Методы воспитания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 06:22, доклад

Краткое описание

Метод воспитания (от греческого "методос" – путь) - это способ реализации целей воспитания. Методы воспитания являются главными средствами, обеспечивающими успешность решения задач каждого из компонентов воспитательного процесса. Традиционно методы воспитания рассматривают как способы воздействия на сущностные сферы человека с целью выработки у них заданных целью воспитания качеств.

Содержание

Введение ……………………………………………………………..3

Классификации методов воспитания ……………………………...5

Заключение………………………………………………………….19

Список использованной литературы ……………………………..20

Вложенные файлы: 1 файл

реферат по методике воспитания.doc

— 93.00 Кб (Скачать файл)
 

ГОУ ВПО «УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ИНСТИТУТ  ПСИХОЛОГИИ 
 
 

ДОКЛАД  ПО ДИСЦИПЛИНЕ

ТЕОРИЯ  И МЕТОДИКА ВОСПИТАНИЯ

НА ТЕМУ «МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Работу выполнила ст-ка

                                                                301 группы ИПС

                                                            Блажена Н.В.

Екатеринбург 2011 
 
 

     Содержание 

Введение ……………………………………………………………..3

Классификации методов воспитания ……………………………...5

Заключение………………………………………………………….19

Список использованной литературы ……………………………..20

 

      Введение 

     Метод воспитания (от греческого "методос" – путь) - это способ реализации целей  воспитания. Методы воспитания являются главными средствами, обеспечивающими  успешность решения задач каждого  из компонентов воспитательного процесса. Традиционно методы воспитания рассматривают как способы воздействия на сущностные сферы человека с целью выработки у них заданных целью воспитания качеств. Однако такое понимание не соответствует нашему пониманию воспитательного процесса, в основе которого лежит субъектно-субъектный подход. Под методами воспитания мы понимаем способы взаимодействия педагогов и учащихся, в процессе которого происходят изменения в уровне развития качеств личности воспитанников.

     Достижение  целей воспитания осуществляется, как правило, в процессе реализации совокупности методов. Сочетание этих методов в каждом случае адекватно поставленной цели и уровню воспитанности детей. Каждый метод реализуется различно в зависимости от опыта педагога и его индивидуального стиля профессиональной деятельности.

     Задача  совершенствования методов стоит  постоянно, и каждый воспитатель  в меру своих сил и возможностей ее решает, внося в разработку общих  методов свои частные изменения, дополнения, соответствующие конкретным условиям воспитательного процесса.

     Методов и особенно различных версий (модификаций) в педагогической литературе указывается  так много, что разобраться в  них, выбрать адекватные целям и  реальным обстоятельствам помогали лишь их упорядочение, классификация. Классификация методов - это выстроенная по определенному признаку система методов. Классификация помогает обнаружить в методах общее и специфическое, существенное и случайное, теоретическое и практическое и тем самым способствует их осознанному выбору, наиболее эффективному применению. Опираясь на классификацию, педагог не только ясно представляет себе систему методов, но и лучше понимает назначение, характерные признаки различных методов и модификаций.

 

      Классификации методов  воспитания 

     Любая научная классификация начиналась с определения общих оснований и выделения признаков для ранжирования объектов, составляющих предмет классификации. По каким признакам могут быть выстроены в систему методы воспитания? Таких признаков, учитывая, что метод воспитания - явление многомерное, много.

     Отдельную классификацию можно составлять по любому общему признаку. На практике так и поступают, получая различные  системы методов. В современной  педагогике известны десятки классификаций, одни из которых больше пригодны для решения практических задач, а другие – представляют лишь теоретический интерес. В большинстве систем методов логические основания классификации выражены нечетко. Этим объясняется тот факт, что в практически значимых классификациях за основу берется не одна, а несколько важных и общих сторон метода.

     Можно условно выделить группы методов  прямого и косвенного педагогического  влияния.

     Методы  прямого педагогического влияния  предполагают немедленную или отсроченную  реакцию ученика и его соответствующие  действия, направленные на самовоспитание.

     Методы  косвенного педагогического влияния  предполагают создание такой ситуации, такую организацию деятельности, в которые включается ребенок, при  этом формируется соответствующая  установка на самосовершенствование, на выработку определенной позиции в системе его отношений с учителями, товарищами, обществом.

     По  характеру воздействия на учащегося  методы воспитания делят на убеждение, упражнение, поощрение и наказание (Н.И.Болдырев, Н.К.Гончаров, Ф.Ф.Королев  и др.). В данном случае общий признак "характер метода" включает в себя направленность, применимость, особенность и некоторые другие стороны метода. К этой классификации тесно примыкает другая система общих методов воспитания, которая трактует характер методов более обобщенно (Т.А.Ильина, И.Т.Огородников). Она включает в себя методы убеждения, организации деятельности, стимулирования поведения школьников. В классификации И.С.Марьенко названы такие группы методов воспитания, как объяснительно-репродуктивные, проблемно-ситуативные, методы приучения и упражнения, стимулирования, торможения, руководства, самовоспитания.

     В настоящее время наиболее распространенной является классификация методов  воспитания И.Г.Щукиной на основе направленности - интегративной характеристики, включающей в себя в единстве целевую, содержательную и процессуальную стороны методов воспитания. Она выделяет три группы методов: методы формирования сознания (рассказ, объяснение, разъяснение, лекция, этическая беседа, увещевание, внушение, инструктаж, диспут, доклад, пример); методы организации деятельности и формирования опыта поведения (упражнение, приучение, педагогическое требование, общественное мнение, поручение, воспитывающие ситуации); методы стимулирования (соревнование, поощрение, наказание).

     По  нашему мнению, в педагогической литературе произошла подмена понятий. Методами называют часто формы воспитания (рассказ, беседа) или совокупность методов (формирование общественного мнения).

     Методов на самом деле значительно меньше, чем то количество, что сегодня перечисляется в литературе. Воспитание можно уподобить сочинению музыки. Различные мелодии, даже самые сложные, сочиняются при помощи только семи нот. При этом хорошая и плохая музыка также получается при сочетании этих же нот. Все зависит от профессионализма и таланта композитора.

     Вслед за М.И.Махмутовым, который определил  методы обучения как "бинарные", мы считаем, что по аналогии можно определить также и методы воспитания. Если бинарные методы обучения предполагают выделение парных методов "обучения-учения", то бинарные методы воспитания также предполагают выделение соответствующих пар методов "воспитания-самовоспитания". Каждое действие педагога, направленное на воспитание ученика, призвано вызвать действие ученика, направленное на самовоспитание.

     Основная задача педагога - помочь ребенку в его развитии, и вся гуманистическая педагогическая практика должна обеспечивать развитие и совершенствование всех сущностных человеческих сфер ребенка.

     Мы  считаем, что каждый метод воспитания и соответствующий ему метод самовоспитания отличаются один от другого тем, на какую сущностную сферу человека они оказывают доминирующее воздействие.

     В дальнейшем мы используем описание сущностных сфер, предложенное в книге О.С.Гребенюка "Педагогика индивидуальности" (Калининград, 1995).

     Интеллектуальная  сфера характеризуется мышлением  человека, качествами ума, познавательными  процессами, мыслительными операциями, его сознанием и самопознанием, смысловой оценкой своих субъективных возможностей, выступает в качестве основания целесообразных действий и поступков.

     В процессе контакта с педагогом происходит понимание воспитанником тех  норм и правил поведения, которые  он должен сформировать у себя. Трудно воспитать, выработать какое-либо качество, не добившись прежде ясного понимания  его значения. Для формирования взглядов, понятий, установок используются методы убеждения и самоубеждения.

     Убеждение предполагает логическое доказательство какого-то понятия, нравственной позиции, оценки происходящего. При этом на сознание учащихся влияют не столько понятия и суждения, сколько их доказательность. Учащиеся, оценивая полученную информацию, или утверждаются в своих взглядах, позициях, или корректируют их.

     Убеждаясь в правоте сказанного, учащиеся формируют  свою систему взглядов на мир, общество, социальные отношения. Внешние воздействия со стороны педагога превращаются во внутренний процесс, что приводит к сформированности мировоззрения.

     Убеждение как метод в воспитательном процессе реализуется через различные  формы, в частности сегодня используются отрывки из различных литературных произведений, исторические аналогии, библейские притчи, басни. Рядом ученых создаются хрестоматии, в которых собран материал для нравственного просвещения учащихся. Метод убеждения используется также при проведении разнообразных дискуссий.

     Для реализации метода убеждения педагогу важно знать мнение детей по обсуждаемому вопросу, а также факты и явления, которые их волнуют. Применяя метод  убеждения, педагог должен быть уверен, что у детей достаточно знаний для логических рассуждений о предмете убеждения.

     Самоубеждение – это метод самовоспитания учащихся, который предполагает, что дети осознанно, самостоятельно, в поиске решения  какой-либо социальной проблемы формируют  у себя комплекс взглядов на эту  проблему. В основе этого формирования – логические доказательства, схему которых составил сам ребенок.

     Мотивационная сфера включает всю совокупность потребностей, мотивов и целей  человека, которые формируются и  развиваются в течение всей его  жизни.

     Стимулирование  – метод, в основе которого лежит формирование у учащихся побуждений деятельности, т.е. определенных мотиваций.

     В педагогике в качестве стимулирования распространены такие компоненты метода стимулирования, как поощрение и  наказание.

     Поощрением  называют выражение положительной оценки действий воспитанников. Оно закрепляет положительные навыки и привычки. Действие поощрения предполагает возбуждение позитивных эмоций, вселяет уверенность. Поощрение может проявляться в различных вариантах: одобрение, похвала, благодарность, предоставление почетных прав, награждение. Несмотря на кажущуюся простоту, поощрение требует тщательной дозировки и осторожности, так как неумение использовать этот метод может принести вред воспитанию.

     Поощрение должно быть естественным следствием поступка ученика, а не следствием его стремления получить поощрение. Важно, чтобы поощрение не противопоставляло учащегося остальным членам коллектива. Оно должно быть справедливым и, как правило, согласованным с мнением коллектива. При использовании поощрения необходимо учитывать индивидуальные качества поощряемого.

     Наказание – это компонент педагогического  стимулирования, применение которого должно предупреждать нежелательные  поступки учащихся, тормозить их, вызывать чувство вины перед собой и  другими людьми.

     Известны следующие виды наказания: наложение дополнительных обязанностей; лишение или ограничение определенных прав; выражение морального порицания, осуждения. Перечисленное может реализоваться в различных формах: по логике естественных последствий, наказания-экспромты, традиционные наказания.

     Наказание должно быть справедливым, тщательно  продуманным и ни в коем случае не должно унижать достоинство ученика. Это сильнодействующий метод. Ошибку педагога в наказании исправить  значительно труднее, чем в любом  другом случае, поэтому нельзя торопиться наказывать до тех пор, пока нет полной уверенности в справедливости наказания и его позитивном влиянии на поведение ученика.

     Нельзя  дать каких-либо общих рецептов в  решении вопроса о наказании, так как каждый поступок всегда индивидуален. В зависимости от того, кем он совершен, при каких обстоятельствах, каковы причины, побудившие его совершить, наказание может быть очень различным.

     Поощрение и наказание формируют у учащихся умение правильно оценивать свое поведение. Самооценка способствует самостимулированию поступков детей. В процессе самооценки они определяют необходимость изменений своего поведения. При этом возможно использование учащимися таких средств самовоспитания, как самопоощрение, самонаказание (самоограничение).

Информация о работе Методы воспитания