Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 22:14, курсовая работа
Цель работы: раскрыть своеобразие метода наблюдения, особенности его использования в психолого-педагогическом исследовании.
Задачи исследования:
- показать состояние проблемы наблюдения в науке и практике;
- раскрыть сущность понятия «наблюдение»;
- отследить историю возникновения метода наблюдения;
- охарактеризовать специфические черты метода наблюдения, используемого в психолого-педагогическом исследовании;
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
1 Сущность метода наблюдения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
1.1 Состояние проблемы наблюдения в науке и практике . . . . . . . . . . . . . . . 5
1.2 Сущность понятия «наблюдение» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .8
1.3 История возникновения метода наблюдения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .11
2 Особенности метода наблюдения в психолого-педагогическом исследовании .15
2.1 Специфические черты метода наблюдения, используемого в психолого-
педагогическом исследовании . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15
2.2 Организация психолого-педагогического исследования методом
наблюдения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .21
2.3 Виды организации психолого-педагогических наблюдений . . . . . . . . 27
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 30
Глоссарий . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 32
Список использованных источников . . . . . . . . . . . . .
Наблюдение как метод исследования предполагает выполнение исследователем следующих правил: четко определять цели наблюдения; составлять программу наблюдения в зависимости от цели; детально фиксировать данные наблюдения; применять системы категорий и оценочных шкал.
Программа наблюдения должна точно определять последовательность работы, выделять наиболее важные объекты наблюдения, способы фиксации результатов (протокольные записи, дневники наблюдений и т. д.).
Как и любой метод, наблюдение имеет свои сильные стороны и недостатки. К сильным сторонам следует отнести возможность изучения предмета в его целостности, естественном функционировании, живых многогранных связях и проявлениях. В то же время этот метод не позволяет активно вмешиваться в изучаемый процесс, изменять его или намеренно создавать определенные ситуации, делать точные замеры. Следовательно, результаты наблюдения должны быть обязательно подкреплены данными, полученными с помощью других методов психолого-педагогического исследования.
Как
видно, метод наблюдения не так примитивен,
как кажется на первый взгляд, и, несомненно,
может с успехом быть применен в ряде психолого-педагогических
исследований.
Глоссарий
№ п/п | Новое понятие | Содержание |
1 | 2 | 3 |
1 | Анализ | (греч. analysis — разложение, расчленение) — разделение объекта на составные части с целью их самостоятельного изучения. |
2 | Гипотеза исследования | научно-состоятельное предположение, предвидение его хода и результата. |
3 | Исследование научное в области педагогики | специфический вид познавательной деятельности, в ходе которой с помощью разнообразных методов выявляются новые, прежде не известные стороны, отношения, грани изучаемого объекта, внутренние связи и отношения, закономерности и движущие силы развития педагогических процессов или явлений. |
4 | Метод | способ (путь) достижения цели, определенным образом упорядоченная деятельность субъекта в любой ее форме. |
5 | Методы исследования | приемы, процедуры и операции эмпирического и теоретического познания и изучения явлений действительности. |
6 | Наблюдение | исследовательский метод, который заключается в систематическом и целенаправленном восприятии изучаемого объекта с целью сбора информации, фиксации его действий и проявлений поведения. |
7 | Объект исследования | явление (процесс), которое существует независимо от субъекта познания и на которое обращено внимание исследователя. |
8 | Предмет исследования | компонент научного аппарата исследования, в котором фиксируется то свойство или отношение в объекте, которое подлежит глубокому специальному изучению. |
9 | Системный подход | комплексное изучение наиболее существенных закономерностей развития явления как единого целого с позиций системного анализа. |
10 | Цель исследования | это обоснованное представление об общих конечных или промежуточных результатах научного поиска. |
Список
использованных источников
Приложение
А
Виды наблюдения в психолого-педагогическом исследовании
Непосредственное
и опосредованное
Включенное (может быть открытым и закрытым)
и невключенное
(по определенным параметрам)
Полевое (в повседневной жизни)
и лабораторное