Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 11:31, контрольная работа
Очень важно время от времени останавливаться, чтобы нас не унес поток повседневных дел, которые всегда кажутся самыми важными. Но в спокойные минуты можно не спеша разобраться с тем, что действительно имеет для нас значение, и расставить приоритеты. Постоянно быть в состоянии напряжения - это разрушающая нас привычка; расслабление — тоже привычка, но восстанавливающая.
Актуальность проблемы. 1
Психогигиена, как способ формирования психоэмоциональной устойчивости. 2
Насколько Вы подвержены профессиональной деформации 3
Притча «Жизненный урок» 4
Современные исследователи об интерактивных методах работы психолога с педагогами. 4
Исследование организационной культуры организации – как метод работы с педагогами. 5
Факторы, препятствующие возникновению синдрома профессионального выгорания. 9
Интерактивные методы - практические мероприятия в работе с педагогами. 10
Заключительная часть. Позитивное мышление. 10
Литература 11
ГОУ ДПО «Саратовский институт повышения квалификации и
переподготовки кадров работников образования»
Кафедра психологии
«Методы работы психолога
с педагогическим коллективом»
Выпускная квалификационная работа
слушателя КПК педагогов-психологов
1 категории
Морозовой Наталии Викторовны
МОУ Прогимназия г.Маркс
Саратов
2011
Содержание
Введение
Здоровье – это равновесное состояние всех сил, всех систем и всех уровней организма. Болезни же, физические, психологические, духовные, – следствие длительных, упорно не компенсирующихся разбалансировок тела и/или духа человека – стрессов.
В значительной степени подвержены развитию синдрома эмоционального выгорания педагоги (СЭВ). Объясняется это тем, что профессиональный труд педагогов отличается очень высокой эмоциональной напряженностью. Известно большое количество объективных и субъективных эмоциогенных факторов, которые оказывают негативное воздействие на труд педагога, вызывая сильное эмоциональное напряжение и стресс. Среди многих особенностей и трудностей преподавательской и педагогической работы зачастую выделяют ее высокую психическую напряженность. Более того, способность к переживанию и сопереживанию признается одним из профессионально важных качеств учителя и воспитателя. Следует также учитывать, что это одна из профессий альтруистического типа, где вероятность возникновения психического выгорания достаточно высока.
Эмоциогенные факторы вызывают нарастающее чувство неудовлетворенности, накопление усталости, что ведет к кризам в работе, истощению и выгоранию. Сопутствуют этому физические симптомы: астенизация, частые головные боли и бессонница. Кроме этого возникают психологические и поведенческие симптомы: чувства скуки и обиды, снижение энтузиазма, неуверенность, раздражительность, неспособность принимать решения. В результате всего этого снижается эффективность профессиональной деятельности педагога. Нарастающее чувство неудовлетворенности профессией ведет к снижению уровня квалификации и обусловливает развитие процесса психического выгорания.
У 30% педагогов наблюдается повышенный риск патологии сердечно-сосудистой системы. У 38% - заболевания сосудов головного мозга. У 50% - нарушения в деятельности желудочно-кишечного тракта.
Надо отметить, что эмоциональное выгорание - процесс довольно коварный, поскольку человек, подверженный этому синдрому часто мало осознаёт его симптомы. Поэтому он нуждается в поддержке и внимании, а не обвинении. Скорее должны быть предприняты профилактические шаги, которые могут предотвратить его возникновение.
Развитие эмоциональной
Исходя из тезиса, что психологическое здоровье педагогов является необходимым условием здоровья детей, мы должны задуматься о психогигиене — системе мероприятий, направленных на сохранение и укрепление психологического здоровья учителей.
Очень важно время от времени останавливаться, чтобы нас не унес поток повседневных дел, которые всегда кажутся самыми важными. Но в спокойные минуты можно не спеша разобраться с тем, что действительно имеет для нас значение, и расставить приоритеты. Постоянно быть в состоянии напряжения - это разрушающая нас привычка; расслабление — тоже привычка, но восстанавливающая.
Что «несете» домой именно Вы?
.Насколько вы подвержены профессиональной деформации
1. Я думаю, что меня
2. Я постоянно переживаю за качество своей работы.
3. Я часто ощущаю раздражение, завожусь с пол-оборота.
4. В последнее время я плохо сплю, меня мучают тревожные сны / я проваливаюсь в сон «как в омут» и сплю без сновидений.
5. Обычно у меня не хватает времени на отдых.
6. Мне все труднее сохранять
самообладание в ситуациях
7. Мне не хватает возможностей для самореализации.
8. У меня не хватает времени, чтобы заняться любимым делом.
9. Я испытываю страх, что могу потерять работу.
10. Мне часто приходится идти на сделку со своими принципами (например, завышать оценки).
11. Время от времени я забываю
обыденные вещи (например, сделана
ли необходимая запись в
12. В последнее время мне не хочется видеть тех, с кем я общаюсь на работе: коллег, учащихся, родителей.
13. Часто у меня возникает ощущение, что неделя длится нескончаемо долго.
14. К концу недели я чувствую, что у меня больше нет сил, энергии.
3.
Ключ: До 4 утвердительных ответов. У вас пока все сравнительно благополучно. На всякий случай проверьте себя еще раз через полгода.
5–9 утвердительных ответов. У вас имеются некоторые признаки профессиональной деформации. Если вы не обратите на это серьезного внимания, в скором времени ваше здоровье может оказаться под угрозой.
10 и более утвердительных ответов. У вас профессиональная деформация выражена сильно. Окружающим, в том числе близким людям, с вами тяжело, даже если они это скрывают. Ваше здоровье под угрозой. Астма, гипертония, диабет, язва желудка — вот те заболевания, которые ждут вас, если вы не измените свою жизнь.
Выгорание — это защитный механизм, позволяющий человеку дозировать и экономно расходовать собственные энергетические ресурсы.
Хочется в этом месте предложить Вашему вниманию притчу:
Жизненный Урок.
В начале урока профессор поднял
стакан с небольшим количеством воды.
Он держал этот стакан, пока все студенты
не обратили на него внимания, а затем
спросил:
"Сколько, по-вашему, весит этот стакан?"
"50 грамм!"+ "100 грамм!"+ "125 грамм!"+-
предполагали студенты.
- Я и сам не знаю, - продолжил профессор,
- чтобы узнать это, нужно его взвесить.
Но вопрос в другом: что будет, если я подержу
так стакан в течение нескольких минут?
- Ничего, - ответили студенты.
- Хорошо. А что будет, если я подержу этот
стакан в течение часа? - снова спросил
профессор.
- У вас заболит рука, - ответил один из
студентов.
- Так. А что будет, если я, таким образом,
продержу стакан целый день?
- Ваша рука окаменеет, вы почувствуете
сильное напряжение в мышцах, и даже вам
может парализовать руку, и придется отправить
в вас больницу, - сказал студент под всеобщий
смех аудитории.
- Очень хорошо, - невозмутимо продолжал
профессор, - однако изменился ли вес
стакана в течении этого времени?
- Нет, - был ответ.
Студенты были удивлены и обескуражены.
- Что мне нужно сделать, чтобы избавиться
от боли? - Спросил профессор.
- Опустить стакан, - последовал ответ из
аудитории.
- Вот, - воскликнул профессор, - точно так
же происходит и с жизненными проблемами
и неудачами. Будете держать их в голове
несколько минут - это нормально. Будете
думать о них много времени, начнете испытывать
боль. А если будет продолжать думать
об этом долгое, продолжительное время,
то это начнет парализовывать вас, т.е.
вы не сможете ни чем другим заниматься.
Важно обдумать ситуацию и сделать выводы,
но еще важнее отпустить эти проблемы
от себя в конце каждого дня, перед
тем как вы идете спать. И таким образом,
вы без напряжения, каждое утро сможете
просыпаться свежими, бодрыми и готовыми
справиться с новыми жизненными ситуациями.
И так, друзья, помните "опустить стакан
в конце дня!"
Одно из слабых мест в работе психологов образования - работа с педагогами.
Профессиональная работа со взрослыми требует осознания специфики их образовательного ресурса, понимание самих принципов обучения взрослых, владения методами, адекватными задаче обучения взрослых.
Исследования отечественных психологов и педагогов
в области психологии педагогического
труда, психологии профессионального
развития, психологических проблем высшего,
в том числе педагогического образования,
работы, посвященные исследованию эффективности
активных методов обучения и описанию
различных образовательных технологий,
исследования в области интенсивного
обучения ( А.К.Маркова, Ф.Н.Гоноболин, Н.Ф.Кузьмина,
В.А.Сластенин, А.Б.Орлов,, Л.К.Митина, А.А.Вербицкий,
И.А.Зимняя, В.Я.Ляудис, Ю.Н.Кулюткин, Ю.Н.Емельянов,
М.В.Кларин) доказывают адекватность и
эффективность интенсивного образования
с использованием интерактивных
методов, о влиянии социальных взаимодействий
(а значит и интерактивных методов) на
становление смысловой, ценностно-мотивационной
сфер личности для психологического просвещения
и подготовки к инновационной деятельности
учителей современной школы. Очевидно,
что интерактивные методы адекватны именно
личностно-деятельностной или личностно-ориентированной
парадигме и позволяют ее воплотить в
реальной образовательной практике.
К интерактивным относят те, которые строятся на психологических механизмах усиления влияния группы на процесс освоения каждым участником опыта взаимодействия и взаимообучения.
К методам работы с педагогами относятся:
1. Информационные методы: информационные
тексты, устные информационные
2. Проблемные методы: проблемные лекции и семинары
3. Активные
методы-занятия с элементами
При этом могут и должны систематически развиваться в образовательном процессе: функции целеполагания, выбора, личной ответственности, творческого самовыражения, рефлексии, самоорганизации.
Инновационные процессы в школе всегда осуществляются в двух плоскостях:
*культура определяет стандартные пути решения проблем;
*культура способствует
Исследования организационной культуры педагогического
коллектива МОУ Прогимназии
По запросу администрации
6.
Кратко о понятии «
На сегодняшний день существует множество типологий организационной культуры. Для нашего анализа мы использовали типологию, разработанную организационными консультантами К. Камероном и Р. Куинном и адаптированную для описания школьных организаций. Именно этот подход избран потому, что созданная в его рамках методика диагностики организационной культуры представляется оптимальной для условий экспертизы и консультирования школьных организаций.
Информация о работе Методы работы психолога с педагогическим коллективом