Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2014 в 23:26, контрольная работа
Конфликты в обществе, любого уровня и вида – это, прежде всего, комплексное явление. В конфликтных ситуациях и действиях сплетаются социально-психологические, социальные, экономические, политические, духовные, а также индивидуальные и общественные элементы.
Тема конфликтов и их урегулирования считается сегодня актуальной, особенно ввиду глобализации, всемирных отношений, всемирной экономики, политики, развития международных отношений
Введение ………………………………………………………………………......3
1. Понятие конфликта……………………………………………………….....…5
1.1. Определение конфликта………………………………………………….......5
1.2. Типология конфликта. Причины возникновения конфликтов……............5
1.3. Основные стадии протекания конфликта…………………………..….........6
1.4. Структура конфликта…………………………………………………….......7
2. Методы урегулирования конфликтов………………………...…………........8
2.1. Основные стили поведения в конфликтной ситуации……………........….8
2.2. Карта конфликта………………………………………………….………....15
2.3. Урегулирование конфликтов в личностно-эмоциональной сфере….........16
Заключение……………………………………………………………………….18
Список использованной литературы…………………………………………...21
К концу 20-го столетия мир изменился, изменились и общечеловеческие ценности. Материальные и культурные ценности перемешались, изменились причины конфликтов. Однако если конфликты, затрагивающие материальные интересы, ведут, как правило, к их разрешению по принципу «победитель — побежденный», то споры вокруг всеобщих потребностей человека в эту схему не вписываются, ибо источник их удовлетворения неисчерпаем, следовательно, удовлетворить их можно, не ущемляя при этом кого бы то ни было.
Эффективное разрешение конфликтов возможно именно на уровне таких всеобщих человеческих потребностей, одинаковых для всех. В наше время человечество может извлечь колоссальную пользу из овладения наукой определять сущность основополагающих эмоциональных, психологических и духовных потребностей того или иного культурного сообщества и за внешними, очевидными для всех проявлениями того или иного конфликта различать его глубинные факторы. Такой подход открывает возможности для сближения между различными группами людей, преодоления их разногласий, культурных и мировоззренческих различий, какими бы острыми они ни были, установления между ними климата взаимного уважения, понимания и доверия.
Поскольку в основе большинства конфликтов между людьми, народами и государствами лежит, прежде всего, стремление к удовлетворению основополагающих человеческих потребностей, а не жажда материальной выгоды, постольку многие ныне существующие способы урегулирования разногласий обречены на провал. И даже более того, они могут лишь обострить конфликт в той мере, в какой общечеловеческие, нематериальные потребности остаются неудовлетворенными. Традиционные способы урегулирования разногласий, по большей части, предполагают определение материальных интересов и потребностей сторон и разработку на их основе того или иного решения, которое затем навязывается обоим участникам конфликта. То есть фактически применяются методы работы судебных или арбитражных инстанций.
Комплексный метод разрешения конфликтов. Комплексный подход к урегулированию конфликтной ситуации предполагает тщательное изучение всех обстоятельств конфликта, и в первую очередь его скрытых первопричин, связанных с основополагающими общечеловеческими потребностями каждой из конфликтующих сторон. Такие потребности невозможно навязать силой или иными методами, как и нельзя их игнорировать либо пытаться вести вокруг них торг, что только затруднит урегулирование. Даже если стороны придут к соглашению, такое решение всегда недолговечно, поскольку указанные общечеловеческие потребности не менее важны, чем воздух, которым мы дышим, пища, которую употребляем, вода, которой утоляем жажду. Без всего этого люди просто не выживут.
Любому человеку свойственно стремление к знаниям, к вечной жизни, к удовольствиям. Точно так же естественно его желание пользоваться уважением и любовью окружающих. Те, кто пытается помочь разрешить конфликт, не должны при этом забывать, что общечеловеческие потребности имеются у всех его участников. Задача состоит в том, чтобы найти способы удовлетворения этих потребностей без нанесения сколько-нибудь серьезного ущерба той или иной стороне. Долговременное, взаимоприемлемое разрешение конфликта придет, если посредники и миротворцы — а равно и сами конфликтующие стороны — зададутся вопросами: «Какие именно потребности и интересы затронуты конфликтом? Какие их этих потребностей являются общечеловеческими, а потому поступиться ими невозможно? Какие из них носят поверхностный характер, а значит, могут быть предметом переговоров?»
Заключение
Однако неверным было бы предположение, что конфликтные ситуации существуют только в наше время. Конфликт явление историческое, и для полного анализа его разрешения необходимо обратиться к началам изучения конфликтов.
Древняя модель.
Поскольку истоки всякого конфликта находятся внутри самой личности, человеку следует, прежде всего, взглянуть на самого себя, исследовать свой внутренний мир, свои интересы, устремления, цель своей жизни. Такая модель разрешения конфликтов уходит корнями в глубокую древность. Ее источник — наука самопознания, основы которой изложены в «Бхагавад-гите», в беседе Господа Кришны с великим воином Арджуной накануне важнейшего сражения, которое имело место в Индии 5 тысяч лет тому назад. Содержание этой беседы дает человечеству глубочайшие, непреходящие познания о том, как разрешать, казалось бы, неразрешимые конфликты между людьми, как добиваться в жизни счастья и успеха.
Конфликт, о котором идет речь, произошел между двоюродными братьями вокруг вопроса о наследовании трона. Законными наследниками были Арджуна и его четверо родных братьев, Пандавов. Однако их двоюродные братья, Кауравы, обманом захватили трон и изгнали Арджуну с братьями из страны. Обозревая поле предстоящей битвы, Арджуна понял, что многие его родственники, друзья и наставники сложат свои головы в грядущем сражении. Он был величайшим воином, но мысль о том, что близкие и дорогие ему люди неизбежно погибнут, привела его в отчаяние. И тогда Арджуна бросил свой лук и стрелы, упал на землю и отказался сражаться.
Но его личное решение воздержаться от битвы вступило в противоречие с чувством воинского долга, с обязанностью защитить свой народ и свою страну от агрессоров. Ведь его миссией, смыслом его жизни была священная война за правое дело, в которой он должен был сражаться и, при необходимости, умереть. Тщетно пытался Арджуна отыскать в древних книгах оправдание своему решению: рукописи не давали ответа на внутренний конфликт, раздиравший его душу. И только когда Арджуна понял, что найти верное решение самостоятельно он не способен, то обратился за советом к высшему авторитету. Именно готовность просить наставления и руководства у Бога Кришны и легла в основу той модели разрешения конфликтных ситуаций, которая послужила как самому Арджуне, так и будущим поколениям. Говоря предельно кратко, суть этой модели сводится к обращению за помощью к Всевышнему.
Бог Кришна помог Арджуне тем, что объяснил ему различие между телом и душой. Он подчеркнул, что истинная сущность человека — его душа, его духовное начало, а первоочередные, естественные потребности души заключаются в стремлении к высшему наслаждению, вечной жизни и знаниям через общение с Господом. Тело же, со всеми его желаниями и нуждами, не более чем временная оболочка и инструмент, при помощи которого душа осуществляет те или иные физические действия. Руководствуясь своими чувствами и эмоциями, ставя превыше всего собственное «я», Арджуна впадает в, своего рода, духовное беспамятство, забывает, кто он такой на самом деле и откуда он взялся. Таким образом, причина всех страданий — в забвении высшей, духовной природы человеческой личности и ее взаимоотношений с Богом.