Механизмы социального восприятия (каузальная атрибуция)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 19:22, реферат

Краткое описание

Традиция исследования социального восприятия, или социальной перцепции, - одна из наиболее устойчивых традиций в социальной психологии. В ее рамках практически задан весь спектр проблем, которые позже начали разрабатываться в новой области психологии. Особенно активно проблемы социальной перцепции дорабатываются в 70-е гг., хотя проблематика существовала почти с самых первых лет выделения социальной психологии в самостоятельную область знания, но не обязательно под этим именем.
В рамках данной работы рассмотрим понятие социального восприятия и один из механизмов социального восприятия – каузальную атрибуцию.

Содержание

1. Введение ……………………………………………………….....……..………...3
2. Понятие социального восприятия …………………………………………….....4
3.Механизмы социального восприятия (каузальная атрибуция) ……………...…7
4. Примеры «каузальной атрибуции» из фильма «Гитлер: Восстание зла»……12
5.Заключение …………………………………………………………...…..........…14
6. Список литературы ……………………………………………………...………15

Вложенные файлы: 1 файл

реферат Механизмы социального восприятия.docx

— 33.17 Кб (Скачать файл)

 

Реферат

по дисциплине «Психология межгрупповых отношений»

Тема: «Механизмы социального восприятия (каузальная атрибуция)»

                                                                   

 

 

 

 

 

 

       

 

 

 

Содержание

 

1. Введение ……………………………………………………….....……..………...3

2. Понятие социального восприятия …………………………………………….....4

3.Механизмы социального восприятия (каузальная атрибуция) ……………...…7

4. Примеры «каузальной атрибуции» из фильма «Гитлер: Восстание зла»……12

5.Заключение …………………………………………………………...…..........…14

6. Список литературы ……………………………………………………...………15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

        Человек не  может жить обособленно. На  протяжении всей своей жизни  мы вступаем в контакт с  окружающими нас людьми, формируем  межличностные взаимоотношения,  целые группы людей образовывают  связи между собой и таким  образом каждый из нас оказывается  субъектом бесчисленных и многообразных  отношений. То, как мы относимся  к собеседнику, какие отношения  с ним формируем, чаще всего  зависит от того, как мы воспринимаем  и оцениваем партнера по общению.  Человек, вступая в контакт,  оценивает каждого собеседника,  как по внешнему виду, так и  по поведению. В результате  сделанной оценки формируется  определенное отношение к собеседнику,  и делаются отдельные выводы  о его внутренних психологических  свойствах. Данный механизм восприятия  одним человеком другого является  непременной составной частью  общения и относится к социальной  перцепции [5].

         Традиция  исследования социального восприятия, или социальной перцепции, - одна  из наиболее устойчивых традиций  в социальной психологии. В ее  рамках практически задан весь  спектр проблем, которые позже  начали разрабатываться в новой  области психологии. Особенно активно  проблемы социальной перцепции  дорабатываются в 70-е гг., хотя  проблематика существовала почти  с самых первых лет выделения  социальной психологии в самостоятельную  область знания, но не обязательно  под этим именем [2].

           В  рамках данной работы рассмотрим  понятие социального восприятия  и один из механизмов социального восприятия – каузальную атрибуцию.

 

 

 

 

 

 

Понятие социального восприятия

Социальная перцепция  (от лат. perceptio - восприятие и socialis - общественный) - восприятие, понимание и оценка людьми социальных объектов (других людей, самих себя, групп, социальных общностей  и т. п.). Термин «социальная перцепция» ввел американский психолог Джером Брунер (1947) для обозначения факта социальной обусловленности восприятия, его зависимости не только от характеристик стимула - объекта, но и прошлого опыта субъекта, его целей, намерений, значимости ситуации и т. д. Позже под социальным восприятием стали понимать целостное восприятие субъектом не только предметов материального мира, но и так называемых социальных объектов (других людей, групп, классов, народностей и т. д.), социальных ситуаций и т. п. [4].

Социальное восприятие включает в себя восприятие межличностное, самовосприятие и восприятие межгрупповое. В более  узком смысле социальную перцепцию  рассматривают как межличностное  восприятие: процесс восприятия внешних  признаков человека, соотнесение  их с его личностными характеристиками, интерпретация и прогнозирование  на этой основе его поступков. Социальный перцептивный процесс имеет две  стороны: субъективную (субъект восприятия - человек, который воспринимает) и  объективную (объект восприятия - человек, которого воспринимают) [3]. Когда субъектом восприятия выступает индивид, он может воспринимать и познавать свою собственную группу, постороннюю группу, другого индивида, который является членом или своей или иной группы. Когда субъектом восприятия выступает группа, то тогда процесс социальной перцепции становится еще более запутанным и сложным, так как группа осуществляет познание, как самой себя, так и своих членов, а также может оценивать членов другой группы и саму иную группу в целом.

         Процессы социального восприятия существенно отличаются от восприятия не социальных объектов. Это отличие заключается в том, что социальные объекты не являются пассивными и безразличными по отношению к субъекту восприятия. Кроме того, социальные образы всегда имеют смысловые и оценочные интерпретации. В определенном смысле восприятие - это интерпретация. Но интерпретация другого человека или группы всегда зависит от предшествующего социального опыта воспринимающего, от поведения объекта восприятия в данный момент, от системы ценностных ориентации воспринимающего и от многих факторов как субъективного, так и объективного порядка [3].

В социальной психологии иногда применяется такая формулировка как «познание другого человека»  в качестве более точного понятия  для характеристики процесса восприятия человека человеком.

Специфика познания человеком  другого человека заключается в  том, что субъект и объект восприятия воспринимают не только физические характеристики друг друга, но и поведенческие, а  также в процессе взаимодействия происходит формирование суждений о  намерениях, способностях, эмоциях  и мыслях собеседника. Кроме того, создается представление о тех  отношениях, которые связывают субъекта и объекта восприятия. Это придает  еще более значительный смысл  последовательности дополнительных факторов, которые не играют столь важной роли при восприятии физических объектов. Если субъект восприятия активно  участвует в общении, то это означает намерение лица установить согласованные  действия с партнером с учетом его желаний намерений, ожиданий и прошлого опыта. Таким образом, социальная перцепция зависит от эмоций, намерений, мнений, установок, пристрастий и предубеждений [5].

Познание других людей  зависит также и от уровня развития представления человека о самом  себе (Я - концепция), о партнере по общению (Ты – концепция) и о группе, к  которой принадлежит или думает, что принадлежит индивид (Мы –  концепция). Познание себя через другого  возможно через сравнение себя с  другим индивидом или через рефлексию.

Существуют основные функции  социальной перцепции, а именно: познание себя, познание партнера по общению, организация  совместной деятельности на основе взаимопонимания  и установление определенных эмоциональных  взаимоотношений. Взаимопонимание это социально-психическое явление, центром которого является эмпатия [5].

Таким образом, в целом процесс социальной перцепции представляет собой сложный механизм взаимодействия социальных объектов в межличностном контексте и находится под влиянием множества факторов и особенностей, таких как возрастные особенности, эффекты восприятия, прошлый опыт и личностные свойства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Механизмы социального  восприятия

    Механизмы социального восприятия - способы, посредством которых люди интерпретируют, понимают и оценивают другого человека.

     В истории социальной психологии выдвигалось немало психологических процессов, призванных объяснить специфику социального восприятия, его содержательные, структурные и динамические характеристики. Поэтому среди работ как теоретического, так и эмпирического плана можно встретить самые различные терминологические варианты для обозначения тех или иных механизмов социального восприятия.

     Агеев В.С. (исследователь межгрупповых отношений, межкультурных контактов и социальных стереотипов) разделил механизмы социального восприятия на два типа: межличностные и межгрупповые, т.к. утверждал, что одни механизмы актуализируются в привычных условиях, при взаимодействии хорошо знакомых между собой людей (межличностные), в то время как другие, напротив, начинают действовать в непривычных условиях, при контактах с малознакомыми или вовсе незнакомыми людьми (межгрупповые). Иначе говоря, первые работают при восприятии «ближнего», а вторые — «дальнего». Деление на межличностные и межгрупповые механизмы достаточно условно [1].

К межличностным механизмам социального восприятия относятся: рефлексия, эмпатия, идентификация, аттракция и др.

К межгрупповым Агеев В.С. относит: ингрупповой фаворитизм, физиогномическая редукция, казуальная атрибуция, стереотипизация.

В рамках данное работы рассмотрим понятие  каузальной атрибуции.

     Казуальная атрибуция (от лат. causa - причина + attribuo -придаю, наделяю) - феномен социального восприятия, интерпретация человеком причин поведения другого человека, а также своего собственного. Иначе говоря, суть каузальной атрибуции можно определить как отнесение, приписывание причин того или иного акта определенным источникам - внешним или внутренним. Так, если один человек ударил другого, причина этого может видеться нам в том, что сам он по натуре своей человек злой и агрессивный (то есть действие продиктовано его внутренними качествами), либо в том, что вынужден защищаться или отстаивать таким способом свои интересы (то есть обстоятельства вынудили его пойти на этот шаг). Такого рода суждения не всегда опираются на логику или на объективно наблюдаемую действительность, они скорее продиктованы нашей склонностью трактовать источники поведения. Такие трактовки во многом индивидуальны, но имеют и общие особенности [4].

Исследователи каузальной атрибуции  исходили из следующих положений: 1) люди в процессе межличностного восприятия и познания не ограничиваются получением внешне наблюдаемых сведений, но стремятся  к выяснению причин поведения  и выводам, касающимся соответствующих  личностных качеств наблюдаемого человека; 2) поскольку информация о человеке, получаемая в результате наблюдения, чаще всего недостаточна для надежных выводов, наблюдатель находит вероятные  причины поведения, соответствующие  черты личности и приписывает  их наблюдаемому человеку; 3.) такая  причинная интерпретация существенно  влияет на поведение наблюдателя.

Теории атрибуции были разработаны  на основе обобщения фактов социальной перцепции (межличностного восприятия), однако их авторы в дальнейшем стали  распространять свои объяснительные принципы и терминологию на другие области, например, мотивацию.

Сущность теорий атрибуции. "Атрибутивные теории в широком смысле этого термина, - пишет Л.Д.Росс, - рассматривают попытки рядового человека понять причины и следствия событий, свидетелем которых он является; иначе говоря, изучают наивную психологию "человека с улицы" - как он интерпретирует свое поведение и поведение других". Такие широкие цели изучения явились следствием иного представления о человеке, чем это имело место в бихевиоризме или фрейдизме. Исследователями каузальной атрибуции каждый человек рассматривается как интуитивный психолог, равный по статусу психологу-исследователю. Цель профессионального психолога - познать способы восприятия и понимания событий и людей, которые использует интуитивный психолог.

Основоположником исследований атрибутивных процессов считается Ф. Хайдер. Суть предложенной им концепции такова. Человек стремится к формированию непротиворечивой и связной картины  мира. В этом процессе у него вырабатывается, по выражению Хайдера, "житейская  психология" как результат попыток  объяснить для себя причины поведения  другого человека и прежде всего  вызвавшие его мотивы. Хайдер подчеркивает важность того, объясняем ли мы то или  иное явление факторами, локализованными  внутри человека или вне его, например, мы можем объяснить ошибку человека его низкими способностями (внутренняя причина) либо трудностью задачи (внешняя  причина). Характер объяснения в каждом отдельном случае определяется не только уровнем развития субъекта, его собственными побуждениями, но также необходимостью сохранить когнитивный баланс. Например, если человек считает, что другой человек относится к нему хорошо, то любой негативный его акт будет "выпадать" из общей картины, в  действие вступят психологические  силы, стремящиеся восстановить равновесие [3].

Многие положения концепции  Хайдера были проверены и подтверждены экспериментально. Сам Хайдер ссылается  на эксперимент М.Циллига, проведенный  еще в 1928 г. В этом эксперименте две  группы детей - популярных и непопулярных - выступали перед своими одноклассниками  с гимнастическими упражнениями. Хотя "популярные" специально делали ошибки, а "непопулярные" выступали  безошибочно, зрители впоследствии говорили об обратном. Хайдер указывает  на этот факт как на пример приписывания (атрибуции) "плохих" качеств "плохим" людям.

В своих исследованиях того, как  мы интерпретируем окружающий мир, социальные психологи обнаружили обобщенную тенденцию, которую назвали фундаментальной ошибкой атрибуции. Она состоит в преувеличении значения личностных (диспозиционных) факторов в ущерб ситуативным, или "средовым" влияниям. Как наблюдатели мы часто упускаем из виду тот факт, что каждый человек играет множество социальных ролей, а мы часто являемся свидетелями лишь одной из них. Поэтому влияние социальных ролей при объяснении человеческого поведения легко упустить из виду [2].

Информация о работе Механизмы социального восприятия (каузальная атрибуция)