Методы психодиагностики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 20:19, реферат

Краткое описание

Методы диагностики являются основными в психологии личности, так как на их основе делаются важные практические заключения. Их цель- установить уровень развития того или иного свойства человека.

Содержание

Содержание
Введение ………………………………………………………………………………...3
1. Предмет психодиагностики ………………………………………………………5
2. Возникновение психодиагностики, как науки и основные этапы ее развития ..6
3. Методы психодиагностики и их классификация ………………………………...7
3.1. Краткие характеристики психодиагностических методик ……………………....7
3.2. Тесты и тестирование …………………………………………………………….9
3.3. Требования, предъявляемые к тестам ………………………………………....9
3.4. Особые требования, предъявляемые к психодиагностическим методикам…...11
3.5. Правила проведения тестирования, обработки и интерпретации результатов..12
Список использованной литературы ………………………………………………13

Вложенные файлы: 1 файл

реф.по психодиагн..doc

— 134.50 Кб (Скачать файл)

      Современные методы психодиагностики, касающиеся основных психодиагностических  процессов, свойств и состояний  человека, стали появляться в  конце ХIХ-начале ХХ в. в это время активно развиваются теория вероятностей и математическая статистика, на которые впоследствии стали опираться научные методы количественной психодиагностики.

    В 1884 г. английский психолог Гальтон основал  Антропометрическую лабораторию, одной  из целей ее стало получение статистических данных о человеческих способностях. Через этот эксперимент прошло около 10 000 чел. Он же в 1877 г. предложил использовать в психодиагностике метод корреляций.

    Современник Гальтона Фишер изобрел дисперсионный  анализ, а другой англичанин Спирмен – факторный анализ.

    Первый  статистически обоснованный тест Бине появился в 1905-1907 гг.

      В 20 гг стали появляться новые  психодиагностические , в том числе  интеллектуальные и личностные  тесты, позволяющие проводить  психодиагностику различных процессов и свойств человека.

             На 50-60-е гг ХХ в. приходится  основное количество различных  психодиагностических методик.

             Современная психодиагностика выделилась  в отдельную область научных  и практических психодиагностических  знаний. Все более широкое применение в психодиагностике находят современные методы математики и физики, а также средства электронной психодиагностики. 
 
 

3. Методы психодиагностики  и их классификация 

            В настоящее время созданы и практически используются множество психодиагностических методов. В начале ХХ в. в психодиагностике как науке были признаны и приняты требования, предъявляемые к наиболее развитым современным наукам, напр. физике. Это требования операционализации и верификации.

           Операционализация – предполагает указания на практические действия или операции, которые может выполнить любой исследователь, чтобы убедиться в том, что определенное в понятии явление обладает именно теми свойствами, которые ему приписываются.

           Верификация – т. е. всякое новое понятие, вводимое в научный оборот и претендующее на научность, должно пройти проверку на его непустоту, т. е. на реальность существования явления, определяемого этим понятием.

           Самую общую схему классификации психодиагностических методов можно представить в виде следующей схемы: 

    Таблица 1

    Классификация психодиагностических методов 

              
          МЕТОДЫ

 

    

    

      

      

      

      
 
 

    3.1. Краткие характеристики 

    психодиагностических методик.

  1. Бланковые методики – составляют большинство из них. В них испытуемому предлагают серию суждений или вопросов. По полученным ответам судят о психологии испытуемого.

         Эти методики просты для разработки, использования и обработки результатов.

  1. Опросные методики – занимают второе место по частоте применения. В них испытуемому задают устные вопросы, отмечают и обрабатывают его ответы.

         Недостатки:

  • субъективность, которая проявляется как в выборе самих вопросов, так и в интерпретации ответов на них;
  • эти методики трудно стандартизировать, а следовательно, добиться высокой надежности и сравнимости результатов.
  1. Рисуночные психодиагностические методики – используют созданные испытуемым рисунки, которые могут иметь тематический или спонтанный характер. Иногда используется прием интерпретации испытуемым готовых изображений.
  1. Проективные методики – в свою очередь могут быть бланковыми, опросными, рисуночными. Применяются все чаще, т. к. методики этой группы наиболее валидные и информативные.
  2. Объективно манипуляционные методики – в которых решаемые испытуемыми задачи предлагаются им в форме реальных предметов, с которыми предстоит нечто сделать – собрать, изготовить, разобрать и т. п.

    Более развернутую классификацию психодиагностических методик можно представить, выделив другие критерии (см. табл. 2)

    Таблица 2

    Классификация психодиагностических методик 

    

      

      
 
 
 
 
 

      
 

      

      
 

      
 

      
 

    Продолжение таблицы 2 

      
 

      
 
 
 
 
 

      
 
 

      
 
 

    

      

      
 

      
 
 

      
 

      
 
 
 
 
 
 
 
 

    3.2. Тесты и тестирование

             

    Тесты – стандартизированные методики психодиагностики, позволяющие получить сопоставимые количественные и качественные показатели степени развитости изучаемых свойств.

    Стандартизированность методики – т. е. она должна применяться всегда и везде одинаковым образом, от начала ситуации до способа интерпретации результатов.

    Сопоставимость – т. е. оценки, получаемые при помощи теста можно сравнивать друг с другом независимо от того, где, когда и кем они были получены.

           Классификация разновидностей тестов  приведена в табл. 3. 

    3.3. Требования, предъявляемые  к тестам 

    К тестам, как методам точной психодиагностики предъявляется ряд особых требований. Это:

  1. Социокультурная адаптированность теста – соответствие тестовых заданий и оценок особенностям культуры, сложившимся в обществе, где данный тест используется, будучи заимствованным в другой стране.
  2. Простота формулировок и однозначность тестовых заданий – в словесных и иных заданиях теста не должно быть таких моментов, которые могут по-разному восприниматься и пониматься людьми.
  3. Ограниченное время выполнения тестовых заданий – полное время выполнения заданий психодиагностического теста не должно превышать 1,5-2 часов, т. к. сверх этого времени человекцу трудно сохранить свою работоспособность на достаточно высоком уровне.
  4. Наличие тестовых норм для данного теста –репрезентативные средние показатели по данному тесту, -  т. е. показатели, представляющие большую совокупность людей, с которыми можно сравнивать показатели данного индивида, оценивая уровень его психологического развития.

         Норма теста средний уровень развития большой совокупности людей, похожих на данного испытуемого по ряду социально – демографических характеристик. 

    Таблица 3.

    Классификация тестов

      

    

    

      
 
 

      
 
 
 

      

      
 
 
 

      

      
 
 
 

    

    Продолжение табл. 3 
 
 
 
 

     Продолжение таблицы 3 
 
 

      

      
 
 
 
 

      
 
 
 
 

      
 
 

              
 

            
 
 

    3.4. Особые требования, предъявляемые к  психодиагностическим  методикам

     

    Для уверенности в достоверности  результатов психодиагностических исследований необходимо, чтобы используемые психодиагностические методы были научно обоснованы, т. е. отвечали ряду требований.

              Такими требованиями являются

  1. Валидность“полноценность”, “пригодность”, “соответствие”.

      Есть несколько разновидностей  валидности.

    Валидность  теоретическая – определяется по соответствию показателей

    исследуемого  качества, получаемых с помощью данной

    методики, показателям, получаемым с помощью  других методик.

    Теоретическую валидность проверяют по корреляциям показателей одного и того же свойства, получаемым при помощи различных методик, опирающихся или исходящих из одной и той же теории.

    Валидность  эмпирическая – проверяется по соответствию диагностических показателей реальному поведению, наблюдаемым действиям и реакциям испытуемого. По критерию эмпирической валидности методику проверяют путем сравнения ее показателей с реальным жизненным поведением людей.

    Валидность  внутренняя - означает соответствие содержащихся в методике заданий, субтестов, суждений и т. п. общей цели и замыслу методики в целом. Она считается внутренне не валидной, когда все или часть вопросов, заданий или субтестов измеряют не то, что требуется от данной методики.

    Валидность  внешняя – примерно то же, что и эмпирическая валидность, но тут речь идет о связи между показателями методики и наиболее важными внешними признаками, относящимися к поведению испытуемого.

    Валидность  методики проверяется и уточняется в процессе ее достаточно длительного  использования.

    Кри терии валидностьи:

  • Поведенческие показатели – реакции, действия  и поступки испытуемого в разных жизненных ситуациях.
  • Достижения испытуемого в различных видах деятельности: учебной, трудовой, творческой и др.
  • Данные о выполнении различных контрольных проб и заданий.
  • Данные, полученные от других методик, валидность которых или связь с данной методикой считаются достоверно установленными.
  1. Надежность – характеризует возможность получения с помощью данной методики устойчивых показателей.

    Надежность  психодиагностической методики можно установить двумя способами:

                --путем сравнения результатов, получаемых по этой методике разными людьми

                --путем сравнения результатов,  получаемых по одной и той  же  методике в различных условиях.

  1. Однозначность методики – характеризуется тем, в какой степени получаемые с ее помощью данные отражают изменения именно и только того свойства, для оценки которого данная методика применяется.
  2. Точность – отражает способность методики тонко реагировать на малейшие изменения оцениваемого свойства, происходящие в ходе психодиагностического эксперимента. Чем точнее психодиагностическая методика, тем тоньше с ее помощью можно оценивать градации и выявлять оттенки измеряемого качества, хотя в практической психодиагностике не всегда требуется очень высокая степень точности оценок.
 

    3.5. Правила проведения  тестирования, обработки  и интерпретации  результатов 

Информация о работе Методы психодиагностики