Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2014 в 14:53, контрольная работа
В человеческих взаимоотношениях, в понимании того, как личность влияет на группу и группа на личность, важное значение имеет восприятие и понимание людьми друг друга. Оно всегда присутствует при контактах людей и является для них столь же естественным, как и удовлетворение повседневных органических потребностей.
В ходе межличностного познания субъект учитывает поступающую к нему по различным сенсорным каналам информацию, свидетельствующую об изменении состояния партнера по общению. Обратная связь от объекта восприятия выполняет для субъекта осведомительную и корригирующую функцию в процессе восприятия объекта.
Введение………………………………………………………….3
Стереотипия………………………………………………4
Познание и понимание людьми друг друга.
Идентификация……………………………………….7
2.Эмпатия…………………………………………………8
3. Аттракция…………………………………………..…11
III. Рефлексия……………………………………………….…..12
Каузальная атрибуция………………………………….15
Заключение……………………………………………………...24
Список литературы………………………………………….…25
Пензенский государственный университет
архитектуры и строительства
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по психологии не тему
«Механизмы межличностного познания»
Студент 1 курса
заочного отделения
специальность:
Пенза 2013
План.
Введение…………………………………………………………
2.Эмпатия…………………………………………………8
3. Аттракция…………………………………………..…11
III. Рефлексия……………………………………………….….
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение.
В человеческих взаимоотношениях, в понимании того, как личность влияет на группу и группа на личность, важное значение имеет восприятие и понимание людьми друг друга. Оно всегда присутствует при контактах людей и является для них столь же естественным, как и удовлетворение повседневных органических потребностей.
В ходе межличностного
Для восприятия человека и его понимания субъект неосознанно выбирает различные механизмы межличностного познания.
Обычно выделяют ряд психологических механизмов, обеспечивающих сам процесс восприятия и отношение к другому человеку и позволяющих осуществлять переход от внешне воспринимаемого к оценке и прогнозу. Это: 1) восприятие других людей (стереотипия); 2) познание и понимание людьми друг друга (идентификация, эмпатия, аттракция); 3) познание самого себя (рефлексия) в процессе общения; 4) прогнозирование поведения партнера по взаимодействию (каузальная атрибуция).
I. Стереотипия.
На восприятие других
людей большое влияние
Стереотип есть
«сокращенное», упрощенное и
Многие стереотипы
возникают стихийно и
Естественно, что
для подобной сортировки
Односторонность в
подборе черт для
Стереотипы способствуют
закреплению традиций и
Стереотипы воздействуют на формирование нового опыта: они наполняют свежее видение старыми образами и накладываются на тот мир, который мы воскрешаем в своей памяти.
Стереотипы — преимущественно
неточные образы реальности: они
могут быть основаны на «
Стереотип однозначен: он делит мир лишь на две категории — «знакомое» и «незнакомое». «Знакомое» становится синонимом «хорошего», а «незнакомое» — синонимом «плохого». Стереотипы выделяют объекты таким образом, что слегка знакомое видится как очень знакомое, а мало знакомое воспринимается как островраждебное. Следовательно, стереотип несет в себе оценочный элемент.
Оценочный элемент
выступает в виде установки,
в виде эмоционального
Наиболее известны
этнические стереотипы —
Для человека, усвоившего стереотипы своей группы, они выполняют функцию упрощения и сокращения процесса восприятия другого человека. Стереотипы представляют собой инструмент «грубой настройки», позволяющий человеку «экономить» психологические ресурсы. Они имеют свою «разрешенную» сферу социального применения. Например, стереотипы активно используются при оценке групповой национальной или профессиональной принадлежности человека.
Стереотипизация в процессе познания людьми друг друга может привести к двум различным следствиям. С одной стороны к определенному упрощению процесса познания другого человека; в этом случае стереотип не обязательно несет на себе оценочную нагрузку: в восприятии другого человека не происходит «сдвига» в сторону его эмоционального принятия или непринятия. Остается просто упрощенный подход, который, хотя и не способствует точности построения образа другого, заставляет заменить его часто штампом, но тем не менее в каком-то смысле необходим, ибо помогает сокращать процесс познания. Во втором случае стереотипизация приводит к возникновению предубеждения. Если суждение строится на основе прошлого ограниченного опыта, а опыт этот был негативным, всякое новое восприятие представителя той же самой группы окрашивается неприязнью.
II. Познание и понимание людьми друг друга.
Познание другого человека сопровождается эмоциональной оценкой этого человека, попыткой понять поступки, спрогнозировать изменения в поведении и смоделировать собственное поведение. Поскольку к этому процессу привлечены как минимум два человека, и каждый является активным субъектом, то в построении стратегии взаимодействия каждому необходимо учитывать не только потребности, мотивы другого, но и то, как другой понимает потребности и мотивы партнера.
Прежде всего, это происходит с помощью такого механизма, как идентификация (от лат. Identicus - тождественный), который в социальной психологии выражает тот факт, что одним из самых простых способов понимания другого человека является уподобление себя ему.
Это понятие имеет неоднозначное толкование. Его трактуют как:
- процесс отождествления (уподобления) себя с другим индивидом или группой, в основе которого лежит эмоциональный связь;
- получение, усвоение ценностей, ролей, моральных качеств другого человека, особенно родителей;
- копирование субъектом мыслей, чувств или действий другого человека, который является моделью, и др.
Таким образом, идентификация - это способ понимания другого человека через осознанное или неосознанное отождествление его с собой, попытка понять состояние, настроение человека, его отношение к миру и к себе, поставив себя на его место.
2.Эмпатия.
Эмпатия-это эмоциональное сопереживание другому человеку. Она проявляется в форме отклика одного человека на переживание другого. Через эмоциональный отклик люди познают внутреннее состояние других. Эмпатия основана на умении правильно представлять себе, что происходит внутри другого человека, что он переживает, как оценивает окружающий мир. Ее почти всегда интерпретируют не только как активное оценивание субъектом переживаний и чувств познающего человека, но и безусловно как положительное отношение к партнеру.
Как феномен межличностного
восприятия эмпатия
Выраженность эмпатии
и ее форма (сочувствие, сопереживание)
зависят как от природных
При анализе эмпатии
западные психологи особо
1. Положительное отношение
к другому означает признание
личности этого человека в
его целостности. Вместе с тем
подобное отношение не
2. Испытывая эмпатию
по отношению к другому,
Однако проведенные российскими учеными эксперименты по пониманию человека человеком доказали, что испытуемые всегда в той или иной мере проявляют эмоциональное отношение к оцениваемому человеку. И это не удивительно. Результаты исследований в нашей стране подтверждают положение о присущем человеческой психике единстве сознания и переживания: отражение действительности всегда преломляется через аффективное отношение к ней.
Эмоциональная форма
эмпатии, как правило,
Эмпатическое переживание
может быть с любым знаком
эмоционального состояния