Механизмы социального восприятия (каузальная атрибуция)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 19:22, реферат

Краткое описание

Традиция исследования социального восприятия, или социальной перцепции, - одна из наиболее устойчивых традиций в социальной психологии. В ее рамках практически задан весь спектр проблем, которые позже начали разрабатываться в новой области психологии. Особенно активно проблемы социальной перцепции дорабатываются в 70-е гг., хотя проблематика существовала почти с самых первых лет выделения социальной психологии в самостоятельную область знания, но не обязательно под этим именем.
В рамках данной работы рассмотрим понятие социального восприятия и один из механизмов социального восприятия – каузальную атрибуцию.

Содержание

1. Введение ……………………………………………………….....……..………...3
2. Понятие социального восприятия …………………………………………….....4
3.Механизмы социального восприятия (каузальная атрибуция) ……………...…7
4. Примеры «каузальной атрибуции» из фильма «Гитлер: Восстание зла»……12
5.Заключение …………………………………………………………...…..........…14
6. Список литературы ……………………………………………………...………15

Вложенные файлы: 1 файл

реферат Механизмы социального восприятия.docx

— 33.17 Кб (Скачать файл)

Выделяют следующие виды фундаментальных  ошибок: 1. «ложное согласие» - выражается в том, что воспринимаемый принимает  свою точку зрения как нормальную и поэтому считает, что другим должна быть свойственна такая же точка зрения;  2. «неравные возможности» - отмечается в ролевом поведении, в определённых ролях собственные  позитивные качества, игнорирование особенностей, обусловленных ролевой позицией; 3. «большее доверие вообще к фактам, чем к суждениям»; 4. «легкость построения ложных корреляций» - мы склонны связывать те или иные внешние черты и психологические свойства («все полные люди- добродушные»); 5. «игнорирование информационные ценностей не случившегося» — несделанное должно также быть основанием для оценки поведения.

Один из существенных результатов  экспериментального исследования каузальной атрибуции заключается в установлении систематических различий в объяснении человеком своего поведения и  поведения других людей. Собственные  промахи и даже недостойные поступки мы склонны интерпретировать как  вынужденные, продиктованные неблагоприятными обстоятельствами, тогда как успехи и достижения скорее истолкуем как  естественное следствие наших высоких  достоинств. В отношении других людей  чаще действует обратная закономерность - их удачи скорее расцениваются  как следствие "везения", благоприятного стечения обстоятельств, чьего-то покровительства  и т.п., зато промахи и неловкости скорее расцениваются как следствие  негативных личностных особенностей.

Важная закономерность, обнаруженная во многих экспериментах, состоит в  преувеличении человеком собственной  роли в той ситуации, в которую  он оказался вовлечен - пускай даже в  пассивной роли. Сам факт участия  в каком-то событии заставляет нас  почувствовать (часто безосновательно) свою способность влиять на его ход  и результаты [3].

Очень важно, что знание закономерностей  и ошибок каузальной атрибуции помогает сделать ее более эффективным  орудием для налаживания взаимодействия. Так, знание о существовании "фундаментальной  ошибки атрибуции" может направить  наше восприятие по более правильному  пути учета различных ситуационных воздействий на человека. Очень важно  и осознание собственного стиля  атрибуции, который присутствует в  любом общении. Опыт психологов, занимающихся "атрибутивной психотерапией", показывает, что во многих ситуациях осознание  и смена стиля приписывания причин приводят к увеличению успешности общения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В целом процесс социальной перцепции  представляет собой сложный механизм взаимодействия социальных объектов в  межличностном контексте и находится  под влиянием множества факторов и особенностей, таких как возрастные особенности, эффекты восприятия, прошлый  опыт и личностные свойства.

     Механизмы социального восприятия -  способы, посредством которых люди интерпретируют, понимают и оценивают другого человека.

      В рамках данное  работы рассмотрено понятие каузальной  атрибуции. Казуальная атрибуция (от лат. causa - причина + attribuo -придаю, наделяю) - феномен социального восприятия, интерпретация человеком причин поведения другого человека, а также своего собственного. Иначе говоря, суть каузальной атрибуции можно определить как отнесение, приписывание причин того или иного акта определенным источникам - внешним или внутренним. Исследователи выделяют фундаментальную ошибку атрибуции, которая состоит в преувеличении значения личностных (диспозиционных) факторов в ущерб ситуативным, или "средовым" влияниям. Виды фундаментальной ошибки атрибуции: ложное согласие; неравные возможности; игнорирование информационной ценности неслучившегося; большее доверие к фактам, чем к суждениям; лёгкость построения ложных корреляций. 

      Таким образом, каузальная атрибуция отражает потребность и способность человека в изучении и осмыслении причин наблюдаемых явлений. Она связана с регуляцией человеческих взаимоотношений, включая в себя объяснение, осуждение поступков  людей или их оправдание. Если знать причину поступков людей, то можно не только объяснить, но и предсказать их появление, что имеет огромное значение в межличностном общении и взаимодействии. 

 

 

Список литературы

1. Агеев В. С.  Межгрупповое взаимодействие: Социально-психологические проблемы. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990. 

2. Андреева Г.М. Психология социального познания / Под ред. Г.М. Андреева. - М.: Аспект Пресс, 2004.

3. Андриенко Е.В. Социальная психология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия», 2000.

4.  Краткий психологический словарь/Сост. Л. А. Карпенко; Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского.- М.: Политиздат, 1985.

5. Материалы сайта: http://opsychology.ru/2008/12/06/socialnaya-percepciya/ Социальная перцепция. 

 

 

 


Информация о работе Механизмы социального восприятия (каузальная атрибуция)