Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 14:18, реферат
Психология ищет и исследует законы, управляющие отражательной и регулирующей деятельностью психики. Иначе говоря, она пытается выяснить, как возникают психические явления, как из них складываются психические состояния, как формируются из них психические процессы, как они закрепляются в психических свойствах, как это отражается в действиях, поведении и деятельности человека.
Введение
1.Методика и методология
2.Методы психологических исследований
3.Методы практической психологии
4.Понятия психологический тест и психологическое тестирование
5. Проективные методы
6.Вспомогательные методы исследования
7.Тесты специальных способностей и достижений
8.Тесты личности
9.Тесты интеллекта
Заключение
Список использованной литературы
В практике профотбора психодиагностика оказалась накрепко увязанной с экономическими и прагматическими критериями, которые заставляют очень часто отдавать предпочтение весьма приближенным, но зато очень кратким и очень дешевым при проведении тестам достижений. Подобные тесты не столько дают развернутый психологический портрет тому, кто прошел отбор, сколько направлены на то, чтобы отсеять заведомо непригодных.
Наиболее информативные
Вся основанная на модели НОРМАЛЬНОГО РАСПРЕДЕЛЕНИЯ традиционная «гауссовская» статистика (включая такие известные статистические инструменты, как критерий Стьюдента, коэффициент линейной корреляции Пирсона) в этом случае оказывается во многом неэффективной. Запросы медицинской практики дали импульс развитию методов личностной психодиагностики. Она нацелена на способности не в большей мере, чем на стилевые и мотивационные черты личности. В этой сфере используются чаще всего не тесты, а особые методы, среди которых выделяются, прежде всего, опросники и проективные методики.
Опросники - это большая группа методик, задания которых представлены в виде вопросов или утверждений, а задачей испытуемого является самостоятельное сообщение некоторых сведений о себе в виде ответов. Теоретической основой этого метода можно считать интроспекционизм - психологию самонаблюдения. Метод опросников вначале рассматривался в качестве разновидности самонаблюдения. Но при заданных вариантах ответа это самонаблюдение, которому придается стандартизированный характер, по многим формальным признакам сближается с объективным тестированием.
Другим известным методом
9.Тесты интеллекта
Первым исследователем, использовавшим в психологической экспериментатике «Интеллектуальный тест», был Дж. М. Кеттелл. Этот термин после статьи Кеттелла «Интеллектуальные тесты и измерения», опубликованной в 1890 году в журнале «Mind», приобрел широкую известность. В своей статье Кеттелл писал о том, что применение серии тестов к большому числу индивидов позволит открыть закономерности психических процессов и тем самым приведет к преобразованию психологии в точную науку. Вместе с тем он высказал мысль о том, что научная и практическая ценность тестов возрастет, если условия их проведения будут однообразными. Кеттелл предложил в качестве образца 50 тестов, включавших различного рода измерения чувствительности, времени реакции, времени, затрачиваемого на называние цветов, количества звуков, воспроизводимых после однократного прослушивания, и др. Вернувшись в Америку после работы в лаборатории Вундта и чтения лекций в Кембридже, он немедленно стал применять тесты в устроенной им при Колумбийском университете лаборатории (1891). Вслед за Кеттеллом и другие американские лаборатории начали применять метод тестов. Возникла необходимость организовать специальные координационные центры по использованию этого метода. В 1895-- 1896 гг. в США были созданы два национальных комитета, призванных объединить усилия тестологов и придать общее направление тестологическим работам.
Первоначально в качестве тестов использовались
приемы экспериментально-
На протяжении первой половины XX века
специалистами в области
Заключение
Система основных психологических методов, в совокупности своей позволяющих разрешить все стоящие перед нею задачи, развернута в работе в своих основных звеньях. В этой ориентировочной характеристике методов даны, конечно, лишь общие рамки.
Каждый метод, чтобы стать действительным средством научного исследования, должен явиться сначала результатом исследования. Он не форма, извне накладываемая на материал, не внешний только технический прием. Он предполагает знание реальных зависимостей: в физике - физических, в психологии - психологических.
Научное решение психологических
проблем предполагает умение в случае
необходимости применять
Широкое использование объективных методов психологического изучения, применение разнообразных конкретных методик обеспечивает высокий уровень исследований в современной психологии.
Таблица1- Толкования понятий
№ п/п |
Новое понятие |
Содержание |
1 |
Близнецовый метод |
- метод исследования, который
исследует роль |
2 |
Вербальные тесты |
- тип тестов, в которых
материал тестовых задач |
3 |
Кросс-культурный метод |
- метод, предполагающий
сравнение и выявление |
4 |
Методы |
- это приемы, и средства,
применяемые учеными для |
5 |
Метод наблюдения |
- целеустремленное и |
6 |
Метод обучающего эксперимента |
- сравнение результатов
испытуемых, первоначально сходных
во всех отношениях, но различающихся
по объему опыта, полученному
группами в процессе обучения,
что позволяет выдвинуть более
содержательную гипотезу о |
7 |
Проективные методы |
- совокупность методик,
направленных на исследование
личности с помощью |
8 |
Сравнительно-возрастной метод |
- сопоставление отдельных
особенностей по возрастам с
целью выявления динамики |
9 |
Тест |
- стандартизированное, часто
ограниченное во времени |
10 |
Тестирование |
- метод психологической
диагностики, использующий |
11 |
Тесты интеллекта |
- предназначены для измерения
уровня интеллектуального |
12 |
Тесты личностные |
— группа тестов, направленных на измерение неинтеллектуальных проявлений личности. |
13 |
Тесты скорости |
— тип психодиагностических методик, в которых основным показателем продуктивности работы испытуемых является время выполнения (объем) задач тестовых. |
14 |
Тесты специальных способностей |
— группа психодиагностических методик, предназначенных для измерения уровня развития отдельных аспектов интеллекта и психомоторных функций, преимущественно обеспечивающих эффективность в конкретных, достаточно узких областях деятельности. |
15 |
Эксперимент |
- активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий, в которых выявляется психологический факт. |
Список использованной литературы
1.Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. -- СПб., 2000.
2.Измайлов И.А., Михалевская М.Б. Общий практикум по психологии: Общая психометрика. *-- М., 1983.
3.Куликов Л.В. Психологическое исследование. -- СПб, 1994
4.Титченер Э. Методы психологических исследований // Хрестоматия по вниманию. - М.: Изд-во МГУ, 1976. - 26-46 с
5.Узнадзе Д.Н. Психологические исследования. - М.: Наука, 1966. - 451 с.
6.Маклаков, А. Г. Общая психология [Текст]: Учеб. пособие/ А.Г. Маклаков — СПб.: Питер, 2001. – 592с. - ISBN 5-272-00062-5.
7. Мухина, В. С. Возрастная психология. Феноменология развития [Текст]: учебник для студ. высш. учеб. заведений / В.С. Мухина. - 10-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 608с. - ISBN 5-7695-2648-3.
7.Немов, Р.С. Психология [Текст]: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн./Р.С.Немов. — 4-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - Кн. 1: Общие основы психологии. — 688 с. - ISBN 5-691-00552-9. ISBN 5-691-00553-7(1).
8. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст]: Учеб. пособие/С.Л. Рубинштейн - СПб.: Питер Ком, 1999. - 720с. - ISBN 5-314-00016-4.