Методы психодиагностики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 20:19, реферат

Краткое описание

Методы диагностики являются основными в психологии личности, так как на их основе делаются важные практические заключения. Их цель- установить уровень развития того или иного свойства человека.

Содержание

Содержание
Введение ………………………………………………………………………………...3
1. Предмет психодиагностики ………………………………………………………5
2. Возникновение психодиагностики, как науки и основные этапы ее развития ..6
3. Методы психодиагностики и их классификация ………………………………...7
3.1. Краткие характеристики психодиагностических методик ……………………....7
3.2. Тесты и тестирование …………………………………………………………….9
3.3. Требования, предъявляемые к тестам ………………………………………....9
3.4. Особые требования, предъявляемые к психодиагностическим методикам…...11
3.5. Правила проведения тестирования, обработки и интерпретации результатов..12
Список использованной литературы ………………………………………………13

Вложенные файлы: 1 файл

реф.по психодиагн..doc

— 134.50 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ УКРАИНЫ

ЗАПОРОЖСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Крымский  факультет 
 
 
 
 
 
 

РЕФЕРАТ 
 
 
 
 
 
 

На тему: «Методы психодиагностики»

 
 
 
 
 
 
 

                                                                                             Выполнила студентка

3-го курса  специальность:психология

                                                                                                        Морозова О.П.                 

Проверил  преподаватель:

Бородина  И.И. 
 
 

                                          
 

                                         г.Симферополь,2010г. 
 

Содержание

    Введение  ………………………………………………………………………………...3

    1.    Предмет психодиагностики  ………………………………………………………5

    2.    Возникновение психодиагностики, как  науки и основные этапы ее развития ..6        

    3.    Методы психодиагностики и их  классификация ………………………………...7

    3.1. Краткие характеристики психодиагностических  методик ……………………....7    

    3.2. Тесты и тестирование   …………………………………………………………….9       

    3.3. Требования, предъявляемые к тестам      ………………………………………....9

    3.4. Особые требования, предъявляемые  к психодиагностическим методикам…...11          

    3.5. Правила проведения тестирования, обработки и интерпретации результатов..12     

    Список  использованной литературы     ………………………………………………13 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

Методы диагностики  являются основными в психологии личности, так как на их основе делаются важные практические заключения. Их цель- установить уровень развития того или  иного свойства человека. 
                   Существуют тесты- опросники - кратковременная проба, позволяющая установить уровень развития определенного свойства, состояния, качества у человека. Тест включает выверенные вопросы. Баллы соотносятся с нормативной шкалой. 
                   Рисуночные тесты – изображения, на основе которых судят о типе личности или индивидуально- психологических особенностях человека. 
                   Проективные тесты (основатель- швейцарский психоаналитик Роршах)- используют либо изображение испытуемым предметов, либо дорисовывание изображений, лишенных деталей, на основе которых судят о потребностях и мотивах людей, как человек описывает свой внутренний мир, состояния и желания. 
         В психологии тесты используются как научные методы исследования, а также как способы диагностики при профотборе и решении некоторых других задач. Одними из важнейших тестов в психологии являются тесты IQ (коэффициента интеллекта), определяющие общий уровень способностей человека. Английский психолог Г. Айзенк писал об этих тестах: “Накопленный мною опыт показывает, что есть одна психологическая характеристика, которая в значительной степени определяет успех или неудачу испытуемого. Эта характеристика- скорость протекания умственных процессов. Характеристика скорости умственных процессов есть фундаментальный базис интеллектуальных различий между людьми”.

Методы опроса существуют в виде анкетирования (фиксированные вопросы и ответы типа да, нет, не знаю), интервью (фиксированные вопросы и свободные ответы), беседы (предполагает только тему; вопросы и ответы порождаются ходом беседы). Для получения достоверной информации создаются специальные опросники, позволяющие получить ту информацию, которая соответствует определенной гипотезе, и эта информация должна быть максимально надежной. В психологии разработаны специальные правила составления вопросов, расположения их в нужном порядке, группировки в отдельные блоки. Оценивая в целом метод анкетирования, можно отметить, что он представляет собой средство первичной ориентировки, предварительной разведки. Полученные при анкетировании данные намечают дальнейшие направления изучения личности или группы. Беседа является более "психологичной" формой опроса, так как в ней имеет место взаимодействие субъектов, подчиненное определенным социально-психологическим закономерностям. Важнейшее условие успешности беседы состоит в установлении контакта исследователя с респондентом, в создании доверительной атмосферы общения.

Метод социометрии, разработанный австрийско-американским психиатром Я. Морено позволяет эмпирически выявлять, схематически (в виде социограммы) представлять и интерпретировать структуру межличностных отношений в группе. Назначение метода- установить, кто лидер и аутсайдер, существуют ли изгои данной группы.

Метод анализа результатов деятельности исходит из общей предпосылки о связи внутренних психических процессов и внешних форм поведения и деятельности. Изучая объективные продукты деятельности, можно делать выводы о психологических особенностях его субъектов. В психолингвистике разработан вариант метода анализа продуктов деятельности - контент-анализ, позволяющий выявлять и оценивать специфические характеристики литературных, научных, публицистических текстов и на их основе определять психологические характеристики их автора. Специфической формой метода анализа результатов деятельности выступает графология. Психологи установили, что характеристики почерка связаны с определенными психологическими свойствами автора письма; ими были разработаны нормы и приемы психологического анализа почерка.

Биографический метод как способ познания человека основан на изучении психологии человека в контексте его истории, через описание его биографии. Понимание внутреннего мира человека, развитой душевной жизни осуществляется посредством описания прошедших этапов жизни человека. Биографический метод может реализоваться в форме психологической реконструкции всего жизненного пути исторического деятеля, выдающейся личности и т.п. Достоинство метода заключается в надежности и обоснованности выводов о психологических особенностях человека. Вместе с тем метод трудоемок и не может использоваться очень широко.

Генетический метод (исследования психического развития изучает развитие различных социальных групп в процессе формирования , во временной динамике.

Блинецовый метод основан на выяснении вопроса- среда или сама природа определяет психологическое развитие человека. Исследуются монозиготные близнецы, которые вырастают из одной материнской клетки. Оказалось, что если близнецы воспитываются в одной и той же среде, то они оказываются очень непохожими друг на друга, если же оказываются разделенными, то наблюдается обратная картина. Это объясняется тем, что при совместном воспитании они образуют малую группу, которая развивается по известным законам- один лидер- другой ведомый; при разделении- в силу генетической схожести- развиваются одинаково.

Математические методы в психологии используются как средство повышения надежности, объективности, точности получаемых данных. Основное применение эти методы находят на этапе постановки гипотезы и ее обоснования, а также при обработке полученных в исследовании данных. Надо подчеркнуть, что математические методы используются в психологии не в качестве самостоятельных, а включаются как вспомогательные на определенных этапах эксперимента или тестового обследования.   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Предмет психодиагностики 

      Психодиагностика - это не только  направление в практической психодиагностике, но и теоретическая дисциплина.

      Психодиагностику в практическом  смысле можно определить, как установление психодиагностического диагноза – описание состояния объектов, коими могут выступать отдельная личность, группа или организация.

    Психодиагностика  осуществляется на основе специальных  методов. Может входить составной  частью в эксперимент или выступать самостоятельно, как метод исследования либо, как область деятельности практического психолога, направляясь при этом на обследование, а не на исследование.

      Психодиагностика понимается двояко:

  1. В широком смысле  - сближается с психодиагностическим измерением вообще и может относиться к любому объекту, поддающемуся психодиагностическому анализу, выступая, как выявление и измерение его свойств;
  2. В узком смысле, более распространенном – измерение индивидуально – психодиагностических свойств личности.

                В психодиагностическом обследовании можно выделить 3 основных этапа:

    Сбор  данных.

    Переработка и интерпретация данных.

    Вынесение решения – психодиагностический диагноз и прогноз.

           Психодиагностика как наука определяется, как область психологии, разрабатывающая методы  выявления и измерения индивидуально – психологических особенностей личности.

    Как теоретическая дисциплина, психодиагностика имеет дело с переменными и  постоянными величинами, характеризующими внутренний мир человека. Психодиагностика с одной стороны, это способ проверки теоретических построений, а с другой – конкретное воплощение теоретических построений – способ движения от абстрактной теории, от обобщения к конкретному факту.

    Теоретическая психодиагностика опирается на основные принципы психологии:

         Принцип отражения – адекватное отражение окружающего мира обеспечивает человеку эффективную регуляцию его деятельности;

          Принцип развития – ориентирует изучение условий возникновения психических явлений, тенденции их изменения, качественные и количественные характеристики этих изменений;

          Принцип диалектической связи сущности и явления – позволяет увидеть взаимное обуславливание этих философских категорий на материале психической реальности при условии их нетождественности;

          Принцип единства сознания и деятельности – сознание и психика формируются в деятельности человека, деятельность одновременно регулируется сознанием и психикой;

          Личностный принцип – требует от психолога анализа индивидуальных особенностей человека, учета его конкретной жизненной ситуации, его онтогенеза.

    Эти принципы положены в основу разработки психодиагностических методик – способов получения достоверных данных о содержании переменных психической реальности. 
 
 
 

    2. Возникновение психодиагностики, как науки и основные этапы ее развития. 

               История современной психодиагностики  начинается с первой четверти  ХIХ в., т.е. с начала клинического периода в развитии психодиагностических знаний. Врачи – психиатры начали вести в клиниках систематические наблюдения за больными, записывая и анализируя результаты своих наблюдений.

                В это время появляются такие  методы психодиагностики, как наблюдение, опрос, анализ документов. Но эти  методы носили качественный характер, поэтому по одним и тем же данным разные врачи часто делали разные выводы.

      Только во второй половине  ХIХ в., когда немецкий психолог Вундт создал первую в мире психодиагностическую лабораторию, где в целях психодиагностики стали применять технические устройства и приборы, методы психодиагностики приобрели количественный характер.

    Тогда же был открыт основной (базальный) психофизический закон Вебера.

      Проводя эксперименты на различение  весов, длины линий и высоты  акустического тона, Вебер установил,  что отношение едва заметного изменения раздражителя dI к его исходному значению I есть величина постоянная, т.е. dI/I = constanta.

    Согласно  закону Вебера дифференциальный порог  чувствительности – есть некая постоянная часть величины исходного раздражителя на которую он должен быть увеличен или уменьшен для того, чтобы получить едва заметную трансформацию ощущения.

    Открытие  закона Вебера дало возможность измерения  психодиагностических явлений. В соответствии с этим законом основным объектом измерения стали ощущения человека, и долгое время практическая психодиагностика ограничивалась измерением ощущений.

Информация о работе Методы психодиагностики