Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2014 в 18:54, контрольная работа
Обсуждаемый термин неоднозначен, и в психологии сложились два его понимания. Одно из определений понятия «психодиагностика» относит его к специальной области психологических знаний, касающейся разработки и использования в практике различных психодиагностических средств. Психодиагностика в этом ее понимании является наукой, в русле которой ставятся следующие общие вопросы:
1.Какова природа психологических явлений и принципиальная возможность их научной оценки?
2.Каковы сложившиеся на данный момент времени общие научные основания для принципиальной познаваемости и количественной оценки психологический явлений?
Введение. 2.
1.Общее представление о психодиагностике. 3.
2. Методы психодиагностики и их применение. 5.
2.1.Методы психодиагностики, их классификация. 9.
3. Требования, предъявляемые к методам психодиагностики и
к деятельности практического психолога как диагноста. 11.
Заключение. 18.
Список использованной литературы. 19.
Содержание:
Введение.
1.Общее представление
о психодиагностике.
2. Методы психодиагностики
и их применение.
2.1.Методы психодиагностики,
их классификация.
3. Требования, предъявляемые к методам психодиагностики и
к деятельности практического
психолога как диагноста.
Заключение.
Список использованной литературы.
Введение.
Слово «психодиагностика» означает
буквально «постановка
Обсуждаемый термин неоднозначен, и в психологии сложились два его понимания. Одно из определений понятия «психодиагностика» относит его к специальной области психологических знаний, касающейся разработки и использования в практике различных психодиагностических средств. Психодиагностика в этом ее понимании является наукой, в русле которой ставятся следующие общие вопросы:
1.Какова природа
2.Каковы сложившиеся на
данный момент времени общие
научные основания для
3.В какой мере применяемые
в настоящее время средства
психодиагностики
4.Каковы основные
5.Каковы основания
6.Каковы основные процедуры
конструирования и проверки
Второе определение термина «психодиагностика» указывает на специфическую сферу деятельности психолога, связанную с практической постановкой психологического диагноза. Здесь решаются не столько теоретические, сколько сугубо практические вопросы, относящиеся к организации и проведению психодиагностики. Она включает в себя:
1.Определение
2.Установление перечня знаний, умений и навыков, которыми он должен обладать для того, чтобы успешно справляться со своей работой.
3.Выяснение минимума
4.Разработка программ, средств
и методов практической
Оба комплекса вопросов – теоретические и практические – тесным образом взаимосвязаны. Для того чтобы быть специалистом высокой квалификации в этой сфере, психолог должен достаточно хорошо овладеть как научными, так и практическими основами психодиагностики. То и другое в отдельности, т. е. знание лишь научных основ методики или знание методики без понимания ее научного обоснования, не гарантирует высокого уровня профессионализма в этой области.
1. Общее представление о психодиагностике.
Практически психодиагностика
используется в самых разных областях
деятельности психолога: и тогда, когда
он выступает как автор или
участник прикладных психолого-педагогических
экспериментов. И тогда, когда он
занят психологическим
Точная психодиагностика
в любом психолого-
Нельзя обойтись без точной психодиагностики и в прикладных исследованиях, так как в любых подобного рода экспериментах необходимо достаточно убедительное доказательство того, что в результате нововведений действительно и в нужном направлении изменяются оцениваемые психологические особенности.
Специалист, занимающийся психологическим
консультированием, прежде чем давать
какие – либо советы клиенту, должен
поставить правильный диагноз, оценить
суть психологической проблемы, волнующей
клиента. При этом он опирается на
результаты индивидуальных бесед с
клиентом и наблюдения за ним. Если
психологическое
Еще более настоятельной,
чем в процессе консультирования,
психодиагностика является в практической
психокоррекционной работе. Дело в
том, что убедиться в эффективности
предпринятых психокоррекционных мер
в данном случае должен не только психолог
или экспериментатор, но и сам
клиент. Последнему нужно иметь доказательства
того, что в итоге проведенной
совместно с психологом работы в
его собственной психологии и
поведении действительно
Кроме названных областей научной и практической психологии, психодиагностика применяется и в других ее отраслях, например в медицинской психологии, в патопсихологии, в инженерной психологии, в психологии труда – словом, везде, где требуется точное знание степени развития тех или иных психологических свойств человека.
Во всех описанных случаях научная и практическая психодиагностика решает ряд типичных для нее задач. К ним относятся следующие:
1.Установление наличия у человека того лили иного психологического свойства или особенности поведения.
2.Определение степени
развитости данного свойства, ее
выражение в определенных
3.Описание диагностируемых
психологических и
4.Сравнение степени
Все четыре перечисленные
задачи в практической психодиагностике
решаются или каждая в отдельности,
или комплексно в зависимости
от целей проводимого
Слово «психодиагностика» имеет
в психологии два основных значения.
Одно из них соотносит данное слово
с названием соответствующей
области научных
В современной психологии
применяется немало различных методов
психодиагностики, однако далеко не все
из них можно назвать научно обоснованными.
Кроме того, среди них есть исследовательские
и собственно психодиагностические
методы. Последнее название относиться
только к той группе методов, которые
используются в оценочных целях,
т. е. позволяют получать точные количественные
и качественные характеристики изучаемых
психологических свойств. Методы, которые
не преследуют данную цель и предназначены
только для изучения психологических
процессов, свойств и состояний
человека, носят название исследовательских.
Они обычно применяются в эмпирических
и экспериментальных научных
исследованиях, основная цель которых
– получение достоверных
Пример 1. Метод психодиагностики личности.
Это 16 – факторный тест Р. Кеттела. Он представляет собой стандартизированный опросник, включающий в себя 187 суждений, разделенных на 16 групп – подшкал. С помощью каждой из подшкал оценивается какая – либо отдельная черта личности, причем оценки даются в стандартных баллах. Суждения, включенные в данный тест, инструкция, процедура его применения, способы получения, интерпретация результатов и выводы – все это является неизменным и применяется одинаково во всех случаях тестирования.
Пример 2. Метод исследования личности.
Допустим, что разрабатывается эксперимент, предназначенный для того, чтобы исследовать определенный вид поведения человека, наблюдая его в особых условиях. Эксперимент может строиться таким образом, чтобы интересующие ученого черты личности человека, связанные с данной формой поведения, могли проявиться наиболее отчетливо, т. е. так, чтобы их можно было детально изучить. Экспериментатор ставит и проводит задуманный с этой целью эксперимент, наблюдает за поведением его участников и делает вывод об особенностях изучаемой черты личности и соответствующей ей формы поведения.
Исследовательским, к примеру, также является метод включенного наблюдения или психолого-педагогический эксперимент с детьми, позволяющий наблюдать за их поведением в особых, экспериментальных условиях.
Эти методы психодиагностики
применяются в самых разных областях
психологии и в самых различных
сферах человеческой деятельности. В
научной психологии они обычно используются
в процессе организации и проведения
исследовательских
В правильно организованном эксперименте почти всегда необходимо точно оценивать уровни развития у испытуемых тех или иных психологических свойств до и после эксперимента для того, чтобы установить. Повлиял ли проведенный эксперимент на изменение этих свойств. Сказанное касается также психологического консультирования и психологической коррекции. Проводя консультирование, практический психолог должен оценить степень развитости у клиента различных психологических особенностей. Его работа в данном случае чем – то напоминает труд врача, который обязательно проводит диагностику больного прежде. Чем установит болезнь и определит метод его лечения.