Методология исследования конфликтов в психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 12:00, контрольная работа

Краткое описание

Очевидно, что для глубоко понятия сущности конфликта и своевременного предупреждения его необходимо его психологическое исследование, методы сбора, определения и анализа информации о конфликте, собранной непосредственно в сфере человеческих отношений. В общем виде научный анализ конфликтов можно определить как систему логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, связанных между собой единой целью: получить достоверные данные об изучаемом явлении для последующего их использования в практике урегулирования конфликтов. Итак, рассмотрим методологию исследования конфликтов в психологии.

Содержание

Введение…..
1. Понятие методологии. Методологические принципы исследования конфликтов. Универсальная понятийная схема описания конфликтов….
2. Этапы, программа и основные методы психологического исследования конфликтов….
3. Ситуационный метод изучения конфликтов…
4. Модульная методика диагностики межличностных конфликтов в группе…
Заключение…
Список использованной литературы….

Вложенные файлы: 1 файл

Методы и технологии исследования конфликтов. Методология исследования конфликтов в психологии..docx

— 54.57 Кб (Скачать файл)

Оглавление:

Введение…..

1. Понятие методологии. Методологические принципы исследования конфликтов. Универсальная понятийная схема описания конфликтов….

2. Этапы, программа и основные методы психологического исследования конфликтов….

3. Ситуационный метод изучения конфликтов…

4. Модульная методика диагностики межличностных конфликтов в группе…

Заключение…

Список использованной литературы….

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Психология изучает сущность конфликта, его генезис, эволюцию, классификацию, структуру, динамику, функции.

Психологи исследуют конфликты  в различных видах деятельности и сферах отношений.

Конфликт по своей природе  не является физическим предметом, сам  по себе существовать не может, а является состоянием человеческих отношений. Конфликт – явление не субстанциональное, является следствием чего-то. При всей своей распространенности конфликт – явление временное, а постоянное состояние общества – согласие. Но, несмотря на свой переходящий характер, конфликты могут причинить огромные разрушения.

Очевидно, что для глубоко  понятия сущности конфликта и  своевременного предупреждения его необходимо его психологическое исследование, методы сбора, определения и анализа информации о конфликте, собранной непосредственно в сфере человеческих отношений. В общем виде научный анализ конфликтов можно определить как систему логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, связанных между собой единой целью: получить достоверные данные об изучаемом явлении для последующего их использования в практике урегулирования конфликтов. Итак, рассмотрим методологию исследования конфликтов в психологии.

1. Понятие методологии. Методологические принципы исследования конфликтов. Универсальная понятийная схема описания конфликтов.

Методология - это система  принципов и способов организации  и построения теоретической и  практической деятельности, а также  учение об этой системе. Верно сформулированные  исходные методологические принципы заметно ускоряют развитие науки. В интересах обеспечения результативного исследования конфликтов важно использовать принципы, сформулированные на разных уровнях методологии: философском, общенаучном,  конкретно-научном.  К философским и общенаучным относятся следующие принципы изучения конфликтов. 
1. Принцип развития. Данный принцип требует при изучении конфликтов выявлять тенденции в их эволюции и динамике. Под эволюцией конфликта понимается одна из основных категорий анализа конфликта; постепенное, непрерывное его развитие от простых к более сложным формам.  Оценивая конфликт, важно помнить о том, что он был иным ранее и неизбежно будет изменяться в последующем.

2. Принцип всеобщей связи.  Его гносеологический смысл заключается  в том, что, изучая конфликт, необходимо не ограничиваться  рассмотрением его отдельных  элементов, а стремиться исследовать  максимально большее количество  связей конфликта с другими  явлениями  и между его подструктурами.  
3. Принцип диалектического единства теории, эксперимента и практики  в процессе научного познания раскрывает диалектику движения нашего знания к истине и определяющую роль практики в процессе познания.  
Важной проблемой является логика взаимосвязи теории, эксперимента и практики в процессе изучения конфликтов. Психология конфликта будет развиваться более динамично, если проводить исследования следующим образом. На каждом  из трех уровней развития (описательном, объяснительном, управленческом) психология конфликта прибегает к построению содержательных моделей трех типов:

1. Теоретических (концептуальных) -  КМ.

2. Процедурных (методов  науки)  -  ПМ.

3. Эмпирических (достоверное эмпирическое знание) -  ЭМ.

Модели всех  трех типов должны быть тесно связаны между собой. Практически невозможно строить хорошие концептуальные модели без обоснованных процедурных и эмпирических моделей. Однако в психологии конфликта, даже в диссертационных исследованиях, часто публикуются лишь теоретические обобщения, а эмпирическая база, на основе которой они получены,  не показывается. Знания, полученные умозрительным образом, обладают гораздо меньшей ценностью по сравнению со знаниями, соответствие которых практике доказано.

Психолог должен постоянно  обращаться к практике, оценивать  полученные результаты с точки зрения их соответствия реальности, совершенствовать методику анализа и дорабатывать гипотезы в соответствии с новой  информацией, которую он получает в  ходе процесса  изучения. Важно не сводить изучение конфликтов к анализу бумаг или мнений, отражающих эти явления. Наиболее ценная информация получается лишь при непосредственном изучении реальных конфликтов.

 Логика процесса исследования  конфликта (по Б.Я. Шведину, 1989) 
Особое место практики в процессе познания связано с тем, что она является источником наших знаний, поскольку проблемы, нуждающиеся в разрешении и познании, психолог находит в реальной жизни; практика выступает критерием истинности полученных знаний, а также конечным результатом познания.

4. Принцип системного  подхода. Необходимо рассматривать  конфликты как сложно организованные объекты, состоящие  из иерархически связанных  подсистем и входящие, в свою очередь, в качестве подсистем в системы  более высокого уровня. 

5. Принцип конкретно-исторического  подхода показывает необходимость  учета в процессе изучения  конфликтов всех конкретных условий,  в которых они развиваются:  места, времени, конкретной обстановки  в конкретном коллективе.  
6. Принцип объективности требует от конфликтолога минимизировать влияние личных и групповых интересов,  установок,  других субъективных факторов на процесс и результаты исследования конфликтов.  
В процессе изучения  конфликтов важно, опираясь на рассмотренные шесть философских и общенаучных принципов проведения исследований, учитывать методологические принципы самой психологии конфликта:  междисциплинарности, преемственности,  эволюционизма, личностного подхода, единства открытых и скрытых мотивов поведения в конфликте. 
Принцип междисциплинарности ориентирует психолога на максимально широкое использование достижений всех отраслей конфликтологии.  Анализ списков литературы 179 диссертаций показал, что авторы используют около 1% публикаций, имеющихся в других отраслях конфликтологии. Это негативно влияет на результативность исследований. Важной стороной принципа междисциплинарности является принцип равенства всех 11 отраслей конфликтологии. Роль системообразующей науки на данном этапе развития конфликтологии призвана выполнить психология. 
Принцип преемственности  требует максимально полного знания психологом всего, что сделано по проблеме конфликта в той науке, которую он представляет. В ходе написания научных работ авторы используют только 9,8% публикаций, имеющихся по проблеме конфликта в своей науке. Это приводит к дублированиям исследований, замедляет темпы развития науки.  
Принцип эволюционизма заключается в необходимости учитывать закономерности эволюции конкретных видов конфликтов при их исследовании. Без знания эволюции конфликтов трудно объяснить их динамику, сделать прогноз развития и дать рекомендации по регулированию. 
Принцип личностного подхода формулируется как необходимость выявления и учета личностных особенностей конкретных людей, выступающих центральным звеном конфликтов всех уровней. Первопричиной конфликтов являются изменения объективного мира. Однако, попав в одинаковые обстоятельства, разные люди ведут себя по-разному. Одни совершают конфликтные действия, другие уходят от конфликтов. Внешние воздействия преломляются через внутренние условия того, на кого эти внешние воздействия оказываются (Рубинштейн, 1957).

Как было отмечено при рассмотрении принципов исследования конфликтов, системный подход к изучению рассматриваемого феномена предполагает определение  общей для различных наук понятийной схемы его описания. Разработка собственного понятийно-категориального аппарата, постоянное его развитие, приведение в соответствие с практикой является одной из важнейших задач психологии конфликта. Развитие общей и частных  теорий конфликта выражается, главным  образом, в расширении и углублении понятийных схем описания этого явления, в переходах от одних понятий  к другим, фиксирующим более глубокую сущность конфликта, ранее не изученные  его стороны.

В психологии конфликта впервые  понятийная схема его описания была предложена Л.А. Петровской (1977). Она  включала четыре категориальных группы, характеризующие социально-психологический  уровень анализа конфликта: структура  конфликта, его динамика, функции  и типология. В последующем А.Я. Анцупов (1992) расширил схему до семи групп понятий: сущность; генезис конфликта; классификация; функции; структура; динамика; методы изучения конфликта.  Затем им же была предложена система, включающая 11 понятийно-категориальных групп описания конфликта. 
В настоящее время в психологии конфликта получил наибольшее распространение следующий вариант понятийно-категориальной схемы его описания. Она включает 11 основных категориальных групп: сущность конфликта; его классификация; структура; функции; эволюция; генезис; динамика; информация о конфликте; предупреждение; завершение конфликта, диагностика и исследование.

2. Этапы, программа и основные методы психологического исследования конфликтов.

Этапы анализов конфликта. Многовековая история науки показывает,  что сам процесс изучения любого явления имеет свою логику и состоит из нескольких этапов. Знание психологом этапов изучения конфликтов, соблюдение требований логики научного исследования позволит ему повысить результативность работы. Известно восемь основных этапов научного анализа конфликтов.

1. Составление программы,  которая представляет достаточно  подробное теоретическое обоснование  методологических подходов и  методических приемов анализа  явления. Программа является стратегическим  документом изучения, его обязательным  начальным этапом. Она играет  очень важную роль в достижении  целей, которые ставит психолог.

2. Определение конкретного  объекта изучения (выборки).  Психолог не может изучить все множество конфликтов, которое является носителем интересующего его аспекта конфликтного взаимодействия. Если его интересует конфликтность взаимоотношений  сотрудников организации, то он  просто не имеет возможности изучить все взаимоотношения между всеми без исключения сотрудниками. Это и не нужно делать для того, чтобы представить истинное положение дел. Конфликтность взаимоотношений в организации можно объективно оценить, изучая их в нескольких структурных  подразделениях.

Все множество конфликтов, которое является объектом изучения и теоретически должно быть изучено, образует  генеральную совокупность. В нашем примере генеральную совокупность представляют  взаимоотношения между всеми  сотрудниками организации. Выборка - часть генеральной совокупности, которая реально изучается. В рассматриваемом примере выборку составляют те структурные подразделения, в которых  психолог анализирует конфликтность взаимоотношений. 

Важным свойством выборки  является ее репрезентативность - способность  воспроизводить характеристики генеральной  совокупности. Выборка должна моделировать свойства генеральной совокупности возможно более полно и учитывать  те ее характеристики, которые существенны  для решения поставленных задач.

3. Разработка методики  анализа конкретного вида конфликтов. Методика представляет  собой систему методов и процедур, используемых в процессе изучения конфликтов. Она должна соответствовать целям и задачам изучения, обеспечивать получение достаточно полной и достоверной информации. 
4. Пробное изучение конфликтов на небольшой выборке, оценка достоверности получаемой информации, доработка программы и методики. Практика показывает, что трудно сразу разработать такую методику, которая позволила бы решить все задачи изучения. Невозможно сразу предусмотреть все организационные проблемы, особенности поведения изучаемых людей в ходе исследования, понимание адресованных к ним вопросов; побочные факторы, которые могут оказать значительное влияние на результаты, и способы их нейтрализации; точно определить силы, средства и время, необходимые для изучения; выявить трудности в обработке данных и другие проблемы. На эти вопросы можно получить ответ только в практике самого изучения. Поэтому необходимо пробное исследование. Оно позволяет заранее выявить “узкие” места и устранить их.  
5. Сбор первичной конфликтологической информации, сопровождается контролем достоверности и надежности получаемых данных. На этом этапе важно как можно более полно реализовать программу анализа, изучить все то, что  планировалось, не допустить искажения собираемых данных. 
6. Качественная и количественная обработка собранных данных проводится в соответствии  с выдвинутыми гипотезами, а также может выходить за их рамки. Здесь основным методом является содержательный теоретический конфликтологический анализ. Значительно расширяет его возможности грамотное использование математических методов, компьютерной техники. 
7. Анализ и объяснение полученных результатов заключается в систематизации  обработанных данных, построении на этой основе описательной и объяснительной моделей исследуемого  конфликта. Объясняя результаты, важно избежать негативного влияния установок, сформировавшихся до исследования. Если полученные факты противоречат ожидаемым, то необходимо не отбрасывать их, а менять гипотезы и повторно проверять факты.  На этом этапе желательно установить систему причин, влияющих на развитие конфликта, вскрыть закономерности в его динамике. 
8. Обоснование и формулировка выводов, практических рекомендаций завершают исследование. Для повышения эффективности работы психолога на этом этапе необходимо использовать не только  информацию, полученную в ходе исследования, но и, опираясь на свой опыт, учитывать знания, имеющиеся по данной проблеме во всех отраслях конфликтологии. 
 
Программа конфликтологического исследования.

Информация о работе Методология исследования конфликтов в психологии