Многообразие форм человеческого знания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2012 в 00:45, контрольная работа

Краткое описание

Знания необходимы человеку для ориентации в окружающем мире, для объяснения и предвидения событий, для планирования и реализации деятельности и выработки других новых знаний. Использование знаний в практической профессиональной деятельности людей предполагает наличие особой группы правил, показывающих, каким образом, в каких ситуациях, с помощью каких средств и для достижения каких целей могут применяться те или иные знания. Можно определить знания как отражение в сознании человека свойств вещей, предметов, явлений действительности, переработанных в категориях человеческого опыта.

Вложенные файлы: 1 файл

Документ 15.docx

— 42.18 Кб (Скачать файл)

1. Многообразие форм человеческого  знания

     Знания необходимы человеку для ориентации в окружающем мире, для объяснения и предвидения событий, для планирования и реализации деятельности и выработки других новых знаний. Использование знаний в практической профессиональной деятельности людей предполагает наличие особой группы правил, показывающих, каким образом, в каких ситуациях, с помощью каких средств и для достижения каких целей могут применяться те или иные знания. Можно определить знания как отражение в сознании человека свойств вещей, предметов, явлений действительности, переработанных в категориях человеческого опыта.

      Стремясь понять специфику и структуру знаний, мы сразу же обнаруживаем, что существуют различные типы знаний. Мы знаем, например, что такое автомобиль, что такое алгоритм, знаем, как поджарить бифштекс, зачем стоматологу бормашина. В первых двух случаях это знание об объектах: материальном - автомобиле и идеальном - математической функции. В третьем случае речь идет о действии приготовления пищи (знания о действии - так называемые правила деятельности). В четвертом - о полезном свойстве вещи (знание о свойстве, функциональном использовании объекта). Особый тип знаний составляют проблемы или задачи, то есть знания о неизвестном. Они обычно выражаются в форме вопросов и предписаний.

      Классификация  (типология) форм знания в одном  из разделов философии - теории  познания (гносеологии) - является достаточно  сложной и дискуссионной проблемой,  связанной в частности с тем,  что не существует единого  понимания термина "знание". Термин "знание" обычно употребляется  в трех основных значениях.

      Во-первых, под знаниями подразумевают способности, умения, навыки, которые базируются на осведомленности человека о том, как что-либо сделать, осуществить. Однако с точки зрения психологии знать о том, как что-либо сделать, и уметь (иметь навык, способность) сделать что-либо - разные вещи.

      Во втором значении знания понимаются как любая познавательно значимая информация, в первую очередь - адекватная, правильная информация. Знание - это всегда информация, но не всякая информация - знание. В процессе переработки человеком информация должна приобрести знаковую форму или выразиться в ней с помощью других знаний, хранящихся в памяти, она должна получить смысл и значение. Таким образом, в превращении информации в знание участвует целый ряд закономерностей, регулирующих деятельность мозга, и различных психических процессов, а также разнообразных правил, включающих знание в систему общественных связей, в культурный контекст определенной эпохи. Благодаря этому знание становится достоянием общества, а не только отдельных индивидов. Истинным знанием, знанием, построенным на основании правильной, адекватной информации, будет называться такое знание, которое соответствует своему предмету, совпадает с ним.

      В-третьих, под знанием понимается особая познавательная единица, особая форма отношения человека к действительности, существующая наряду и во взаимосвязи с практическим отношением к миру. В структуре процесса познания, результатом которого является накопление и обогащение знаний, выделяются два типа деятельности: во-первых, практическая деятельность в самом широком смысле слова, а во-вторых, деятельность, специально направленная на создание знаний, на продуцирование понятий, то есть теоретическая деятельность как особый вид умственного труда.

Знания как основной элемент  содержания общего образования

      Знания как основной элемент содержания общего образования - это результат познания действительности, законов развития природы, общества и мышления. В них выражается обобщенный опыт людей, накопленный в процессе социально-исторической практики.

      Содержание  образования включает в себя  следующие виды знаний:

основные понятия и  термины, отражающие как повседневную действительность, так и научные  знания;

факты повседневной действительности и науки, необходимые для доказательства и отстаивания своих идей;

основные законы науки, раскрывающие и отношения между разными  объектами и явлениями действительности;

теории, содержащие систему  научных знаний об определенной совокупности объектов, о взаимосвязях между ними и о методах объяснения и предсказания явлений данной предметной области;

знания о способах научной  деятельности, методах познания и  истории получения научного знания;

оценочные знания, знания о нормах отношений к различным явлениям жизни, установленным в обществе.

     Названные виды знаний отличаются друг от друга функциями в обучении, а также используемыми технологиями. Основные функции знаний могут быть сведены к следующим:

средство создания общей  картины мира, инструмент познавательной и практической деятельности,

основа целостного научного мировоззрения.

     Типологизация знания может быть проведена и по другим основаниям. Так, выделяют знания:рациональные и эмоциональные, феноменолистические (качественные концепции) и эссенцианалистические (вооруженные в основном количественными средствами анализа), эмпирические и теоретические, фундаментальные и прикладные, философские и частнонаучные, естественно-научные и гуманитарные.

 Рациональное и чувственное познания действительности

     Для психологов и педагогов особенно важными является различение чувственного и рационального познаний. Главные элементы чувственного познания: ощущения, восприятия, представления, эмоции.

      С точки зрения психологии, ощущение представляет собой простейший психический процесс, состоящий в отражении отдельных свойств предметов и явлений материального мира, а также внутренних состояний организма при непосредственном воздействии раздражителей на соответствующие рецепторы.

      Восприятием  называется отражение в сознании  человека предметов или явлений  в целом, в совокупности его свойств при непосредственном воздействии предметов или явлений на органы чувств.

      Представления  - образы предметов, сцен и событий,  возникающие на основе их припоминания  или продуктивного воображения  и имеющие обобщенный характер.

      Эмоции представляют  собой психическое отражение  в форме непосредственного пристрастного  переживания жизненного смысла  явлений и ситуаций, обусловленного  отношением их объективных свойств  к потребностям человека.

      Для познания  материальных объектов необходимо  функционирование органов чувств, нервной системы, мозга, благодаря  чему возникает ощущение, восприятие  материальных объектов как начальных  этапов познавательной деятельности. Но это не означает, что в  реальном процессе познания они  существуют обособленно или "следуют"  друг за другом: "сначала"  ощущения, "за ними" - восприятия  и т. д. На деле чувственное  познание есть сложное синтетическое  единство перечисленных выше  элементов, которые в то же время неразрывно связаны с мышлением.

      Мышление - это социально обусловленный,  неразрывно связанный с речью  психический процесс поисков  и открытия существенно нового, процесс опосредованного и обобщенного  отражения действительности в  ходе ее анализа и синтеза.  Мышление возникает на основе  практической деятельности из  чувственного познания и далеко  выходит за его пределы. В  мышлении наиболее полно и  адекватно выражено рациональное  познание.

      Однако любое,  даже наиболее развитое, мышление  всегда сохраняет связь с чувственным  познанием, т.е. с ощущениями, восприятиями  и представлениями. Весь свой  материал мыслительная деятельность  получает только из одного  источника - из чувственного познания. Через ощущения и восприятия  мышление непосредственно связано  с внешним миром и является  его отражением. В ходе мышления  осуществляется дальнейшее, более  глубокое познание внешнего мира.

      И чувственное  познание, и мышление тесно связаны с языком. Человек способен охватить взглядом, наглядно представить себе не только то, что видел собственными глазами: едва ли не большая часть его чувственного опыта включает образы, которые почерпнуты из описаний, сделанных другими людьми. В этом факте отчетливо видно значение реального взаимодействия многих и многих людей для формирования чувственного опыта каждого человека. Здесь также становится очевидным универсальное значение языка с его возможностью передавать конкретные образы при помощи слов.

      Язык во  многом организует и формирует  чувственное познание: через язык  осуществляется (причем нередко  бессознательно, как бы автоматически)  подключение отдельных фактов  опыта каждого конкретного человека  к знаниям о существенных связях  и отношениях того реального  мира, в котором живет и действует  человек.

В дополнение к знаниям, формируемым  на их основе профессиональным умениям  и навыкам, эрудиции, необходимым  при решении конкретных задач, человеку требуется и нечто большее. Нужен  широкий кругозор, умение видеть тенденции, перспективы. Важно понимать смысл  наших действий, нашей жизни. Такого рода представления о мире и месте  в нем человека, если их удается  как-то осознать, называют мировоззрением. Разнородные "блоки" знаний, убеждений, мыслей, чувств, настроений, стремлений, надежд, соединяясь в мировоззрении, предстают как более или менее  целостное понимание людьми мира и самих себя.

      В состав  мировоззрения входят и играют  в нем важную роль обобщенные  знания - повседневные, или жизненно-практические, профессиональные, научные. Чем солиднее  запас знаний в ту или иную  эпоху, у того или иного народа  или отдельного человека, тем  более серьезную опору может  получить соответствующее мировоззрение.  Наивное, непросвещенное сознание  не располагает достаточными  средствами для четкого, последовательного,  рационального обоснования своих  взглядов, обращаясь часто к фантастическим  вымыслам, поверьям, обычаям. 

      Кроме знаний  о мире (включая и мир человека) в мировоззрении осмысливается  также весь уклад человеческой  жизни, выражаются определенные  системы ценностей (представления  о добре и зле и другие), выстраиваются  "образы" прошлого и "проекты"  будущего, получают одобрение (осуждение)  те или иные способы жизни,  поведения. 

      Программы  жизни, действия, направленность  поступков имеют под собой  две "опоры": знания и ценности. Они во многом "полярны", противоположны  по своей сути.

      Познанием  движет стремление к истине - объективному  постижению окружающего. Ценностное  сознание иное: оно воплощает  в себе особое отношение людей  ко всему происходящему в соответствии  с их целями, потребностями, интересами, тем или иным пониманием смысла  жизни. 

      В ценностном  сознании формируются нравственные, эстетические (и вообще мировоззренческие)  идеалы. Через соотнесение с нормами,  идеалами осуществляется оценивание - определение ценности происходящего.  Система ценностных ориентаций  играет очень важную роль в  индивидуальном и групповом, общественном  мировоззрении.

      Таким образом,  мировоззрение - это совокупность  взглядов, оценок, принципов, определяющих  самое общее видение, понимание  мира, места в нем человека  и вместе с тем жизненные  позиции, программы поведения,  действий людей.

      В мировоззрении  в обобщенном виде представлены: познавательная, ценностная, поведенческая подсистемы в их взаимосвязи. В различных формах мировоззрений по-разному представлены интеллектуальный и эмоциональный опыт людей.

Эмоционально-психологическую  сторону мировоззрения на уровне настроений, чувств составляет мироощущение.

Опыт формирования познавательных образов мира с использованием наглядных  представлений относят к мировосприятию.

Познавательно-интеллектуальную сторону мировоззрения составляет миропонимание.

"Коэффициент интеллектуальности" мировоззрений различен. Неодинакова  также степень их эмоциональной  насыщенности. Но, так или иначе,  мировоззрения включают в себя  оба эти "полюса". Даже самые  зрелые по мысли формы мировоззрений  не сводятся без остатка лишь  к интеллектуальным составляющим.

     

2. Соотношение знаний и веры 

     Ученых сплачивает в научное сообщество, как мы уже видели, приверженность единому взгляду на окружающий мир, единому методу получения нового знания, а не следование какой-либо идее, верованию, что свойственно для верующих людей. Однако любой исследователь при проведении исследования пользуется научными парадигмами - определяемыми Т. Куном, предложившим это понятие для анализа развития науки, как набор убеждений, ценностей и техник, которые разделяются всеми членами данного научного сообщества. Так как реальность, изучаемая ученым, необыкновенно сложна, он встает перед необходимостью выделять в реальности некоторые изучаемые области, исследуемые в первую очередь в соответствии с критериями научной истины. Этот выбор осуществляется на основе научной парадигмы, господствующей в науке в данный момент времени и основанной на использовании некоторых априорных убеждений, фундаментальных метафизических установок относительно человеческого бытия.

Таких установок в их идеальном, предельном виде в философии выделяют две: материалистическое понимание природы бытия, идеалистическое понимание природы бытия. Они находят свое конкретное выражение в оппозиции знания и веры, иррационального и рационального.

      Если ученый  должен познать истину, то способ  постижения ее истины - научное  (то есть основанное на некоторых  принципиальных предположениях) исследование, а нормой деятельности выступает  научный метод. 

Информация о работе Многообразие форм человеческого знания