Методы юридической психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 15:42, реферат

Краткое описание

Психическое состояние так же, как и устойчивые особенности характера и личности потерпевшего, правонарушителя, свидетеля, развиваются и протекают подчиняясь общепсихологическим и психофизиологическим законам. Специфика предмета юридической психологии заключается в своеобразии видения этих состояний, в исследовании их правового значения в процессе установления истины, в поисках научно обоснованных методов снижения возможности нарушения правовых норм путем психологической коррекции этих состояний, так же как и свойств личности правонарушителей.

Вложенные файлы: 1 файл

методы юридической психологии.doc

— 102.00 Кб (Скачать файл)

ФГБОУ ВПО «РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ  СЛУЖБЫ

ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

 

Пермский филиал РАНХ и ГС

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

по дисциплине «методы юридической психологии»

(наименование учебной  дисциплины)

 

 

Фамилия и. о. студента Ситников Г.В.

 

Номер учебной группы ю-33

 

 

 

 

 

 

 

 

Пермь 

2011

Введение

 

Методологическая особенность  юридической психологии состоит  в том, что центральным объектом исследования является  личность как  субъект деятельности. Таким образом, если право в первую очередь выделяет в человеке правонарушителя, то юридическая психология исследует человека в правонарушителе, в свидетеле, потерпевшем и т.п.

Психическое состояние так же, как  и устойчивые особенности характера и личности потерпевшего, правонарушителя, свидетеля, развиваются и протекают подчиняясь общепсихологическим и психофизиологическим законам. Специфика предмета юридической психологии заключается в своеобразии видения этих состояний, в исследовании их правового значения в процессе установления истины, в поисках научно обоснованных методов снижения возможности нарушения правовых норм путем психологической коррекции этих состояний, так же как и свойств личности правонарушителей.

Методы юридической психологии

 

Каждой науке присущи предмет  и соответствующие ему методы научного исследования, к которым предъявляются следующие требования. Во-первых, изучаемое явление должно быть исследовано в своем раз­витии и в связи с окружающей средой, во взаимосвязи с другими системами. Во-вторых, научное исследование должно быть объективно. Это означает, что исследователь ничего не должен в ходе исследований привносить от себя как в процессе наблюдения, так и в формировании конечных выводов.

По целям исследования методы юридической  психологии делятся на три группы1:

1. Методы научного исследования. С помощью них изучаются психические закономерности человеческих отношений, регулируемых нормами права, а также разрабатываются научно обоснованные рекомендации для практических работников, занимающихся работой по борьбе или предупреждению преступности.

2. Методы психологического воздействия  на личность. Они осуществляются должностными лицами, ведущими борьбу с преступностью. Эти методы преследуют цели предупреждения преступной деятельности, раскрытия преступления и выявления его причин, перевоспитания преступников, приспособления их к условиям нормального существования в нормальной социальной среде. Данные методы, помимо их уголовно-процессуальной регламентации, основаны на научных методах психологии и тесно связаны с криминологией, криминалистикой, исправительно-трудовой педагогикой и т. д.

3. Методы судебно-психологической  экспертизы. Целью этих методов  является наиболее полное и  объективное исследование, проводимое  экспертом-психологом по постановлению следственных или судебных органов. Диапазон применяемых в этом исследовании методов ограничен требованиями законодательства, регламентирующего производство экспертизы.

К своеобразным методам юридической  психологии относится психологический анализ уголовного дела. Актуальным является и метод психоанализа, который способствует более глубокому и всестороннему исследованию личности, в особенности сферы подсознания.

В юридической психологии существует система методов психологического изучения личности, а также различных психологических явлений, возникающих в процессе правоприменительной деятельности.

К ним относят следующие:

 

3.1. Метод наблюдения

 

Под методом наблюдения в психологии понимается специально организованное, преднамеренное, целенаправленное восприятие исследователем разнообразных внешних проявлений психики непосредственно в жизни, в ходе расследования, судебного разбирательства и в других сферах правоприменительной деятельности.

Метод наблюдения исключает использование  каких-либо приемов, которые могли бы внести изменения или нарушения в естественный ход изучаемых явлений. Благодаря этому метод наблюдения позволяет познать изучаемое явление во всей полноте и достоверности его качественных особенностей.

Предметом наблюдения в психологии являются не непосредственные субъективные психические переживания, а их проявления в поступках и в поведении человека, в его речи и деятельности.

Для получения объективных результатов  необходимо соблюдать ряд условий:

Явления, подлежащие изучению, наблюдаются  в обычных для них условиях, без внесения каких-либо изменений в их естественное течение. Сам факт наблюдения не должен нарушать изучаемого явления.

Наблюдение проводится в условиях, наиболее характерных для изучаемого явления.

Собирание материала путем наблюдений проводится по предварительно составленному плану (программе) в соответствии с задачами исследования.

Наблюдение проводится не однократно, а систематически в отношении  одного и того же человека и в  отношении одного и того же явления  у многих лиц и в различных  ситуациях, наиболее характерных для данного явления.

Для регистрации результатов наблюдения могут использоваться технические средства: запись речи наблюдаемого на магнитофонную пленку, применение фотосъемки и киносъемки. В условиях предварительного следствия и судебного разбирательства технические средства могут быть применимы только в рамках процессуального закона.

Наблюдение бывает: непосредственное и опосредствованное, не включенное и включенное.

При непосредственном наблюдении изучение осуществляет само лицо, которое делает выводы по результатам этого наблюдения. Такое наблюдение осуществляют следователь и судья при проведении следственных и судебных действий, воспитатель исправительного учреждения и др.

Опосредствованное наблюдение встречается  в тех случаях, когда получают сведения о наблюдении, произведенном другими лицами. Данный вид наблюдения имеет особенность: результаты его всегда закрепляются в документах дела - в протоколах допросов других лиц, в заключениях экспертов (судебно-психологической, судебно-психиатрической экспертизах) и т. д.

Не включенное наблюдение - это  наблюдение со стороны, в котором  исследователь - постороннее для  исследуемого человека или группы лицо.

Включенное наблюдение характеризуется  тем, что исследователь входит в социальную ситуацию в качестве его участника, не раскрывая при этом истинные мотивы своего поведения (исследования). Так, например, при исследовании института народных заседателей был использован метод включенного наблюдения. Оно проводилось выпускником юридического факультета Санкт-Петербургского университета, проходившим практику в суде. Исследователь получил разработанный учеными подробный опросник, относящийся к ходу процесса и к совещанию судей, который заполнял после окончания каждого дела. Вопросник был анонимным. Официальное разрешение на проведение наблюдения было получено, но судей не информировали об исследовании.

Преимущество включенного наблюдения - непосредственный контакт с объектом изучения, регистрация событий, которые  при невключенном наблюдении могли быть скрыты от глаз исследователя.

Все сказанное относится к методу объективного наблюдения. Кроме него, в психологических исследованиях  применяется также метод субъективного наблюдения - интроспекции (самонаблюдения). Он заключается как в наблюдении за своей внешне выраженной деятельностью, психологически значимыми фактами из жизни, так и в наблюдении за своей внутренней жизнью, за своим психическим состоянием.

Научная ценность данных самонаблюдения зависит от того, насколько они  объективны, соответствуют реальным фактам. Как показывают жизненные наблюдения и экспериментальные исследования, люди склонны переоценивать свои достоинства и умалять свои недостатки.

Не являясь единственным методом, самонаблюдение в сочетании с  объективными методами может давать положительные результаты. Исследователь по себе может судить, например, о влиянии тех или иных факторов на участников следственного или судебного действия, дополняя результаты самонаблюдения объективными данными.

 

3.2. Метод беседы

 

Целью психологического исследования является как можно более глубокое познание личности, ее внутреннего мира, убеждений, стремлений, интересов, отношения к различным явлениям социальной жизни. В подобных случаях метод простого наблюдения оказывается малопригодным.

В таких случаях с успехом применяется метод беседы. Суть этого метода состоит в непринужденной беседе с людьми по интересующим исследователя вопросам (беседа не должна превращаться в анкетирование).

Материал, который при этом собирается, имеет речевую форму. Исследователь судит об изучаемом явлении по речевым реакциям собеседника.

Эффективность беседы зависит от:

  • способности исследователя вступать в личный контакт с собеседником; 
  • наличия тщательно продуманного плана беседы;
  • умения исследователя задавать не прямые, а косвенные вопросы.

Значимость беседы зависит от объективности  получаемых с помощью этого метода данных. Поэтому рекомендуется получать в беседе больше фактической информации, одни вопросы должны контролироваться другими, рекомендуется пользоваться магнитофонными записями, регистрирующими не только содержание бесед, но и интонации. Повторение беседы с тем же самым лицом, но с несколько измененным планом во избежание трафаретности, - одно из условий эффективности метода.

Метод беседы в значительной степени напоминает допрос, поэтому к нему предъявляются некоторые сходные требования. В частности, предпосылкой его успешности является создание обстановки непринужденности, дающей возможность естественно сочетать свободный рассказ с ответами на конкретные вопросы, которые уточняют, дополняют и контролируют изложение.

Иногда целесообразно проводить  беседу в условиях, наиболее привычных для человека, личность которого изучается. Поэтому, если допрос имеет целью только ознакомление с личностью, можно провести его по месту работы, жительства, отдыха данного лица.

 

3.3. Анкетный метод

 

Это опрос большого круга лиц  по строго установленной форме - анкете. Метод основывается на анонимности заполнения анкеты, что позволяет получить наиболее объективные данные об изучаемых процессах, фактах, явлениях. Полученный материал подвергается статистической обработке и анализу. В области юридической психологии анкетный метод применяется достаточно широко - от судебно-следственной и исправительной сфер деятельности до области правореализации.

Параллельно с анкетированием применяется "автомат общественного мнения" (телефонный опрос). Главное его достоинство - полная анонимность. Благодаря этому на целый ряд "критических" вопросов испытуемые дают автомату иные ответы, нежели в анкетах.

Разновидностью опроса является метод  интервью. В ходе интервью человек высказывает свои суждения относительно определенных явлений, обстоятельств, действий. Интервью должно проводиться по четко определенной программе. С его помощью можно получить самые разнообразные сведения об особенностях деятельности правоохранительных органов. Интервьюирование следователей, оперативных сотрудников позволяет узнать об их профессионализме, трудностях, с которыми они сталкиваются, их мнение о причинах преступности и путях ее снижения и т.д.

Интервьюируя судей, можно получить информацию о путях формирования их внутреннего убеждения, критериях оценки доказательств, приемах установления психологического контакта с подсудимыми, недостатках и достоинствах судебной процедуры и т. д.

Обобщение результатов интервью дает достаточно репрезентативный материал для теоретических выводов и  рекомендаций по наиболее эффективному осуществлению правоприменительной деятельности.

 

3.5. Биографический метод

 

Для характеристики психологических особенностей личности определенное значение имеет биографический метод. Сущность этого метода заключается в собирании и анализе материалов биографического характера, проливающих свет на особенности человека и их развитие. Сюда относятся: установление конкретных биографических данных, анализ дневников, собирание и сопоставление воспоминаний других лиц и пр.

Биографический метод исследования привлекал к себе внимание многих зарубежных юристов, психологов и криминологов, занимавшихся изучением преступности. С целью изучения личности преступников разрабатывались различные биографические вопросники, не утратившие актуальность и в настоящее время.

Известен, например, вопросник, разработанный  итальянским профессором Оттоленги. Наибольший интерес представляет для представителя юридической психологии та часть вопросника, "... где предусматривается получение сведений о семье изучаемого, наследственности, условиях жизни и воспитания, привычках (наркотики, алкоголь, курение), излюбленных занятиях и развлечениях (азартные игры и пр), данные о поведении в семье, на работе, на военной службе, за границей, об отношении к полиции и преступным элементам, родственных связях и знакомствах"'. Подобные вопросники позволяют изучить личность преступника более полно и методично.

Отдельные аспекты биографического  метода в следственно-судебной и  пенитенциарной практике являются важным средством получения информации, которая может быть использована в тактических целях.

По своей сущности к биографическому  методу близок метод обобщения независимых характеристик, цель которого - собирание данных о личности от различных, не зависимых друг от друга источников. Этот метод дает богатый материал, позволяющий составить наиболее полное представление о личности благодаря анализу мнений, высказанных лицами, с которыми исследуемый находился в тех или иных отношениях.

Информация о работе Методы юридической психологии