Механизмы межличностного познания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2014 в 14:53, контрольная работа

Краткое описание

В человеческих взаимоотношениях, в понимании того, как личность влияет на группу и группа на личность, важное значение имеет восприятие и понимание людьми друг друга. Оно всегда присутствует при контактах людей и является для них столь же естественным, как и удовлетворение повседневных органических потребностей.
В ходе межличностного познания субъект учитывает поступающую к нему по различным сенсорным каналам информацию, свидетельствующую об изменении состояния партнера по общению. Обратная связь от объекта восприятия выполняет для субъекта осведомительную и корригирующую функцию в процессе восприятия объекта.

Содержание

Введение………………………………………………………….3
Стереотипия………………………………………………4
Познание и понимание людьми друг друга.
Идентификация……………………………………….7
2.Эмпатия…………………………………………………8
3. Аттракция…………………………………………..…11
III. Рефлексия……………………………………………….…..12
Каузальная атрибуция………………………………….15
Заключение……………………………………………………...24
Список литературы………………………………………….…25

Вложенные файлы: 1 файл

Механизмы межличностного познания.doc

— 112.00 Кб (Скачать файл)

Пензенский  государственный университет

архитектуры и строительства

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по психологии не тему 

«Механизмы  межличностного познания» 

 

 

                             

                                Выполнил:

                                         Студент 1 курса

                                               заочного отделения

                                       специальность:

                                       Строительство                                 

                                                            Малько Павел Николаевич                                                

                                                      Научный руководитель:                                                                                         

                                                              д.и.н., проф.  Королёва Л.А.                                                                                                           

                                                         

 

 

Пенза 2013

План.

 

Введение………………………………………………………….3

    1. Стереотипия………………………………………………4
    2. Познание и понимание людьми друг друга.
    1. Идентификация……………………………………….7

           2.Эмпатия…………………………………………………8

           3. Аттракция…………………………………………..…11

III. Рефлексия……………………………………………….…..12

    1. Каузальная атрибуция………………………………….15                                                                                                           

Заключение……………………………………………………...24

Список литературы………………………………………….…25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

           

В человеческих взаимоотношениях, в  понимании того, как личность влияет на группу и группа на личность, важное значение имеет восприятие и понимание людьми друг друга. Оно всегда присутствует при контактах людей и является для них столь же естественным, как и удовлетворение повседневных органических потребностей.

  В ходе межличностного познания  субъект учитывает поступающую  к нему по различным  сенсорным  каналам  информацию,  свидетельствующую  об  изменении состояния  партнера  по  общению.  Обратная  связь  от  объекта   восприятия выполняет для субъекта осведомительную и корригирующую  функцию  в  процессе восприятия объекта.

Для восприятия человека и его понимания  субъект  неосознанно  выбирает различные механизмы  межличностного  познания. 

Обычно выделяют ряд психологических  механизмов, обеспечивающих сам процесс  восприятия и отношение к другому  человеку и позволяющих осуществлять переход от внешне воспринимаемого  к оценке и прогнозу. Это: 1) восприятие других людей (стереотипия); 2) познание и понимание людьми друг друга (идентификация, эмпатия, аттракция); 3) познание самого себя (рефлексия) в процессе общения; 4) прогнозирование поведения партнера по взаимодействию (каузальная атрибуция).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I. Стереотипия.

На восприятие других людей большое влияние оказывает  процесс стереотипизации. Под социальным стереотипом понимается устойчивый образ или представление о  каких-либо явлениях или людях, свойственное представителям той или иной социальной группы.

 Стереотип есть  «сокращенное», упрощенное и ценностно  окрашенное представление о действительности, функционирующее в общественном  сознании. Он возникает в сознании  члена данной социальной группы  как результат многократно повторяемой  связи определенных символов с определенной категорией явлений, а также на основе восприятия, не связанного с прямым опытом: «Нам говорят об окружающем мире до того, как мы его увидим и оценим».

 Многие стереотипы  возникают стихийно и спонтанно  из-за неизбежной потребности экономии внимания в процессе усвоения опыта других людей и предшествующих поколений, опыта, закрепленного в виде привычных представлений. Явление стереотипизации — характерная особенность переработки личностью внешнего воздействия. Она тесно связана со стремлением человека «рассортировать» полученную им информацию, «разложить ее по полочкам» в сознании.

 Естественно, что  для подобной сортировки необходимы  определенные критерии. На уровне  обыденного сознания подобными  критериями стали наиболее характерные, броские, «лежащие» на поверхности черты объекта, явления и т.п. Сознание человека неизменно стремится упрощать эти критерии, с тем чтобы расширить рамки категорий, в которые можно было бы вместить как можно больше явлений. Человеку вообще свойственно искать общее в разном, «суммировать» познание, обобщать.

 Односторонность в  подборе черт для определенного  стереотипа обусловливается интересами  той или иной социальной группы. Для каждой группы социально-психологический  стереотип представляет обобщение  ее опыта в отношении социально значимых объектов, процессов, явлений, типов людей и т.д.

 Стереотипы способствуют  закреплению традиций и привычек. В этом плане они выступают  как средство защиты психического  мира личности и как средство  ее самоутверждения. Иначе говоря, стереотипы — это крепость, стоящая на страже собственных традиций, и под ее прикрытием мы можем чувствовать себя безопасно в том положении, которое мы занимаем.

 Стереотипы воздействуют  на формирование нового опыта:  они наполняют свежее видение  старыми образами и накладываются на тот мир, который мы воскрешаем в своей памяти.

 Стереотипы — преимущественно  неточные образы реальности: они  могут быть основаны на «ошибке», на привычке принимать предвзятость  за истину.

 Стереотип однозначен: он делит мир лишь на две категории — «знакомое» и «незнакомое». «Знакомое» становится синонимом «хорошего», а «незнакомое» — синонимом «плохого». Стереотипы выделяют объекты таким образом, что слегка знакомое видится как очень знакомое, а мало знакомое воспринимается как островраждебное. Следовательно, стереотип несет в себе оценочный элемент.

 Оценочный элемент  выступает в виде установки,  в виде эмоционального соотношения  к явлению. Причем выражая чувства  личности, ее систему ценностей,  стереотип всегда соотносит их с групповыми чувствами и ценностями. И, наконец, стереотип наиболее распространен при характеристике представителей различных социальных групп, прежде всего национальных и этнических.

 Наиболее известны  этнические стереотипы — образы  типичных представителей определенных наций, которые наделяются фиксированными чертами внешности и особенностями характера (например, стереотипные представления о чопорности и худобе англичан, легкомысленности французов, эксцентричности итальянцев, холодности немцев).

 

 Для человека, усвоившего стереотипы своей группы, они выполняют функцию упрощения и сокращения процесса восприятия другого человека. Стереотипы представляют собой инструмент «грубой настройки», позволяющий человеку «экономить» психологические ресурсы. Они имеют свою «разрешенную» сферу социального применения. Например, стереотипы активно используются при оценке групповой национальной или профессиональной принадлежности человека.

Стереотипизация в процессе познания людьми друг друга может  привести к двум различным следствиям. С одной стороны к определенному упрощению процесса познания другого человека; в этом случае стереотип не обязательно несет на себе оценочную нагрузку: в восприятии другого человека не происходит «сдвига» в сторону его эмоционального принятия или непринятия. Остается просто упрощенный подход, который, хотя и не способствует точности построения образа другого, заставляет заменить его часто штампом, но тем не менее в каком-то смысле необходим, ибо помогает сокращать процесс познания. Во втором случае стереотипизация приводит к возникновению предубеждения. Если суждение строится на основе прошлого ограниченного опыта, а опыт этот был негативным, всякое новое восприятие представителя той же самой группы окрашивается неприязнью.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II. Познание и понимание людьми друг друга.

  1. Идентификация.

Познание другого человека сопровождается эмоциональной оценкой этого человека, попыткой понять поступки, спрогнозировать изменения в поведении и смоделировать собственное поведение. Поскольку к этому процессу привлечены как минимум два человека, и каждый является активным субъектом, то в построении стратегии взаимодействия каждому необходимо учитывать не только потребности, мотивы другого, но и то, как другой понимает потребности и мотивы партнера.

Прежде всего, это происходит с помощью такого механизма, как идентификация (от лат. Identicus - тождественный), который в социальной психологии выражает тот факт, что одним из самых простых способов понимания другого человека является уподобление себя ему.

Это понятие имеет неоднозначное толкование. Его трактуют как:

- процесс отождествления (уподобления) себя с другим индивидом или группой, в основе которого лежит эмоциональный связь;

- получение, усвоение ценностей, ролей, моральных качеств другого человека, особенно родителей;

- копирование субъектом мыслей, чувств или действий другого человека, который является моделью, и др.

Таким образом, идентификация - это способ понимания другого человека через осознанное или неосознанное отождествление его с собой, попытка понять состояние, настроение человека, его отношение к миру и к себе, поставив себя на его место.

 

 

 

 

 

 

2.Эмпатия.

Эмпатия-это эмоциональное сопереживание другому человеку. Она проявляется в форме отклика одного человека на переживание другого. Через эмоциональный отклик люди познают внутреннее состояние других. Эмпатия основана на умении правильно представлять себе, что происходит внутри другого человека, что он переживает, как оценивает окружающий мир. Ее почти всегда интерпретируют не только как активное оценивание субъектом переживаний и чувств познающего человека, но и безусловно как положительное отношение к партнеру.

 Как феномен межличностного  восприятия эмпатия непосредственно  регулирует взаимоотношения людей  и определяет нравственные качества  человека. В процессе эмпатического взаимодействия формируется система ценностей, которая в дальнейшем определяет поведение личности по отношению к другим людям.

 Выраженность эмпатии  и ее форма (сочувствие, сопереживание)  зависят как от природных особенностей  личности, например таланта, так и от условий воспитания, жизнедеятельности человека, его эмоционального опыта. Эмпатия возникает и формируется во взаимодействии, в общении. В основе этого процесса лежит механизм осознанной или неосознанной идентификации. Последняя в свою очередь — результат действия более фундаментальной особенности человека — способности сравнивать себя, свою личность, поведение, состояние с личностью, поведением, состоянием других людей.

 При анализе эмпатии  западные психологи особо выделяют два момента.

1. Положительное отношение  к другому означает признание  личности этого человека в  его целостности. Вместе с тем  подобное отношение не исключает  негативной реакции субъекта  на то, что его партнер по  общению переживает и чувствует  в данный момент.

2.  Испытывая эмпатию  по отношению к другому, субъект  может оставаться эмоционально  нейтральным: жить некоторое время  как бы в мире переживаний  и чувств другого, не формулируя  ни позитивных, ни негативных  суждений о нем.

 Однако проведенные  российскими учеными эксперименты по пониманию человека человеком доказали, что испытуемые всегда в той или иной мере проявляют эмоциональное отношение к оцениваемому человеку. И это не удивительно. Результаты исследований в нашей стране подтверждают положение о присущем человеческой психике единстве сознания и переживания: отражение действительности всегда преломляется через аффективное отношение к ней.

 Эмоциональная форма  эмпатии, как правило, возникает  при непосредственном восприятии  переживаний другого человека  и в ситуации его неблагополучия переживается как жалость, печаль, сострадание.

 Эмпатическое переживание  может быть с любым знаком  эмоционального состояния субъекта (положительным — радость, удовлетворение; отрицательным — печаль, неудовлетворенность). Вполне логично, что при переживании удовлетворенности, радости человек не так остро нуждается в эмоциональном или действенном отклике, как в том случае, когда он испытывает неблагополучие. Когнитивная эмпатия других людей, тем более эмоциональная и поведенческая эмпатия, позволяет справиться ему с тяжелыми переживаниями.

Информация о работе Механизмы межличностного познания