Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 20:19, реферат
Методы диагностики являются основными в психологии личности, так как на их основе делаются важные практические заключения. Их цель- установить уровень развития того или иного свойства человека.
Содержание
Введение ………………………………………………………………………………...3
1. Предмет психодиагностики ………………………………………………………5
2. Возникновение психодиагностики, как науки и основные этапы ее развития ..6
3. Методы психодиагностики и их классификация ………………………………...7
3.1. Краткие характеристики психодиагностических методик ……………………....7
3.2. Тесты и тестирование …………………………………………………………….9
3.3. Требования, предъявляемые к тестам ………………………………………....9
3.4. Особые требования, предъявляемые к психодиагностическим методикам…...11
3.5. Правила проведения тестирования, обработки и интерпретации результатов..12
Список использованной литературы ………………………………………………13
Современные методы
В 1884 г. английский психолог Гальтон основал Антропометрическую лабораторию, одной из целей ее стало получение статистических данных о человеческих способностях. Через этот эксперимент прошло около 10 000 чел. Он же в 1877 г. предложил использовать в психодиагностике метод корреляций.
Современник Гальтона Фишер изобрел дисперсионный анализ, а другой англичанин Спирмен – факторный анализ.
Первый статистически обоснованный тест Бине появился в 1905-1907 гг.
В 20 гг стали появляться новые
психодиагностические , в том числе
интеллектуальные и личностные
тесты, позволяющие проводить
психодиагностику различных
На 50-60-е гг ХХ в. приходится основное количество различных психодиагностических методик.
Современная психодиагностика
3.
Методы психодиагностики
и их классификация
В настоящее время созданы и практически используются множество психодиагностических методов. В начале ХХ в. в психодиагностике как науке были признаны и приняты требования, предъявляемые к наиболее развитым современным наукам, напр. физике. Это требования операционализации и верификации.
Операционализация – предполагает указания на практические действия или операции, которые может выполнить любой исследователь, чтобы убедиться в том, что определенное в понятии явление обладает именно теми свойствами, которые ему приписываются.
Верификация – т. е. всякое новое понятие, вводимое в научный оборот и претендующее на научность, должно пройти проверку на его непустоту, т. е. на реальность существования явления, определяемого этим понятием.
Самую общую схему классификации психодиагностических
методов можно представить в виде следующей
схемы:
Таблица 1
Классификация
психодиагностических
методов
|
3.1. Краткие характеристики
психодиагностических методик.
Эти методики просты для
Недостатки:
Более
развернутую классификацию
Таблица 2
Классификация
психодиагностических
методик
Продолжение
таблицы 2
3.2. Тесты и тестирование
Тесты – стандартизированные методики психодиагностики, позволяющие получить сопоставимые количественные и качественные показатели степени развитости изучаемых свойств.
Стандартизированность методики – т. е. она должна применяться всегда и везде одинаковым образом, от начала ситуации до способа интерпретации результатов.
Сопоставимость – т. е. оценки, получаемые при помощи теста можно сравнивать друг с другом независимо от того, где, когда и кем они были получены.
Классификация разновидностей
3.3.
Требования, предъявляемые
к тестам
К тестам, как методам точной психодиагностики предъявляется ряд особых требований. Это:
Норма теста –
средний уровень развития большой совокупности
людей, похожих на данного испытуемого
по ряду социально – демографических
характеристик.
Таблица 3.
Классификация тестов
Продолжение
табл. 3
Продолжение таблицы 3
3.4. Особые требования, предъявляемые к психодиагностическим методикам
Для уверенности в достоверности результатов психодиагностических исследований необходимо, чтобы используемые психодиагностические методы были научно обоснованы, т. е. отвечали ряду требований.
Такими требованиями являются
Есть несколько разновидностей валидности.
Валидность теоретическая – определяется по соответствию показателей
исследуемого качества, получаемых с помощью данной
методики, показателям, получаемым с помощью других методик.
Теоретическую валидность проверяют по корреляциям показателей одного и того же свойства, получаемым при помощи различных методик, опирающихся или исходящих из одной и той же теории.
Валидность эмпирическая – проверяется по соответствию диагностических показателей реальному поведению, наблюдаемым действиям и реакциям испытуемого. По критерию эмпирической валидности методику проверяют путем сравнения ее показателей с реальным жизненным поведением людей.
Валидность внутренняя - означает соответствие содержащихся в методике заданий, субтестов, суждений и т. п. общей цели и замыслу методики в целом. Она считается внутренне не валидной, когда все или часть вопросов, заданий или субтестов измеряют не то, что требуется от данной методики.
Валидность внешняя – примерно то же, что и эмпирическая валидность, но тут речь идет о связи между показателями методики и наиболее важными внешними признаками, относящимися к поведению испытуемого.
Валидность методики проверяется и уточняется в процессе ее достаточно длительного использования.
Кри терии валидностьи:
Надежность психодиагностической методики можно установить двумя способами:
--путем сравнения результатов, получаемых по этой методике разными людьми
--путем сравнения результатов,
3.5.
Правила проведения
тестирования, обработки
и интерпретации
результатов