Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 19:34, курсовая работа
Цель курсовой работы – обосновать педагогические условия оптимального использования подвижных игр и выявить их влияние на формирование нравственных качеств у детей дошкольного возраста.
Задачи:
1) Провести анализ теоретического и практического состояния проблемы;
2) Дать характеристику нравственным качествам в структуре нравственного воспитания детей дошкольного возраста;
3) Изучить и выявить сущность, значение и место подвижной игры в формировании нравственных качеств у детей дошкольного возраста;
4) Отобрать и экспериментально апробировать подвижные игры в целях активизации формирования нравственных качеств у детей дошкольного возраста.
Введение………………………………………………………………………...
3
Глава 1. Использование подвижных игр для воспитания нравственных качеств у детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема …………………………………………….
6
1.1. Сущность и характеристика подвижных игр ……………………………
6
1.2. Воспитание нравственных качеств у детей дошкольного возраста ……
11
Глава 2. Методика применения подвижных игр для воспитания нравственных качеств у детей дошкольного возраста ……………..
14
2.1. Анализ уровня сформированности нравственных качеств у детей дошкольного возраста ……………………………………………………
14
2.2. Формирование нравственных качеств посредством подвижных игр …
18
2.3. Оценка эффективности применения подвижных игр для воспитания нравственных качеств у детей дошкольного возраста …………………
25
Заключение ……………………………………………………………………..
27
Список использованной литературы …
Цель: формировать ответственность, активность, сострадание, собранность.
До морковки
Дошла весть,
Что её зайчишка
Хочет съесть;
Брось, косой,
Не думай,
Бесполезно!..
Морковь поглубже
В чернозём залезла.
А чтоб не видно было
Головы,
Раскинула палатку
Из ботвы.
Содержание: играющие, взявшись за руки, выстраиваются по кругу. Выбирают двоих водящих – «зайку» и «морковь». Морковь становится в середине круга, зайка находится за кругом. Игру начинают по указанию ведущего. Зайка ловит морковку, которая, спасаясь от зайки, вбегает в круг и выбегает из круга.
Игроки, стоящие в кругу, дают возможность морковке подлезть под руки, но мешаю это делать зайке. Когда зайка поймает морковку или долго не сможет поймать её, выбирают других зайку и морковку.
2.3. Оценка эффективности применения подвижных игр для воспитания нравственных качеств у детей дошкольного возраста
Цель данного этапа исследования: проанализировать результаты работы и сделать выводы. Уровень воспитанности нравственных качеств у дошкольников экспериментальной и контрольной группы на контрольном этапе исследования представлены в приложении 2.
Результаты диагностики уровня воспитанности нравственных качеств дошкольников экспериментальной и контрольной групп на контрольном этапе исследования представлены в таблице 2.
Таблица 2 - Диагностика уровня воспитанности нравственных качеств дошкольников экспериментальной и контрольной групп на контрольном этапе исследования
Уровень |
Кол-во детей в % | |
Экспериментальная группа |
Контрольная группа | |
В |
70 |
40 |
С |
20 |
40 |
Н |
10 |
20 |
По данным таблицы построим диаграмму 2 (рис.2).
Рис. 2 - Диагностика уровня воспитанности нравственных качеств дошкольников на контрольном этапе исследования
Результаты двух этапов исследования представлены в таблице 3.
Таблица 3 - Диагностика уровня воспитанности нравственных качеств дошкольников экспериментальной и контрольной групп на двух этапах исследования
Уровень |
Кол-во детей в % | |||
Экспериментальная группа |
Контрольная группа | |||
1 этап |
2 этап |
1 этап |
2 этап | |
В |
10 |
70 |
30 |
40 |
С |
30 |
20 |
30 |
40 |
Н |
60 |
10 |
40 |
20 |
По данным таблицы 3 построим диаграммы (рис.3 и 4)
Рис.3 - Диагностика уровня воспитанности нравственных качеств дошкольников экспериментальной группы на двух этапах исследования
Рис. 4 - Диагностика уровня воспитанности нравственных качеств дошкольников контрольной группы на двух этапах исследования
Анализируя диаграммы (рис. 3 и 4), мы видим, что количество дошкольников с высоким уровнем воспитанности нравственных качеств в экспериментальной группе повысилось с 10% до 70%. В контрольной группе количество детей с высоким уровнем воспитанности нравственных качеств увеличилось только с 30 % до 40%.
Таким образом, в результате
проведенных исследований нами были
зафиксированы изменения в
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Актуальность проблем,
связанных с нравственным воспитанием
подрастающего поколения
Нравственное воспитание – целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества, формирование морального сознания, нравственных чувств и привычек, нравственного поведения. Этот процесс протекает с первых лет жизни ребенка и отличается целостностью и единством, предполагая установление органической связи и преемственности между задачами, содержанием и методами нравственного воспитания дошкольников с учетом их возрастных особенностей. Нравственные потребности человека теснейшим образом связаны с нравственными чувствами, которые являются также мотивами человеческого поведения. Это сострадание, сочувствие, сопереживание, бескорыстие.
В дошкольном возрасте создаются наиболее благоприятные условия для нравственного развития детей. В этот период расширяется и перестраивается система взаимоотношений ребенка со взрослыми и сверстниками, усложняются виды деятельности, возникает совместная со сверстниками деятельность. Задача воспитателя — руководить детской деятельностью. В формировании у детей взаимоотношений особое место принадлежит игре. Нравственные качества детей старшего дошкольного возраста особенно эффективно формируются посредством подвижных игр. В педагогической науке подвижные игры формируются как важнейшее средство всестороннего развития ребенка и одно из условий развития его культуры. Играя, ребенок не только познает окружающий мир, но и преображает его. Объединяясь в игровые коллективы, дети учатся умению действовать сообща, приобретают опыт общественных отношений. Воспитатель, руководя играми, придает отношениям детей дух доброжелательности, учит их проявлять внимание к партнерам, уважать мнение большинства, делиться игрушками, договариваться, следовать правилам игры, а при необходимости уступать, ждать, помогать.
Роль воспитателя в формировании нравственных качеств дошкольников огромна. Воспитатель должен поощрять даже самые незначительные стремления к общению детей друг с другом, к проявлению гуманных чувств, доброжелательности. Воспитатель должен заботиться о том, чтобы дети постоянно приобретали опыт общения на основе чувства доброжелательности. Уже малышей трехлетнего возраста педагог учит проявлять чуткость к окружающим взрослым и сверстникам. Педагог на общих делах побуждает детей к сопереживанию. Воспитатель содействует проявлению детьми заботы об окружающих, видя в этом истоки дружеских, товарищеских отношений.
Итак, воспитание у детей нравственных качеств таких, как культура поведения, гуманные отношения (доброжелательность, отзывчивость, заботливое отношение к окружающим людям), способности оказать помощь- одна из важнейших задач детского сада. В этой работе его первыми помощниками должны стать родители.
Результаты проведенной диагностики сформированности нравственных качеств у детей дошкольного возраста на констатирующем этапе исследования свидетельствуют о том, что о многих нравственных качествах дети имеют достаточное представление, но у многих эти самые качества не сформированы. Это говорит о необходимости проведения работы, направленной на формирование нравственных качеств в группах детского сада.
Таким образом, мы пришли к выводу, что созданные педагогические условия, правильно подобранные подвижные игры способствуют формированию нравственных качеств у детей дошкольного возраста.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Подвижные игры нравственного характера
Игра «Поезд»
Цель: формирование доброжелательности, отзывчивости, воспитание коллективизма.
Братцы в гости снарядились,
Друг за друга зацепились
И помчались в путь далек,
Лишь оставили дымок (поезд)
Содержание: участники игры делятся на две команды. Ведущий поднимает правую руку, - 1 команда говорит хором «Ж-Ж-Ж».
Когда ведущий поднимает левую руку, - 2 команда говорит хором «Ш-Ш-Ш». Ведущий поднимает обе руки, - 1 и 2 команда говорит хором «Ту-Ту-Ту».
Когда у команд будет хорошо получаться, ведущий начинает поднимать поочерёдно правую и левую руки, постепенно увеличивая темп. Получается шум, похожий на стук идущего поезда.
Игра "Зайцы в огороде"
Цель: формировать коллективизм, активность, отношение к окружающему.
Содержание: в игре принимали участие все дети. На площадке начертили два круга, один в другом. Диаметр внешнего круга был 4 м, а внутреннего – 2 м. Водящих - "сторожей" выбрали двое, так как детей было много. "Сторожа" находились во внутреннем круге (огороде), остальные игроки – "зайцы" во внешнем. Зайцы прыгали на двух ногах – то в огород, то обратно. По сигналу ведущего, сторож ловил зайцев, которые оказались в огороде, догоняя их в пределах внешнего круга. Те, кого сторож осалил, выбывали из игры. Когда все зайцы были пойманы, выбирался новый сторож, и игра начиналась снова. В этой игре у детей вырабатывали решительность, дисциплинированность, ответственность. Некоторые дети нарушали правила игры – "зайцы" выпрыгивали из внешнего круга, "сторожа" ловили "зайцев" во внешнем круге. Приходилось детям напоминать правила, соблюдать дисциплину.
Игра "Космонавты"
Цель: ознакомить с трудом космонавтов, привить любовь к труду.
Содержание: по углам и сторонам площадки начертили 5 больших треугольников – "ракетодромов". Внутри каждого "ракетодрома" нарисовали 4 кружка – "ракеты". Их было на 9 меньше, чем играющих. Сбоку каждого "ракетодрома" написали маршруты:
3 – Л – 3 (Земля – Луна – Земля)
3 – М – 3 (Земля – Марс – Земля)
3 – Н – 3 (Земля – Нептун – Земля)
3 – В – 3 (Земля – Венера – Земля)
3 – С – 3 (Земля – Сатурн – Земля)