Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 17:07, реферат
Цель настоящей работы – дать по возможности полную характеристику агрессии в детском и подростковом возрасте.
Для решения поставленной цели в работе ставятся следующие задачи:
· Дать определение понятия «агрессия»
· Изучить влияние семьи на развитие детской агрессии
· Выяснить причины возникновения и механизм действия агрессии у подростков
· Определить основные особенности подросткового возраста и их влияние на появление агрессивного поведения
· Предложить технологии и методы профилактики и коррекции агрессивного поведения у подростков
Введение……………………………………………………………стр.3-5
Глава I. Исследование проблемы проявления агрессии детей и подростков…………………………………………………………..…стр. 6
1.1 Понятие термина агрессия, виды агрессии……………….…стр.6-8
1.2 Влияние семьи на развитие детской агрессии……………..стр.8-11
1.3 Детская агрессия……………………………………………..стр.11-14
1.4 Девиантное поведение детей и подростков………………стр.14-18
1.5 Специфика агрессии в подростковом возрасте………….стр.18-22
1.6. Половые различия в проявлении агрессивности подростков..стр.22
1.7. Профилактика и коррекция агрессивного поведения..…стр.23-24
Глава II. Эмпирическое исследование проявления агрессии детей и подростков…………………………………………………………….стр.25
2.1. Программа эмпирического исследования проявления агрессии детей и подростков……………………………………………….стр.25-28
2.2 Результаты исследования……………………………..………стр.28
Заключение…………………………………………………….стр. 29-31
Список использованной литературы…………………………стр.32-34
Оглавление
Введение…………………………………………………………
Глава I. Исследование проблемы
проявления агрессии детей и подростков………………………………
1.1 Понятие термина агрессия, виды агрессии……………….…стр.6-8
1.2 Влияние семьи на
развитие детской агрессии……………
1.3 Детская агрессия……………………………………
1.4 Девиантное поведение детей и подростков………………стр.14-18
1.5 Специфика агрессии
в подростковом возрасте………….
1.6. Половые различия в проявлении агрессивности подростков..стр.22
1.7. Профилактика и коррекция агрессивного поведения..…стр.23-24
Глава II. Эмпирическое исследование
проявления агрессии детей и подростков………………………………
2.1. Программа эмпирического
исследования проявления агрессии детей
и подростков……………………………………………….
2.2 Результаты исследования…………………
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы…………………………стр.32-34
Приложения……………………………………………………
Введение
Дестабилизация экономики, спад производства, снижение жизненного уровня в стране, разрушение старой системы ценностей и стереотипов, регулировавших отношения личности с обществом, - всё это болезненно переживается населением России, отражаясь на его социальном самочувствии.
Социальные кризисные
процессы, происходящие в современном
обществе, отрицательно влияют на психологию
людей, порождая тревожность и напряжённость,
озлобленность, жестокость и насилие.
Тяжёлое экономическое
Рост агрессивных тенденций в подростковой среде отражает одну из острейших социальных проблем нашего общества, где за последние годы резко возросла молодёжная преступность, особенно преступность подростков. При этом тревожит факт увеличения числа преступлений против личности, влекущих за собой тяжкие телесные повреждения. Участились случаи групповых драк подростков, носящих ожесточённый характер.
Профессиональный интерес психологов к различным видам и уровням изменений личности несовершеннолетних и их характерологических особенностей весьма высок и устойчив многие годы. Об этом свидетельствуют направленность и количество работ, посвящённых проблеме отклоняющегося поведения. В нашей стране уже накоплен немалый опыт по коррекции и профилактике девиантного поведения.
За последние годы было
выполнено психологами и
Однако анализ этих работ показывает, что существующая практика профилактики не в полной мере решает задачи по предупреждению девиантного поведения. В профилактике девиантного поведения имеется ряд неотложных задач, требующих своего решения.
Отклоняющееся поведение
детей и подростков имеет сложную
многофакторную природу, его изучение
требует, во-первых, реализации системного
подхода, выявляющего иерархию и
взаимосвязь неблагоприятных
Агрессивность формируется преимущественно в процессе ранней социализации в детском и подростковом возрасте, и именно этот возраст наиболее благоприятен для профилактики и коррекции. Этим и объясняется актуальность темы агрессии подростков.
Цель настоящей работы – дать по возможности полную характеристику агрессии в детском и подростковом возрасте.
Для решения поставленной цели в работе ставятся следующие задачи:
· Дать определение понятия «агрессия»
· Изучить влияние семьи на развитие детской агрессии
· Выяснить причины возникновения и механизм действия агрессии у подростков
· Определить основные особенности подросткового возраста и их влияние на появление агрессивного поведения
· Предложить технологии и методы профилактики и коррекции агрессивного поведения у подростков
Глава I. Исследование проблемы проявления агрессии детей и подростков
1.1 Понятие термина агрессия, виды агрессии
Под агрессией обычно понимают осознанные действия, которые причиняют или намерены причинить ущерб другому человеку, группе людей или животному.
Если говорить о внутривидовой
агрессии, то определение становится
еще более кратким и должно
связываться с причинением
Агрессия — осознанные действия, которые причиняют или намерены причинить ущерб другому человеку, группе людей или животному.
Агрессия может быть рассмотрена в виде дихотомий, имеющих различные основания: физическая — вербальная, активная — пассивная, прямая — косвенная, доброкачественная — злокачественная.
Важным вариантом
О враждебной агрессии говорят в том случае, когда главной целью субъекта является причинение вреда, страданий жертве.
Инструментальная агрессия описывает те случаи, когда индивид, нападая на других людей, преследует иные цели, нежели причинение вреда и страданий жертве. Агрессия в данном случае является не самоцелью, а средством достижения неких других целей, реализации различных желаний и потребностей личности.
«По мнению А. Бандуры, несмотря на различия в целях, как инструментальная, так и враждебная агрессия направлены на решение конкретных задач, а поэтому оба типа можно считать инструментальной агрессией. Самоценное причинение вреда и страданий жертве, имеющее место при враждебной агрессии, все равно реализует определенную цель и желание индивида (например, получение собственного удовлетворения от того, что другому стало плохо, посредством причинения вреда или боли другому), то есть является инструментом достижения своих желаний и потребностей». [12.С. 306]
Пытаясь преодолеть возникшие терминологические проблемы, Зильман заменил понятия «враждебная» и «инструментальная» агрессия на понятия агрессия «обусловленная раздражителем» и «обусловленная побуждением». Агрессия, обусловленная раздражителем, описывает действия, которые предпринимаются для устранения неприятной ситуации или ослабления ее травмирующего влияния (например, сильный голод). Агрессия, обусловленная побуждением, относится к действиям, которые предпринимаются с целью достижения различных внешних выгод.
Додж и Койи в связи с рассматриваемым феноменом ввели понятия «реактивная» и «проактивная» агрессия.
Реактивная агрессия связана с осуществлением агрессивных действий в ответ на реальную или ожидаемую угрозу.
Проактивная агрессия (аналог инструментальной) описывает поведение, направленное на достижение определенного позитивного результата.
В серии эмпирических исследований было обнаружено, что проявляющие реактивную агрессию мальчики — учащиеся начальных классов — склонны преувеличивать агрессивность своих сверстников и поэтому отвечают на кажущуюся враждебность агрессивными действиями. Дети, которые проявляли проактивную агрессию, не допускали таких ошибок в интерпретации поведения своих сверстников.
Полученные результаты недвусмысленно показывают, что выделенные типы агрессии действительно сущностно различны. С другой стороны, найденные термины вряд ли являются более удачными, чем ранее рассмотренные понятия враждебной и инструментальной агрессии. Действительно, защитные агрессивные действия (реактивная агрессия, по Додж и Койи), направленные, например, на сохранение своего дома, или спокойствия и благополучия своих близких, или защиту своей чести и достоинства, разве не являются одновременно и действиями, направленными на достижение определенного позитивного результата (проактивная агрессия). Не свободна от терминологических недостатков и вышеописанная классификация Зильмана агрессии, обусловленной раздражителем, и агрессии, обусловленной побуждением.
В связи с этим очевидно, что на сегодняшний день нет веских оснований для отказа от использования традиционной дихотомии агрессии враждебная — инструментальная.
1.2 Влияние семьи на развитие детской агрессии
Существует огромное число исследований, которые убедительно показывают зависимость между негативными взаимоотношениями в системе «родители—ребенок», эмоциональной депривацией в семье и детской агрессией. Установлено, например, что если у ребенка сложились негативные отношения с одним или обоими родителями, если тенденции развития позитивности самооценки и Я-концепции не находят поддержки в оценках родителей или если ребенок не ощущает родительской поддержки и опеки, то вероятность делинквентного, противоправного поведения существенно возрастает, ухудшаются отношения со сверстниками, проявляется агрессивность
«В одном из исследований
в лабораторных условиях наблюдали,
как общаются со своими мамами и
другими детьми дети в возрасте 15,
21 и 39 месяцев. Фиксировались различные
параметры, в частности измерялось
время, через которое мать берет
ребенка на руки, после того как
он заплакал или протянул к ней
руки. Другой аспект наблюдения состоял
в регистрации случаев
Согласно теории привязанности,
маленькие дети различаются по степени
ощущения безопасности в своих отношениях
с матерью. У надежно привязанного
ребенка — надежное, устойчивое
и чуткое отношение со стороны
матери. Такой ребенок склонен
доверять другим людям, имеет хорошо
развитые социальные навыки, склонен
к конструктивному общению, неагрессивен.
Ненадежно привязанный или
На сегодняшний день, пожалуй, уже не вызывает сомнения, что между строгостью наказания и уровнем агрессивности детей существует положительная зависимость.
Эта зависимость, как, оказалось, распространяется и на случаи, когда наказание является реакцией родителей на агрессивное поведение ребенка, то есть используется в качестве воспитательной меры, направленной на снижение агрессивности и формирование неагрессивного поведения ребенка.
В одном эксперименте изучалось
агрессивное поведение детей-
К первому уровню реагирования (который, строго говоря, и наказанием-то назвать нельзя) относили просьбы вести себя по-другому и поощрения за изменение поведения. Ко второму уровню наказаний (умеренные наказания) относили словесное порицание, выговоры, брань. К третьему уровню наказаний (строгие наказания) относили физическое воздействие, шлепки, подзатыльники.
В результате исследования
было обнаружено, что те дети, которые
подвергались со стороны родителей
строгим наказаниям, проявляли в
поведении большую агрессию и, соответственно,
характеризовались