Методы работы психолога с педагогическим коллективом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 11:31, контрольная работа

Краткое описание

Очень важно время от времени останавливаться, чтобы нас не унес поток повседневных дел, которые всегда кажутся самыми важными. Но в спокойные минуты можно не спеша разобраться с тем, что действительно имеет для нас значение, и расставить приоритеты. Постоянно быть в состоянии напряжения - это разрушающая нас привычка; расслабление — тоже привычка, но восстанавливающая.

Содержание

Актуальность проблемы. 1
Психогигиена, как способ формирования психоэмоциональной устойчивости. 2
Насколько Вы подвержены профессиональной деформации 3
Притча «Жизненный урок» 4
Современные исследователи об интерактивных методах работы психолога с педагогами. 4
Исследование организационной культуры организации – как метод работы с педагогами. 5
Факторы, препятствующие возникновению синдрома профессионального выгорания. 9
Интерактивные методы - практические мероприятия в работе с педагогами. 10
Заключительная часть. Позитивное мышление. 10
Литература 11

Вложенные файлы: 1 файл

metody_raboty_psihologa_s_pedagogicheskim_kollektivom.docx

— 74.95 Кб (Скачать файл)

 

 

ГОУ ДПО «Саратовский институт повышения  квалификации и 

переподготовки  кадров работников образования»

 

 

 

 

 

 

 

Кафедра психологии

 

 

«Методы работы психолога 

с педагогическим коллективом»

 

 

 

 

 

 

 

Выпускная квалификационная работа

 слушателя   КПК педагогов-психологов

1 категории

Морозовой Наталии  Викторовны

МОУ Прогимназия  г.Маркс

 

Саратов

2011

 

 

Содержание

                                                                                                                                                             Стр.

 

  1. Актуальность проблемы.                                                                                                                 1
  2. Психогигиена, как способ формирования психоэмоциональной устойчивости.                      2
    1. Насколько Вы подвержены профессиональной деформации                                                    3
    2. Притча «Жизненный урок»                                                                                                            4
  3. Современные  исследователи об интерактивных  методах работы психолога с педагогами.  4
  4. Исследование организационной культуры организации – как метод работы с педагогами.    5
  5. Факторы, препятствующие возникновению синдрома профессионального выгорания.          9
  6. Интерактивные методы  - практические мероприятия в работе с педагогами.                          10
  7. Заключительная часть. Позитивное мышление.                                                                            10
  8. Литература                                                                                                                                        11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Здоровье – это равновесное  состояние всех сил, всех систем и  всех уровней организма. Болезни же, физические, психологические, духовные, – следствие длительных, упорно не компенсирующихся разбалансировок тела и/или духа человека – стрессов.

В значительной степени подвержены развитию синдрома эмоционального выгорания педагоги (СЭВ). Объясняется это тем, что профессиональный труд педагогов отличается очень высокой эмоциональной напряженностью. Известно большое количество объективных и субъективных эмоциогенных факторов, которые оказывают негативное воздействие на труд педагога, вызывая сильное эмоциональное напряжение и стресс. Среди многих особенностей и трудностей преподавательской и педагогической работы зачастую выделяют ее высокую психическую напряженность. Более того, способность к переживанию и сопереживанию признается одним из профессионально важных качеств учителя и воспитателя. Следует также учитывать, что это одна из профессий альтруистического типа, где вероятность возникновения психического выгорания достаточно высока.

Эмоциогенные факторы вызывают нарастающее чувство неудовлетворенности, накопление усталости, что ведет к кризам в работе, истощению и выгоранию. Сопутствуют этому физические симптомы: астенизация, частые головные боли и бессонница. Кроме этого возникают психологические и поведенческие симптомы: чувства скуки и обиды, снижение энтузиазма, неуверенность, раздражительность, неспособность принимать решения. В результате всего этого снижается эффективность профессиональной деятельности педагога. Нарастающее чувство неудовлетворенности профессией ведет к снижению уровня квалификации и обусловливает развитие процесса психического выгорания.

У 30% педагогов  наблюдается повышенный риск патологии  сердечно-сосудистой системы. У 38% - заболевания сосудов головного мозга. У 50% - нарушения в деятельности желудочно-кишечного тракта.  

 Надо  отметить, что эмоциональное выгорание  - процесс довольно коварный, поскольку человек, подверженный этому синдрому часто мало осознаёт его симптомы. Поэтому он нуждается в поддержке и внимании, а не обвинении. Скорее должны быть предприняты профилактические шаги, которые могут предотвратить его возникновение.

Развитие эмоциональной устойчивости и её сохранение является одной из наиболее важных задач профессиональной подготовки педагога. Оно помогает сохранять работоспособность, эффективно взаимодействовать с учениками и коллегами, получать удовлетворение от работы, поддерживать хорошую физическую и психологическую форму и избегать раннего профессионального "перегорания".

Исходя из тезиса, что психологическое здоровье педагогов является необходимым условием здоровья детей, мы должны задуматься о психогигиене — системе мероприятий, направленных на сохранение и укрепление психологического здоровья учителей.

Очень важно  время от времени останавливаться, чтобы нас не унес поток повседневных дел, которые всегда кажутся самыми важными. Но в спокойные минуты можно не спеша разобраться с тем, что действительно имеет для нас значение, и расставить приоритеты. Постоянно быть в состоянии напряжения - это разрушающая нас привычка; расслабление — тоже привычка, но восстанавливающая.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Что «несете» домой именно Вы?

.Насколько вы подвержены  профессиональной деформации

1. Я думаю, что меня недооценивают  / Я считаю, что не получаю достойного  вознаграждения за свою работу.

2. Я постоянно переживаю за  качество своей работы.

3. Я часто ощущаю раздражение,  завожусь с пол-оборота.

4. В последнее время я плохо  сплю, меня мучают тревожные сны / я проваливаюсь в сон «как в омут» и сплю без сновидений.

5. Обычно у меня не хватает  времени на отдых.

6. Мне все труднее сохранять  самообладание в ситуациях конфликтов.

7. Мне не хватает возможностей  для самореализации.

8. У меня не хватает времени,  чтобы заняться любимым делом.

9. Я испытываю страх, что могу  потерять работу.

10. Мне часто приходится идти  на сделку со своими принципами (например, завышать оценки).

11. Время от времени я забываю  обыденные вещи (например, сделана  ли необходимая запись в журнале  или дневнике).

12. В последнее время мне не  хочется видеть тех, с кем  я общаюсь на работе: коллег, учащихся, родителей.

13. Часто у меня возникает  ощущение, что неделя длится нескончаемо  долго.

14. К концу недели я чувствую, что у меня больше нет сил,  энергии.

3.

Ключ:  До 4 утвердительных ответов. У вас пока все сравнительно благополучно. На всякий случай проверьте себя еще раз через полгода.

5–9 утвердительных ответов. У вас имеются некоторые признаки профессиональной деформации. Если вы не обратите на это серьезного внимания, в скором времени ваше здоровье может оказаться под угрозой.

10 и более утвердительных  ответов. У вас профессиональная деформация выражена сильно. Окружающим, в том числе близким людям, с вами тяжело, даже если они это скрывают. Ваше здоровье под угрозой. Астма, гипертония, диабет, язва желудка — вот те заболевания, которые ждут вас, если вы не измените свою жизнь.

Выгорание — это защитный механизм, позволяющий человеку дозировать и  экономно расходовать собственные  энергетические ресурсы.

Хочется в этом месте  предложить Вашему вниманию притчу:

 Жизненный Урок.

В начале урока профессор поднял стакан с небольшим количеством воды. Он держал  этот стакан, пока все студенты не обратили на него внимания, а затем спросил:  
"Сколько, по-вашему, весит этот стакан?"  
"50 грамм!"+ "100 грамм!"+ "125 грамм!"+- предполагали студенты.  
- Я и сам не знаю, - продолжил профессор, - чтобы узнать это, нужно его взвесить.  
Но вопрос в другом: что будет, если я подержу так стакан в течение нескольких  минут?  
- Ничего, - ответили студенты.  
- Хорошо. А что будет, если я подержу этот стакан в течение часа? - снова спросил профессор.  
- У вас заболит рука, - ответил один из студентов.  
- Так. А что будет, если я, таким образом, продержу стакан целый день?  
- Ваша рука окаменеет, вы почувствуете сильное напряжение в мышцах, и даже вам  может парализовать руку, и придется отправить в вас больницу, - сказал студент под всеобщий смех аудитории.  
- Очень хорошо, - невозмутимо продолжал профессор, - однако изменился ли вес  стакана в течении этого времени?  
- Нет, - был ответ.  
                                                                                                                                                  4. - Тогда откуда появилась боль в плече и напряжение в мышцах?  
Студенты были удивлены и обескуражены.  
- Что мне нужно сделать, чтобы избавиться от боли? - Спросил профессор.  
- Опустить стакан, - последовал ответ из аудитории.  
- Вот, - воскликнул профессор, - точно так же происходит и с жизненными проблемами  и неудачами. Будете держать их в голове несколько минут - это нормально. Будете  думать о них много времени, начнете испытывать боль. А если будет продолжать  думать об этом долгое, продолжительное время, то это начнет парализовывать вас, т.е. вы не сможете ни чем другим заниматься. Важно обдумать ситуацию и сделать выводы, но еще важнее отпустить эти проблемы от себя в конце каждого дня, перед  тем как вы идете спать. И таким образом, вы без напряжения,  каждое утро сможете  просыпаться свежими, бодрыми и готовыми справиться с новыми жизненными ситуациями.    И так, друзья, помните "опустить стакан в конце дня!" 

Одно из слабых мест в работе психологов образования - работа  с педагогами.

Профессиональная работа со взрослыми требует осознания специфики их образовательного ресурса, понимание самих принципов обучения взрослых, владения методами, адекватными задаче обучения взрослых.

Исследования  отечественных психологов и педагогов в области психологии педагогического труда, психологии профессионального развития, психологических проблем высшего, в том числе педагогического образования,  работы, посвященные исследованию эффективности активных методов обучения  и описанию различных образовательных технологий,  исследования в области интенсивного обучения ( А.К.Маркова, Ф.Н.Гоноболин, Н.Ф.Кузьмина, В.А.Сластенин, А.Б.Орлов,, Л.К.Митина, А.А.Вербицкий, И.А.Зимняя, В.Я.Ляудис, Ю.Н.Кулюткин, Ю.Н.Емельянов, М.В.Кларин)   доказывают адекватность и  эффективность интенсивного образования с использованием интерактивных методов, о влиянии социальных взаимодействий (а значит и интерактивных методов) на становление смысловой, ценностно-мотивационной сфер личности для  психологического просвещения и подготовки к инновационной деятельности  учителей современной школы. Очевидно, что интерактивные методы адекватны именно личностно-деятельностной или личностно-ориентированной парадигме и позволяют ее воплотить в реальной образовательной практике.                                                                                                                     5.

К интерактивным относят те,  которые строятся на психологических механизмах усиления влияния группы на процесс освоения каждым участником опыта взаимодействия и взаимообучения.

К методам работы с педагогами относятся:

1. Информационные методы: информационные  тексты, устные информационные сообщения

2. Проблемные методы: проблемные  лекции и семинары

3. Активные  методы-занятия с элементами тренинга, игры, дискуссии, проектного семинара, тренинги.

При этом могут и должны систематически развиваться в образовательном процессе: функции целеполагания, выбора, личной ответственности, творческого самовыражения, рефлексии, самоорганизации.

Инновационные процессы в  школе всегда осуществляются в двух плоскостях:

  • в «механической», связанной с изменениями структуры, технологий, процедур, пространственных преобразований;
  • в «культурной» (социальной), связанной с изменениями восприятия, способов мышления и поведения людей.
  • Выделяются две функции организационной культуры:

*культура определяет стандартные пути решения проблем;

*культура способствует снижению  неопределенности, когда люди сталкиваются с новыми ситуациями. Культура школы имеет фундаментальное значение для ее руководителей, особенно в тех случаях, когда возникает много новых направлений развития и когда стратегическое планирование становится совершенно обязательным и необходимым.

Исследования организационной культуры педагогического

 коллектива  МОУ Прогимназии

По запросу администрации прогимназии  был проведен мониторинг развития организационной культуры. Миссия МОУ Прогимназии формулируется как «воспитание современного культурного социально активного человека на основе интеграции ресурсов общего и дополнительного образования, на уважении к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье. На основе формирования здорового образа жизни, содействия адаптации личности к жизни в современном обществе».

6.

Кратко о понятии «организационная культура» и что она дает для  образовательного учреждения и педагогов, работающих в данном образовательном учреждении.

На сегодняшний день существует множество типологий организационной культуры. Для нашего анализа мы использовали типологию, разработанную организационными консультантами К. Камероном и Р. Куинном и адаптированную для описания школьных организаций. Именно этот подход избран потому, что созданная в его рамках методика диагностики организационной культуры представляется оптимальной для условий экспертизы и консультирования школьных организаций.

Информация о работе Методы работы психолога с педагогическим коллективом