Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 22:14, курсовая работа
Цель работы: раскрыть своеобразие метода наблюдения, особенности его использования в психолого-педагогическом исследовании.
Задачи исследования:
- показать состояние проблемы наблюдения в науке и практике;
- раскрыть сущность понятия «наблюдение»;
- отследить историю возникновения метода наблюдения;
- охарактеризовать специфические черты метода наблюдения, используемого в психолого-педагогическом исследовании;
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
1 Сущность метода наблюдения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
1.1 Состояние проблемы наблюдения в науке и практике . . . . . . . . . . . . . . . 5
1.2 Сущность понятия «наблюдение» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .8
1.3 История возникновения метода наблюдения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .11
2 Особенности метода наблюдения в психолого-педагогическом исследовании .15
2.1 Специфические черты метода наблюдения, используемого в психолого-
педагогическом исследовании . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15
2.2 Организация психолого-педагогического исследования методом
наблюдения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .21
2.3 Виды организации психолого-педагогических наблюдений . . . . . . . . 27
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 30
Глоссарий . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 32
Список использованных источников . . . . . . . . . . . . .
№
28. Метод наблюдения и особенности
его использования в психолого-
Курсовая
работа
Содержание
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
1 Сущность метода наблюдения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
1.1 Состояние проблемы наблюдения в науке и практике . . . . . . . . . . . . . . . 5
1.2 Сущность понятия «наблюдение» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .8
1.3 История возникновения метода наблюдения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .11
2 Особенности метода наблюдения в психолого-педагогическом исследовании .15
2.1 Специфические черты метода наблюдения, используемого в психолого-
педагогическом исследовании . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15
2.2
Организация психолого-
наблюдения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .21
2.3
Виды организации психолого-
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 30
Глоссарий . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 32
Список использованных источников . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 33
Приложение
А . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .36
Введение
В современной психологии наблюдение как метод, широко используется в различных схемах исследований. Наблюдение включено в организацию беседы с испытуемым, данные наблюдения учитываются при интерпретации результатов психодиагностических и экспериментальных процедур. Так же наблюдение применяется там, где вмешательство экспериментатора нарушит процесс взаимодействия человека со средой.
Наблюдение
считается старейшим
Наблюдение может выступать в качестве самостоятельной процедуры и рассматриваться как метод, включенный в процесс экспериментирования. Результаты наблюдения за испытуемыми в ходе выполнения ими экспериментального задания являются важнейшей дополнительной информацией для исследователя.
Актуальность вышеизложенного предопределила выбор темы исследования.
Объект исследования – методы психолого-педагогических исследований.
Предмет исследования – наблюдение как метод психолого-педагогических исследований.
Цель работы: раскрыть своеобразие метода наблюдения, особенности его использования в психолого-педагогическом исследовании.
Задачи исследования:
- показать состояние проблемы наблюдения в науке и практике;
- раскрыть сущность понятия «наблюдение»;
- отследить историю возникновения метода наблюдения;
- охарактеризовать специфические черты метода наблюдения, используемого в психолого-педагогическом исследовании;
- выявить основные требования к организации наблюдения;
- рассмотреть виды организации психолого-педагогических наблюдений.
Структура
курсовой работы включает введение, основную
часть, состоящую из двух глав, разбитых
на параграфы, заключение, глоссарий, список
использованных источников и приложение.
1
Сущность метода
наблюдения
1.1
Состояние проблемы
наблюдения в науке
и практике
Во многих сферах социальной практики наблюдение успешно используется для изучения реальности. Естественно, что в науке метод наблюдения применяется уже много столетий, приобретая специфические формы в связи с тем или иным объектом и предметом исследования. Специфические черты, отличающие метод наблюдения в психологии от характеристик этого метода в других науках, обусловлены рядом факторов, которые мы рассмотрим ниже. Все они, так или иначе, связаны с особенностями психики как предмета, изучаемого нашей наукой. Психическая жизнь недоступна прямому наблюдению извне, скрыта от глаз стороннего человека. Часть ее открывается внутреннему взору, познается с помощью самонаблюдения. С этим обстоятельством связан тот факт, что в течение целого периода истории психологии самонаблюдение (интроспекция) оставалось единственным методом нашей науки. Но самонаблюдению открывается только малая часть, как верхушка айсберга, выступающего из воды, если вся психическая жизнь – айсберг. По мере превращения психологии в самостоятельную науку развивались методы объективного исследования психики и метод наблюдения в их числе. Наблюдение служит одним из методов познания психической реальности в той мере, в какой последняя имеет внешние проявления, и с той тонкостью и глубиной, какую может обеспечить теория, в рамках которой проводятся те или иные наблюдения и интерпретируются его данные.
Исследования отечественных психологов основываются на принципах единства сознания и деятельности, общего строения внешней и внутренней деятельности, взаимосвязи значения и личностного смысла образующих сознания (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев). Эти принципы составляют методологическую базу применения метода наблюдения в эмпирических психологических исследованиях и предполагают возможность изучения разных уровней психического отражения на основе выявления их регулирующей роли в деятельности.
Одна из существенных специфических характеристик психологического метода наблюдения состоит в гораздо более тесной, чем в любой другой науке, связи наблюдения с теоретической позицией наблюдателя. Здесь имеется в виду влияние исходных теоретических предпосылок исследования (вплоть до понимания предмета психологии) не только на выбор объекта и предмета наблюдения, но и, на организацию самого процесса наблюдения и интерпретации его результатов [14].
Таким
образом, теоретическое представление
о природе и свойствах
Справедливость утверждения о связи наблюдения с теорией очевидна для наблюдений, имеющих целью проверку гипотез. Думается, однако, что это утверждение следует распространять и на поисковые исследования, в которых общая направленность интерпретации наблюдений определяется всей суммой психологических знаний и представлений исследователя и, следовательно, его теоретической ориентацией.
Как и любой метод, наблюдение имеет свои позитивные и негативные стороны.
Рассмотрим кратко преимущества и недостатки метода наблюдения в психологии.
Преимущества метода наблюдения [24].
- наблюдение позволяет непосредственно охватить и зафиксировать акты поведения;
- наблюдение позволяет одновременно охватить поведение ряда лиц по отношению друг к другу или к определённым задачам, предметам и т.д.;
- наблюдение позволяет произвести исследование независимо от готовности наблюдаемых субъектов;
- наблюдение позволяет достичь многомерности охвата, то есть фиксации сразу по нескольким параметрам – например, вербального и невербального поведения;
- оперативность получения информации;
- относительная дешевизна метода.
Недостатки метода наблюдения [24].
- многочисленность иррелевантных, мешающих факторов.
На результаты наблюдения могут повлиять:
- настроение наблюдателя,
- социальное положение наблюдателя по отношению к наблюдаемому,
- предубеждение наблюдателя (Искажение восприятия событий тем больше, чем сильнее наблюдатель стремится подтвердить свою гипотезу),
- комплексность наблюдаемых ситуаций,
- усталость наблюдателя (в результате чего наблюдатель перестает замечать важные изменения, делает ошибки при записях и т.д. и т.п.)
- адаптированность наблюдателя к происходящему (В результате чего наблюдатель перестает замечать важные изменения, делает ошибки при записях и т.д. и т.п.)
- ошибки моделирования: однократность наблюдаемых обстоятельств, приводящая к невозможности сделать обобщающее заключение исходя из единичных наблюдаемых фактов; необходимость классифицировать результаты наблюдения; необходимость больших ресурсных затрат (временных, людских, материальных); малая репрезентативность для крупных генеральных совокупностей; сложность соблюдения операциональной валидности.
-
ошибки в оценках. А.А. Ершов (1977) выделяет
следующие типичные ошибки наблюдения:
ошибка первого впечатления (Первое впечатление
об индивиде определяет восприятие и оценку
его дальнейшего поведения); «галло-эффект»
(обобщенное впечатление наблюдателя
ведет к грубому восприятию поведения,
игнорированию тонких различий); «эффект
снисхождения» (тенденция всегда давать
положительную оценку происходящему);
ошибка центральной тенденции (боязнь
крайних суждений, наблюдатель стремится
давать усердную оценку наблюдаемому
поведению); ошибка корреляции (оценка
одного признака поведения дается на основании
другого наблюдаемого признака (интеллект
оценивается по беглости речи)); ошибка
контраста (склонность наблюдателя выделять
у наблюдаемых черты, противоположные
собственным).
1.2
Сущность понятия «наблюдение»
Наблюдением
обычно называют целенаправленное, преднамеренное
и специальным образом