Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 14:18, реферат
Психология ищет и исследует законы, управляющие отражательной и регулирующей деятельностью психики. Иначе говоря, она пытается выяснить, как возникают психические явления, как из них складываются психические состояния, как формируются из них психические процессы, как они закрепляются в психических свойствах, как это отражается в действиях, поведении и деятельности человека.
Введение
1.Методика и методология
2.Методы психологических исследований
3.Методы практической психологии
4.Понятия психологический тест и психологическое тестирование
5. Проективные методы
6.Вспомогательные методы исследования
7.Тесты специальных способностей и достижений
8.Тесты личности
9.Тесты интеллекта
Заключение
Список использованной литературы
Одними из сложных практических задач, стоящих перед психологией, являются задачи: оптимизации личностных и групповых взаимодействий, направленных на достижение определенных целей, например, учебных, производственных; улучшения планирования, организации, мотивирования и контроля совместной деятельности людей; повышение эффективности обмена информацией, коммуникации и принятия решений.
Для решения подобных задач психологии
разрабатывают различные методы
мотивирования и управления, позволяющие
побуждать субъектов к
Шестая группа методов включает
методы обучения и развития личности
-- они призваны реализовать социально-
Указанные методы обеспечивают рост уровня межличностной компетентности, развитие личностных особенностей членов группы (уверенное поведение, межличностная коммуникация или нравственный потенциал) или самой группы в целом.
В седьмую группу методов могут
быть отнесены методы конструирования
и творчества, которые позволяют
задействовать потенциал
Между перечисленными методами психологии нет жестких границ, они взаимосвязаны, взаимопересекаются, дополняют друг друга. Скорее следует говорить об акценте в той или иной группе методов на решение определенного круга задач.
4.Понятия психологический тест и психологическое тестирование
Под тестом (англ. test - проба, испытание, проверка) понимается ансамбль стандартизированных, стимулирующих определенную форму активности, часто ограниченных по времени выполнения заданий, результаты которых поддаются количественной и качественной оценке и позволяют установить индивидуально-психологические особенности личности.
Отдавая должное возможностям наблюдения, особенно в деятельности
учителя, следует иметь в виду, что на протяжении уже многих десятилетий в международном опыте наиболее цивилизованных стран широко и эффективно использовалось тестирование. К сожалению, в нашей стране этот опыт длительное время замалчивался или осуждался, а тесты, соответственно, не разрабатывались. Не будем здесь обсуждать причины происшедшего, отметим лишь то, что к настоящему времени возможности и необходимость применения тестов для диагностики индивидуально-психологических характеристик осознаны.
Тестирование — это метод психологической диагностики, использующий стандартизированные вопросы и задачи (тесты), имеющие определенную шкалу значений. Существуют три основные сферы тестирования: а) образование — в связи с увеличением продолжительности обучения и усложнением учебных программ; б) профессиональная подготовка и отбор — в связи с темпом роста и усложнением производства;
в) психологическое
Тестирование позволяет с
Разновидностью тестов способностей
можно считать тесты
Тесту, как и любому другому инструменту
познания, присущи особенности, которые
в конкретных обстоятельствах исследования
могут рассматриваться в
5.Проективные методы
Проективные методы (лат. projectio — выбрасывание вперед) — совокупность методик, направленных на исследование личности с помощью использования неопределенных, неоднозначных (слабоструктурированных) стимулов, которые испытуемый должен конструировать, развивать, дополнять, интерпретировать.
Проективные методы — совокупность методик целостного изучения личности[27]. Они основываются на психологической интерпретации результатов проекции, под которой в данном случае понимается не только средство психологической защиты, но и обусловленность процессов восприятия следами памяти всех прошлых восприятий. Личность «проецирует» себя тем ярче, чем менее стереотипны ситуации-стимулы.
Различают следующие группы проективных методик[28]:
3) экспрессивные — рисование на свободную или заданную тему (например, методика «Дом-дерево—человек»)
4) импрессивные — предпочтение одних стимулов (как наиболее желательных) другим (пример: выбор цвета в методике Люшера)
5) аддитивные — завершение предложения, рассказа, истории (например, разные варианты завершения предложения).
6. Вспомогательные методы исследования
Помимо основных методов эмпирического исследования, можно выделить ряд дополнительных. Вспомогательные методы исследования (в огромном разнообразии конкретных методик и методических приемов), как правило, используются в комплексе. Прежде всего это выяснение знаний, мнений, представлений, установок и т.п. по широкому кругу вопросов людей разных возрастных категорий с помощью беседы, интервью, анкетирования.
Анализ продуктов деятельности (рисунков, аппликации, конструирования, музыкального, литературного творчества) используется в самых разнообразных целях. Например, многочисленные рисуночные методики (рисунки семьи, человека, друга, школы, дома, дерева, неизвестного животного) служат инструментом диагностики интеллектуальной сферы, эмоциональных и личностных особенностей и детей, и взрослых. Важно подчеркнуть, что иногда для правильной интерпретации рисунка необходимо наблюдение за процессом его создания[29]. Кроме того, одни и те же внешние признаки — симптомы — в работах испытуемых разных психологических возрастов могут быть расценены по-разному. Сравнительные методы исследования очень значимы для психологии развития, среди них — близнецовый, сравнение нормы и патологии, кросс-культурный, биографический. Близнецовый метод, исследует роль наследственности, среды и воспитания в психическом развитии личности. Сравнение психического развития детей физически здоровых и детей, имеющих определенные отклонения в состоянии анализаторов (слепых, глухих), детей с детским церебральным параличом остро ставит проблему нормы психического развития в разных детских возрастах. Изучение особенностей психического развития в осложненных, патологических морфофизиологических условиях дает не только новое знание о самих больных детях (что немаловажно для организации квалифицированной помощи им, адекватного процесса образования и воспитания), но и позволяет пересматривать саму постановку проблем в общей и возрастной психологии Так, психология глухонемых детей — классическая область для изучения вклада речи и практической деятельности в развитие интеллекта. Кросс-культурный метод исследования предполагает сравнение и выявление особенностей психического развития подрастающего поколения в различающихся культурах: в условиях культуры европейского типа и восточной культуры, культуры современного технологического общества и так называемого традиционного общества.
Человеку, принадлежащему
к тому или иному обществу, свойственно
воспринимать некоторые модели развития
как некую естественную безусловную норму.
Кросс-культурное сравнение дает возможность
по-новому посмотреть на очень привычные
вещи. Социометрические методики дают
дополнительную информацию о характере
взаимоотношений, складывающихся между
членами группы, — в детском саду, школьном
классе, рабочем коллективе. Показатели
наличия и количества «лидеров», «звезд»
и «изгоев», взаимности выборов, сплоченности
группы, используемые при составлении
социограммы, представляют «картину»
взаимоотношений, однако не раскрывают
причин сложившейся ситуации
7.Тесты специальных способностей и достижений
Толчком для развития тестов специальных
способностей стало мощное развитие
профессионального
Экспериментально-
Одним из первых разработал и применил многофакторный анализ тестовых данных американский психолог Л. Л. Терстоун (основные работы вышли в 20-30е гг.). С помощью разработанного им центроидного метода факторного анализа, основываясь на обширном статистическом материале, он выделил 12 факторов, которые он обозначил как «первичные умственные способности». Дальнейшие исследования привели к увеличению факторов. Число когнитивных факторов, описанных на сегодняшний день, превышает 120. На основе факторных исследований создавались многофакторные батареи тестов способностей, позволяющие измерять индивидуальный уровень каждой из способностей.
Наряду с тестами интеллекта,
специальных и комплексных
8.Тесты личности