Методы работы психолога с педагогическим коллективом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 11:31, контрольная работа

Краткое описание

Очень важно время от времени останавливаться, чтобы нас не унес поток повседневных дел, которые всегда кажутся самыми важными. Но в спокойные минуты можно не спеша разобраться с тем, что действительно имеет для нас значение, и расставить приоритеты. Постоянно быть в состоянии напряжения - это разрушающая нас привычка; расслабление — тоже привычка, но восстанавливающая.

Содержание

Актуальность проблемы. 1
Психогигиена, как способ формирования психоэмоциональной устойчивости. 2
Насколько Вы подвержены профессиональной деформации 3
Притча «Жизненный урок» 4
Современные исследователи об интерактивных методах работы психолога с педагогами. 4
Исследование организационной культуры организации – как метод работы с педагогами. 5
Факторы, препятствующие возникновению синдрома профессионального выгорания. 9
Интерактивные методы - практические мероприятия в работе с педагогами. 10
Заключительная часть. Позитивное мышление. 10
Литература 11

Вложенные файлы: 1 файл

metody_raboty_psihologa_s_pedagogicheskim_kollektivom.docx

— 74.95 Кб (Скачать файл)

 Организационная культура – это социальная система, включающая в себя:

  • способы деятельности
  • нормы поведения,
  • набор привычек,
  • неписаных правил,
  • запретов, ценностей, ожиданий,

представлений о будущем и настоящем  и т.п.

Характер организационной  культуры МОУ  дает представление:

  • о человеческом потенциале
  • позволяет оценить целесообразность определенных управленческих действий
  • более точно планировать направление и динамику стратегического развития образовательно-организационной системы МОУ Прогимназия

Функции организационной  культуры:

  • культура определяет стандартные или нестандартные пути решения проблем;
  • культура способствует снижению неопределенности, когда люди сталкиваются с новыми ситуациями.

Понимание особенностей организационной  культуры школы позволяет:  

  • выявить сущность уникальности данной школы, ее реальные отличия от других школ;
  • определить приоритеты и ограничения управленческих действий в рамках данной организационной культуры;
  • предвидеть реакции педагогического коллектива на определенные инновации и уровень сопротивления изменениям;
  • выяснить истинную причину многих конфликтных ситуаций;
  • получить критерии применимости опыта других  школ в данном коллективе               7.

Базовые типы организационной  культуры:

  • Семейная, характеризуется, с одной стороны, гибкостью и дискретностью, а с другой — внутренним фокусом и интеграцией
  • Инновационная, характеризуется, с одной стороны, гибкостью и дискретностью, а с другой — внешним фокусом и дифференциацией
  • Результативная, характеризуется, с одной стороны, стабильностью и контролем, а с другой — внешним фокусом и дифференциацией
  • Ролевая, характеризуется, с одной стороны, стабильностью и контролем, а с другой — внутренним фокусом и интеграцией.

Методика диагностики  организационной культуры дана в  приложении 1.

По результатам первичной  экспертизы получены следующие результаты.

 

Типы организационной культуры:

теперь

предпочтительно

Семейная (А)

33

36

Инновационная (В)

30

30

Результативная (D)

23

24

Ролевая ©

14

10


               

Мы видим, что преобладает семейная организационная культура, которая представляется как очень дружественное место работы, где у сотрудников много общего. Школа похожа на большую семью. Лидеры и руководители воспринимаются как наставники и даже как родители. Сотрудники держатся вместе благодаря взаимной преданности и традициям. Высока степень обязательности. Делается акцент на долгосрочной выгоде личностного совершенствования сотрудников, придается особое значение высокой степени сплоченности коллектива и моральному климату. Успех определяется как добрые чувства и забота о каждом учащемся. Школа поощряет коллективные формы работы, сотрудничество и согласие сотрудников. Согласитесь, в такой школе приятно и предпочтительнее работать и есть факторы, препятствующие возникновению синдрома профессионального выгорания  и позволяющие сохранять эмоциональную профессиональную стабильность.

 

 

                     

 

8.

                                  Организационный профиль прогимназии

                     


        Ролевая                                                                        Семейная

    (иерархическая)                                                                  (клановая)   

 

 

 

 

 

 

 

 

   

 

 

 

 

 Результативная                                                                 Инновационная

  (рыночная)                                                                           (новаторская)

 

                Фактическая организационная культура

                   Рекомендуемая организационная культура

 

Мониторинг развития организационной культуры представляется эффективным инструментом в процессе управления развитием школы. Данные такого мониторинга позволяют давать администрации соответствующие рекомендации в плане коррекции социальной политики, направленной на построение в школе модели организационно-образовательной системы  в которой в равной степени будут представлены все типы культур, что является фактором препятствующим возникновению синдрома профессионального выгорания, в частности:

- Соблюдение единых требований к учащимся снижает конфликтность в отношениях с детьми и родителями

- Освоение новых технологий работы повышает творческую составляющую педагогического труда и избавляет от стереотипов в работе

- Участие в окружных и городских мероприятиях с целью передачи опыта избавляет от ощущения невостребованности и дает чувство признания своей работы

- Физическая активность и забота о своем здоровье дают возможность бороться со снижением ресурса

9.

- Освоение индивидуальных техник преодоления последствий синдрома профессионального выгорания способствует развитию устойчивости личности к негативным факторам профессиональной деятельности и семейно-личной.

Запланирована работа релакс-клуба.

(План работы релакс-клуба смотри  в приложении 2).

Задачи  релакс-клуба  «Помоги себе сам!»: Мобилизация и стимуляция резервов организма, активизация творческих сил. Преодоление стереотипов поведения. Овладение способами эффективного расслабления

Цель: профилактика стрессовых состояний, психологическая разрядка, пробуждение внутренних ресурсов организма, стабилизация психоэмоционального состояния и нормализация настроения.

Ожидаемые  результаты:

 · овладение умениями и навыками саморегуляции (релаксация, идеомоторные акты, определение целей, положительная внутренняя речь - способствуют снижению уровня стресса, ведущего к выгоранию);

·  поддержание хорошей физической формы (не стоит забывать, что между состоянием тела и разумом существует тесная связь: неправильное питание, злоупотребление спиртными напитками, табаком, уменьшение веса или ожирение усугубляют проявления СЭВ).

· рассчитывать и обдуманно распределять свои нагрузки;

·  учиться переключаться с одного вида деятельности на другой;

·  проще относиться к конфликтам на работе;

·  не пытаться быть лучшим всегда и во всем.

 

Проведение тренингов  и творческих мастерских.  (Приложение 3)

Задача: психологическое единение коллектива и открытие уникальной красоты своей и  другой души.

Цель:

Способствовать  формированию навыков самоанализа  и самоконтроля, самовосстановления, саморегуляции эмоционального состояния.

Самопознание  и познание других.

Применение  навыков эффективного взаимодействия с другими.

Осознание корректной передачи вербальной и невербальной информации.

развитие  позитивного отношения к себе.

развитие  позитивного отношения к коллеге.

 

Хочется закончить притчей «Позитивное мышление»

Как-то старый китайский учитель  сказал своему ученику: - Пожалуйста, хорошенько

10.

осмотри эту комнату и попытайся  отметить в ней все, что имеет  коричневый цвет.      

Молодой человек огляделся. В комнате  было много коричневых предметов: деревянные рамы картин, диван, карниз для занавесок, парты, книжные переплеты и еще множество разных мелочей. - А теперь закрой глаза и перечисли все предметы ... голубого цвета, - попросил учитель. Молодой человек растерялся: - Но я ничего не заметил! Тогда учитель сказала: - Открой глаза. Посмотри только, какое здесь множество голубых вещей. Это было правдой: голубая ваза, голубые рамки фотографий, голубой ковер, голубая рубашка старого учителя. И учитель сказал: - Посмотри же на все эти упущенные предметы! Ученик ответил: - Но это же уловка! Ведь я по вашей указке искал коричневые, а не голубые предметы. Учитель тихо вздохнул, а потом улыбнулся: - Именно это я и хотел тебе показать. Ты искал и находил только кoричневый цвет. Так же происходит с тобой и в жизни. Ты ищешь и находишь только плохое и упускаешь хорошее. Меня всегда учили, что следует ожидать худшего, и тогда никогда не окажешься разочарованным. А если худшее не происходит, то меня ждет приятный сюрприз. А если я всегда буду надеяться на лучшее, то я лишь подвергну себя риску разочарования. Уверенность в пользе ожидания худшего заставляет нас упускать из виду все хорошее, что происходит в нашей жизни. Если ты ожидаешь худшего, то обязательно его и получишь. И наоборот. Можно найти такую точку зрения, с которой каждое переживание будет иметь положительное значение. С этой минуты ты будешь искать во всем и в каждом что-то положительное.

 

А если взять  педагога-женщину и вспомнить, что она, прежде всего женщина, то хочется пожелать, все-таки учиться и научиться мыслить позитивно, искать и найти свои индивидуальные методы самовосстановления и саморегуляции.  Другого варианта нет, иначе будет история, подобная этой:

Едет женщина в переполненном  автобусе, грустно думает: 
муж пьет, дети не слушаются, на работе меня не ценят. 
Рядом стоит ангел хранитель и записывает: 
муж пьет, дети не слушаются, на работе меня не ценят. 
А про себя думает: странные желания, но заказ есть заказ.

 

Для взрослых и детей приоритет сегодня  один - жить полной жизнью, ощущая себя счастливыми и благополучными.

 

Литература:

  1. Профилактика эмоциональных нагрузок в педколлективе.  Е.А.Шкуринская, Учитель, Волгоград, 2008г.
  2. Профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов. О.И.Бабич,

Учитель, Волгоград, 2009г.

  1. Психология комфорта в школе. Как его достичь. Е.П.Картушина, Г.В.Романенко.

Учитель, Волгоград, 2009

  1. Школьная психологическая служба: работа с педагогами. О.В.Хухлаева  ГЕНЕЗИС, Москва, 2008г.
  2. Тренинг эмоциональной устойчивости. Е.М.Семенова  ГЕНЕЗИС. Москва, 2006г.
  3. Психологический тренинг для учителя Н.В.Самоукина ГЕНЕЗИС, Москва, 2006г.
  4. Школьный психолог. Статья  «Организационная культура педколлектива»  2010г.
  1. Синдром профессионального выгорания  В.Родионов http://psy.1september.ru/article.php?ID=200702307

  1. И.А. Агеева   Некоторые направления работы психолога с педагогическим коллективом. http://www.krsu.edu.kg/vestnik/2003/v1/a08.html

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11.


Информация о работе Методы работы психолога с педагогическим коллективом