Методы воспитания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 06:22, доклад

Краткое описание

Метод воспитания (от греческого "методос" – путь) - это способ реализации целей воспитания. Методы воспитания являются главными средствами, обеспечивающими успешность решения задач каждого из компонентов воспитательного процесса. Традиционно методы воспитания рассматривают как способы воздействия на сущностные сферы человека с целью выработки у них заданных целью воспитания качеств.

Содержание

Введение ……………………………………………………………..3

Классификации методов воспитания ……………………………...5

Заключение………………………………………………………….19

Список использованной литературы ……………………………..20

Вложенные файлы: 1 файл

реферат по методике воспитания.doc

— 93.00 Кб (Скачать файл)

     Соревнование  является модификацией метода воспитывающих  ситуаций и способствует формированию качеств конкурентоспособной личности. Этот метод опирается на естественные потребности ребенка к лидерству, соперничеству. В процессе соревнования ребенок достигает определенного успеха в отношениях с товарищами, приобретает новый социальный статус.

     Соревнование  может быть организовано педагогом  и может возникнуть стихийно. И в том и в другом случае воспитатель осуществляет регулятивные действия. В первом случае педагог сам или совместно с учащимися определяет цели и задачи соревнования, составляет программу, разрабатывает критерии оценок, создает условия для проведения соревнования, награждения победителей. Критерии оценок должны быть простыми и понятными для всех участников.

     Цель  соревнования для ребенка – быть первым. В соревновании бывают победители и проигравшие. Эмоциональное переживание  победы и поражения учеником может стать элементом социального закаливания.

     Соревнование  побуждает не только актуальную активность ребенка, вызванную сиюминутными переживаниями, но и формирует у него способность  к самоактивизации, которую можно  рассматривать как элемент самовоспитания. Учащийся стремится стать лидером не только в определенной ситуации, при этом он сам выступает в качестве субъекта стимулирования своей активности, реализуя свою готовность к различным видам деятельности.

     Экзистенциальная  сфера характеризуется умением  человека управлять своими физическими и психическими состояниями, умением удерживать их на должном уровне, гармонией чувств и поступков, слова и дела, чувств и общения и др. Необходимо "выработать в человеке сознательное отношение к своим действиям, ограничить произвол их и развить в человеке стремление к совершенствованию; заботиться как о красоте тела, так и о красоте речи и самостоятельности в проявлении мысли" (П.Ф.Лесгафт); сформировать умение владеть своими потребностями, умение управлять собой.

     Включение учащихся в систему новых для них отношений способствует самопознанию детей, определению своей позиции и способа адекватного поведения в различных ситуациях, стимулирует самоанализ и вариативное проектирование своего поведения.

     Доминирующим  методом, влияющим на экзистенциональную сферу, является анализ деятельности и общения ребенка.

     Анализ  педагог может проводить как  с одним учеником, так и с  группой. В этом случае группа анализирует  свое состояние и определяет возможные  совместные действия.

     Анализ, проводимый педагогом как с отдельным учеником, так и с группой, направлен прежде всего на создание условий для реализации ребенком такого метода самовоспитания, как рефлексия.

     Понятие рефлексия возникло в философии; оно означает процесс размышления  индивида о происходящем в его собственном сознании.

     Рефлексия предполагает не только познание человеком  самого себя в определенной ситуации или в определенный период, но и  выяснение отношений к себе окружающих, а также выработку представлений  об изменениях, которые могут произойти.

     Именно  в процессе рефлексии и осуществляется важный акт самовоспитания – создается  программа саморазвития. Программирование саморазвития – это волевой акт  человека, который позволяет ему  добиваться наибольших успехов в  самосовершенствовании. Педагог, организуя рефлексию, должен стремиться к тому, чтобы учащиеся рассматривали ее как этап в собственном развитии. Взаимосвязь развития существующих сфер человека и влияния на них методов воспитания представлено в схеме (см. далее).

     Таким образом, рассмотренная нами совокупность методов предполагает, что субъектом воспитания в итоге должен стать сам учащийся.

 

      Заключение 

     Еще с давних времен многие философы предлагали свои методы воспитания. Они, методы, складывались не случайно, а в соответствии с  укладом жизни разных народов. Поэтому существует множество методов воспитания. Я же описала общие методы и средства воспитания. Также я выяснила, что к каждому конкретному ребенку нужен свой подход. Если один метод подходит одному ребенку, то это еще не значит, что этот метод подойдет другому. Из сказанного выше можно сделать вывод, что тема «методы воспитания» актуальна на сегодняшний день.

     Тема  воспитания актуальна как раньше, так и сейчас. Потому что мировая  и отечественная история образования  свидетельствует о том, что содержательные параметры, цели воспитания подрастающих поколений отражают уровни цивилизации общества, его демократических характеристик, экономических возможностей, компетентности правительства, служб прогнозирования и расчета реальных условий развития педагогических систем.

     Создание  метода — это ответ на поставленную жизнью воспитательную задачу. В педагогической литературе можно найти описание большого количества методов, позволяющих  достигать практически любые  цели. Методов и особенно различных версий (модификаций) методов накоплено так много, что разобраться в них, выбрать адекватные целям и реальным обстоятельствам помогает лишь их упорядочение, классификация. Классификация методов — это выстроенная по определенному признаку система методов. Классификация помогает обнаружить в методах общее и специфическое, существенное и случайное, теоретическое и практическое и тем самым способствует их осознанному выбору, наиболее эффективному применению. Опираясь на классификацию, педагог не только ясно представляет себе систему методов, но и лучше понимает назначение, характерные признаки различных методов и их модификаций.

     Список  использованной литературы 

  1. Рожков  М.И., Байбородова Л.В. Теория и методика воспитания. М.: изд. Владос. 2004.- 382с.
  2. Селиванов В.С. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания. М.: Академия. 2004.- 336с.
  3. Азаров Ю.П. Искусство воспитания – М.: «Просвещение», 2005г.
  4. Макаренко А.С. О воспитании – М.; Политиздат, 2000г.
  5. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студентов педагогических Вузов в 2х книгах – М, 2009г.
  6. Хофман, Франц. Мудрость воспитания. Педагогия. Педагогика. М.: «Педагогика», 2009г.
  7. Караковский В.А., Новикова Л.И., Селиванова Н.Л. Воспитание? Воспитание… Воспитание! – Теория и практика воспитательных систем. – М; 2006г.
  8. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций: Учеб. пособие для студентов пед. учеб. заведений и слушателей ИПК и ФПК. – М.: Просвещение, 2008г.-460с.
  9. Андреев В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. - 2-е изд. – Казань. Центр инновационных технологий, 2002г. – 608с.
  10. Маленкова Л.И. Воспитание в современной школе. – М.: Издательский Дом «Моосфера», 2009г. – 300с.

Информация о работе Методы воспитания