Теперь о том, что
касается повышенного интеллекта.
Многие исследователи говорят
о неоднозначной связи творческого
мышления с развитым интеллектом.
Безусловно, для развития высокого уровня
творческих способностей необходим такой
уровень интеллекта, который был бы несколько
выше среднего. Без определенной базы
знаний, хорошей обучаемости, т. е. без
интеллектуальной основы, высокая креативность
(способность к творческому мышлению)
развиваться не может. Но исследования
показывают, что после того, как человек
достигнет некоторого уровня высокоразвитого
интеллекта (показатели индивидуальны),
последующее его повышение не способствует
возрастанию творческих способностей.
Напротив, при очень высоком уровне интеллекта
(более 170 баллов) проявляется парадоксальная
тенденция снижения творческих способностей.
Большая эрудированность и повышенная
скорость реакции при решении интеллектуальных
задач затормаживают творческие процессы
– в большинстве случаев такие люди ищут
готовые ответы в памяти, а не применяют
воображение и не ищут новых путей решения.
Безусловно, и в этом есть своя целесообразность
– таким людям не приходится всякий раз
заново самим изобретать велосипед. Они
могут быстро обобщать накопленный опыт.
Но мала вероятность, что они изобретут
нечто принципиально новое – для спонтанного
творчества иногда важно абстрагироваться
от того, что уже известно.