Методы юридической психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 15:42, реферат

Краткое описание

Психическое состояние так же, как и устойчивые особенности характера и личности потерпевшего, правонарушителя, свидетеля, развиваются и протекают подчиняясь общепсихологическим и психофизиологическим законам. Специфика предмета юридической психологии заключается в своеобразии видения этих состояний, в исследовании их правового значения в процессе установления истины, в поисках научно обоснованных методов снижения возможности нарушения правовых норм путем психологической коррекции этих состояний, так же как и свойств личности правонарушителей.

Вложенные файлы: 1 файл

методы юридической психологии.doc

— 102.00 Кб (Скачать файл)

Важнейшими официальными документами, сведения из которых могут быть использованы для обобщения независимых характеристик, являются:

  • характеристика с места работы, учебы, жительства;
  • старые уголовные дела, если изучаемое лицо было ранее судимо. Большую пользу при этом приносит анализ протокола судебного заседания. В судебном заседании наиболее ярко проявляются некоторые психологические особенности личности (способ защиты, отношение к соучастникам и т. д);
  • личное дело заключенного (если изучаемое лицо отбывало наказание). Из него можно получить информацию о поведении в колонии, об отношении к близким и др.;
  • медицинские карты, истории болезни;
  • акты судебно-психологических и судебно-психиатрических экспертиз, если исследуемое лицо привлекалось к уголовной ответственности.

 

3.7. Экспериментальный метод

 

Это ведущий метод в психологической  науке. Он направлен на изучение психических явлений в специально созданных для этого условиях и по своей сущности и видам подразделяется на лабораторный и естественный эксперимент.

Лабораторный эксперимент в  основном применяется в научных  исследованиях, а также при проведении судебно-психологической экспертизы. Недостатком данного метода является трудность использования лабораторной техники в условиях практической деятельности правоохранительных органов, а также отличие протекания психических процессов в лабораторных условиях от их протекания в обычных условиях. Указанные недостатки преодолеваются при использовании метода естественного эксперимента.

При естественном эксперименте его  участники воспринимают все происходящее как подлинное событие, хотя изучаемое явление ставится экспериментатором в нужные ему условия и подвергается объективной фиксации.

В качестве примера можно привести эксперимент, проведенный румынскими криминалистами с целью проверки достоверности свидетельских показаний. На рынке в Бухаресте инсценировались ссора и драка. Изучаемыми были лица, которые находились в этот момент на рынке, и те, кто впоследствии производил по этому эпизоду расследование. Никто из них не знал, что имеет дело с инсценировкой. Все происходившее незаметно для присутствовавших фиксировалось с помощью киносъемки и звукозаписи. Поведение "нарушителя" было заранее отрепетировано. Большая часть свидетелей была допрошена в срок от 7 до 14 часов после "происшествия", трое - спустя два месяца. Показания не только протоколировались, но и записывались на магнитофонную ленту.

Свидетелям  задавались вопросы, касающиеся поведения "нарушителя" до и в момент инцидента, его внешности, времени "происшествия". Было проанализировано 232 ответа. Наиболее точными оказались показания, относящиеся к основным моментам события. Они позволяли установить наиболее существенные стороны происшествия с достаточной степенью точности: 85% ответов были правильными, 6% - неуверенными, 8% - неправильными и 1% не был связан с существом дела. Данный эксперимент развеял скептицизм ученых относительно достоверности свидетельских показаний.

 

3.8. Законодательный эксперимент

 

Проверка  психологических предпосылок эффективности  правовых норм может быть проведена  в рамках такого специфического метода, как законодательный эксперимент. Имеются в виду предложения по усовершенствованию законодательства, которые, прежде чем быть окончательно принятыми, должны пройти испытание в течение определенного срока на ограниченной территории или даже территории всей страны, что позволяет избежать поспешных и недостаточно зрелых решений. Такого рода эксперименты проводились как за рубежом, так и в нашей стране. Так, в экспериментальном порядке в Англии в 1965 году было приостановлено (до 31 июля 1970 года) применение смертной казни. По истечении этого срока парламент должен был или окончательно отменить смертную казнь (что и было сделано), или вернуться к ранее существовавшему положению, когда смертная казнь предусматривалась как высшая мера по ряду категорий дел об убийствах.

В настоящее  время в некоторых областях России проводится экспериментальная апробация института присяжных заседателей, которые рассматривают уголовные дела по наиболее тяжким преступлениям.

 

3.9. Формирующий эксперимент

 

Существует также еще один вид экспериментального метода, который может быть использован в юридической психологии - это формирующий (обучающий) эксперимент. Он направлен на изучение психических явлений в процессе обучения и профессиональной подготовки путем внедрения наиболее активных методов обучения, в том числе проблемного, с помощью которых формируются профессионально важные качества будущего специалиста-юриста.

В модифицированном виде этот метод  может быть использован в деятельности исправительных учреждений. С его помощью осужденным могут прививаться навыки к труду, новые взгляды и отношение к обществу, формироваться социально приемлемое поведение.

 

3.10. Ассоциативный эксперимент

 

Наконец, можно отметить еще одну разновидность экспериментального метода - ассоциативный эксперимент, впервые предложенный английским психологом Ф. Гальтоном и развитый австрийским ученым К. Юнгом. Суть его в том, что испытуемому предлагается на каждое слово ответить первым словом, которое ему придет в голову. Во всех случаях учитывается время реакции, т. е. интервал между словом и ответом. Более подробно применение данного метода для психодиагностики (определения причастности подозреваемого к совершению преступления) будет рассмотрено в главе об истории развития юридической психологии.

 

3.11. Метод тестов

 

Разновидностью экспериментального метода, применяемой в более узком диапазоне, является метод тестов. Психологическая проба, именуемая испытанием (тестом), давно используется для решения различных вопросов: проверки уровня интеллектуального развития, определения степени одаренности детей, профессиональной пригодности, для выявления личностных параметров.

В современной психологии наибольшее распространение получили тесты  оценивания, прожективные тесты и  личностные опросники.

В юридической психологии могут в ряде случаев применяться прожективные (или аффективные) тесты. Они предназначены для выявления личностных установок, так как провоцируют человека на то, чтобы он их раскрыл. Наиболее распространенными среди них являются тест Роршаха (с использованием чернильных клякс), тест тематической апперцепции (ТАТ) Мэррея, тест Розенцвейга (фрустрационный), тесты с помощью рисунков и др.

В качестве примера можно привести последний тест: ребенка просят нарисовать родителей. В зависимости от того, чья фигура нарисована более крупной - отца или матери, можно сделать вывод о том, кто доминирует в семье - отец или мать.

Существует, например, тест, изучающий  правосознание: излагается случай, который  допускает разные толкования как  самого факта, так и вопросов права, и предлагается сделать выбор между возможными решениями. Таков тест Мира-и-Лопеца о супружеской неверности. Опрашиваемого просят поставить себя на место обманутого супруга и выбрать одно из десяти возможных решений: убить соперника, убить виновницу, уйти от нее, расторгнуть брак и т. д.

Личностные опросники построены  по принципу самооценки человеком себя. Среди них наиболее известен тест "ММРI", содержащий 384 утверждения. По результатам ответа составляется психологический профиль личности. Аналогично построены опросники Тейлора и Айзенка: первый определяет уровень тревожности личности, второй - степень замкнутости, общительности, эмоциональной неуравновешенности. Опросник Айзенка также дает возможность определить тип темперамента и некоторые личностные свойства.

Наиболее широко используются тесты  при проведении судебно-психологической  экспертизы и изучении личности преступника.

 

3.12. Метод анализа продуктов  деятельности человека

 

Продукты человеческой деятельности являются ценным объективным материалом, позволяющим раскрыть многие особенности человеческой психики.

Анализ продуктов деятельности позволяет охарактеризовать особенности умений и навыков, приемы и способы работы, черты личности, выражающиеся в отношении к труду и т. д.

Важную роль в юридической психологии играет изучение процессов и результатов правоприменительной деятельности. Для выяснения роли личностного фактора, профессионального мастерства необходимо обобщение передового опыта, а также ошибок в деятельности правоохранительных органов, возникающих в результате действия различных психологических факторов. С этой целью изучаются материалы по обмену опытом, публикации известных юристов, в которых раскрываются секреты их мастерства и даются советы по преодолению профессиональной деформации и других негативных явлений.

Специфической разновидностью данного  метода является изучение результатов преступной деятельности, способов совершения преступления.

Криминалистам хорошо известно, что  преступники-рецидивисты, "специализирующиеся" на каком-то определенном виде преступления, обычно совершают их одним и тем же способом. Повторяясь, способ преступления образует так называемый "преступный почерк". Иногда "визитной карточкой" преступника может служить посягательство на одни и те же предметы, например, кража только картин (драгоценных изделий, видеотехники, автомашин).

Знание способа совершения преступления для раскрытия преступления использовано криминалистикой еще в конце XIX века, когда был разработан специальный  вид криминалистического учета преступников - по способу совершения преступления - М08.

Изучение способа, места и времени  совершения преступления иногда позволяет  установить некоторые личностные особенности  преступника (жестокость, расчетливость, легкомыслие и др.). Расчленение трупа или попытки его уничтожения путем сожжения могут свидетельствовать о хладнокровии или эмоциональной тупости преступника (иногда это признак психического отклонения).

По способу совершения преступления могут быть установлены так же профессиональные навыки и умения, уровень интеллектуального развития, способности обвиняемого. Изготовление, например, поддельных штампов, печатей, денежных купюр под силу далеко не каждому человеку; вскрытие сложно устроенных сейфов требует обстоятельных знаний и отменных способностей.

Анализ способа совершения преступления может свидетельствовать об эмоциональном  состоянии преступника. Нанесение  потерпевшему большого количества телесных повреждений может указывать  иногда на то, что преступник находился в состоянии сильного эмоционального возбуждения или аффекта.

 

3.13. Метод психологического анализа  документов

 

Документ в широком значении этого слова (т. е. то, что записано, нарисовано или изображено каким-то иным образом), даже если он не имеет отношения к праву, может содержать сведения, интересующие юридическую психологию. Анализ документа - метод, позволяющий добыть такие сведения. Различают документы юридического значения и документы, не имеющие отношения к праву. Остановимся пока на юридических документах.

В процессе изучения правовых норм, регулирующих, скажем, уголовно-процессуальную деятельность, психологический анализ помогает понять требования, предъявляемые к профессии следователя, судьи, обнаружить в этих нормах отражение психических закономерностей, принятых во внимание при производстве ряда следственных действий, например, предъявление для опознания, допрос несовершеннолетнего лица и т.д.

Особенно богат психологическим  содержанием анализ судебной практики, поскольку он является прежде всего изучением судебных казусов, т. е. случаев, по которым было вынесено судебное решение.

Если юриста интересует главным  образом правильность или неправильность применения нормы (или норм) права при вынесенном судебном решении, то психолог в своем анализе будет стремиться увидеть жизненную ситуацию, сочетание в ней межличностных (социально-психологических) и индивидуальных (психологических) явлений, которые выявило судебное решение.

В судебных решениях психолога интересуют жизненные факты, ибо они позволяют  говорить о нравственно-правовом состоянии общества. Вот почему решения, скажем, по бракоразводным делам, обычно весьма бедные в правовом плане, являются по своей фактической стороне ценным материалом для социологического, социально-психологического и психологического изучения семейной жизни. То же самое можно сказать и о решениях по делам об ответственности родителей за совершение их детьми правонарушений, где зримо выступают дефекты правовой социализации.

Объектом психологического анализа  может стать и судья, вынесший решение. Психологически интересны мотивация данного решения, факторы, повлиявшие на формирование внутреннего убеждения судьи и др.

 

3.14. Метод контент-анализа

 

Кроме качественного анализа юридического документа, т. е. анализа смысла, содержательной его стороны, о которой велась речь, существует количественный, формализованный анализ, выделение и обработка единиц информации. Наиболее распространенным здесь является метод контент-анализа. Суть метода заключается в выделении в содержании текста смысловых единиц (слово и символ), которые можно однозначно фиксировать и переводить в количественные показатели с помощью единиц счета. В качестве единиц счета используют частоту появления признака в тексте, объем текста, содержащего смысловую единицу'(в строках, абзацах).

Существует анализ и неюридических  документов, материалов, который представляет определенный интерес для юридической  психологии. Здесь можно остановиться на анализе материалов прессы, произведений художественной литературы.

Пресса всегда уделяет достаточное внимание правовой тематике. В ней находят отражение различные сферы общественного мнения, знать которые интересно психологу, поскольку это позволяет составить представление об уровне развития правосознания, правовой культуры населения в целом и отдельных его слоев, о престиже права в обществе, ряде других моментов.

Одним из средств получения психолого-юридических  знаний являются произведения художественной литературы. Лучшие образцы детективной  литературы, а также произведения классиков - О. Бальзака, В. Гюго, Ф. Достоевского, Л. Толстого, Л. Андреева, а в наше время А. Солженицына, В. Шаламова, освещавших события криминального характера, - дают обширный материал для познания психологии преступника, быта и нравов криминального мира, психологических аспектов следственно-судебной деятельности.

Информация о работе Методы юридической психологии