Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 21:46, контрольная работа
Проблема межличностных отношений одна из важнейших в вопросе формирования человеческой психики, ее развития и становления разумного, культурного поведения человека в современном обществе. Ее исследование имеет важное значение, как для теории психологического развития человека, так и для общественной жизни, будь то исследования психологии человеческих взаимоотношений в или обществе изучения межличностных отношений в малой группе и коллективе.
Введение………………………………………..……………………………….3
1. Короткая характеристика понятия «межличностные
взаимоотношения»……………………………………………….…………….3
2. Основные составляющие регулирования поведения людей………………4
3. Основные методы изучения межличностных отношений……………..….7
4. Анализ методики Д. Морено……………………………………..…………8
5. Анализ метода экспертной оценки межличностных отношений
в группе…………………………………………………………………………14
Список использованной литературы………………………………..…………18
КРЫМСКИЙ ГУММАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ
Предмет: Психодиагностика
Теоретическая контрольная работа
на тему:
МЕТОДЫ ПСИХОДИАГНОСТИКИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Выполнил:
2013
Содержание
Введение………………………………………..……………
1. Короткая характеристика понятия «межличностные
взаимоотношения»…………………………………
2. Основные составляющие регулирования поведения людей………………4
3. Основные методы изучения межличностных отношений……………..….7
4. Анализ методики Д. Морено……………………………………..…………8
5. Анализ метода экспертной оценки межличностных отношений
в группе………………………………………………………………
Список использованной литературы………………………………..…………18
Введение
Проблема межличностных отношений одна из важнейших в вопросе формирования человеческой психики, ее развития и становления разумного, культурного поведения человека в современном обществе. Ее исследование имеет важное значение, как для теории психологического развития человека, так и для общественной жизни, будь то исследования психологии человеческих взаимоотношений в или обществе изучения межличностных отношений в малой группе и коллективе.
Эти отношения формируют человека как личность, дают ему возможность приобрести определенные черты характера, привычки, интересы, склонности, усвоить нормы и формы нравственного поведения в коллективе, способствуют развитию и совершенствованию коммуникативных возможностей человека, вследствие чего человек становится более способным к межличностным контактам и открывает для себя более широкие возможности для развития.
1. Короткая
характеристика понятия «
Межличностные взаимоотношения - психологический феномен, который касается всех сфер человеческого общества – политики, экономики, культуры, быта. Так, на современном этапе ученые под понятием «межличностные отношения» понимают взаимоотношения между людьми, которые объективно проявляются в характере и способах взаимных влияний между людьми в процессе общения или совместной деятельности.
Одновременно, под межличностными взаимоотношениями рассматривают систему определенных ориентаций, установок, стереотипов, ожиданий и других диспозиций, через которые люди воспринимают и оценивают друг друга. В украинском языке, существует специфика употребления терминов «взаимоотношения», «отношения» и «отношения». Второй употребляется, как правило, тогда, когда речь идет о связи между объектами или явлениями. Первый используется, когда имеется в виду связь между субъектами человеческого общения [2, c. 23].
В социально-психологической литературе, проблема взаимоотношений личности и коллектива или общества, рассматривается в исследованиях М.И. Алексеевой, Б.Г. Ананьевым, В.О. Василенко, Е.И. Головахина, А.Н. Леонтьева, В.М. Мясищева, С.Л. Рубинштейна, В.В. Сусленко, В. Франкла. В результате анализа научной литературы за данным направлением, можно сформулировать такое определение этого понятия.
Межличностные взаимоотношения - субъективные связи и отношения как между людьми в социальных группах, это система межличностных установок, ценностных ориентаций, ожиданий, которые определяются содержанием совместной жизнедеятельности людей.
2. Основные составляющие регулирования поведения людей
В отечественной и зарубежной психологии, в межличностных отношениях принято выделять три основных компонента регулирования поведения людей: когнитивный, эмоциональный, интеракционный, есть такой, который предусматривает взаимодействие [8, c. 240].
Когнитивный компонент личности человека, который общается с другими субъектами, включает вcе психические процессы, связананные с познанием окружения и самого себя. Это - ощущение, память, мышление, воображение. Для примера, если предприятию, необходимо оценить компетентность партнера по общению, то для этого ему надо исследовать основные критерии и нормы оценок, относительно конкретного вида деятельности, которая имеется в виду, сравнить с ними реалъные действия партнера, проанализировать его реальное поведение, сделать определенные выводы и на основании этого выработать соответствующее адекватное отношение. Понятным является факт того, что это невозможно без активизации практически вcеx процессов, о шла речь выше.
Эмоциональный компонент занимает все, что может быть зафиксировано на уpовне физиологических регистраций и субъективных отношений. Это прежде всего положительные и отрицательные переживания, конфликтность эмоциональных отношений, внутриличностная, междуличностная эмоциональная чувствительность, удовлетворение собой, партнером, работой и вообще условиями жизни [1, c. 47].
Интеракционный компонент (взаимоотношений) регулируются первыми двумя и включает в себя конкретные открытые действия по отношению к партнеру. В свою очередь, взаимодействие оказывает обратное влияние на когнитивный и эмоциональный компоненты. Если, скажем, в течение длительного времени, действия партнера не отвечают слишком оптимистичным, завышенным оценкам субъекта, то это может привести к ухудшению межличностных взаимоотношений, обусловить снижение данных ранее оценок компетентности и деловых качеств.
Основоположники гуманистической психологии, в теории личности утверждали, что личность - открытая система: развитие личности всегда осуществляется во взаимосвязи с другими людьми. Человек должен все время устанавливать новые отношения, взаимоотношения, чтобы удовлетворить свою черту - интереса. По Маслоу, самоактуализацию достигает лишь небольшое количество людей, которые являются личностями. Одна из черт присуща самоактуализированной личности это способность к дружеским отношениям, предусматривающих способность к пониманию других людей, внимание, доброжелательность, отзывчивость к людям. Благодаря этому, по мнению американского психолога, человек обретает смысл жизни [9, c. 12].
В психологии, проблема возникновения дружеских отношений рассматривается в основном в рамках возникновения аттракции и эмпатии и роли сходства характеристик объекта и субъекта восприятия. (В.К. Вилюнас, Л.С. Выготский, Е.П. Ильин, Г.С. Костюк, Е.Л. Носенко, С.Л. Рубинштейн, О.Я. Чебикин).
Психологами, социологами и другими учеными был выдвинут ряд теорий, объясняющих принципы возникновения и развитие дружеских отношений. Одной из самых распространенных является теория Кергоффа - Дэвиса. Согласно этой концепции взаимоотношения в своем развитии проходят ряд своеобразных фильтров, а их психологическое содержание определяется как типом отношений (дружеские) так и этапом развития взаимоотношений. Если участник не прошел через любой из этих фильтров, то взаимоотношения в них прекращаются или сохраняются вынужденно. Положительные же чувства партнеров друг к другу либо исчезают, либо сменяются неприязнь и враждебность.
Опираясь на концепции человеческих отношений Р. Мэй, особенно подчеркивал уникальность личности и ее свободный выбор. Он выделял три формы бытия - в - мире: одна из форм Mitwelt - наши отношения с другими людьми. Э. Шостром в своей теории отмечал, что большая часть межличностных отношений - это игры доминирования и контроля, в ходе которых манипулятором руководит потребность победить, одержать верх над остальными. Следовательно, необходимо отметить, что для взаимоотношений характерны стремление человека быть в обществе других и взаимное ожидание предпочтение перед другими. Как сила, соединяющая людей, взаимоотношения особенно сильно проявляются в кризисных для личности ситуациях. Межличностным взаимоотношениям присуще глубокое взаимопонимание между людьми. Друзья могут общаться почти без слов, воспринимать и точно понимать друг друга на основе едва уловимых движений и модуляций голоса, непонятных окружающим. В смысле общения личности преобладают новости личного характера или собственные мысли по поводу того, что происходит в окружающем мире. Для разговоров выбираются такие темы, которые интересны и значимы для каждого участника взаимодействия [4, c. 28].
3. Основные методы изучения межличностных отношений
Для изучения межличностных отношений в малых группах разработан целый арсенал различных техник. Так, для исследования эффективности группы применяются такие методы, как метод гомеостата, метод деловых игр, для изучения отношений внутри группы - референтометричний метод, социометрия; богатый набор различных тестов (тест Томаса, опросник Немчина, тест Лири). Проведем краткую характеристику основных методов изучения межличностных отношений.
Метод гомеостата состоит в том, что создается лабораторная модель деятельности малой группы по решению конкретных оперативных задач с помощью пульта управления. Регистрация времени решения задачи, действий каждого из участников, количества ошибок и т.д. позволяет оценить эффективность деятельности в целом - тактики каждого участника и стратегии всей группы.
Социометрический и референтометрический методы обеспечивают изучение отношений между членами групп, проявляют их структуру (лидеров, аутсайдеров) на основе относительно простой процедуры выбора одними членами группы других по параметрам симпатии - антипатии, референтности (относительно определенных ценностей) [10, c. 31].
Тест Томаса - психологический тест для определения характерного для тестируемого способа выхода из конфликтной ситуации. Может использоваться как в личных целях (самопознание) так и в деловые (особенно при приеме на работу на должности, связанные с внешними контактами).
Методы диагностики межличностных отношений Лири, тест Томаса, опросник Т.А. Немчина. Т. Лири в 1957 г. создал психодиагностическую методику. С помощью этого опросника можно обнаружить черты личности, которые влияют на ее взаимоотношения с окружающими. Автор предложил 128 тезисов, разносторонне характеризующих человека. Испытуемый должен оценить, отвечают ему приведенные высказывания. После получения результатов мы получаем доминирующий стиль взаимоотношений, в частности в этой методике отдельно можно выделить второй октант - эгоистичный (независимо - доминирующий), а также комплексный показатель доминирования. Данная методика ориентирована на возраст, начиная с 8 лет [3, c. 112].
4. Анализ методики Д. Морено
Изучение межличностных отношений в группе с помощью социометрического исследования Д. Морено.
В каждом коллективе с момента его возникновения начинает формироваться сложная сеть межличностных отношений формального и неформального характера.
Неформальные отношения - это симпатии и антипатии, притяжения и отталкивания, расположение и неприязнь, уважение, дружба, возникающие между членами коллектива в процессе общения и совместной деятельности. В отличие от системы формальных отношений, здесь позиция и место каждого из нас зависит от наших личностных особенностей - характера, отношение к себе, обществу, труду, коллективу. Структура неформальных отношений может быть представлена в виде следующей иерархии позиций или статусов: 1 - лидеры; 2 - желательны; 3 - аутсайдеры; 4 - нежелательны.
Разработаны социальными психологами методики изучения межличностных отношений в первичной группе с успехом могут быть использованы как для оптимизации индивидуального подхода к личности, так и ко всей группе. Наиболее распространенной из применяемых является так называемая социометрическая методика. Существует несколько ее модификаций и вариантов, адаптированных к конкретным условиям и наиболее типичным ситуациям учебно-воспитательного процесса. Они дают возможность определить место каждого студента в системе межличностных отношений, увидеть его позицию, статус, а также иерархию статусов всех студентов каждой группы.
Ход исследования можно представить в такой последовательности. Всем студентам группы предлагается несколько вопросов, представляющих собой выбор партнера в определенном виде деятельности (учеба, работа, спорт, отдых). В психологической литературе можно встретить такие вопросы [5, c. 92]:
«Представьте себе, что Вы капитан команды КВН и с позиции данной роли оцени и выбери себе партнеров».
«Ваша группа будет участвовать в соревновании клуба веселых и находчивых. Кто из членов группы, по твоему мнению, может быть капитаном команды КВН?»
«Тебе поручили провести диспут. Кого из своих товарищей ты взял бы себе в помощники?»
«Когда тебе что-то непонятно в работе (домашнее задание), к кому из товарищей ты обратишься в первую очередь?»
«С кем бы ты хотел провести вместе каникулы (отпуск)?»
Таким образом, критерием выбора является конкретная содержательная деятельность. Эта деятельность как основа выбора называется социометрическим критерием. Перед началом опроса исследователь получает сведения о количестве членов группы, проводит своеобразную социометрические разминку (устанавливает контакт со студентами, готовит их к будущему опроса), инструктирует респондентов, раздает социометрические карточки. После того, как студенты их заполнят, то есть дадут ответы на поставленные вопросы, карточки обрабатываются и результаты ответов переносят на так называемые матрицы выбора (табл. 1). Их число соответствует числу критериев. Матрица выбора является основой для социометрического анализа. На основании матрицы выбора строится матрица взаимных выборов, которые обводятся рамкой (табл. 2). Теперь легко измерить индекс групповой сплоченности, который определяется как отношение числа взаимных выборов к теоретически возможному для данной группы количестве.
«Референтность» группы понимается как отношение числа взаимных положительных выборов в группе к общему числу всех положительных выборов, В нашем случае индекс референтности равна 0,25.
Информация о работе Методы психодиагностики межличностных отношений