Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2015 в 22:26, контрольная работа
Концепция депривации, по сути, вскрывает общий механизм реализации и взаимодействия потребностей и интересов в обществе. Столкновение интересов личности, группы, общества с объективными возможностями в социальной жизни, в конкретных условиях взаимодействия с другими социальными субъектами - это, как правило, столкновение одних интересов с другими, им препятствующими.
В отличие от когнитивного (познавательного) конфликта, противоборство, основанное на столкновении интересов различных социальных субъектов, назовем конфликтом интересов.
Введение.
Концепция депривации, по сути, вскрывает общий механизм реализации и взаимодействия потребностей и интересов в обществе. Столкновение интересов личности, группы, общества с объективными возможностями в социальной жизни, в конкретных условиях взаимодействия с другими социальными субъектами - это, как правило, столкновение одних интересов с другими, им препятствующими.
В отличие от когнитивного (познавательного) конфликта, противоборство, основанное на столкновении интересов различных социальных субъектов, назовем конфликтом интересов.
В отношениях между собой все социальные субъекты обычно очерчивают сферу своих интересов, соотнося их с представлениями о том, каковы должны быть интересы другого и каковы они на самом деле. Не следует думать, что в общении интерес - это абсолютное и неизменное выражение намерения одного лица безотносительно к ситуации. Интерес при взаимодействии всегда включает некое представление о допустимых и возможных интересах другого. Представления о себе, соотнесенные с представлениями о другом и выраженные так или иначе в поведении субъекта, формируют то, что иногда обозначается как "самоопределение" в общении. Например, в ситуации межгосударственного общения это может быть определение границ собственной территории, которое явно связано с представлениями о том, каковы должны быть границы соседа.
Объяснение природы общественных конфликтов имеет давнюю традицию, отдающую приоритет анализу противоборства интересов. В глобальном масштабе такое противоборство проявляется в борьбе государств за изменение критериев и оснований распределения ресурсов, приобретения территорий и т.п. Зачастую интерес прямо не ассоциируется с материальными благами, он может вытекать из религиозных, культурных, профессиональных устремлений. Объективный и детальный анализ противоречий, столкновений интересов (особенно классовых, групповых и национальных) может существенно прояснить картину конфликтов в стране, регионе, да и в малой социальной группе.
Анализ самых разнообразных конфликтов свидетельствует о том, что какие бы конкретные причины ни лежали в основе поведения противоборствующих сторон, в конечном счете они отражают их интересы, которые в случае конфликта оказываются несовместимыми или противоположными. Гитлеровская Германия стремилась к захвату чужих земель, европейские страны - к независимости и суверенитету. Вор похищает чужое имущество, собственник его защищает. Супруги ссорятся по поводу денег: каждый стремится самостоятельно использовать семейные средства, и каждый по-своему прав, отстаивая свои интересы.
При анализе интересов некоторые исследователи обращают внимание на смежные социальные и психологические явления, в том числе генетически предшествующие интересу. Такова, например, категория потребности, трактуемая обычно как состояние нехватки чего-либо, что организм (личность, группа, общество) стремится восполнить. Потребность предшествует интересу, который представляет собой осознанную потребность (а подчас и осознанный путь ее удовлетворения).
Основу личности составляет ее структура, т.е. относительно устойчивая связь и взаимодействие всех сторон как целостного образования. Существуют различные подходы к определению структуры личности. Так, С. Л. Рубинштейн выделяет три компонента в структуре личности:
1) Направленность. Чего хочет человек? Что для него привлекательно, к чему он стремится?
- проявляется в потребностях, интересах, идеалах, убеждениях, доминирующих мотивах деятельности и поведения, и мировоззрения;
2) Знания, умения, навыки. Что человек может?
- приобретаются в процессе жизни и познавательной деятельности;
3) Индивидуально - типологические особенности Что он есть… что закрепилось в качестве стержневых особенностей его личности?
- проявляются в темпераменте, характере, способностях
Наиболее обособленную и
развернутую структуру
Ведущим компонентом структуры личности является направленность - совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих поведение и деятельность личности относительно независимо от конкретных условий, характеризуется доминирующими потребностями, интересами; склонностями, убеждениями, идеалами, мировоззрением. Направленность – это система побуждений (совокупность устойчивых мотивов), определяющая избирательность отношений и активности человека.
Являясь источником активности, потребности лежат в основе возникновения мотивов - непосредственных побуждений к деятельности, связанных с удовлетворением потребностей. Мотивы в свою очередь бывают осознанные (человек дает себе отчет в том, что побуждает его к деятельности, что является содержанием его потребностей) и неосознанные (человек не дает себе отчет в том, что побуждает его к деятельности, что является содержанием его потребностей).
Формы направленности
1. Установка - неосознаваемое личностью состояние готовности, предрасположенности к деятельности, с помощью которой может быть удовлетворена та или иная потребность. Установка – это готовность, предрасположенность именно определенным образом воспринимать, понять, осмыслить или действовать в соответствии с ним, сформированная в прошлом опыте. Установка имеет три подструктуры: когнитивную (что готов познать и воспринять человек); эмоционально-оценочную (комплекс симпатий и антипатий к объекту установки) и поведенческую (готовность определенным образом действовать в отношении объекта установки, осуществлять волевые усилия). Установка бывает позитивная, основанная на положительном отношении к объекту, и негативная, выражающаяся в предубеждениях. Предвзятость, составляющая сущность многих установок, либо является результатом поспешных и недостаточно обоснованных выводов, либо это результат некритического усвоения стереотипов мышления стандартизированных суждений, принятых в определенной общественной группе.
2. Влечение - наиболее примитивная биологическая форма направленности, неосознанные побуждения, характеризующиеся тем, что не взвешена личная и общественная значимость содеянного не учтены последствия действий, вытекающих из данных побуждений.
3. Желание - это побуждение (мотив), в основе которого лежит осознанная по содержанию потребность, но она не выступает еще в качестве сильного побуждения к действию. Мотив этот часто направлен на объект, в возможности достижения которого человек не очень уверен или необходимость в котором у него не очень сильна.
4. Стремление - возникает при включении в структуру желания волевого компонента.
5. Интересы - это избирательное отношение личности к объекту, в силу его жизненного значения и эмоциональной привлекательности. Интерес может проявиться стихийно и неосознанно вследствие эмоциональной привлекательности объекта, а уже потом осознается его жизненное значение (этот психологический механизм используется рекламой). Интересы заставляют личность активно искать пути и способы удовлетворения возникшей у нее потребности (жажды знания, понимания и др.). Удовлетворение интереса, как правило, не приводит к его угасанию, а вызывает возникновение новых интересов, отвечающих более высокому уровню познавательной деятельности. Различия в отношениях к объекту зависят от богатства или бедности жизненного опыта, образованности, воспитанности, своеобразия духовного склада личности, способностей, характера и др. Однако, интересы индивида, хотя и зависят от выше перечисленного, в конечном итоге они все-таки формируются другими людьми (авторитетными), обществом (общественное мнение, мода…). То есть интересы имеют общественно-историческое происхождение. Они зависят от уровня развития общества, духовной культуры его, развития социальных отношений.
Интересы различаются:
1) По содержанию:
а) материальные (жилищные удобства; одежда; еда);
б) профессиональные (интерес к предмету своего профессионального труда; к процессу профессиональной деятельности; к професиональным знаниям и т.д.);
в) познавательные (интерес к новым знаниям в той или иной области);
г) эстетические (искусство, литература, музыка, природа и т.д.);
д) политические;
е) спортивные;
2) По цели:
а) непосредственный интерес - это интерес к самому процессу деятельности (процессу познания, овладения знаниями, творчества, труда и т.д.).
б) опосредованный - интерес к результатам деятельности (к приобретению профессии, служебного положения, материальным результатам труда и т.д.).
3) По объему:
а) широкие - распределены между многими объектами;
б) узкие - сконцентрированы на одной области;
в) глубокие - потребность основательно изучить объект во всех деталях;
г) поверхностные - человек скользит по поверхности объекта и не интересуется им по - настоящему.
4) По устойчивости:
а) устойчивые интересы - длительно сохраняются, играют существенную роль в жизни и деятельности человека;
б) неустойчивые - они сравнительно кратковременны и быстро возникают и угасают. Человек с неустойчивыми интересами легко увлекается и быстро охладевает.
5) По уровню действенности:
а) активный - побуждающий человека к систематическим и целеустремленным действиям в определенном направлении, к активным инициативным поискам источников удовлетворения интересов;
б) пассивный - это интерес к той деятельности, в которой человек сам не принимает участия.
6. Склонности - стремление заниматься определенной деятельностью, не вызывает особого труда и человек испытывает чувство удовлетворения в процессе выполнения этой деятельности. Настоящая склонность обычно сочетает в себе устойчивый интерес к тем или иным явлениям действительности и устойчивое стремление самому действовать в этом направлении. Нередко склонность, особенно, если она проявляется в детстве, может свидетельствовать о таком свойстве личности как способности.
7. Убеждения - определенные положения, суждения, мнения, знания о природе и обществе, в истинности которых человек не сомневается, считает их бесспорно убедительными, стремится к тому, чтобы руководствоваться ими в жизни. Эмоциональная сторона убеждений связана с глубоким их прочувствованием. Убеждения - это то, что не только понятно, но и глубоко прочувствовано, пережито. Иногда человек знает, как следует поступать в тех или иных конфликтных ситуациях, но не переживает эти знания как потребность действовать согласно знаниям (дефект убеждений). Слово расходится с делом. Убеждения характеризуются - высокой осознанностью и - теснейшей связью с миром чувств. Это система устойчивых принципов. Если убеждения образуют определенную систему, они становятся мировоззрением человека.
8. Мировоззрение - система (философских, эстетических, этических, естественно - научных, политических, экономических, психолого-педагогических и др.) сложившихся взглядов и убеждений на окружающий мир и свое место в нем.
9. Идеал - это образ, которым руководствуется личность в настоящее время и который определяет перспективы самосовершенствования. Существует два типа отношения к идеалу: созерцательное и деятельное.
Понятие интереса является
одним из самых важных в общественных
науках, в том числе в конфликтологии.
Определяют его по-разному. Интерес неразрывно
связан с потребностями субъекта, смысл
существования которого и состоит в реализации
своих потребностей в предметах потребления:
пище, богатстве, власти, славе и т.п. Интерес
возникает на основе потребности субъекта
– актуальной или потенциальной, т.е. той,
которая сейчас существует эмоционально,
или той, которая может возникнуть. Интерес
– это противоречие между представлением
о предмете потребления и условиями его
удовлетворения (предметами, орудиями,
способами добывания, другими людьми и
т.п.), существующее в виде познавательно-оценочной
и практической деятельности, направленной
на добывание условий потребления. Таким
образом, интересы представляют целенаправленно-эмоционально-
Например, потребность в пище проявляется в представлении о мороженом, эмоциональной мобилизации человека на поиск мороженого, оценке других потребительных благ и покупке определенного вида мороженого в определенном вам месте. Одна и та же потребность проявляется во множестве интересов, характеризующих условия предполагаемого потребления: предметы, средства, люди и т.п. Реализация интересов доставляет потребностям субъекта условия потребления, которые затем потребляются и удовлетворяют субъекта. «Идея, – писал Маркс, – неизменно посрамляла себя, как только она отделялась от «интереса».
В зависимости от своего субъекта интересы делятся наличные (связанные с потребностями данного индивида), социальные (связанные с потребностями производительных сил, классов, государства, народа), духовные (религиозные, эстетические, моральные и т.п.).
Социальные потребности и интересы характеризуют социальные группы, организации институты как самоуправляемое целое, по отношению к которому потребности индивидов выступают в качестве средств, а не целей. Это значит, что носителем самоуправляемого целого является его управляющий орган, который ставит интересы-цели, планы-программы их реализации, мобилизацию сотрудников и т.п. Таковыми являются государство в обществе, политическая партия для класса, руководство фирмы и т.п. Задуманная программа с помощью экономической заинтересованности, административного принуждения, творческого подхода реализуется в виде последовательности скоординированных действий людей, входящих в данное социальное целое: общность, институт, организацию и т.п.
Информация о работе Место интереса в психологической структуре личности