Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2014 в 10:54, реферат
Экспериментально-психологические и нейропсихологические исследования характера нарушений в тактильной сфере выявили ряд особенностей в запоминании тактильных стимулов. На возрастном этапе от 7 до 11 лет продолжается развитие осязательной деятельности. Здоровые дети демонстрируют положительную возрастную динамику в точности тактильного опознания стимулов. Предметом исследования в данной работе являются методы исследования особенности тактильного узнавания. Целью данной работы явилось определение закономерностей исследования тактильной сферы.
Введение………………………………………………………………………………………………………..2
Глава I
1.1Понятие гнозиса и его виды...…………………………………………….5
1.2Тактильный гнозис и его мозговая организация. Тактильные агнозии…………………………………... ………………………………………7
1.3 Исследования тактильного гнозиса в познавательной деятельности человека …………………………………………………………………………10
1.4 Неврологические методы исследования тактильного гнозиса……...13
Заключение... …………………………………………………………………...15
Литература…..… ………………………………………………………………17
ФГБОУ ВПО «ОРЛОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
факультет педагогики и психологии
кафедра
Реферат:
«Методы исследования тактильного гнозиса»
Выполнила: Сечина Ольга
студентка 1 курса 12-ой группа
заочного отделения
2013
Введение…………………………………………………………
Глава I
1.1Понятие гнозиса и его виды...…………………………………………….5
1.2Тактильный гнозис и его мозговая
организация. Тактильные агнозии…………………………………... ………………
1.3 Исследования тактильного гнозиса в познавательной деятельности человека …………………………………………………………………………10
1.4 Неврологические методы исследования тактильного гнозиса……...13
Заключение... …………………………………………
Литература…..… ………………………………………
Введение
В ряде отечественных работ была показана адекватность клинико-психологического подхода к решению задач оценки развития высших психических функций. Роль нейропсихологии в решении задач обучения в последнее время возрастает. Все шире нейропсихология помогает найти и правильно квалифицировать затруднения в овладении учебными предметами, в решении общих задач воспитания и развития школьника, в анализе готовности ребенка к школе (см.А.Р.Лурия, Л.С.Цветкова, 1997)
Данная работа выполнена в рамках исследований, направленных на изучение (анализ) формирования психических функций. Обращение к проблеме изучения тактильной сферы у человека не случайно. Жизненная значимость осязания очевидна. По словам Б.Г.Ананьева, осязание - "коренное явление жизнедеятельности человека". Л.С.Выготский в своих исследованиях показал, что "на первых этапах развития сложные психические процессы, формируясь, опираются на более элементарные функции, лежащие в основе, и зависят от них". Реальный мир дан человеку в начале его жизни в ощущениях и представлениях, лишь затем этот мир отражается в словах. Именно поэтому роль процесса восприятия в любых модальностях и в становлении таких психических процессов, как память, речь, мышление, является решающей на ранних этапах онтогенеза. Задержка развития элементарных функций в раннем детстве приводит к задержке формирования более высокоорганизованных функций, что в свою очередь, сказывается на всю человеческую жизнь.
Обнаруживается явный дефицит в экспериментальных данных. Однако специальных экспериментальных исследований тактильной сферы: восприятия предметов и не проводилось. В этом смысле практика опережает научные изыскания, поскольку давно использует ощупывание в качестве чувственной основы обучения. Например, "кредо" школы Марии Монтессори "основа педагогики - чувство", пособия делаются таким образом, что буквально все можно ощупать.
Экспериментально-
Предметом исследования в данной работе являются методы исследования особенности тактильного узнавания.
Целью данной работы явилось определение закономерностей исследования тактильной сферы.
1.1Понятие гнозиса и его виды
Непосредственно на базе ощущений развиваются функции, которые на языке общей психологии обозначаются как представления, а на языке нейропсихологии как гнозис, относящийся к той или иной модальности.
Появление его в человеческой психике на определенном этапе антропогенеза, т.е. в истории развития человечества, обусловлено тем, что между отдельными анализаторами возникали ассоциативные связи. Вначале каждый из них работал изолированно друг от друга, подобно отдельным планетам в Космосе. Со временем они стали передавать информацию друг другу. Благодаря этому одни ощущения, получая подкрепления другими, а точнее, объединяясь с другими, перерабатывались в более сложные навыки — гностические. Причем над каждым анализатором надстраивался свой, специфичный для него вид гнозиса. Например, на начальном этапе знакомства, допустим, с погремушкой, ребенок, усвоив ее зрительный образ на основе соответствующих зрительных ощущении, еще не знает, что этот предмет определенным образом зазвучит (загремит), если его взять в руку и потрясти. На последующих этапах манипулирования погремушкой ребенок начинает связывать зрительный образ предмета с издаваемыми им звуками, т.е. его слуховым образом. В конце концов, услышав звук погремушки, он может отыскать ее среди других игрушек. Таким образом, зрительные и слуховые ощущения, вызываемые этой игрушкой, становятся ассоциативно связанными. В системе понятий нейропсихологии это означает, что зрительный и слуховой гнозис, имеющие отношение к погремушке, стали интегрированными.
Остановимся подробнее на термине гнозис. Он обозначает узнавание.
В истории развития философской мысли были течения гностиков, которые считали, что мир познаваем, и агностиков, проповедующих непознаваемость мира.
Принято выделять различные виды гнозиса, которые соответствуют имеющимся у человека рецепторам — периферическим частям анализаторов. Степень значимости каждого из их них различна. Так, вкусовой и обонятельный гнозис гораздо менее важны для современного человека, чем слуховой, зрительный и тактильный. Между тем древнему человеку они были жизненно необходимы, выполняя важнейшие приспособительные функции. Всем известно, что человек сам изобрел способы укрыться от непогоды, сам разузнал, что можно употреблять в пищу, а что нельзя и прочее.
Для этого ему были необходимы максимально обостренные тактильные, обонятельные и вкусовые ощущения. С появлением гнозиса часть ощущений стала притупляться или вовсе отмирать. Человек приобрел и продолжает приобретать знания, заменяющие необходимость в непосредственных ощущениях.
Таким образом, для современного человека наиболее актуальными остаются зрительный, тактильный и слуховой гнозис. В зрительном выделяются предметный, цветовой, лицевой, пальцевый, симультанный. Однако следует помнить, что в определенных ситуациях остальные виды гнозиса также играют свою роль в психической жизни человека.
1.2Тактильный
гнозис и его мозговая организация. Тактильные
агнозии.
. Мозговая организация тактильного гнозиса
Тактильный (осязательный) гнозис— функция, осуществляемая постцентральными (теменными) зонами коры обоих полушарий мозга. При этом тактильная способность левой руки связана преимущественно с правым полушарием, а правой руки — с обоими по,лушариями (билатерально).
Ядерной зоной тактильного анализатора является область задней центральной извилины. Первичное поле (3) обеспечивает кожно-кинестетическую чувствительность на физическом уровне. Вторичные же поля (2, 1, 5, 7) специализированы в отношении сложной дифференциации тактильных сигналов. Благодаря им возможно распознавание предметов на ощупь. Нарушение этой способности, возникающее при поражении данной области мозга, носит название астереогноза. Еще К. Вернике (1894) обозначил его как «тактильную асимболию» (нарушение символической тактильной деятельности), а Нильсен назвал их «теменной тактильной агнозией». Н. Bay связывал такие расстройства с элементарными расстройствами чувствительности.
В отечественной литературе (Б.Г. Ананьев, В.П. Зинченко и др.) указывается, что в отличие от процессов синтеза, осуществляемых оптической корой моментально, обработка так-11160 сигналов происходит с достаточной степенью развернутости сделал вывод, что теменная кора обеспечивает способность воспринимать не один, а два тактильных раздражения, и Н° при поражении данного участка мозга одно из них быстро исчезает. Соответственно этой точке зрения, способность опознать вычерчиваемые на коже «изображения» — результат объедения получаемых сигналов в симультанные группы.
Наиболее поздними
формациями данной области мозга являются
затылочно-теменные отделы (поля 39, 40).
Они являются третичными и составляют
значительную часть зоны ТРО, кото-пая
в свою очередь, является зоной перекрытия,
т.к. составлена из наложенных друг на
друга частей височной, теменной и затылочной
коры. Ввиду такого строения эта область
мозга является полимодальной и способна
осуществлять наиболее сложные из локальных
ВПФ. Кроме того, зона ТРО имеет мощные
связи с собственно кинестетическим, вестибулярным,
зрительным аппаратами. Благодаря этому
возможна реализация наиболее сложных
форм пространственного синтеза поступающих
в них раздражений, что и составляет содержание
ориентировочно-
Выделяют
элементарные сенсорные расстройства
в работе кожно-кинестетического анализатора
и более сложные – гностические тактильные
расстройства.
Мозговую
организацию тактильного гнозиса удобно
рассмотреть через расстройства, которые
возникают при выключении того, или иного
элемента этого анализатора.
За
тактильный гнозис ответственна теменная
доля, вторичные зоны коры. При их поражении
возникают тактильные агнозии – нарушение
узнавания формы объектов при относительной
сохранности тактильного восприятия.
Выделяют
два основных синдрома поражения теменной
области:
1. Нижнетеменной
2. Верхнетеменной
Нижнетеменной:поражение
постцентральных областей коры, граничащих
с 1, 2, 3, зонами, представительствами руки
и лица и 39 и 40 полей левого и правого полушария.
При этом элементарные звенья функции
остаются сохранными.
К
этому синдром относятся:
1. Тактильная предметная агнозия (астереогноз)
– больной не может интегрировать тактильные
ощущения, поступающие от предмета, вследствие
поражения вторичных зон (отвечающих за
синтез ощущений). У него остаётся сохранным
зрительное восприятие, но он не узнаёт
предмет на ощупь. При этом больной теряет
возможность тактильной ориентации в
окружающей среде. Выделяются две основных
формы: когда только нет синтеза, а отдельные
признаки больной воспринимает и когда
не может воспринять и отдельные признаки
тоже.
2. Тактильная
агнозия фактуры и текстуры – больной
не способен к интеграции точных, тонких
тактильных ощущений. Больной не воспринимает
шероховатость, гладкость, мягкость и
т.д, т.е. не определяет материал. Из-за
данного нарушения у больного теряется
возможность ориентироваться в свойствах
окружающих объектов, что может быть даже
опасно.
3. Пальцевая
агнозия (синдром Герштмана) - Нарушается
называния пальцев руки, контралатеральной
точагу поражения, а также их узнавания
с закрытыми глазами, если до пальца дотронуться.
Это происходит вследствие выпадения
способности к синтезу тактильной информации.
Из-за нарушения восприятия схемы руки
и мелкой моторики также затрудняется
жить человеку в мире.
4. Дермолексия
(тактильная алексия) – это только при
поражении левого полушария (зона та же).
Больной не способен опознать цифры ,которые
пишут у него на кисти руки (иногда применяют
буквы ,но с ними посложнее так как их побольше).
Больной не способен синтезировать тактильный
образ буквы или цифры, «написанной» на
руке и связать его с определённой графемой.
5. Тактильная
асимболия (тактильная амнестическая
афазия) – тоже только левого полушария.
Больной не может назвать с закрытыми
глазами ощупываемый предмет при возможности
правильного описания вида объекта и его
назначения. НО не все авторы выделяют
это в отдельную форму, некоторые присоединяют
её к амнестической афазии. Отсутствует
связь комплекса выявленных признаков
со значением слова. Опять же проблемы
с ориентировкой в окружающем мире.
Верхнетеменной
синдром:из-за того, что эта область примыкает
к первичной сенсорной коры кожно-кинестетического
анализатора, в который проецируется информация,
поступающая от разных частей тела, здесь
при нарушении появляются:
1. Соматоагнозия - нарушается синтез информации
от различных участков тела и проприорецепторов,
другими словами нарушается схема тела,
опознание частей тела, их расположение
относительно друг друга. Появляются соматические
образы (соматопарагнозии) в виде ощущений
чужой руки увеличения или уменьшения
частей тела.
2. Игнорирование
(гемисоматоагнозия). – В «схеме тела»
отсутствует левая половина туловища,
левая конечность полностью игнорируется.
Те же проблемы как и в соматоагнозии с
образами.
Таким образом, кожно-кинестетическая или общая чувствительность занимает особое место среди всех видов чувствительности. Она биологически более значима, чем специальные виды чувствительности (зрение, слух и др). Отсутствие специальных видов чувствительности совместимо с жизнью, отсутствие общей – нет.
1.3 Исследования
тактильного гнозиса в познавательной
деятельности человека
Цель исследования тактильного гнозиса
: установить отличие ощущений от восприятия
при тактильном распознавании предметов.
Материал и оборудование: набор мелких
предметов для тактильного распознавания
(булавка, ключ, ватка и т.п.), повязка для
глаз, секундомер.
Процедура исследования
Исследование тактильных ощущений состоит
из двух серий опытов и проводится с одним
испытуемым.
Задача первой серии: установить особенности
тактильных ощущений по их словесным описаниям
испытуемого, вызванных предметами из
набора во время их поочередного предъявления
на неподвижную ладонь.
В ходе выполнения первой серии исследования
испытуемому завязывают глаза и дают следующую
инструкцию.
Инструкция испытуемому в первой серии:
"Разверните руку ладонью вверх. На
ладони во время нашего исследования Вы
будете ощущать некоторые воздействия.
Не совершая ощупывающих движений рукой,
дайте словесный отчет тех ощущений, которые
Вы будете испытывать. Все, что будете
ощущать, говорите вслух".
Экспериментатор последовательно предъявляет
предметы для тактильного распознавания
их испытуемым. Время предъявления каждого
из них – 10 секунд. После чего предмет
убирается с руки, а в протоколе производится
запись словесного отчета испытуемого.
Задача второй серии: установить особенности
тактильных ощущений по словесным описаниям
испытуемого, когда предметы поочередно
кладутся на его ладонь и разрешается
их ощупывать этой же рукою,
Вторая серия исследований проводится
через две-четыре минуты после первой.
Во второй серии так же, как и в первой,
испытуемому завязывают глаза и перед
предъявлением предметов набора дают
инструкцию.
Инструкция испытуемому во второй серии:
"Разверните руку ладонью вверх. Во
время нашего исследования Вы будете ощущать
некоторые воздействия. Вам разрешается
совершать ощупывающие движения рукой.
Дайте словесный отчет тех ощущений, которые
Вы будете испытывать при этих воздействиях
и движениях ладони руки".
Во второй серии экспериментатор последовательно
предъявляет те же предметы из набора,
сохраняя длительность тактильного распознавания
10 секунд и записывая словесный отчет
испытуемого в протокол.
Протокол исследования двух серий опытов
может быть представлен на одном общем
бланке.
По окончании двух серий исследования
испытуемый дает самоотчет о том, каким
образом он ориентировался в оказываемых
на ладонь руки воздействиях, когда легче
было распознавать предметы и когда сложнее.
Обработка и анализ результатов
Цель обработки результатов – установить
свойства предметов, которые были адекватно
распознаны. Количество названных ощущений
в первой и второй сериях будет считаться
показателем распознавания "П1" и
"П2".
Проводя анализ результатов, следует сравнить
величины показателей тактильного распознавания
в первой и второй сериях и обратить внимание
на то, что распознавание воздействий,
идущих от предметов, качественно различается.
Как правило, в первой серии испытуемые
дают отчет об отдельных свойствах предмета,
а затем пробуют его установить, давая
ему название. Во второй серии, где присутствует
благодаря ощупывают тактильное восприятие,
испытуемые обычно сначала определяют
предмет, называют его (например: "булавка"),
а потом дают словесный отчет о его свойствах.
Таким образом, тактильные ощущения являются
важнейшими в контактной ориентировке
и позволяют человеку выжить и учиться
даже при отсутствии слуха и зрения. Они
расширяют познавательные возможности
индивида, привыкшего полагаться на свое
зрение, а потому опыт с закрытыми или
завязанными глазами можно использовать
как средство отдыха после длительного
чтения книг или просмотра фильмов. Сознательное
применение этого средства поможет переключить
внимание и в случаях напряженного эмоционального
состояния в ситуациях предстоящего экзамена,
ожидания оценки и т.п.