Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2014 в 18:54, контрольная работа
Обсуждаемый термин неоднозначен, и в психологии сложились два его понимания. Одно из определений понятия «психодиагностика» относит его к специальной области психологических знаний, касающейся разработки и использования в практике различных психодиагностических средств. Психодиагностика в этом ее понимании является наукой, в русле которой ставятся следующие общие вопросы:
1.Какова природа психологических явлений и принципиальная возможность их научной оценки?
2.Каковы сложившиеся на данный момент времени общие научные основания для принципиальной познаваемости и количественной оценки психологический явлений?
Введение. 2.
1.Общее представление о психодиагностике. 3.
2. Методы психодиагностики и их применение. 5.
2.1.Методы психодиагностики, их классификация. 9.
3. Требования, предъявляемые к методам психодиагностики и
к деятельности практического психолога как диагноста. 11.
Заключение. 18.
Список использованной литературы. 19.
Примерно то же самое приходится делать психологу, если он выступает в роли диагноста и, поставив свой, психологический, диагноз состояния клиента. Занимается консультированием или коррекцией.
Ряд профессий предъявляет
особые требования к психологии и
поведению человека. Здесь также
необходима точная диагностика разнообразных
психологических и
В мире насчитывается более
тысячи методов психодиагностики, и
разобраться в них, не имея в качестве
ориентира некоторую схему, практически
невозможно. Такую, самую общую, схему
классификации
1.Методы психодиагностики на основе наблюдения.
2.Опросные
3.Объективные
4.Экспериментальные методы психодиагностики.
Первая группа методов – диагностика на основе наблюдения – обязательно предполагает введение наблюдения и преимущественное использование его результатов для психодиагностических выводов. В процедуру наблюдения в этом случае вводятся стандартные схемы и условия, которые точно определяют, что наблюдать, как наблюдать, каким образом фиксировать результаты наблюдения, как их оценивать, интерпретировать и делать на их основе выводы. Наблюдение, отвечающее всем перечисленным психодиагностическим требованиям, носит название стандартизированного наблюдения. Приведем пример такого наблюдения за работой членов малой группы в процессе решения группой какой – либо задачи. Используется схема категорий для анализа делового группового взаимодействия людей по методу стандартизированного наблюдения Р. Бейлса.
Категории для наблюдения и анализа группового процесса взаимодействия участников.
1.Разряжает обстановку.
2.Предлагает решение.
3.Отвечает на вопросы.
4.Информирует.
5.Разъясняет.
6.Предлагает помощь.
6.Просит о помощи.
5.Просит разъяснить.
4.Просит проинформировать.
3.Просит ответить на вопросы.
2.Просит предложить решение.
1.Нагнетает напряженность.
Эта схема и приведенная
на ней система категорий
Психолог, пользующийся этой
схемой, фиксирует в процессе наблюдения
каждое действие участников группы (движения,
высказывания, реакции и т. п.) и
относит его к одной из перечисленных
на схеме категорий. По окончании
наблюдения подсчитывается количество
действий каждого типа для группы
в целом и для каждого его
участника в отдельности. На этой
основе строятся индивидуальные для
каждого участника и
Методы психодиагностики через процедуру опроса основаны на допущении о том, что нужные сведения о психологических особенностях человека можно получить, анализируя письменные или устные ответы на серию стандартных, специально подобранных вопросов.
Есть несколько разновидностей этой группы методов: анкета, опросник, интервью. Анкетой называется такой метод, при котором испытуемый не только отвечает на ряд вопросов, но и сообщает кое – какие социально – демографические данные о себе. Например, свой возраст, профессию, уровень образования, место работы, должность, семейное положение и т. п. Опросником называют метод, в котором испытуемому задают ряд письменных вопросов. Такие вопросы обычно бывают двух типов: закрытые и открытые.
Закрытыми называют вопросы, предполагающие стандартизированный ответ или серию таких ответов, из числа которых испытуемый должен выбрать тот, который более всего подходит ему и соответствует его мнению. Примеры подобных ответов на стандартные вопросы: «да», «нет», «не знаю», «согласен», «не согласен», «трудно сказать».
Открытыми называют такие вопросы, которые предполагают ответ, даваемый в относительно свободной форме, избираемой произвольно самим испытуемым. Ответы на такие вопросы в отличие от закрытых обычно подвергаются качественному, а не количественному анализу.
Вопросы психодиагностического опросника, кроме того, могут быть прямыми и косвенными. Прямыми называются такие вопросы, отвечая на которые испытуемый сам характеризует и непосредственно оценивает присутствие, отсутствие или степень выраженности у себя того или иного психологического качества. Косвенными именуются вопросы, в ответах на которые не содержится прямых оценок испытуемым изучаемого свойства, но по которым, тем не менее, косвенно можно судить об уровне его психологического развития.
Приведем примеры открытых,
закрытых, прямых и косвенных вопросов,
предназначенных для
1.Открытый вопрос на
тревожность: «Расскажите что
– либо о ситуациях, в которых
вы испытываете повышенное
2.Закрытый вопрос на
тревожность: «Часто ли вы
3.Прямой вопрос на
4.Косвенный вопрос на тревожность: «Возникает ли у вас состояние беспокойства во время экзаменов?»
Помимо письменных опросов, о которых шла речь, есть устные опросы. Один из них называется интервью. Психолог сам задает испытуемому вопросы и сам же записывает ответы на них. Эти вопросы заранее определены и могут быть тех же типов, что и при письменном опросе.
Одним из методов психодиагностики
через анализ результатов деятельности
является контент – анализ, при
котором содержательному
Особенность эксперимента как
метода психодиагностики заключается
в том, что для оценки какого –
либо свойства испытуемого ставится
и проводится специальный
Допустим, что исследователя
интересует оценка такого качества личности,
как «тревожность». Диагностический
эксперимент, нацеленный на точную, жизненно
реальную оценку этого качества, мог
бы выглядеть следующим образом.
Испытуемого помещают в ситуацию,
связанную с прохождение
В то время как испытуемый
будет выполнять задание, за ним
можно наблюдать и фиксировать
различные признаки высокотревожного
поведения. Если таких признаков
окажется достаточно много, то можно
будет сделать вывод о том,
что изучаемое свойство личности
развито у данного испытуемого
достаточно сильно. Если подобных признаков
не будет совсем, то можно будет
сделать вывод, что тревожность
у испытуемого отсутствует. Если,
наконец, подобных признаков окажется
умеренное количество, то можно будет
сделать вывод о средней
2.1. Классификация психодиагностических методов
В настоящее время созданы
и практически используются методы
психодиагностики, которые охватывают
все известные науке
Под операционализацией понимается
требование, согласно которому при
введении новых научных понятий
обязательно необходимо четко указывать
на конкретные процедуры, приемы и методы,
с помощью которых можно
Требование верификации
означает, что всякое новое понятие,
вводимое в научный оборот и претендующее
на получение статуса научного, обязательно
должно пройти проверку на его непустоту.
Последнее предполагает наличие
методики экспериментальной диагностики
того явления, которое описано в
данном понятии. Слова «верификация»
буквально обозначает «проверка». Эта
проверка непустоты понятия, т. е. реальности
существования явления, определяемого
этим понятием, должна быть осуществлена
при помощи соответствующей
Если, например, мы вводим в
научный оборот понятие «мотив»,
то сначала необходимо дать точное
определение этого понятия
Большинство созданных и применяемых практических психодиагностических методик представляют так называемые бланковые методики – такие, в которых испытуемому предлагают серию суждений или вопросов, на которые он должен в устной или письменной форме дать ответ. По полученным ответам испытуемого, в свою очередь, судят о психологии того человека, который эти ответы предложил. Широкая распространенность и практический интерес к бланковым методикам объясняются тем, что они относительно просты как для разработки, так и для использования и обработки получаемых результатов.
Второе место по частоте
встречаемости занимают опросные методики,
в процессе применения которых исследователь
психологии человека задает испытуемому
устные вопросы, отмечает и обрабатывает
его ответы. Эти методики хороши
тем, что не требуют подготовки специальных
бланков и позволяют