Методы исследования современной психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2013 в 13:53, контрольная работа

Краткое описание

Мы будем рассматривать методы психологии исходя из четырех основных позиций:
а) не экспериментальные психологические методы;
б) диагностические методы;
в) экспериментальные методы;
г) формирующие методы.

Содержание

Введение..........................3
Основная часть........................4
А. не экспериментальные психологические методы........4
1. наблюдение
2. анкетирование
3. беседа
4. «архивный метод»
5. контент-анализ
6. монографический метод
Б. диагностические методы..................10
1. тест (различные виды тестов)
В. экспериментальные методы................13
1. естественный
2. моделирующий
3. лабораторный
Г. формирующие методы..................14
Заключение..........................16
Литература...............17 

Вложенные файлы: 1 файл

конр.раб. по основам психологии.docx

— 48.08 Кб (Скачать файл)

 а) организацию специальных  условий деятельности, влияющих  на

исследуемые психологические  особенности испытуемых;

б) изменение этих условий  в ходе исследования.

Вместе с тем экспериментальные  методы предполагают использование  не

экспериментальных и диагностических  методов, непосредственно включают их в себя в качестве своих естественных моментов.

В психологии существуют три  типа: собственно экспериментального ( в

классическом, естественнонаучном понимании термина "эксперимент") метода:

естественный (полевой) эксперимент;

моделирующий эксперимент;

лабораторный эксперимент.

Естественный (полевой) эксперимент, как говорит само название этого

метода, наиболее приближен к неэкспериментальным исследовательским методам. Условия используемые при проведении естественного эксперимента, организует не экспериментатор, а сама жизнь (в высшем учебном заведении, например, они органично включены в учебно-воспитательный процесс). Экспериментатор в данном случае пользуется лишь сочетанием различных (контрастных, как правило) условий

деятельности испытуемых и фиксирует при помощи неэкспериментальных или диагностических методик исследуемые психологические особенности испытуемых.

Достоинства естественного (полевого) эксперимента (относительная

замаскированность целей  исследования, достаточно неформальная обстановка проведения исследования и т.п.) являются следствием его органической включенности в условия жизни и деятельности испытуемых. К недостаткам этого метода относятся сложность подбора контрастных естественных условий и, в частности, все недостатки тех неэкспериментальных и диагностических методик, которые применяются в составе естественного эксперимента и служат для отбора экспериментальных данных.

Моделирующий  эксперимент. При проведении моделирующего эксперимента испытуемый действует по инструкции экспериментатора и знает, что участвует в эксперименте в качестве испытуемого. Характерной особенностью эксперимента данного типа является то, что поведение испытуемых в экспериментальной ситуации моделирует (воспроизводит) на разных уровнях абстракции вполне типичные для жизненных ситуаций действия или деятельности: запоминание различных сведений, выбор или постановку целей, выполнение различных интеллектуальных и практических действий и т.д. Моделирующий эксперимент позволяет решать самые

разнообразные исследовательские  задачи.

Лабораторный  эксперимент - особый тип экспериментального метода -

предполагает проведение исследований в психологической  лаборатории, оснащенной специальными приборами и приспособлениями. Этот тип эксперимента, отличающийся также наибольшей искусственностью экспериментальных условий, применяется обычно при изучении элементарных психических функций ( сенсорной и моторной реакций,

реакции выбора, различий сенсорных  порогов и т.п.) и гораздо реже - при

изучении более сложных психических явлений (процессов мышления, речевых функций и т.п.). Лабораторный эксперимент более соответствует предмету психологического исследования.

 

Г. Формирующие  методы.

Все описанные выше исследовательские  методы (неэкспериментальные,

диагностические и экспериментальные) отличаются констатирующим характером:

описанию измерению и  объяснению подвергаются эмпирические, стихийно

сложившиеся (или, в крайнем  случае, моделируемые в узких и  искусственных рамках лабораторного эксперимента) особенности и уровни психического развития.

Использование всех этих методов  не предполагает задачи существенного

изменения наличного предмета исследования, задачи формирования. Такая

принципиально новая исследовательская  цель требует применения особых,

формирующих методов.

К формирующим исследовательским  методам в психологии относятся  различные разновидности так называемого социального эксперимента, объектом которого выступает определенная группа людей:

- преобразующий эксперимент,

- психолого-педагогический эксперимент,

- формирующий эксперимент,

- экспериментально-генетический метод,

- метод поэтапного формирования и т.п.

Основной и главной  чертой всех этих методов является, по определению Василия Васильевича Давыдова (1930), "...не простое констатирование особенностей тех или иных эмпирических форм психики, а их активное моделирование, воспроизведение в особых условиях, что позволяет раскрыть их сущность".

Использование формирующих  исследовательских методов связано  с перестройкой определенных характеристик учебно-воспитательного процесса и выявлением влияния этой перестройки на возрастные, интеллектуальные и характерологические особенности испытуемых. По существу, данный исследовательский метод выступает в качестве средства создания широкого экспериментального контекста для использования всех других методов психологии.

Формирующий эксперимент  часто используется в целях сопоставления  влияния различных обучающих программ на психическое развитие испытуемых.

Формирующий эксперимент это:

- массовый эксперимент, т.е. статистически значимый (это значит, что его

ареалом является минимум - школа, педагогический коллектив);

- длительный, пролонгированный эксперимент;

- эксперимент не ради эксперимента, а ради реализации той или иной

общетеоретической концепции  в определенной области психологии (возрастной, детской, педагогической и других отраслях);

- эксперимент комплексный, требующий совместных усилий психологов-теоретиков, психологов-практиков, психологов-исследователей, дидактиков, методистов и др.

И поэтому это есть эксперимент, протекающий в особых учреждениях, где все это можно организовать.

Таким образом, формирующий  эксперимент является существенной перестройкой психолого-педагогической практики (как совместной деятельности исследователя и испытуемого) и, в первую очередь, перестройкой ее содержания и методов, приводящей к существенным видоизменениям хода психического развития и характерологических особенностей испытуемых. Именно в силу этих своих характеристик данный тип исследовательских методов различных отраслей психологии выявляет резервы психического развития и одновременно конструирует, создает новые психологические особенности испытуемых. Поэтому формирующие и обучающие эксперименты входят в особую категорию методов психологического исследования и воздействия. Они позволяют направленно

формировать особенности  таких психических процессов, как  восприятие,

внимание, память, мышление.

В заключении необходимо отметить, что в процессе развития психологии

изменяются не только теории и понятия, но и исследовательские  методы: они

утрачивают созерцательный, констатирующий характер, становятся формирующими или, точнее, трансформирующими. Ведущим типом исследовательского метода в экспериментальной области психологии становится формирующий эксперимент.

Итак, развитие методического арсенала современной психологии заключается  в особой консолидации всех исследовательских методов, результатом которой является образование нового комплекса исследовательских методов - формирующего эксперимента. 

 

Заключение

Итак, в этой работе рассмотрены  основные методы психологических исследований и их классификация. Надо полагать, что разные авторы приводят в своих трудах множество вариантов классификации этих методов. Результатом анализа стал эта контрольная работа, которая по моему мнению отражает наиболее доступную и полную картину по данной теме. 

 

 Литература.

 

     Хрестоматия по курсу введение в психологию. Учебное пособие для студентов факультетов психологии высших учебных заведений - "Психология" / Ред.-сост. Е.Е.Соколова. - М.: Российское

психологическое общество, 1999.

     Мельников В.М., Ямпольский Л.Т. Введение в экспериментальную психологию личности.- М.: Просвещение, 1985.

     Практикум по общей психологии / Под ред. А.И. Щербакова. 2-е изд. перераб. и доп. - М.: 1990.

     Немов Р.С Психология / Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. В 3 кн. Кн 3. - 2-ое изд. - М.: Просвещение ВЛАДОС, 1995.

     Соколова Е.Е. Введение в психологию. Краткий конспект лекций и методические указания к курсу: Учебно-методическое пособие для студентов факультетов психологии высших учебных заведений "Психология". - М.: Российское психологическое общество, 1999.

     Гиппенрейтер Ю.Б. введение в общую психологию. Курс лекций. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1988.

 


Информация о работе Методы исследования современной психологии