Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2014 в 19:57, контрольная работа
Оно по своему происхождению может быть обусловлено различными отклонениями в развитии личности. Чаще это поведение - реакции детей и подростков на трудные обстоятельства жизни. Возможность появления отклонений в поведении связана также с особенностями физического развития, условиями воспитания и социального окружения. Причины и предпосылки девиации необходимо искать начиная с дошкольного возраста (от 3 до 7 лет). Так как именно в этом возрасте закладывается фундамент для формирования и развития личности.
Понятие, отклоняющееся поведение – девиантное, деликвентное, дезадаптация.
Характеристика детей дошкольного возраста с отклоняющимся поведением.
Описание диагностического материала по изучению отклоняющегося поведения детей дошкольного возраста.
Исследование поведения ребёнка с отклонением в развитии.
Список литературы.
ГБОУ СПО «Соликамский педагогический колледж имени А.П. Раменского»
Заочное отделение
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
Дисциплина: Психология
Тема: Методы изучения детей с отклоняющимся
поведением
Выполнила:
студент группы В -35
Балясина Т.Н
Проверила:
преподаватель
Сингур Л.В
Соликамск, 2013
Содержание.
1. Понятие, отклоняющееся поведение – девиантное,
делинквентное, дезадаптация.
Поведение ребёнка - это способ, с помощью которого он, ещё не научившись говорить, сообщает нам о состоянии своего здоровья и о внутреннем эмоциональном состоянии. Подчас это поведение может принимать даже необычные для данного ребёнка формы, которые иногда могут являться сигналом о каких-либо серьёзных нарушениях в развитии ребёнка. Девиантное поведение – это любое отклонение от нормы в поведении человека. Оно по своему происхождению может быть обусловлено различными отклонениями в развитии личности. Чаще это поведение - реакции детей и подростков на трудные обстоятельства жизни. Возможность появления отклонений в поведении связана также с особенностями физического развития, условиями воспитания и социального окружения. Причины и предпосылки девиации необходимо искать начиная с дошкольного возраста (от 3 до 7 лет). Так как именно в этом возрасте закладывается фундамент для формирования и развития личности.
Делинквентное поведение— антиобщественное противоправное поведение индивида, воплощённое в его проступках (действиях или бездействии), наносящих вред как отдельным гражданам, так и обществу в целом. Делинквентное поведение, в отличие от девиантного, характеризуется как повторяющиеся асоциальные проступки детей и подростков, нарушающих правовые нормы, но не влекущих уголовной ответственности из-за их ограниченной общественной опасности или не достижения ребенком возраста, с которого начинается уголовная ответственность.
Дезадаптация – психическое состояние, возникающее в результате несоответствия социопсихологического или психофизического статуса ребенка требованиям новой социальной ситуации. Дезадаптация разделяется на различные виды в зависимости от природы, характера и степени проявления, один из видов это патогенная дезадаптация.
Патогенная дезадаптация - психические состояния, вызванные функционально-органическими поражениями ЦНС В зависимости от степени и глубины поражения патогенная дезадаптация бывает:
а) Устойчивой (психозы, психопатии, органические поражения головного мозга, отставание в умственном развитии, дефекты анализаторов)
б) Имеющей пограничный характер (повышенная тревожность, возбудимость, страхи, навязчивые дурные привычки и т.п.)
2. Характеристика детей дошкольного возраста с отклоняющимся поведением.
К понятию девиантное (отклоняющееся) поведение у детей можно отнести следующие нарушения в развитии: агрессивность, тревожность, СДВГ(синдром дефицита внимания и гиперактивность), детская нервность и т.д. Дадим характеристику некоторым из этих нарушений в развитии.
Агрессия - это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический и моральный ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности и т.п.)”. Почти в каждой группе детского сада, в каждом классе встречается хотя бы один ребенок с признаками агрессивного поведения. Он нападает на остальных детей, обзывает и бьет их, отбирает и ломает игрушки, намеренно употребляет грубые выражения, одним словом, становится “грозой” всего детского коллектива, источником огорчений воспитателей и родителей. Этого ершистого, драчливого, грубого ребенка очень трудно принять таким, какой он есть, а еще труднее понять. Агрессивные дети очень часто подозрительны и насторожены, любят перекладывать вину за затеянную ими ссору на других. Агрессивные дети нуждаются в понимании и поддержке взрослых, поэтому главная наша задача заключается не в том, чтобы поставить “точный” диагноз и тем более “приклеить ярлык”, а в оказании посильной и своевременной помощи ребенку.
Как правило, для воспитателей и учителей не составляет труда определить, у кого из детей повышен уровень агрессивности. Но в спорных случаях можно воспользоваться критериями определения агрессивности, которые разработаны американскими психологами М. Алворд и П. Бейкер.
Ребенок:
1. Часто теряет контроль над собой.
2. Часто спорит, ругается со взрослыми.
3. Часто отказывается выполнять правила.
4. Часто специально раздражает людей.
5. Часто винит других в своих ошибках.
6. Часто сердится
и отказывается сделать что-
7. Часто завистлив, мстителен.
8. Чувствителен, очень быстро реагирует на различные действия окружающих (детей и взрослых), которые нередко раздражают его.
Предположить, что ребенок агрессивен можно лишь в том случае, если в течение не менее чем 6 месяцев в его поведении проявлялись хотя бы 4 из 8 перечисленных признаков.
СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивность) - это состояние, вызывающее постоянную невнимательность, гиперактивность и (или) импульсивность. Гиперактивные дети часто задевают и роняют различные предметы, толкают сверстников, создавая конфликтные ситуации. Они часто обижаются, но о своих обидах быстро забывают. Известный американский психолог В. Оклендер так характеризует этих детей: “Гиперактивному ребенку трудно сидеть, он суетлив, много двигается, вертится на месте, иногда чрезмерно говорлив, может раздражать манерой своего поведения. Часто у него плохая координация или недостаточный мышечный контроль. Он неуклюж, роняет или ломает вещи, проливает молоко. Такому ребенку трудно концентрировать свое внимание, он легко отвлекается, часто задает множество вопросов, но редко дожидается ответов” (1997, с. 228). Основные проявления гиперактивности можно разделить на три блока: дефицит активного внимания, двигательная расторможенность, импульсивность.
Тревожность. В психологическом словаре дано следующее определение тревожности: это “индивидуальная психологическая особенность, заключающаяся в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и в таких, которые к этому не предрасполагают”. (1997, с.386)
Тревожного ребёнка можно описать следующим образом. «В группу детского сада (или в класс) входит ребенок. Он напряженно вглядывается во все, что находится вокруг, робко, почти беззвучно здоровается и неловко садится на краешек ближайшего стула. Кажется, что он ожидает каких-либо неприятностей». Это тревожный ребенок. Их отличает чрезмерное беспокойство, причем иногда они боятся не самого события, а его предчувствия. Часто они ожидают самого худшего. Дети чувствуют себя беспомощными, опасаются играть в новые игры, приступать к новым видам деятельности. У них высокие требования к себе, они очень самокритичны. Уровень их самооценки низок, такие дети и впрямь думают, что хуже других во всем, что они самые некрасивые, неумные, неуклюжие. Они ищут поощрения, одобрения взрослых во всех делах. Для тревожных детей характерны и соматические проблемы: боли в животе, головокружения, головные боли, спазмы в горле, затрудненное поверхностное дыхание и др. Во время проявления тревоги они часто ощущают сухость во рту, ком в горле, слабость в ногах, учащенное сердцебиение. П. Бейкер и М. Алворд советуют присмотреться, характерны ли для поведения ребенка следующие признаки.
1. Постоянное беспокойство.
2. Трудность,
иногда невозможность
3. Мышечное напряжение (например, в области лица, шеи).
4. Раздражительность.
5. Нарушения сна.
Можно предположить, что ребенок тревожен, если хотя бы один из критериев, перечисленных выше, постоянно проявляется в его поведении.
3.Описание диагностического материала по изучению отклоняющегося поведения детей дошкольного возраста.
Для диагностики
тревожности ребёнка можно
Психодиагностический изобразительный материал в этой методике представлен серией рисунков размером 8,5 х 11 см. Каждый рисунок сюжетно представляет собой некоторую типичную для жизни ребёнка-дошкольника ситуацию.
Каждый из описанных рисунков выполнен в двух вариантах: для мальчиков (на рисунке изображён мальчик) и для девочек (на рисунке представлена девочка). В процессе тестирования испытуемый идентифицирует себя с ребёнком того же пола, что и он сам. Лицо данного ребёнка не прорисовано полностью, дан лишь общий контур его головы. Каждый рисунок снабжен двумя дополнительными изображениями детской головы, по размерам точно соответствующими контуру лица ребёнка на рисунке. На одном из дополнительных изображений представлено улыбающееся лицо ребёнка, а на другом — печальное. Предлагаемые рисунки изображают типичные жизненные ситуации, с которыми сталкиваются дети-дошкольники и которые могут вызывать у них повышенную тревожность. Предполагается, что выбор ребёнком того или иного лица будет зависеть от его собственного психологического состояния в момент проведения тестирования. То, какой смысл придаёт ребёнок именно этим рисункам, указывает на типичное для него эмоциональное состояние в подобных жизненных ситуациях.
В процессе психодиагностики рисунки предъявляются ребёнку в той последовательности, в которой они представлены («Психология» Немов Р.С), один за другим. Показав ребёнку рисунок, экспериментатор к каждому из них даёт инструкцию — разъяснение.
Выбор ребёнком соответствующего лица и его словесные высказывания фиксируются в специальном протоколе. Протоколы, полученные от каждого ребёнка, подвергаются далее анализу, который имеет две формы: количественную и качественную.
Количественный анализ состоит в следующем. На основании данных протокола вычисляется индекс тревожности ребёнка (ИТ), который равен выраженному в процентах отношению числа эмоционально - негативных выборов к общему числу рисунков. По индексу тревожности (ИТ) дети в возрасте от 3,5 лет до 7 лет условно могут быть разделены на три группы:
3. Низкий уровень тревожности. ИТ располагается в интервале от 0% до 20%. В ходе качественного анализа каждый ответ ребёнка (второй столбец протокола) анализируется отдельно. На основе такого анализа делаются выводы относительно эмоционального опыта общения ребёнка с окружающими людьми и того следа, который этот опыт оставил в душе ребёнка. Особенно высоким проективным значением в этой связи обладают рисунки одевание, укладывание в постель в одиночестве, еда в одиночестве. Дети, в этих ситуациях делающие отрицательные эмоциональные выборы, с высокой степенью вероятности будут обладать высоким ИТ. Дети, делающие отрицательные эмоциональные выборы в ситуациях, изображенных на рисунках ребёнок и мать с младенцем, умывание, игнорирование, собирание игрушек, с большой вероятностью получат высокий или средний ИТ.
4. Исследование поведения ребёнка с отклонением в развитии.
Имя ребёнка: Оксана Дата проведения исследования: 25.10.2013г. | |||
Данные обследования | |||
Содержание рисунка |
Возможные высказывания ребёнка |
Выбор лица | |
весёлое |
печальное | ||
Игра с младшими детьми |
А мы с Мариной тоже любим мячиком играть |
+ |
|
Ребёнок и мать с младенцем |
+ |
||
Объект агрессии |
+ | ||
Одевание |
Я не умею завязывать шнурки |
+ | |
Игра со старшими детьми |
+ | ||
Укладывание спать в одиночестве |
+ | ||
Умывание |
+ |
||
Выговор |
+ | ||
Игнорирование |
+ | ||
Агрессивное нападение |
+ |
||
Собирание игрушек |
+ | ||
Изоляция |
+ |
||
Ребёнок с родителями |
+ | ||
Еда в одиночестве |
+ |
||
6 |
8 |
Информация о работе Методы изучения детей с отклоняющимся поведением