Методология психолого-социальной профилактической работы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2015 в 14:21, реферат

Краткое описание

Данная работа посвящена методологическим задачам современной психологии. Изучение этой темы является особенно интересным и актуальным, поскольку в современной психологии наблюдаются явления методологического кризиса, связанного с общей слабой разработанностью и использованием методологических принципов психологии как науки.
Главная цель работы – рассмотреть методологические задачи современной психологии.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Методологические принципы психологии 4
Глава 2.Методологические задачи современной психологии 10
Заключение 15
Список литературы 16

Вложенные файлы: 1 файл

Методология реферат.docx

— 42.82 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

Введение

 

 

Данная работа посвящена методологическим задачам современной психологии. Изучение этой темы является  особенно интересным и актуальным, поскольку в современной психологии наблюдаются явления методологического кризиса, связанного с общей слабой разработанностью и использованием методологических принципов психологии как науки.

Главная цель работы – рассмотреть методологические задачи современной психологии.

В связи с поставленной целью необходимо выполнить следующие задачи:

  1. Дать характеристику методологических принципов психологии.
  2. Изучить основные задачи методологии психологии как научной дисциплины на современном этапе ее развития.

 

 

 

Глава 1. Методологические принципы психологии

 

 

Принцип системности в психологии – (греч, systema – составленное из частей) методологический подход к анализу психических явлений, рассматривающий соответствующее явление как систему, не сводимую к сумме своих элементов и обладающую структурой, свойства элементов которой определяются их местом в ней.

В качестве наиболее общих положений системного подхода выделяются:

Системность деятельности, имеющей различные уровни своей организации, в которой компонентам внутренней психологической структуры соответствуют определенные динамические составляющие внешней, предметно-практической деятельности.

Признание единства сознания и деятельности, что означает:

Взаимообусловленность развития сознания в деятельности;

 Регулирующее воздействие  сознания на ход, способы осуществления и результаты деятельности;

Признание за психической деятельностью социальной природы, а в качестве исходной формы любой деятельности – совместную и практическую.

Принцип активности – принцип психологии, предполагающий, что личность является активным субъектом преобразования мира1.

Специфическое значение понятие активности в психологии связано с характеристикой особого качества психических явлений. В этом своем значении активность не является абсолютной и исходной характеристикой психического, а приобретает свой реальный смысл лишь в сопоставлении со своей противоположностью – пассивностью.

В соответствии с этими двумя значениями понятие активности в системе современного психологического знания имеет не только общепсихологический статус, но и выступает в качестве принципа исследования. Методологическое значение понятия активности применительно к психологическим исследованиям раскрывается, прежде всего, в принципе активности субъекта деятельности. В этом принципе учитывается не просто наличие у индивида определенного отношения (мотивации) к задачам, которые перед ним встают, но и такого отношения, которое исходно требует от него осмысления, преобразования действительности, поиска собственных решений в соответствии с конкретными условиями и обстоятельствами жизнедеятельности, личной инициативы, «выхода» за пределы заданного, постановки и решения новых творческих задач2.

Принцип детерминизма – принцип, предполагающий причинную обусловленность психических явлений. Детерминизм (от лат. determinare – определять) – закономерная и необходимая зависимость психических явлений от порождающих факторов.

Согласно принципу детерминизма, все существующее возникает, видоизменяется и прекращает существование закономерно.

Изменения в системе биологического мышления способствовали изменению трактовки психических функций. Новый взгляд на организм требовал изучению данных функций с новых позиций. Появление вопроса и выделении психологии в специальную науку связано с открытием физиологами с опорой на эксперимент и количественные методы закономерных зависимостей между психическими феноменами и вызывающими их внешними раздражителями. Так сначала произошло зарождение двух основных направлений - психофизики и психометрии.

Утвердиться в качестве самостоятельной науки психология смогла только при условии открытия и изучения причинных связей и форм детерминации явлений, этим наукам неведомым и в их понятиях не поддающихся изучению и постижению.

Так как в качестве предмета психологии как дисциплины на первом этапе признавалось сознание как совокупность процессов во внутреннем мире субъекта, первоначально причинное основание для данных процессов усматривалось в пределах сознания, где они как будто берут свое начало, а также и завершение. По этой причине Вундтом, провозгласившем психологию самостоятельной наукой, была предложена формула о «замкнутом причинном ряде», или, о том, что появление одних явлений обусловлены другими.

Однако данный вариант детерминистской интерпретации явлений постепенно был оттеснен эволюционной биологией и ее идеями. В учении об естественном отборе не было места определению психики как «праздному» продукту нервного вещества3.

 Концепция Вундта была отодвинута функционализмом, связанным с биологическими идеями. В его рамках была сохранена прежняя версия о сознании, однако предпринята попытка придания ему роли своего рода посредника между интересами самого организма и возможностями их реализации.

Действие, которое исходит от субъекта, рассматривалось в качестве инструмента решения проблемы, а не механического ответа на стимул. Однако конечная причина самого телесного действия заключалась по-прежнему в целеустремленном сознании субъекта, которое и есть посредник  между средой и организмом.

Функционализм, подобно структурализму, принимал в качестве предмета исследования данные в самонаблюдении феномены, то есть чрезвычайно поздний продукт исторического развития4.

Происходили изменения параметров основных категорий психологического познания в зависимости от смены форм детерминизма, формировавшихся исторически, с опорой на достижения научной мысли5.

На рубеже XX века стала очевидна невозможность объяснения реалий,  запечатленных в психологических категориях, действием только природных или социальных факторов, но они и сами обладают активным детерминационным влиянием на жизнедеятельность организма, а у человека – на его социальные связи.

Так содержание категорий психологического мышления обрело смысл особых детерминант. Система этих категорий выступила в методологическом плане в качестве формы детерминизма, отличной от всех других его форм. Речь идет как раз о психическом детерминизме. С его утверждением достоинство психологии как самостоятельной науки стало неоспоримым6.

Первые существенные успехи в процессе перехода от биологического детерминизма к психологическому связаны с разработками таких категорий, как образ, действие, мотив.

Таким образом, утверждение психического детерминизма происходило в качестве особого вида саморегуляции поведения организма, а не регуляции его актами или функциями сознания, носящие внешний характер по отношению к нему и имеющие основания только в самом сознании.

Далее сформировались школы, которые предприняли попытку преодоления представления о сознании как верховном, устремленном к цели агенте. В первую очередь, речь идет о психоанализе, гештальтизме и бихевиоризме. Все они берут свое начало в недрах функциональной психологии.

Психоанализ поставил сознание в зависимость от трансформаций психической энергии. В рамках гештальтизма понятие о сознании как особом причинном агенте было заменено понятием о преобразованиях «феноменального поля». Бихевиоризмом было вычеркнуто понятие о сознании из психологического лексикона. Чтобы найти причинное объяснение психических феноменов эти школы занимаются явным или неявным обращением либо к физическим представлениям об энергии и поле, либо к биологическому принципу гомеостазиса.

В концепции Бернара принцип гомеостазиса имел отношение исключительно к регуляции процессов во внутренней среде организма. Будучи перенесен на взаимоотношения между организмом и внешней средой, он привел к появлению идеи о том, что смысл данных взаимоотношений определяет задача достижения равновесия.

З. Фрейдом по-своему была интерпретирована проблема соотношения между необходимостью и случайностью, свободой воли и закономерностью в жизни человека. Случайность как таковая им не отвергалась, однако сама по себе случайность выражается в закономерности и необходимости природы. То же самое касается и сферы психики, внутреннего мира человека. Фрейд был убежден, что здесь отсутствуют случайности, связанные с бессознательными желаниями людей. В психике человека осуществляется действие своих закономерностей, независимо от того, осознаваемы они им или нет. В сфере психического произвольные на первый взгляд процессы носят в действительности вполне определенный и закономерный характер. Наглядный пример детерминации психических процессов – это так называемые ошибочные действия. Это оговорки, описки, очитки, забывание имен. Они порождаются работой бессознательного, эти явления закономерны и объяснимы. Ошибочные действия, сновидения, симптомы психических заболеваний являются тремя сферами жизнедеятельности человека, психоаналитическое исследование которых обязательно должно основываться на принципе психического детерминизма.

И в «бихевиористских, и во фрейдистских представлениях о стремлении психической энергии к разряду, и в теориях поля, соответственно которым психикой движут неравновесные «системы напряжений», и в учении Пиаже о том, что уравновешивание организма со средой (достигаемое посредством ассимиляции и аккомодации) определяет развитие интеллекта, – во всех этих концепциях запечатлен отразивший влияние физики и биологии психический детерминизм»7. Но если в естествознании понятия об энергии поля, гомеостазе и др. являются отображением адекватной им реальности, то в контексте психологических исканий они обретают метафорический характер. Психический детерминизм в силу своеобразия факторов, специфичных для человеческого уровня жизнедеятельности, укреплялся включением в структуру категорий (как обобщенных образов психодетерминант) признаков, почерпнутых в сфере социокультурных процессов8.

Принцип развития (психики) – принцип, предлагающий рассматривать развитие как взаимосвязь изменений психических явлений и порождающих их причин. То есть психическая деятельность не может быть правильно понята и адекватно объяснена, если ее рассматривают статично, вне движения, изменения и развития. Это развитие может рассматриваться в двух планах: в плане исторического развития человека вообще и в плане развития отдельной личности в процессе ее жизни. Взаимосвязь и развитие – два неразрывных аспекта взаимного влияния объектов, неизбежного в силу пространственно – временной структуры мира. Свойства целостности, структурное разнообразие, эффекты развития, формирование нового получают объяснение на основе этого фундаментального методологического принципа психологии.

Глава 2.Методологические задачи современной психологии

 

На современном этапе психологическая наука развивается достаточно бурно, что связано с множеством задач практического и теоретического характера, которые встают перед психологической наукой.  Как известно, основная задача психологии заключается в изучении законов психической деятельности в процессе развития. В последние десятилетия психологические исследования стали более разнообразными, также следует сказать о появлении новых научных направлений в рамках психологии как дисциплины, изменении понятийного аппарата психологической науки, появлении новых гипотез и концепций, обогащении психологической науки новыми эмпирическими данными.

Б.Ф. Ломов в книге «Методологические и теоретические проблемы психологии», характеризуя современное состояние науки, отмечает, что в настоящее время «резко возрастает потребность в дальнейшей (и более глубокой) разработке методологических проблем психологической науки и ее общей теории»9.

Психология на сегодняшний день изучает обширную область явлений, процессы, состояния и свойства человека, обладающие разной степенью сложности - от элементарного различения отдельных признаков объекта, воздействующего на органы чувств, до борьбы мотивов личности. Некоторые явления уже хорошо исследованы, тогда как другие просто зафиксированы. В исследовании явлений психики категории диалектического материализма играют достаточно значимую роль. Б.Ф. Ломов выделил базовые категории психологической науки, показал их системную взаимосвязь, всеобщность каждой из них и, в то же время, несводимость их друг к другу. Им были выделены следующие базовые категории психологии: категория отражения, категория деятельности, категория личности, категория общения, - а также понятия, которые по уровню всеобщности можно приравнять к категориям, - это понятия «социальное» и «биологическое». Выявление объективных связей социальных и природных свойств человека, соотношения биологических и социальных детерминант в его развитии представляет одну из труднейших задач науки»10.

В прошлом психология рассматривалась как преимущественно теоретическая (мировоззренческая) дисциплина. На сегодняшний день произошли изменения в роли психологии в жизни общества. Здесь речь идет о том, психология обретает статус прикладной науки, которая незаменима в практической деятельности человека (промышленность, образование, государственное управление, медицина, культура, спорт и т.д.). И эта активная включенность психологической науки в решение задач практического характера способствуют существенным изменениям в развитии теории психологической науки, ее методологии.

Во-первых, здесь важно обратить внимание на такой вопрос существует ли сейчас в психологической науке методологический кризис. Однозначно ответить на данный вопрос невозможно, поскольку на современном этапе психология утратила однородность, в ней появились новые тенденции, которые активно разрабатываются. 

 Тем не менее, очевидно, что основная методологическая  задача психологии пока не  была решена. А именно, речь идет  о том, что продуцируемые психологией  модели не способны дать непротиворечивую картину психической жизни человека во всей ее полноте и сложности. Современная психология слишком сильно стремится к упрощению, редукции. Заметим, что, конечно же, психология не может создать некой глобальной и универсальной теории, которая сделала бы все прошлые теории несостоятельными. Просто современная психология не может справиться со взаимным непониманием психологов, придерживающихся методологических принципов различных психологических направлений и школ. Таким образом, первейшая методологическая задача современной психологии как раз и состоит в преодолении этого непонимания.

Информация о работе Методология психолого-социальной профилактической работы