Методы организации воспитательного процесса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2014 в 15:30, курсовая работа

Краткое описание

Воспитание – непрерывный, долговременный процесс. Его результаты не следуют непосредственно за воспитательным воздействием, а носят отсроченный характер. Поскольку эти результаты являются следствием не только внешних воздействий, но и собственного выбора воспитуемого, они трудно предсказуемы.
Воспитательный процесс реализуется как сложная система мероприятий, которая включает в себя следующие элементы:
определение целей и задач;
разработка содержания воспитания, его основных направлений;
применение действенных методов;
формулировка принципов, ведущих установок, регулирующих все элементы системы воспитания.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1.Методы организации воспитательного процесса……………………………..5
2.Принципы воспитания………………………………………………………...10
3.Характеристика педагогических понятий…………………………………....14
Заключение……………………………………………………………………….16
Список использованной литературы…………………………………………...17

Вложенные файлы: 1 файл

ПСИХОЛОГИЯ.doc

— 95.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

1.Методы организации воспитательного  процесса……………………………..5

2.Принципы воспитания………………………………………………………...10

3.Характеристика педагогических понятий…………………………………....14

Заключение……………………………………………………………………….16

Список использованной литературы…………………………………………...17

 

 

Введение

     Теория воспитания является основной частью педагогики наряду с теорией обучения (дидактикой). Теория воспитания изучает содержание, метода и средства воспитания. Но какова его сущность?

      Воспитание – часть образовательного процесса, существующая наряду с обучением. Вместе с тем воспитание так или иначе присутствует во всех формах социальных отношений: в быту, в семье, на производстве, являясь важной составной частью их функционирования.

       В самом  широком смысле воспитание, как  его трактует психологическая  наука, есть качественное преобразование  накопленного социального опыта, существующего вне личности, в  форму личного индивидуального  опыта, в личные убеждения и  поведение, его интериоризация, т.е. перевод во внутренний психический план личности. Причем этот процесс может носить как организованный, так и стихийный характер.

       С точки  зрения педагогической науки  воспитание – это особая, целенаправленная  организация взаимодействия между преподавателем и воспитанником при активной деятельности не только воспитателя, но и воспитуемого по овладению социальным опытом, ценностями.

       В отечественной  педагогике особо подчеркивается  более значительная, чем в процессе  обучения, роль в воспитании именно личного участия, деятельности воспитателя.

       Воспитание – это именно процесс взаимодействия наставника и воспитанника, а не одностороннее воздействие преподавателя, консультанта, тренера, руководителя. Поэтому воспитательная деятельность постоянно характеризуется с помощью терминов «взаимодействие», «сотрудничество», «социальная, педагогическая ситуация развития личности».

       Воспитательный  процесс носит многофакторный  характер. Это означает, что на  становление личности влияют как факторы макросреды (государство, СМИ, Интернет), так и микросреды (семья, учебная группа, производственный коллектив), а так же собственная позиция воспитуемого. В этом процессе действуют разнонаправленные влияния как позитивного, так и негативного характера, управлять которыми весьма сложно. Например, процессы самовоспитания носят сугубо личностный, индивидуальный характер и малоуправляемы извне.

       Воспитание  – непрерывный, долговременный процесс. Его результаты не следуют  непосредственно за воспитательным воздействием, а носят отсроченный характер. Поскольку эти результаты являются следствием не только внешних воздействий, но и собственного выбора воспитуемого, они трудно предсказуемы.

       Воспитательный  процесс реализуется как сложная  система мероприятий, которая включает в себя следующие элементы:

  • определение целей и задач;
  • разработка содержания воспитания, его основных направлений;
  • применение действенных методов;
  • формулировка принципов, ведущих установок, регулирующих все элементы системы воспитания.

 

 

  1. Методы организации воспитательного процесса.

      Под методами  воспитания понимаются отличающиеся  своеобразием способы деятельности, которые применяются в воспитательном  процессе для достижения его  целей. Кроме термина «методы», в  педагогической литературе используются так же и близкие по смыслу понятия способов, приемов, форм воспитания. Однако, поскольку четкого различения этих категорий не существует, они будут употребляться здесь как однозначные.

       Вместе с тем следует учитывать, что категория методов – одна из основных в теории воспитания и что её четкое понимание – важное условие повышения эффективности всей воспитательной деятельности.

       Своеобразие  отдельных способов, приемов обусловлено  прежде всего характером тех  качеств обучаемого, на совершенствование которых они направлены. Поэтому наиболее приемлемым типом классификации, т.е. деления на виды, многочисленных методов воспитания является их трехчленная классификация на:

  • Методы формирования тех или иных качеств сознания, мыслей и чувств, к которым относятся, например, методы убеждения, дискуссии и т.п.;
  • Методы организации практической деятельности, накопления опыта поведения, прежде всего в форме проведения различного рода упражнений, создания воспитывающих ситуаций;
  • Методы стимулирования, активизации установок сознания и форм поведения с помощью таких приемов, как поощрение или наказание.

       Нетрудно  заметит, что первая из указанных  групп выделяется с учетом  того, что именно сознание является  важнейшей предпосылкой человеческого поведения. Вторая группа методов выделяется в связи с тем, что предметно-практическая деятельность является столь же необходимым условием человеческого существования, как и сознание, а так же в связи с тем, что именно практика проверяет и закрепляет результаты активности сознания. Наконец, третья группа методов необходима потому, что любые установки сознания или навыки поведения ослабевают или даже утрачиваются, если они не стимулируются морально и материально.

       Выбор, предпочтение тех или иных методов воспитания, та или иная их комбинация зависят от конкретной педагогической ситуации. При этом выборе важно учитывать следующие обстоятельства:

  •    конкретное направление воспитания, необходимость которого диктуется сложившейся ситуацией; так, умственное воспитание предполагает применение методов первой из указанных групп, а трудовое воспитание – использование методов второй группы;
  •   характер и уровень развития воспитанников. Понятно, что нельзя применять одни и те же методы воспитания для старших и младших классов, для студентов и аспирантов;
  •   Уровень зрелости конкретных учебных групп, трудовых коллективов, в которых осуществляется воспитательный процесс: по мере роста степени сформированности положительных качеств коллектива, его зрелости должны соответствующим образом гибко изменяться и методы воспитательной деятельности, например соотношение между методами наказания и поощрения в пользу последних;
  •    Личностные, индивидуальные особенности воспитанников: нельзя применять одни и те же воспитательные методы для старых и молодых, для людей относящихся к разным психологическим типам, темпераментам и т.п.;

       Поэтому опытный преподаватель, руководитель должен овладевать всей совокупностью воспитательных приемов, находить такие их комбинации, которые в наибольшей степени соответствуют конкретной ситуации, помнить, что шаблон в этом деле противопоказан.

       Чтобы  этого достичь, нужно хорошо представлять  сущность основных методов воспитательного  воздействия. Рассмотрим важнейшие  из них.

       Убеждение – один из методов первой группы, направленных на формирование сознания. Использование этого метода является исходной предпосылкой для следующего этапа воспитательного процесса – формирования должного поведения. Именно убеждение, устойчивые знания определяют поступки людей.

       Этот  метод обращен к сознанию личности, к её чувствам и разуму, к  её внутреннему духовному миру. Первоосновой же этого духовного  мира, согласно традиции русского  самосознания, является ясное понимание  смысла собственной жизни, состоящего в оптимальном использовании тех способностей и талантов, которые получены нами от природы. И как бы порой не сложна была эта задача, в силу сложности тех конкретных социальных условий, в которых каждый из нас нередко оказывается, именно от характера её решения зависит и все остальное: и наши взаимоотношения с другими людьми (близкими и чужими) и наши трудовые успехи, и наше положение в обществе.

       Поэтому  при реализации метода убеждения  прежде всего следует уделить  внимание проблеме самовоспитания, самосовершенствования и на этой основе рассматривать проблемы взаимоотношения с другими людьми, вопросы общения, нравственности и т.п.

       Основные инструменты метода убеждения – вербальные (слово, сообщение, информация). Это может быть лекция, рассказ, особенно по гуманитарным дисциплинам. Очень важны здесь сочетание с эмоциональностью, что многократно повышает убедительность общения.

      Монологические  формы должны сочетаться с  диалогическими: беседами, диспутами, которые значительно повышают эмоциональную и интеллектуальную активность обучаемых. Конечно, диспут, беседа должны быть организованны, подготовлены: должна быть заранее определена проблема, принят план её обсуждения, установлен регламент. Роль воспитателя здесь состоит в том, чтобы помочь обучаемым дисциплинировать мысль, придерживаться логики, аргументировать свою позицию.

       Но вербальные  способы при всей их значимости должны быть дополнены силой примера, обладающего особой силой убеждения.

       Удачный  пример конкретизирует общую, абстрактную проблему, активизирует сознание воспитанников. Действие этого приема основано на свойственном людям чувстве подражания. Образцом для подражания могут служить не только живые люди, руководители, воспитатели, но и литературные персонажи, исторические лица. Важную роль играют и эталоны, формируемые СМИ, искусством. Следует иметь в виду, что подражательность – не только простое повторение образцов, оно иметь тенденцию перерастания в творческую деятельность личности, которая проявляется уже в выборе образцов. Важно поэтому окружить воспитанников положительными примерами для подражания. Хотя следует иметь в виду, что вовремя и к месту приведенный отрицательный пример, показывающий негативные последствия тех или иных поступков, помогает удержать воспитанников от неправильных поступков.

       Конечно, наиболее эффективен личный пример  воспитателя, его собственных убеждений, деловых качеств, единство слов  и дела, его справедливого отношения  к своим воспитанникам.

       Универсальным  методом формирования необходимых навыков поведения является метод упражнения.

       Упражнение – это многократное повторение и совершенствование способов действия, являющихся основой поведения.

       Упражнения в воспитании отличаются от упражнений в обучении, где они теснейшим образом увязываются с приобретением знаний. В процессе воспитания они нацелены на отработку умений и навыков, на выработку положительных привычек поведения, доведения их до автоматизма. Выдержка, самоконтроль, дисциплина, организованность, культура общения – вот лишь некоторые качества, которые основаны на сформированных воспитанием привычках. Чем сложнее качество, тем больше упражнений нужно выполнить, чтобы выработать привычку.

       Поэтому  для выработки тех или иных  моральных, волевых и профессиональных качеств личности необходим системный подход при реализации метода упражнений на основе принципов последовательности, планомерности, регулярности. Преподаватель, руководитель, тренер должен четко планировать объем и очередность нагрузок.

       Отсюда  следует важнейший вывод, что  успех метода упражнений зависит  от всестороннего учета психологических, физических и других индивидуальных  качеств людей. В противном случае  возможны и психологические, и  физические травмы.

       Однако  ни методы формирования сознания, ни приемы выработки умений и навыков не дадут надежного, долговременного результата, если их не подкрепить с помощью методов поощрения и наказания, образующих ещё одну, третью группу воспитательных средств, именуемых методами стимулирования.  

       Психологическая  основа этих методов состоит  в том переживании, которое вызывает  тот или иной элемент поведения  воспитуемого со стороны товарищей  и руководителя. С помощью такой  оценки, а иногда путем самооценки  достигается коррекция поведения обучаемого.

       Поощрение – это выражение положительной оценки, одобрение, признание качеств, поведения, действий воспитанника или целой группы. Эффективность поощрения основана на возбуждении положительных эмоций, чувства удовлетворенности, уверенности в своих силах, способствующих дальнейшим успехам в труде или учебе. Формы поощрения весьма многообразны: от одобрительной улыбки до награждения ценным подарком. Чем выше уровень награды, тем продолжительнее, устойчивее её положительное действие. Особенно действенно публичное награждение в торжественной обстановке, в присутствии товарищей, преподавателей, руководителей.

       Однако  при неумелом использовании этот  прием может принести и вред, например, противопоставить воспитанника  другим членам коллектива. Поэтому наряду с индивидуальным следует использовать и коллективный метод, т.е. поощрение группы, коллектива в целом, включая и тех, кто проявил трудолюбие, ответственность, хотя и не добился выдающихся успехов. Подобный подход во много способствует сплочению группы, формированию чувства гордости за свой коллектив, каждого его члена.

       Наказание – это выражение отрицательной оценки, осуждение действуй и поступков, противоречащих принятым нормам поведения, нарушающим законы. Цель этого метода состоит в том, чтобы добиться изменения поведения человека, вызывая чувство переживание стыда, чувство неудовлетворенности, и таким образом подтолкнуть его к исправлению допущенной ошибки.

Информация о работе Методы организации воспитательного процесса