Методы психодиагностики и их применение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2014 в 18:54, контрольная работа

Краткое описание

Обсуждаемый термин неоднозначен, и в психологии сложились два его понимания. Одно из определений понятия «психодиагностика» относит его к специальной области психологических знаний, касающейся разработки и использования в практике различных психодиагностических средств. Психодиагностика в этом ее понимании является наукой, в русле которой ставятся следующие общие вопросы:
1.Какова природа психологических явлений и принципиальная возможность их научной оценки?
2.Каковы сложившиеся на данный момент времени общие научные основания для принципиальной познаваемости и количественной оценки психологический явлений?

Содержание

Введение. 2.
1.Общее представление о психодиагностике. 3.
2. Методы психодиагностики и их применение. 5.
2.1.Методы психодиагностики, их классификация. 9.
3. Требования, предъявляемые к методам психодиагностики и
к деятельности практического психолога как диагноста. 11.
Заключение. 18.
Список использованной литературы. 19.

Вложенные файлы: 1 файл

психодиагностика.docx

— 52.37 Кб (Скачать файл)

Содержание:

 

Введение.                                                                                                                      2.

 

1.Общее представление  о психодиагностике.                                                             3.                                                    

 

2. Методы психодиагностики  и их применение.                                                        5.

 

2.1.Методы психодиагностики, их классификация.                                                    9.

 

3. Требования, предъявляемые к методам психодиагностики и

к деятельности практического  психолога как диагноста.                                          11.

 

Заключение.                                                                                                                  18.

 

Список использованной литературы.                                                                          19.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  

 

 

Введение.

 

Слово «психодиагностика» означает буквально «постановка психологического диагноза», или принятие квалифицированного решения о наличном психологическом  свойстве.

Обсуждаемый термин неоднозначен, и в психологии сложились два  его понимания. Одно из определений  понятия «психодиагностика» относит  его к специальной области  психологических знаний, касающейся разработки и использования в  практике различных психодиагностических средств. Психодиагностика в этом ее понимании является наукой, в русле  которой ставятся следующие общие  вопросы:

1.Какова природа психологических  явлений и принципиальная возможность  их научной оценки?

2.Каковы сложившиеся на  данный момент времени общие  научные основания для принципиальной  познаваемости и количественной  оценки психологический явлений?

3.В какой мере применяемые  в настоящее время средства  психодиагностики соответствуют  принятым общенаучным, методологическим  требованиям?

4.Каковы основные методические  требования, предъявляемые к различным  средствам психодиагностики?

5.Каковы основания достоверности  результатов практической психодиагностики, включая требования, предъявляемые  к условиям проведения психодиагностики, средствам обработки полученных  результатов и способам их  интерпретации?

6.Каковы основные процедуры  конструирования и проверки научности  методов психодиагностики, включая  тесты?

Второе определение термина  «психодиагностика» указывает на специфическую  сферу деятельности психолога, связанную  с практической постановкой психологического диагноза. Здесь решаются не столько  теоретические, сколько сугубо практические вопросы, относящиеся к организации  и проведению психодиагностики. Она  включает в себя:

1.Определение профессиональных  требований, предъявляемых к психологу  как к психодиагносту.

2.Установление перечня  знаний, умений и навыков, которыми  он должен обладать для того, чтобы успешно справляться со  своей работой.

3.Выяснение минимума практических  условий, соблюдение которых является  гарантией того, что психолог  действительно успешно и профессионально  овладел тем или иным методом  психодиагностики.

4.Разработка программ, средств  и методов практической подготовки  психолога в области психодиагностики, а также оценки его компетентности  в этой области.

Оба комплекса вопросов –  теоретические и практические –  тесным образом взаимосвязаны. Для  того чтобы быть специалистом высокой  квалификации в этой сфере, психолог должен достаточно хорошо овладеть как  научными, так и практическими  основами психодиагностики. То и другое в отдельности, т. е. знание лишь научных  основ методики или знание методики без понимания ее научного обоснования, не гарантирует высокого уровня профессионализма в этой области.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.   Общее представление  о психодиагностике.

 

Практически психодиагностика используется в самых разных областях деятельности психолога: и тогда, когда  он выступает как автор или  участник прикладных психолого-педагогических экспериментов. И тогда, когда он занят психологическим консультированием  или психологической коррекцией. Но чаще всего, по крайней мере, в  работе практического психолога, психодиагностика выступает как отдельная, вполне самостоятельная сфера деятельности. Ее целью становится постановка психологического диагноза, т. е. оценка наличного психологического состояния человека.

Точная психодиагностика в любом психолого-педагогическом научном эксперименте предполагает квалифицированное оценивание степени  развитости психологических свойств. Как правило, это те свойства, закономерные изменения которых предполагаются в гипотезах, проверяемых в этом эксперименте. К примеру, проблемой  научного психологического исследования могут быть некоторые особенности  мышления человека  - такие, относительно которых утверждается, что они  существуют и изменяются по некоторым  законам или определенным образом  зависят от различных переменных. В любом из этих случаев требуется  точная психодиагностика, соответствующих  интеллектуальных свойств, ориентированная, во – первых, на прямое доказательство их существования, во – вторых, на демонстрацию постулированных закономерностей  их изменения, в – третьих, на показ  того, что они действительно зависят  от тех переменных, которые фигурируют в гипотезе.

Нельзя обойтись без точной психодиагностики и в прикладных исследованиях, так как в любых  подобного рода экспериментах необходимо достаточно убедительное доказательство того, что в результате нововведений действительно и в нужном направлении  изменяются оцениваемые психологические  особенности.

Специалист, занимающийся психологическим  консультированием, прежде чем давать какие – либо советы клиенту, должен поставить правильный диагноз, оценить  суть психологической проблемы, волнующей  клиента. При этом он опирается на результаты индивидуальных бесед с  клиентом и наблюдения за ним. Если психологическое консультирование представляет собой не разовый акт, а серию встреч и бесед психолога  с клиентом, в ходе которых психолог не ограничивается советами, а практически  работает с клиентом, помогая ему  решать свои проблемы и одновременно контролируя результаты своей работы, то дополнительно возникает задача осуществления «входной» и «выходной» психодиагностики, т. е. констатации  положения дел в начале консультирования и по завершении работы с клиентом.

Еще более настоятельной, чем в процессе консультирования, психодиагностика является в практической психокоррекционной работе. Дело в  том, что убедиться в эффективности  предпринятых психокоррекционных мер  в данном случае должен не только психолог или экспериментатор, но и сам  клиент. Последнему нужно иметь доказательства того, что в итоге проведенной  совместно с психологом работы в  его собственной психологии и  поведении действительно произошли  важные позитивные перемены. Это необходимо делать чтобы усилить психокоррекционный эффект воздействия. Известно, что вера в успех – один из важнейших  факторов эффективности любого терапевтического воздействия. С точной психодиагностики наличного состояния дел должен начинаться и ею же заканчиваться  любой психокоррекционный сеанс.

Кроме названных областей научной и практической психологии, психодиагностика применяется и  в других ее отраслях, например в  медицинской психологии, в патопсихологии, в инженерной психологии, в психологии труда – словом, везде, где требуется  точное знание степени развития тех  или иных психологических свойств  человека.

Во всех описанных случаях  научная и практическая психодиагностика решает ряд типичных для нее задач. К ним относятся следующие:

1.Установление наличия  у человека того лили иного  психологического свойства или  особенности поведения.

2.Определение степени  развитости данного свойства, ее  выражение в определенных количественных  и качественных показателях.

3.Описание диагностируемых  психологических и поведенческих  особенностей человека в тех  случаях, когда это необходимо.

4.Сравнение степени развитости  изучаемых свойств у разных  людей.

Все четыре перечисленные  задачи в практической психодиагностике решаются или каждая в отдельности, или комплексно в зависимости  от целей проводимого обследования. Причем практически во всех случаях, за исключением качественного описания результатов, требуется владение методами количественного анализа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Методы психодиагностики  и их применение.

Слово «психодиагностика» имеет  в психологии два основных значения. Одно из них соотносит данное слово  с названием соответствующей  области научных психологических  знаний и исследований, а другое указывает на специфическую область  практического применения психологических  знаний. Как сфера науки психодиагностика включает в себя принципы, процедуры  и способы проверки научности  различных методов психодиагностики. Как область практики она ориентирована  на профессиональные знания и умения, связанные с практическим применением  ее методов. И в том и в другом случае речь идет о способах оценки психологических процессов, свойств  и состояний человека. Теоретическая  психодиагностика научно обосновывает, как это лучше сделать, а практическая психодиагностика показывает, как это  следует делать правильно и надежно.

В современной психологии применяется немало различных методов  психодиагностики, однако далеко не все  из них можно назвать научно обоснованными. Кроме того, среди них есть исследовательские  и собственно психодиагностические методы. Последнее название относиться только к той группе методов, которые  используются в оценочных целях, т. е. позволяют получать точные количественные и качественные характеристики изучаемых  психологических свойств. Методы, которые  не преследуют данную цель и предназначены  только для изучения психологических  процессов, свойств и состояний  человека, носят название исследовательских. Они обычно применяются в эмпирических и экспериментальных научных  исследованиях, основная цель которых  – получение достоверных знаний. Приведем два примера, показывающих разницу между психодиагностическими  и исследовательскими методами.

Пример 1. Метод психодиагностики личности.

Это 16 – факторный тест Р. Кеттела. Он представляет собой стандартизированный  опросник, включающий в себя 187 суждений, разделенных на 16 групп – подшкал. С помощью каждой из подшкал оценивается  какая – либо отдельная черта  личности, причем оценки даются в стандартных  баллах. Суждения, включенные в данный тест, инструкция, процедура его  применения, способы получения, интерпретация  результатов и выводы – все  это является неизменным и применяется  одинаково во всех случаях тестирования.

Пример 2. Метод исследования личности.

Допустим, что разрабатывается  эксперимент, предназначенный для  того, чтобы исследовать определенный вид поведения человека, наблюдая его в особых условиях. Эксперимент  может строиться таким образом, чтобы интересующие ученого черты  личности человека, связанные с данной формой поведения, могли проявиться наиболее отчетливо, т. е. так, чтобы  их можно было детально изучить. Экспериментатор  ставит и проводит задуманный с этой целью эксперимент, наблюдает за поведением его участников и делает вывод об особенностях изучаемой  черты личности и соответствующей  ей формы поведения.

Исследовательским, к примеру, также является метод включенного  наблюдения или психолого-педагогический эксперимент с детьми, позволяющий  наблюдать за их поведением в особых, экспериментальных условиях.

Эти методы психодиагностики применяются в самых разных областях психологии и в самых различных  сферах человеческой деятельности. В  научной психологии они обычно используются в процессе организации и проведения исследовательских экспериментов, а в практической психологии –  в психологическом консультировании, психокоррекции, а также в других областях деятельности профессионального  психолога, таких, например, как профессиональный отбор, профессиональная подготовка.

В правильно организованном эксперименте почти всегда необходимо точно оценивать уровни развития у испытуемых тех или иных психологических  свойств до и после эксперимента для того, чтобы установить. Повлиял  ли проведенный эксперимент на изменение  этих свойств. Сказанное касается также  психологического консультирования и  психологической коррекции. Проводя консультирование, практический психолог должен оценить степень развитости у клиента различных психологических особенностей. Его работа в данном случае чем – то напоминает труд врача, который обязательно проводит диагностику больного прежде. Чем установит болезнь и определит метод его лечения.

Информация о работе Методы психодиагностики и их применение