Методы исследования в психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 19:23, реферат

Краткое описание

Основные исследовательские методы психологии развития и возрастной психологии — это методы сбора фактов, выяснения тенденций, динамики психического развития, которое разворачивается во времени.
На начальном этапе развития детской психологии (во второй половине XIX — начале XX в.) это был, прежде всего, метод наблюдения. Исследователи (среди которых биологи и психологи Т. Тидеман, И. Тэн, Ч. Дарвин, В. Прейер) прослеживали индивидуальное развитие собственных детей, стремились фиксировать реальный ход детского развития в естественных условиях.

Вложенные файлы: 1 файл

методы исследования.doc

— 80.50 Кб (Скачать файл)

Для беседы необходима атмосфера  доверия, должен соблюдаться педагогический такт. Этот метод лучше использовать в естественной среде, там, где испытуемый воспитывается, учится, живет, отдыхает. Результаты беседы надо фиксировать на магнитофоне с дальнейшим анализом записи. Лучше использовать скрытый магнитофон. Стенографию делает кто-то другой. Результаты беседы самому экспериментатору не рекомендуется записывать. Надо запомнить услышанное и впоследствии воспроизвести. Отдельные результаты беседы могут быть представлены в виде таблицы. Она может  послужить исходным материалом для проверки гипотезы с помощью статистических критериев. Возможна математическая обработка результатов беседы. 

 

Анкета 

Анкетирование широко используется как в социологических, так и  в психолого-педагогических исследованиях, когда изучается общественное мнение, эстетические и моральные оценки, отношение людей друг к другу, к событиям, родам деятельности. Анкетный метод имеет сходство с методом беседы, т.к. в них ставятся вопросы и получаются ответы. Анкетируемый называется респондентом. В отличие от метода беседы в анкете существует жесткая логическая конструкция. Она неизменна в процессе анкетирования. Анкета состоит из специально подобранных вопросов и возможных стандартных вариантов ответов. Анкета охватывает круг людей, может распространяться по почте. При подведении итогов анкетирования используется метод математической статистики.

Вопросы анкеты могут  быть прямыми  и косвенными. В  прямом вопросе его содержание и  объект интереса совпадают. В косвенном  вопросе то и другое расходится. Подбор косвенных вопросов трудная  часть построения анкеты.

Вид анкеты определяется формой вопросов. Вопросники могут быть открытыми и закрытыми.

Вопросы в анкете называются открытыми, если инструкция не ограничивает способ ответа на него. Анкета, содержащая открытые вопросы, называется свободной. Данные такой анкеты не служат средством точного измерения мнения. С их помощью осуществляется предварительная ориентировка. Исследователь диктует вопросы в определенной последовательности, испытуемый на них отвечает самостоятельно.

Более точное измерение  мнения осуществляется путем анкет с закрытыми вопросами. В этих анкетах даются несколько вариантов ответов. Полученный материал статистически обрабатывается. Респонденту разрешается записать свой ответ, если он не обнаружит подходящего.

Формы закрытых вопросов определяются способами ответа на них. Наиболее распространенными являются формы вопросов, ответы которых построены по схемам парных сравнений, последовательных категорий оценок и рангового ряда.

 Анкета может являться  средством измерения объектов  исследования путем изучения высказываний учеников. Многочисленные ответы на вопросы анкеты объединяются и статистически обрабатываются. В анкетировании измеряемая величина отражается косвенно, в виде частот различных ответов. 

 

Тестирование

Тест - это совокупность заданий, ориентированных на определение (измерение) уровня (степени) развития определенных аспектов психических процессов личности. В литературе определяются классические тесты  облученности или школьные тесты.

Правильно составленные тесты должны отвечать требованиям:

относительно краткосрочными, т.е. не требовать больших затрат времени на ответы на пункты теста;

- однозначными, т.е. не  допускать произвольного толкования  тестовых заданий;

- правильными, т.е.  исключать возможность формулирования  многозначных ответов;

- относительно краткими (требующими сжатых ответов);

- информационными, т.е.  такими, которые обеспечивают возможность  соотнесения количественной оценки  за выполнение теста с порядковой  или даже интервальной шкалами  измерений;

- удобными, т.е. пригодными  для быстрой математической обработки результатов тестирования;

- стандартными, т.е. пригодными  для широкого использования - измерения уровня развитости  возможно более широких контингентов  обучаемых, овладевающих одинаковым  объемом знаний на одном и  том же уровне развитости.

Тест, который является приемлемым для решения задач, должен иметь определенную структуру. Появление  новообразований происходит во времени. На данный момент искомых новообразований  еще нет, а через некоторое  время они появляются. Поэтому  наблюдатель должен сначала зафиксировать у учащегося тот объем знаний и умений, который у него имеется на данный момент, а затем, через некоторый промежуток времени, посмотреть то новое, которое приобрел учащийся в процессе обучения. Следствием этих рассуждений является мысль о повторном использовании одного и того же теста, то есть о тесте - ретесте.

Метод теста - ретеста  известен в психометрии как способ повышения степени надежности теста, измерения психологических характеристик  учащихся. Суть этого метода заключается в том, что один и тот же тест предъявляется ученику дважды через некоторый промежуток времени. Психологи обратили внимание на тот факт, что если ретест предъявляется повторно через значительный промежуток времени, то он отражает изменения, произошедшие в ученике за этот период. С этой точки зрения ретест мало пригоден для повышения степени надежности измерений психологических характеристик ученика. Однако легко усмотреть положительную сторону ретеста: он позволяет выявлять новообразования, появившиеся у ученика через некоторое время в результате обучения.

Применение ретеста  в обучении является полезным как  для диагностики развития учащихся, так и для планирования этапов обучения и коррекции результатов  обучения, то есть для его использования  в качестве руководящего документа. Метод ретеста представляет собой, прежде всего, метод диагностики развития, включающий в себя контроль знаний и умений на двух уровнях. Первичный сбор данных позволяет учителю сделать вывод о состоянии готовности учащихся к приобретению новых для них знаний. Это помогает учителю планировать и осуществлять коррекционную работу с классом в целом и отдельными учениками. Вторичный сбор данных выявляет качество обученности учащихся, что также может быть использовано для коррекционной работы по новой теме. Отсюда следует, что диагностика с помощью теста - ретеста, составленного на основе проекций изучаемого материала в зоне актуального и ближайшего развития позволяет учителю осуществлять на практике теоретически обоснованное дифференцированное управление обучением учащихся. Диагностирование по методу теста - ретеста позволяет получить три характеристики для обучаемого.

В процессе тестирования устанавливается рейтинг каждого  учащегося, что является особенно актуальным в условиях современной жизни. Доступность ретеста позволяет учащемуся давать себе самооценку, а также прогнозировать возможность повышения рейтинга за счет прироста знаний и умений. Это в свою очередь нацеливает учащихся на приобретение знаний, на развитие и саморазвитие. Различные способности учащихся (обучаемость, владение мыслительными операциями, развитость психических процессов, акцентуация характера) приводят к качественным и количественным различиям в ответах на пункты теста. Неполные ответы сигнализируют о возможном появлении новых разрывов, нежелательных для дальнейшего обучения. В этой связи естественна постановка вопроса о необходимости вторичной коррекционной работы, целью которой является исправление возникших в ходе учения деформаций (неадекватное отражение) и пополнение объема знаний и умений учащихся по изученной теме. Такая работа повышает уровень обученности отдельных учеников.

 

Анализ продуктов  деятельности

Этот метод используется в основном, как дополнительный. При исследовании многих педагогических явлений большое значение имеет документации дошкольного учреждения, педучилища или колледжа; продуктов деятельности детей (рисунков, аппликации, конструирования, музыкального, литературного творчества) используется в самых разнообразных целях.

Так, изучая развитие личности школьника, необходимо изучить данные его физического развития; исследуя уровень овладения учеником разными видами деятельности.

Например, многочисленные рисуночные методики (рисунки семьи, человека, друга, школы, дома, дерева, неизвестного животного) служат инструментом диагностики интеллектуальной сферы, эмоциональных и личностных особенностей и детей, и взрослых. Важно подчеркнуть, что иногда для правильной интерпретации рисунка необходимо наблюдение за процессом его создания. Кроме того, одни и те же внешние признаки — симптомы — в работах испытуемых разных психологических возрастов могут быть расценены по-разному.

 

Биографический  метод исследования состоит в выявлении ключевых факторов формирования индивида, его жизненного пути, кризисных периодов развития, особенностей социализации. Анализируются также текущие события в жизни индивида и прогнозируются возможные события в будущем, составляются графики жизни, производится каузометрия (от лат. causa — причина и греч. metro — измерение) — причинный анализ межсобытийных отношений, анализ психологического времени личности, когда выявляются стартовые события отдельных периодов развития личности или ее деградации.

Биографический метод исследования направлен на выявление стиля  жизни индивида, типа его адаптации в среде. Он используется как для анализа, так и для коррекции жизненного пути личности. Возможна диагностика обследуемого при помощи компьютерной программы «Биограф». Метод позволяет выявить факторы, наиболее влияющие на поведение личности. Полученные данные используются для коррекции поведения индивида, личностно направленной психотерапии, релаксации (ослабления) возрастных кризисов.

В последнее время в психологических  исследованиях стал широко применяться  метод психологического моделирования. Он выражается в знаковой имитации психических явлений или организации различных видов человеческой деятельности в искусственно сконструированной среде. С его помощью удается моделировать некоторые аспекты восприятия, памяти, логического мышления, а также создавать бионические модели психической деятельности (например, перцептроны — распознающие системы).

 

Близнецовый метод — метод сопоставления психологических особенностей членов близнецовой пары, позволяющий определить степень влияния наследственных факторов и среды на формирование тех или иных психических качеств человека. Предложен Ф.Гальтоном в 1875 г.

Основан на том, что монозиготные (однояйцевые) близнецы имеют идентичный генотип, дизиготные (двуяйцевые) - неидентичный. При условии, что члены близнецовых пар любого типа имеют сходную среду воспитания, большее внутрипарное сходство монозиготных близнецов по сравнению с дизиготными может свидетельствовать о наличии наследственных влияний на изменчивость изучаемого признака.

Различные модификации близнецового метода были предложены А.Гезеллом, А.Р.Лурия  и др. В современной науке используются методы разлученных монозиготных близнецов, контрольного близнеца, близнецовой пары.

Описание метода

В научной литературе описано около 130 пар монозиготных близнецов, в  силу различных обстоятельств живших и развивавшихся раздельно. Анализ их внутрипарного сходства и различия весьма показателен, так как параметры сходства, вероятно, должны однозначно свидетельствовать о наследуемости изучаемого признака. Однако анализ семей разлученных близнецов, поведение которых было по некоторым параметрам сходным, показал, что в подавляющем большинстве эти пары попадали в мало различавшуюся среду. Таким образом, сходство психологических признаков могло иметь и негенетическое происхождение.

Метод контрольного близнеца (или  контроля по партнеру) сводится к тому, что один из близнецов подвергается внешним воздействиям (например, обучению), результаты которых должны свидетельствовать о степени его восприимчивости к влияниям среды.

При использовании метода близнецовой  пары главное внимание уделяется  анализу специфики взаимоотношений между близнецами.

Обработка результатов 

Оценка результатов, полученных с  помощью близнецового метода, основывается на допущении равенства средовых влияний на монозиготных и дизиготных близнецов. Однако установлено, что  условия развития монозиготных близнецов неодинаковы по сравнению с дизиготными. Это диктует необходимость специального анализа тех переменных близнецовой среды, которые являются значимыми для формирования исследуемого признака.

Различие применяемых методик, несходство используемого материала, разная степень достоверности полученных данных часто приводят к тому, что результаты многих исследований оказываются несравнимыми. Тем не менее близнецовый метод остается главным средством анализа актуальных психогенетических проблем человека. Помимо решения психогенетических задач применение различных вариантов близнецового метода позволяет раскрыть психологическое содержание понятия «среда» и открывает новые возможности для проведения исследований по психологии личности, психодиагностике, социальной психологии и др.


Информация о работе Методы исследования в психологии