Методика исследования интеллекта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2014 в 11:40, реферат

Краткое описание

Методика исследования сконструирована на основе некоторых методик теста структуры интеллекта по Р. Амтхауэру. Тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра включает в себя 9 субтестов, применяемых для измерения речевых, математических способностей, пространственного воображения и памяти и рассчитан на групповое применение для детей от 12 лет и выше.
Для младших школьников было разработано 4 субтеста, включающих в себя 40 вербальных заданий, подобранных с учетом программного материала начальных классов

Вложенные файлы: 1 файл

Методика исследования сконструирована на основе некоторых методик теста структуры интеллекта по Р.doc

— 139.00 Кб (Скачать файл)

 Помимо классификации  видов мышления в плоскости  «допонятийное – понятийное»,  их различают еще по ряду  различных признаков. Так, выделяют  теоретическое и практическое, интуитивное  и логическое (аналитическое, дискурсивное), реалистическое и аутистическое, продуктивное и репродуктивное, произвольное и непроизвольное мышление.

 Теоретический  и практический виды мышления  отличаются характером задач,  которые необходимо решить и,  как следствие этого, рядом  динамических и структурных аспектов.

 Теоретическое  мышление – это установление  закономерностей в тех или  иных процессах, выявление причинно-следственных  связей, открытие законов. Этот  вид мышления присущ ученым-теоретикам, исследователям. К задачам практического мышления относятся подготовка и осуществление преобразований мира в предметном плане. Практическое мышление связано с постановкой целей, выработкой планов, проектов и т. п. Из современных видов деятельности можно привести как пример работу программиста – при написании программ, обеспечивающих функционирование производства и учета продукции, присутствует немалая доля практического мышления. Вообще, в процессе напряженной трудовой деятельности практическое мышление часто протекает в условиях дефицита времени, необходимости действовать в авральном режиме. Поэтому практическое мышление ничуть не менее сложный вид, чем теоретическое.

 Иногда проводят  противопоставление теоретического  мышления и эмпирического. В  этом случае критерий иной  – характер обобщений, с которыми имеет дело мышление. В первом случае это научные понятия, а во втором – житейские, ситуационные обобщения.

 По степени  развернутости мышление делят  на аналитическое и интуитивное.  Аналитическое мышление представляет  собой поэтапно развернутый во времени процесс, достаточно четко представленный в сознании. Основными характеристиками интуитивного мышления являются, напротив, быстрота протекания, отсутствие явно выраженных этапов и минимальная осознанность. Таким образом, для их сравнения используются три признака: временной (время протекания процесса), структурный (членение на этапы), степень осознанности протекания.

 По вектору  направления мышление делится  на реалистическое и аутистическое  мышление. Реалистическое мышление  направлено вовне и регулируется логикой. Аутистическое мышление имеет противоположный вектор – оно связано с желанием человека уйти от реальности, углубиться в свой внутренний мир, мыслить в соответствии с собственной логикой. Его иногда еще называют эгоцентрическим мышлением в силу нежелания и невозможности принять чужую точку зрения.

 По критерию  новизны и оригинальности решаемых  задач мышление делят на продуктивное (творческое) и репродуктивное (воспроизводящее). Продуктивное мышление направлено  на создание нового способа  решения той или иной задачи или усовершенствование уже существующего способа. Репродуктивное мышление характеризуется применением готовых знаний и умений.

 По степени  включенности в мышление волевых  процессов его подразделяют на  произвольное и непроизвольное. Произвольное мышление задействовано при целенаправленном решении поставленной задачи. Непроизвольное мышление представляет собой свободное течение мыслей, не преследующее никаких целей (например, созерцание природы).

 Выделяют  три логические формы мышления: понятие, суждение, умозаключение.

 Понятие  – это отражение в сознании  человека отличительных особенностей  предметов и явлений, их общих  и специфических признаков, выраженное  словом или группой слов. Понятие  представляет собой высший уровень  обобщения, присущий только словесно-логическому виду мышления. Понятия бывают конкретные и абстрактные. Конкретные понятия отражают предметы, явления, события окружающего мира, абстрактные отражают отвлеченные идеи. Например, «человек», «осень», «праздник» – конкретные понятия; «истина», «красота», «добро» – понятия абстрактные.

 Содержание  понятий раскрывается в суждениях,  которые также всегда имеют  словесную форму. Суждение –  это установление связей между  понятиями о предметах и явлениях  или об их свойствах и признаках. Например, «температура кипения воды + 100 °C» – это суждение отражает связь между изменением физических свойств воды и температурой нагревания.

 Суждения  бывают общими, частными и единичными. В общих утверждается что-либо  относительно всех объектов некоторой группы, например: «Все реки текут». Частное суждение относится лишь к некоторым из объектов группы: «Некоторые реки являются горными». Единичное суждение касается только одного объекта: «Волга – крупнейшая река в Европе».

 Суждения  могут образовываться двумя способами. Первый – непосредственное выражение воспринятой взаимосвязи понятий. Второй – образование суждения опосредованным путем при помощи умозаключений. Таким образом, умозаключение – это выведение нового суждения из двух (или более) уже существующих суждений (предпосылок). Наиболее простой формой умозаключения является силлогизм – вывод, сделанный на основе частного и общего суждения. Например: «Все собаки обладают сильно развитым обонянием» – общая посылка, «Доберман – одна из пород собак» – частная посылка и вывод (умозаключение) – «Доберманы обладают сильно развитым обонянием». Любой процесс доказательства, например, математической теоремы, представляет собой цепочку силлогизмов, последовательно вытекающих один из другого.

 Более сложной формой умозаключений являются умозаключения дедуктивные и индуктивные. Дедуктивные – следуют от общих посылок к частному суждению и от частных к единичному. Индуктивные, напротив, из единичных или частных посылок выводят общие суждения.

 На основе подобных  способов рассуждения можно сопоставлять друг с другом те или иные понятия и суждения, которыми пользуется человек в ходе своей мыслительной деятельности.

 Таким образом, для  продуктивного протекания мыслительной  деятельности необходимы логические  формы мышления. Ими обусловливаются убедительность, непротиворечивость, а, следовательно, и адекватность мышления. Представление о логических формах мышления перешло в психологию из формальной логики. Эта наука также изучает процесс мышления. Но если предметом формальной логики являются прежде всего структура и результат мышления, то психология исследует мышление как психический процесс, ее интересует, как и почему возникает и развивается та или иная мысль, каким образом этот процесс зависит от индивидуальных особенностей человека, как он связан с другими психическими процессами.

 Процесс мышления осуществляется  при помощи ряда мыслительных  операций: анализа и синтеза, абстракции  и конкретизации, классификации,  систематизации, сравнения, обобщения.

 Анализ – это мысленное разложение объекта на составные части для выделения из целого различных его сторон, свойств, отношений. Путем анализа отбрасываются несущественные связи, данные восприятием.

 Синтез – процесс,  обратный анализу. Это объединение  частей, свойств, действий, отношений в одно целое. При этом выявляются существенные связи. Анализ и синтез – две взаимосвязанные логические операции.

 Анализ без синтеза  приводит к механическому сведению  целого к сумме частей. Синтез  без анализа также невозможен, поскольку он восстанавливает целое из выделенных анализом частей. В процессе мышления у некоторых людей наблюдается тяготение к анализу, у других – к синтезу (аналитический или синтетический склад ума). Синтез, как и анализ, может быть как практическим, так и умственным. Но в основе формирования этих процессов как в фило-, так и в онтогенезе лежат практическая деятельность человека, освоение им предметов и явлений окружающего мира.

 Сравнение – это  установление между предметами  сходства или различия, равенства  или неравенства и т. п. Сравнение основано на анализе. Для того чтобы осуществить эту операцию, требуется сначала выделить один или несколько характерных признаков сравниваемых объектов. Затем по количественным или качественным характеристикам данных признаков производится сравнение. От количества выделенных признаков зависит, будет ли сравнение односторонним, частичным или полным. Сравнение (как анализ и синтез) может быть разных уровней – поверхностное и глубокое. В случае глубокого сравнения мысль человека движется от внешних признаков сходства и различия к внутренним, от видимого – к скрытому, от явления – к сущности. Сравнение лежит в основе классификации – отнесения объектов с разными признаками в разные группы.

 Абстракция (или абстрагирование)  – это мысленное отвлечение от второстепенных, не существенных в данной ситуации сторон, свойств или связей предмета и выделение одной какой-либо стороны, свойства. Абстрагирование возможно лишь в результате анализа. Так, например, исследуя предмет, можно рассматривать только его цвет или только его форму. Человек мысленно выделяет какой-нибудь признак предмета и рассматривает его изолированно от всех других признаков, временно отвлекаясь от них. Отделяемый признак становится самостоятельным объектом мышления. Изолированное изучение отдельных признаков объекта при одновременном отвлечении от всех остальных помогает человеку глубже понять сущность вещей и явлений. Начиная с выделения отдельных чувственных свойств, абстракция затем переходит к выделению нечувственных свойств, выраженных в абстрактных понятиях.

 Благодаря абстракции  человек смог оторваться от  единичного, конкретного и подняться  на самую высокую ступень познания  – научного теоретического мышления.

 Конкретизация – противоположный  процесс. Это движение мысли  от общего к частному, от абстрактного к конкретному с целью раскрыть его содержание. К конкретизации обращаются и в том случае, когда необходимо показать проявление общего в единичном.

 Систематизация –  это расположение отдельных предметов,  явлений, мыслей в определенном порядке по какому-либо одному признаку (например, химические элементы в периодической таблице Д. И. Менделеева).

 Обобщение – это  объединение многих предметов  по какому-либо общему признаку. При этом единичные признаки  отбрасываются. Сохраняются только существенные связи. Абстракция и обобщение являются двумя взаимосвязанными сторонами единого мыслительного процесса, при помощи которого мысль идет к познанию.

 Простейшие обобщения  заключаются в объединении объектов  на основе случайно выделенных  признаков. В сложном обобщении четко выделяются видовые и родовые признаки.

 Мыслительная деятельность  всегда направлена на получение  какого-либо результата. Человек  анализирует предметы, сравнивает  их, абстрагирует отдельные свойства  с тем, чтобы выявить общее в них, чтобы раскрыть закономерности, управляющие их развитием, чтобы овладеть ими.

 Обобщение, таким образом,  есть выделение в предметах  и явлениях общего, которое выражается  в виде понятия, закона, правила,  формулы и т. п.

 В рамках каждого из основных психологических направлений осуществлялся свой концептуальный подход к понятию мышления и исследованию мыслительных процессов. Остановимся на этом подробнее.

1. Мышление в психологии  ассоцианизма. В основе этого  направления психологии лежит  принцип ассоциаций, т. е. образования и актуализации связей между представлениями («идеями»). Закономерности ассоциаций исследовались в работах Д. Гартли, Дж. Пристли, Дж. С. Милля и др. Они выделили четыре вида ассоциаций:

1) по сходству; 2) по контрасту; 3) по близости во времени или в пространстве;4) по отношению (причинность, присущность). Основной закон ассоциаций был сформулирован так: ассоциация тем прочнее и вернее, чем чаще она повторяется.

 В то время психология  мышления еще не сформировалась  как особый раздел психологии. Всякий психический процесс представлялся ассоцианистам как непроизвольная смена образов. Развитие мышления рассматривалось как процесс накопления и укрепления ассоциаций. Рациональное сводилось к чувственному. Человек как субъект осознанной, направленной мыслительной деятельности не изучался. Вообще считалось, что мыслительные процессы недоступны для экспериментального исследования.

2. Вюрцбургская школа.  Представители этого направления  в психологии (О. Кюльпе, Н. Ах, К. Марбе и др.), в противоположность ассоцианистам, рассматривали мышление как внутреннее действие. Они выдвинули положение о том, что мышление имеет свое специфическое содержание, не сводимое только к наглядно-образному. Вюрцбургской школе также принадлежит утверждение о том, что мышление имеет предметную направленность.

 Представители вюрцбургской  школы начали первые экспериментальные  исследования мыслительных процессов.  Однако их эксперименты ограничивались  лишь методом систематического  самонаблюдения, когда квалифицированные  психологи в качестве испытуемых должны были сообщать о процессах собственного мышления при выполнении заданий, требующих мыслительных действий. Это могли быть задания по толкованию сложных текстов, выявлению соотношений между объектами, установлению причинно-следственных связей и т. п.

 В дальнейшем Н.  Ахом была предпринята первая  попытка создания объективного  метода исследования мышления. Он  создал методику образования  искусственных понятий.

 Несмотря на большой  вклад вюрцбургской школы в  исследования мышления и преодоление механистического подхода ассоцианизма, ее позиция была внутренне противоречива. Выдвинув принцип деятельности как основной в исследовании мышления, представители данного направления трактовали деятельность в чисто идеалистическом плане. Избавившись от крайности «чистой чувственности» ассоцианистов, они впали в крайность «чистого мышления».

Информация о работе Методика исследования интеллекта