Методы исследования психологи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 14:18, реферат

Краткое описание

Психология ищет и исследует законы, управляющие отражательной и регулирующей деятельностью психики. Иначе говоря, она пытается выяснить, как возникают психические явления, как из них складываются психические состояния, как формируются из них психические процессы, как они закрепляются в психических свойствах, как это отражается в действиях, поведении и деятельности человека.

Содержание

Введение
1.Методика и методология
2.Методы психологических исследований
3.Методы практической психологии
4.Понятия психологический тест и психологическое тестирование
5. Проективные методы
6.Вспомогательные методы исследования
7.Тесты специальных способностей и достижений
8.Тесты личности
9.Тесты интеллекта
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

психология - копия.docx

— 47.92 Кб (Скачать файл)

В практике профотбора психодиагностика оказалась накрепко увязанной с  экономическими и прагматическими  критериями, которые заставляют очень  часто отдавать предпочтение весьма приближенным, но зато очень кратким и очень дешевым при проведении тестам достижений. Подобные тесты не столько дают развернутый психологический портрет тому, кто прошел отбор, сколько направлены на то, чтобы отсеять заведомо непригодных.

Наиболее информативные свойства (признаки), как это известно, из теории информации, - это те, которые разделяют обследуемую популяцию примерно поровну. Доля присутствия определенного свойства в популяции называется в теории тестирования «БАЗОВЫМ УРОВНЕМ». Как отмечает А. Анастази (1982), при резком отклонении базового уровня от оптимального в 50 процентов инкрементная ВАЛИДНОСТЬ теста оказывается настолько малой, что его использование становится практически нецелесообразным -- приращение точности над базовым уровнем не покрывает издержек на само проведение и обработку теста.

Вся основанная на модели НОРМАЛЬНОГО  РАСПРЕДЕЛЕНИЯ традиционная «гауссовская» статистика (включая такие известные статистические инструменты, как критерий Стьюдента, коэффициент линейной корреляции Пирсона) в этом случае оказывается во многом неэффективной. Запросы медицинской практики дали импульс развитию методов личностной психодиагностики. Она нацелена на способности не в большей мере, чем на стилевые и мотивационные черты личности. В этой сфере используются чаще всего не тесты, а особые методы, среди которых выделяются, прежде всего, опросники и проективные методики.

Опросники - это большая группа методик, задания которых представлены в виде вопросов или утверждений, а задачей испытуемого является самостоятельное сообщение некоторых сведений о себе в виде ответов. Теоретической основой этого метода можно считать интроспекционизм - психологию самонаблюдения. Метод опросников вначале рассматривался в качестве разновидности самонаблюдения. Но при заданных вариантах ответа это самонаблюдение, которому придается стандартизированный характер, по многим формальным признакам сближается с объективным тестированием.

Другим известным методом диагностики  личности являются проективные методы. Их родоначальником традиционно считается метод словесных ассоциаций, возникший на базе ассоцианистского течения в психологии. Возникновение метода свободных словесных ассоциаций связано с именем уже упоминавшегося выше Ф. Гальтона. В 1879 г. он опубликовал результаты своих ассоциативных экспериментов. Предлагая испытуемому отвечать на слово-раздражитель первой пришедшей в голову словесной ассоциацией, Гальтон с помощью секундомера фиксировал время ответа. Измайлов И.А., Михалевская М.Б. Общий практикум по психологии: Общая психометрика. *- М., 1983 Для того, чтобы психологу прорваться в область бессознательного, понять скрытые в нем тенденции, необходимо в эксперименте направить сознание на решение особых заданий, которые позволили бы непроизвольно проявиться бессознательному в особой проективной продукции - бессюжетных словесных ассоциациях, сюжетных фантазиях, образах, выраженных в рисунках (как это делается в рисуночных проективных методиках) и т. п. Такого типа задания и включались в проективные методики.

 

9.Тесты интеллекта

Первым исследователем, использовавшим в психологической экспериментатике «Интеллектуальный тест», был Дж. М. Кеттелл. Этот термин после статьи Кеттелла «Интеллектуальные тесты и измерения», опубликованной в 1890 году в журнале «Mind», приобрел широкую известность. В своей статье Кеттелл писал о том, что применение серии тестов к большому числу индивидов позволит открыть закономерности психических процессов и тем самым приведет к преобразованию психологии в точную науку. Вместе с тем он высказал мысль о том, что научная и практическая ценность тестов возрастет, если условия их проведения будут однообразными. Кеттелл предложил в качестве образца 50 тестов, включавших различного рода измерения чувствительности, времени реакции, времени, затрачиваемого на называние цветов, количества звуков, воспроизводимых после однократного прослушивания, и др. Вернувшись в Америку после работы в лаборатории Вундта и чтения лекций в Кембридже, он немедленно стал применять тесты в устроенной им при Колумбийском университете лаборатории (1891). Вслед за Кеттеллом и другие американские лаборатории начали применять метод тестов. Возникла необходимость организовать специальные координационные центры по использованию этого метода. В 1895-- 1896 гг. в США были созданы два национальных комитета, призванных объединить усилия тестологов и придать общее направление тестологическим работам.

Первоначально в качестве тестов использовались приемы экспериментально-психологического исследования. По форме они походили на приемы лабораторного исследования, но смысл их применения был принципиально  иным. Ведь задачей психологического эксперимента является выяснение зависимости психического акта от внешних и внутренних факторов, например, характера восприятия от внешних раздражителей, запоминания -- от частоты и распределения во времени повторений и т. д. При тестировании же психолог регистрирует индивидуальные различия психических актов, ни в коем случае не изменяя внешних условий осуществления этих психических актов.

На протяжении первой половины XX века специалистами в области психологической  диагностики было создано множество  разнообразных тестов. При этом, разрабатывая методическую сторону  тестов, они доводили ее поистине до высокого совершенства. Все тесты  тщательным образом стандартизировались  на больших выборках; тестологи добивались того, что все они отличались высокой надежностью и определенной валидностью (соответствием измеряемому психическому свойству). Тем не менее, им свойственны известные недостатки. Куликов Л.В. Психологическое исследование. -- СПб, 1994 Валидизация выявила ограниченные возможности тестов интеллекта: необходимая точность прогнозирования на их основе успешности выполнения конкретных, достаточно узких видов деятельности часто не достигалась. Требовалась, помимо знания общего уровня интеллекта, дополнительная информация об особенностях психики человека. Возникло новое направление в тестологии -- тестирование специальных способностей, которое вначале призвано было лишь дополнить оценки тестов интеллекта, а впоследствии выделилось в самостоятельную область.

 

Заключение

Система основных психологических  методов, в совокупности своей позволяющих  разрешить все стоящие перед нею задачи, развернута в работе в своих основных звеньях. В этой ориентировочной характеристике методов даны, конечно, лишь общие рамки.

Каждый метод, чтобы стать действительным средством научного исследования, должен явиться сначала результатом  исследования. Он не форма, извне накладываемая  на материал, не внешний только технический  прием. Он предполагает знание реальных зависимостей: в физике - физических, в психологии - психологических.

Научное решение психологических  проблем предполагает умение в случае необходимости применять соответствующую  конкретную психологическую методику.

Широкое использование объективных  методов психологического изучения, применение разнообразных конкретных методик обеспечивает высокий уровень  исследований в современной психологии.

Таблица1- Толкования понятий

№ п/п

Новое понятие

Содержание

1

Близнецовый метод

- метод исследования, который  исследует роль наследственности, среды и воспитания в психическом  развитии личности.

2

Вербальные тесты

- тип тестов, в которых  материал тестовых задач представлен  в словесной (вербальной) форме.

3

Кросс-культурный метод

- метод, предполагающий  сравнение и выявление особенностей  психического развития подрастающего  поколения в различающихся культурах:  в условиях культуры европейского  типа и восточной культуры, культуры  современного технологического  общества и так называемого  традиционного общества и т.д

4

Методы

- это приемы, и средства, применяемые учеными для исследования  предметов и явлений с целью  получения новых знаний о их свойствах, закономерностях и механизмах их возникновения и существования.

5

Метод наблюдения

- целеустремленное и планомерное  восприятие объекта наблюдения  с последующей систематизацией  фактов и осуществлением выводов.

6

Метод обучающего эксперимента

- сравнение результатов  испытуемых, первоначально сходных  во всех отношениях, но различающихся  по объему опыта, полученному  группами в процессе обучения, что позволяет выдвинуть более  содержательную гипотезу о факторах, влияющих на развитие.

7

Проективные методы

- совокупность методик,  направленных на исследование  личности с помощью использования  неопределенных, неоднозначных (слабоструктурированных) стимулов, которые испытуемый должен  конструировать, развивать.

8

Сравнительно-возрастной метод

- сопоставление отдельных  особенностей по возрастам с  целью выявления динамики изучаемого  психического процесса.

9

Тест

- стандартизированное, часто  ограниченное во времени испытание,  предназначенное для установления  количественных или качественных  индивидуально-психологических различий.

10

Тестирование

- метод психологической  диагностики, использующий стандартизированные  вопросы и задачи (тесты), имеющие  определенную шкалу значений.

11

Тесты интеллекта

- предназначены для измерения  уровня интеллектуального развития  и являются одними из наиболее  распространенных в психодиагностике.

12

Тесты личностные

— группа тестов, направленных на измерение неинтеллектуальных проявлений личности.

13

Тесты скорости

— тип психодиагностических методик, в которых основным показателем  продуктивности работы испытуемых является время выполнения (объем) задач тестовых.

14

Тесты специальных способностей

— группа психодиагностических методик, предназначенных для измерения  уровня развития отдельных аспектов интеллекта и психомоторных функций, преимущественно обеспечивающих эффективность  в конкретных, достаточно узких областях деятельности.

15

Эксперимент

- активное вмешательство  исследователя в деятельность  испытуемого с целью создания  условий, в которых выявляется  психологический факт.


 

 

Список использованной литературы

1.Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. -- СПб., 2000.

2.Измайлов И.А., Михалевская М.Б. Общий практикум по психологии: Общая психометрика. *-- М., 1983.

3.Куликов Л.В. Психологическое исследование. -- СПб, 1994

4.Титченер Э. Методы психологических исследований // Хрестоматия по вниманию. - М.: Изд-во МГУ, 1976. - 26-46 с

5.Узнадзе Д.Н. Психологические исследования. - М.: Наука, 1966. - 451 с.

6.Маклаков, А. Г. Общая психология [Текст]: Учеб. пособие/ А.Г. Маклаков — СПб.: Питер, 2001. – 592с. - ISBN 5-272-00062-5.

7. Мухина, В. С. Возрастная психология. Феноменология развития [Текст]: учебник для студ. высш. учеб. заведений / В.С. Мухина. - 10-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 608с. - ISBN 5-7695-2648-3.

7.Немов, Р.С. Психология [Текст]: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн./Р.С.Немов. — 4-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - Кн. 1: Общие основы психологии. — 688 с. - ISBN 5-691-00552-9. ISBN 5-691-00553-7(1).

8. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст]: Учеб. пособие/С.Л. Рубинштейн - СПб.: Питер Ком, 1999. - 720с. - ISBN 5-314-00016-4.

 


Информация о работе Методы исследования психологи