средний уровень коммуникативного контроля составляет 39 % из общего количества испытуемых.
7–10 баллов набрало 5 человек. У них наблюдается высокий уровень коммуникативного контроля. Они легко входят в любую роль, гибко реагируют на изменение ситуации, хорошо чувствуют себя и даже в состоянии предвидеть впечатление, которое они производят на окружающих.
Информация о работе Межличночтные отношения между подростками в классе