Методы исследования тактильного гнозиса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2014 в 10:54, реферат

Краткое описание

Экспериментально-психологические и нейропсихологические исследования характера нарушений в тактильной сфере выявили ряд особенностей в запоминании тактильных стимулов. На возрастном этапе от 7 до 11 лет продолжается развитие осязательной деятельности. Здоровые дети демонстрируют положительную возрастную динамику в точности тактильного опознания стимулов. Предметом исследования в данной работе являются методы исследования особенности тактильного узнавания. Целью данной работы явилось определение закономерностей исследования тактильной сферы.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………………………..2
Глава I
1.1Понятие гнозиса и его виды...…………………………………………….5
1.2Тактильный гнозис и его мозговая организация. Тактильные агнозии…………………………………... ………………………………………7
1.3 Исследования тактильного гнозиса в познавательной деятельности человека …………………………………………………………………………10
1.4 Неврологические методы исследования тактильного гнозиса……...13

Заключение... …………………………………………………………………...15
Литература…..… ………………………………………………………………17

Вложенные файлы: 1 файл

реферат по нейро.docx

— 48.13 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Нижнетеменной синдром возникает при поражении тех постцентральных областей коры, которые граничат с зонами представительства руки и лица в 1, 2, 3-м, а также в примыкающих к ним 39-м и 40-м полях. При этом происходит нарушение сложных форм тактильного гнозиса, известное под названиемастереогноза, или тактильной предметной агнозии. Это нарушение способности воспринимать предметы на ощупь, невозможность интегрировать тактильные ощущения, по Нижнетеменной синдром, помимо гностических кожно-кинестетических нарушений, включает в себя еще две группы симптомов: а) речевые нарушения, связанные с расстройствами кинестетической основы речи — речевые кинестезии, что приводит к появлению афферентной моторной афазии и б) нарушения произвольных движений и действий, имеющие ту же основу — кинестетические расстройства, что приводит к появлению кинестетической апраксии. 
 
При поражении верхней теменной области коры мозга, примыкающей к той части первичной сенсорной коры кожно-кинестетического анализатора, куда проецируется информация, поступающая от разных частей тела, наблюдается другая клиническая картина. В этих случаях чаще всего возникают симптомы нарушения «схемы тела» (или соматоагнозия), т.е. расстройство узнавания частей тела, их расположения по отношению друг к другу. Обычно больные плохо ориентируются в одной (чаще левой) половине тела (гемисоматоагнозия), что сопровождает поражение правой теменной области мозга. Больные игнорируют левые конечности, иногда как бы «теряют» их. При этом часто возникают ложные соматические образы (соматопарагнозия) в виде ощущений «чужой» руки, увеличения, уменьшения частей тела (руки, головы), удвоения конечностей и т.п. 
 
Таким образом, при поражении теменных отделов мозга существуют четкие латеральные особенности нарушений тактильных функций. Нижнетеменной и верхнетеменной синдромы поражения левого и правого полушарий мозга различны. Предметная тактильная агнозия (астереогноз), пальцевая агнозия и соматоагнозия более грубо выражены при поражении правого полушария мозга, чем левого. Тактильная алексия чаще связана с левосторонним поражением теменной коры (у правшей). 
 
^ Тактильный гнозис 

 
Тесты

 
Материал

 
Инструкция

 
Анализ симптомов (ошибок)

 
1

 
2

 
3

 
4

 
Тактильное ощупывание предмета с закрытыми глазами

 
Ключ, часы, скрепка, монета и др.

 
«Закрой глаза, я положу тебе в руку предмет. Ты сожми руку и назови его, или на раскрывая руки, найди этот предмет среди предметов, которые лежат на столе»

 
Исследуется тактильный гнозис, узнавание предметов по кожно-кинестетическому ощущению. Ошибки опознания могут говорить о дисфункции зоны кожно-кинестетического анализатора, о дисфункции теменных отделов мозга.


 
 
 
^ Сомато-пространственный гнозис 

 
Тесты

 
Материал

 
Инструкция

 
Анализ симптомов (ошибок)

 
1

 
2

 
3

 
4

 
1. Показ частей своего тела

 

 

 
"Покажи свою правую руку, ногу, глаз, ухо". "Покажи глаз-нос, ухо-бровь, глаз-нос-ухо"

 
Исследуется сохранность (нарушение) схемы тела, понимание правого и левого в пространственных ощущениях и ориентировке в пространстве. т.е. Сомато-пространственное восприятие. Нарушения в этих пробах могут говорить о дисфункции теменных и теменно-затылочных отделов левого и правого полушария

 
2. Показ правой (и левой) рукой  указанных педагогом предметов

 

 

 
"Покажи правой рукой стул, левой рукой люстру. Возьми левой рукой карандаш, правой рукой лист бумаги"

 
То же

 
3. Разделение бумаги на левую и правую стороны

 

 

 
"Раздели линией (карандашом) лист бумаги на 2 части - левую и правую. Отметь правую сторону красным крестиком, левую - синим 

 
То же

 
4. Рисование отличающихся фигур на левой и правой сторонах по показу и по речевой инструкции

 

 

 
Рисуй на правой стороне круги, а на левой треугольники после того как я тебе: а) покажу круг или треугольник; 
 
б) скажу "круг" или треугольник"

 
То же

 
5. Дорисовывание у предметов (животных) недостающих элементов –справа или слева

 

 

 
"Дорисуй: - у собаки левое ухо; у девочки правую руку; - у стола левую ножку и т.д.

 
То же

 
Называние пальцев своей руки, руки педагога и нарисованной кисти руки. Узнавание пальцев кисти рук

 

 

 
Назови этот палец, теперь - этот" и т.д. 
 
Скажи, как называется этот палец у тебя, у меня..."

 
Нарушение называния пальцев может идти в синдроме амнестической афазии, а нарушение узнавания - в синдроме агнозии поражения теменно-затылочных отделов и левого, и правого полушария


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 1.4 Неврологические методы исследования тактильного гнозиса.

Исследования тактильного гнозиса основываются на показаниях больных в ответ на те или иные раздражители. Однако исследование чувствительности у детей представляет большие трудности, так как ребенок не всегда может четко дифференцировать раздражение, правильно проанализировать свои ощущения и адекватно их описать. При исследовании устанавливают характер и, границы нарушения. Вначале исследуют поверхностную чувствительность, затем глубокую.

Тактильную чувствительность, или чувство осязания, исследуют путем легкого прикосновения к коже ваткой или кисточкой. Раздражения необходимо наносить не слишком часто и с неравномерными промежутками. Следует избегать «машущих» движений вдоль поверхности тела, чтобы не было суммации раздражений.

Температурную чувствительность исследует при помощи прикосновения пробирками с горячей или холодной водой. Раздражение наносят сверху вниз (лицо, шея, руки, туловище, нога), а затем сравнивают чувствительность на симметричных участках левой и правой половины тела.

После изучения поверхностной чувствительности исследуют глубокую (проприоцептивную) чувствительность: суставно-мьпшечное чувство, вибрационную чувствительность, чувство давления и веса. Суставно-мышечное чувство, или чувство положения и движения, исследуют при помощи пассивных движений в мелких и крупных суставах. Исследование начинают с движений в концевых фалангах пальцев рук и ног. Больной должен распознать направление и локализацию движения. 
Таким образом ,при определении тактильного гнозиса оценивают стереогноз - узнавание предмета на ощупь при закрытых глазах.  
Во время исследования праксиса больному предлагают выполнить ряд заданий (присесть, погрозить пальцем, причесаться и т. п.). Кроме того, больным дают задание действовать с воображаемыми предметами (просят показать, как едят суп, как звонят по телефону, как пилят дрова и др.). Оценивают способность подражать демонстрируемым действиям.  На основе анализа гнозиса, праксиса, речи, памяти и мышления делают вывод о психическом складе, личностных особенностях и степени возрастной зрелости психики ребенка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Нейропсихология — это самостоятельная научная дисциплина, хотя и находится на стыке двух наук, теоретической психологии и клинической неврологии. Она охватывает как общие проблемы организации высших психических функций, так и практические медицинские аспекты в области топической неврологической диагностики, клинической психологии, дефектологии и пр. Нейропсихологические методы не только являются важнейшими инструментами распознавания тонких нарушений гнозиса, праксиса, речи и других высших психических функций, но и позволяют с большой степенью точности определить связь этих расстройств с конкретными корковыми зонами

 

Как показал опыт работы специалистов, нейропсихологический метод, являются наиболее адекватными для диагностики уровня развития высших психических функций, кроме того, нейропсихологические методики позволяют сделать не только количественный, но и качественный анализ функционирования высших корковых структур головного мозга, а также использование Луриевских методик, позволяет увидеть, какой именно фактор поврежден.

 

.Отечественные и зарубежные  исследования тактильной сферы  в рамках нейропсихологии  
В нейропсихологии изучение тактильной сферы имеет возрастающее значение и представлено значительным количеством работ.  
А.Р.Лурия (1962) исследование нарушений осязательной функций рассматривал как одну из составляющих нейропсихологического обследования больных с локальными поражениями мозга. На патологическое состояние кожного анализатора указывают результаты проб на различительную осязательную чувствительность, локализацию прикосновения, различительную пространственную чувствительность с помощью циркуля Вебера, различение направления пассивно двигаемой кожи, различение фигур (чисел и букв) - проба Ферстера и др. Исследование астереогноза является важным показателем для топического диагноза.  
17  
Поскольку в основе астереогноза, с одной стороны, могут лежать нарушения тонких дифференцировок элементарной чувствительности и нарушения стойкости следов кожно-кинестетических раздражений, а с другой - нарушения в двигательной сфере, то исследование астереогноза должно сопровождаться анализом дефектов в тонких движениях. По Лурии, астереогноз бывает в результате поражения теменных отделов коры и проявляется в контрлатеральной руке, двусторонний же астереогноз встречается редко.  
Как уже было сказано, после 60-х годов вопросам тактильного восприятия посвящено сравнительно мало работ. Это отмечала Эрдели А.К. (1979), которая посвятила свое исследование вопросам функциональной асимметрии в области тактильного восприятия. В процедуру исследования входило определение порога тактильного различения на левой и правой руке с помощью циркуля Вебера, а затем исследование гаптического восприятия геометрических фигур. По определенной схеме начислялись баллы. Эрдели установила, что в работе тактильного анализатора необходимо различать сенсорный и гностический уровень: нарушение одной функции (повышение пространственного порога) не совпадает с нарушениями другой функции (гаптическое восприятие формы) в ипсилатеральной руке. Поражение левого полушария может вызывать повышение пространственного порога как в контрлатеральной, так и ипсилатеральной руке. Однако нарушение восприятия формы у этих больных в явно выраженном виде обнаруживаются только в руке контрлатеральной очагу поражения (правой).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

1. Актуальные  проблемы нейропсихологии детского  возраста: Учебное пособие / Под ред. Л. С. Цветковой. - М.: Московский психолого-социальный институт,2006. 
2. Визель Т.Г. Основы нейропсихологии: учеб. для студентов вузов Т.Г. Визель. - М.: АСТАстрель Транзиткнига, 2005. 
3. Данилова H.H. Д 17 Физиология высшей нервной деятельности / H.H. Данилова, А.Л. Крылова. - Ростов н/Д: «Феникс», 2005.  
4. Лурия А. Р. Основы нейропсихологии.- М., 2003. 
5. Микадзе Ю. Нейропсихология детского возраста. Учебное пособие.-СПб.: Питер, 2008. 
6. Прибрам К. Языки мозга: эксперимент, методика и принципы нейропсихологии.- М., 12004. 
7. Хомская Е.Д. Нейропсихология. 3-е издание. - СПб.: Питер. 2004.

 

 


Информация о работе Методы исследования тактильного гнозиса