Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 16:51, курсовая работа
Цель данной курсовой работы - проанализировать типологию детских образов и тему детства в английской литературе на примерах произведений Чарльза Диккенса.
Задача исследования:
- рассмотреть детские образы в английской литературе.
Объект исследования – изображение детства и детских образов в творчестве Диккенса.
Предмет исследования – тема детства и детских образов в английской литературе.
Методы исследования – теоретические: анализ ( сравнительный ) произведений английских авторов, анализ темы детства и детских образов в этих произведениях.
Введение………………………………………………………………………....3-5
I. Детство в английской литературе…………………………............................6-11
1.1. Детство и детские образы в разные эпохи………………………………...6-9
1.2. Детская английская литература……………………………………………9-11
II. Детские образы в произведениях Ч. Диккенса…………………………….12-17
2.1. Тема детства в произведениях Ч. Диккенса……………………………....11-13
2.2. Образы детей в творчестве Ч. Диккенса………………...………………...13-17
III. Моральное становление личности на примере произведения Ч. Диккенса «Приключения Оливера Твиста».........................................................................11-21
3.1.Условия формирования личности в буржуазном обществе .......................11-17
3.2. Образ Оливера Твиста ...................................................................................18-21
Выводы…………………………………………………………………………...21-22
Список использованной литературы…………………………………………...23
В своих романах Диккенс часто возлагается на вполне определенный реальный
жизненный факт, вероятно
явление современной ему
В "Оливер Твист" это происходит в тот самый момент, когда обшарпанные стены рабочего дома оголосились первым криком, появившегося на свет младенца, которого позже назвали Оливером. Скудная Полупьяная старая-наглядальниця и мрачный приходсьский доктор были единственными свидетелями его рождения. Только и успев взглянуть на младенца и потрогать холодными бледными губами к его лбу, иметь новородженого умерла. Появление Оливера на свет не принесла никакой радости. Но строгое жизни, в которое он вступал, - "мир печали и жалости", - со всей беспощадностью предъявило свои требования, и место Оливера в мире сразу же был определен в соответствии с существующими социальными порядками: "Каким прекрасным доказательством могущества надевания есть юный Оливер Твист! Занятый в одеяло, до сих пор было его единственным покровом, он мог быть сыном дворянина и сыном нищего; наиболее родовитая человек вряд ли бы смогла определить подобающее ему место в суспильстви.Але, когда его облачили в старую коленкоровую рубашку, которая пожелтела от времени, он был отмечен ярлыком и сразу занял свое место - приходского ребенка, сироты из работного дома, смиренного голодного нищего, который проходил свой жизненный путь под градом ударов и Ляско, которого презирали все и ни у кого он не мог найти жалости.
Оливер громко кричал, но если мог он знать, что он сирота, оставленный на милость опеки церковных старост и надзирателей, возможно, он бы
кричал еще громче ". [19, 51]
Оливер становится "жертвой вероломства и обмана". Его детство проходит в среде таких же несчастных сирот, "не загруженных ни избытком пищи, ни избытком одежды", и вхитритлися жить на "невозможно меньшее количество возможного наименее пищевой еды". Наблюдатель Бамбл и миссис Мэн, которые присматривали за детьми, меньше всего беспокоились о благополучии своих воспитанников, но делали все, чтобы добыть наибольшую пользу для самих себя из скудный запасов продовольствия и одежды, которые были предназначены для сирот. Дети или умирают от побоев и голода, либо превращаются в ничтожных, закрытых, запуганных созданий.
Ни ласковый взгляд, ни ласковое слово "не озарили грустных детских лет" Оливера. "Но сознание своей одиночества в большом необъятном мире впервые проникает в сердце ребенка". Тема одиночества маленького беззащитного существа в жестоком несправедливом мире занимает важное место в "Оливер Твист" (но также и в других романах Диккенса). Сравним Оливера с несколькими другими персонажами Диккенса. Дети страдают и погибают: в "Лавке древностей" гибнет крошка Нелл, в "Домби и сын" погибает маленький Поль; до последней степени отчаяния доведен Смайк с "Николаса Никльби"; страдает и несчастный главный герой романа "Приключения Оливера Твиста". Но нужно обратить внимание, что именно наиболее беззащитен и малый из них, Оливер - находит в себе силы действовать.
"Он был совсем ребенком, впал в отчаяние от голода и стал безрассудных от горя", но когда было решено, что дополнительную порцию каши придется просить ему, Оливер сделал это. Вот эта известная сцена:
"Он встал из-за
стола и, подойдя с миской
и ложкой в руке к надзирател
Простите, сэр, я хочу еще.
Наблюдатель был сильным и большим человеком, но он очень побледнел. Заклякшы от удивления, он смотрел несколько секунд на маленького мятежника, а затем, ища поддержки, прислонился к котлу. Помощники замерли от удивления, ребята от страха.
Что .., - слабым голосом произнес, в конце концов, надзиратель.
Простите, сэр, - повторил Оливер, - я хочу еще.
Наблюдатель ударил Оливера черпаком по голове, крепко схватил его за руки и завопив, призывая бидла ". [17, 18]
Робкий и вместе с тем такое неожиданное в стенах работного дома прошение об дополнительную порцию каши было воспринято, как бунт. По этому поводу на специальное заседание было собрано совещание. Было решено убрать Оливера из рабочего дома: так как присутствие бунтовщика опасна! Члены совещания, в первую очередь джентльмен в белом жилете, пришли к мнению, что "мальчик закончит свою жизнь на виселице".
Именно здесь следует обратить внимание на финал этого раздела, где изображается тревожный бунт Оливера. Диккенс пишет:
"Намереваясь показать
в дальнейшем, прав или не прав
был джентльмен в белом жилете,
я не стану лишать
Дальнейшая история, которая рассказывается в романе, показывает, что Оливер выстоял, подобно тому как выстоял в пору своего детства Чарльз Диккенс, преодолевая нужду и невзгоды.
Маленький бунтарь был помещен в ячейку, а затем его хотели отдать в подручные трубочисту. Но он взмолился "чтобы его отправили обратно в темную
комнату ... морили голодом ... избивали .. убили .. но только не отправляли с этим страшным человеком ". И тогда Оливера отдают в ученики к трунаря.Чого только не насмотрелся он, обходя вместе со своим хозяином дома умерших бедняков! Незаслуженно образы заставляют Оливера бежать. Его ждет полная неизвестность, но терпеть обиды он больше не может. Всему есть предел, и дух протеста вновь побуждает Оливера к решительным действиям. А Диккенс, как бы комментируя происходящее, замечает: "Утверждать с некоторой степенью достоверности, будто пример этих добрых людей научил Оливера покорности судьбе, я не могу, хотя и является его биографом". [18, 72].
Мятежный дух силой, возможно, неожиданной для него самого, вспыхивает в Оливере. "Минуту назад мальчик казался тихим, кротким, забитым существом, каким его сделала суровая действительность. Но, наконец, дух его возмутился: жестокое оскорбление, нанесенное покойной матери, зажгла его кровь. Грудь его вздымалась, он выпрямился во весь рост, глаза его горели, он был сам на себя не похож, когда стоял, грозно сверкая глазами, над робким своим мучителем, свернулся у его ног, и бросал вызов с энергией, доселе ему неизвестной ". [17, 49]
Решение бежать от хозяина Диккенс определяет как "очень важный эпизод в истории Оливера", который "повлек за собой существенное изменение во всех его делах и взглядах на будущее". На мой взгляд, этот поступок действительно является важным моментом в нравственном становлении главного героя. Поддаётся изменению и его мировоззрение, он становится самостоятельным и взрослым, зрелым.
Трудом пробирается Оливер Твист в Лондон. Неприветливо встретил его город, обернувшись к нему своими трущобами. Он попадает в воровскую шайку, становится жертвой злодея Сайкса и владельца воровского притона Феджина. Жизнь открывается перед Оливером своей мрачной стороной.
Но случайная встреча с добрым мистером Браунлоу меняет его жизнь. Начинается переломный период в нравственном становлении Оливера Твиста. Он находит приют у хороших людей, у него появляются друзья, выясняется тайна его происхождения, и все завершается благополучно и для него и для его друзей.
Но мир жестокий. Гине Ненси — это та самая молодая женщина с трагической судьбой, с детства попала в воровскую банду. Жизнь калечила ее, заставив жить по законам преступного мира. И она вынуждена была выполнять указания грабителя Сайкса и злодея Монкса - предводителей стаи, с которым она связала свою судьбу.
Нэнси является важной фигурой в жизни Оливера. Вона сделал свой вклад в его развитие и становлення. Вона как могла защищала его и старалась помочь йому.Вона погибает, стремясь помочь Оливеру, вырвать его из окружения воров и преступников.
Она нарушает законы преступного мира и поэтому Сайкс убивает её.Сцена убийства Нэнси побега Сайкса действительно страшная, производит неизгладимое враження.Не нельзя не упомянуть, что в "Предисловии" к "Оливера Твиста", написанной через три года после первого издания романа, Диккенс подчеркнул, что главная задача его книги - показать "суровую правду", изобразить мир воров и преступников без всяких прикрас. Он противопоставил свой роман произведениям, в которых жизнь преступного мира описывалась в ложноромантичному свете, как нечто приятное и привлекательное. "Я читал десятки книг о ворах: славные ребята (в основном любезны), одетые безупречно, кошелек туго набит, знатоки лошадей, держат себя весьма самоуверенно, преуспевают в галантных интригах, мастера петь песни, распить бутылку, сыграть в карты или кости - т.е. представляли из себя прекрасное общество из самых достойных ". [17, 3]
Диккенс преследовал другую цель - "изобразить реальных членов преступной шайки, нарисовать их во всей уродливости, со всей их мерзостью, показать скудное их жизни, показать их такими, каковы они в действительности, - они вечно крадутся, охвачены тревогой, по грязных тропинках жизни, и куда бы не посмотрели, везде маячит перед ними большая черная страшная виселица, - мне казалось, что изобразить это - значит попытаться сделать то, что необходимо и пригодится обществу ".
На мой взгляд, Диккенс рассматривает задачу художника, с точки морального воздействия: он отображает преступный мир правдиво, не приукрашивая его, подобно других авторов, а максимально раскрывая всю гнусность и ничтожество преступного мира. Тем самым Диккенс старается не вызвать у читателя симпатию к злодеев и мира, в котором те живут, а наоборот - оттолкнуть читателя от этого, вызывать у него отвращение, пробудить в читателе добрые чувства и навсегда оттолкнуть его от этого порочного шляху. Автор действительно преследует эту цель этого описания лондонских трущоб и их обитателей соответствуют жизненной правди.Диккенс рисует в своем романе "холодные серые, ночные лондонские улицы, в которых не найти убежища; грязные и вонючие логовища -" гнездо "всех пороков; гнезда голода и болезни; жалкое лохмотья, которое вот-вот рассыплется ".
«Роман« Приключения Оливера Твиста »был задуман Диккенсом как роман уголовный, а в процессе его создания стал романом социальным."
[13, 28]. Говоря об этом,
хотелось бы немного вспомнить
описание Лондона Диккенсом в
романе, той эпохи и тех обстоятельств,
В этом романе мы видим бесстрастное, почти протокольное описание
страшных трущоб Лондона. И эта грязь, беднота, теснота постоянно возникать на страницах романа: «Спустились сумерки; в этих краях жил темный люд; не было поблизости никого, кто бы мог помочь. Минуту спустя его [Оливера] захватили в лабиринт темных узких дворов ».
А описание «самого грязного, самого страшного, удивительного района Лондона» Фолли-Дитч вызывает ужас и неприязнь у читателей: «... деревянные пристройки, нависающие над грязью и грозящие рухнуть в нее - что и случается с другими, закопчены стены и пидгниваючи фундаменты ; все отвратительные признаки нищеты, всякая гниль, грязь, отбросы, - вот что украшает берега Фолли-Дитч. (...) В домов нет владельцев, двери виломлени. (...) Те, которые ищут убежища на острове Джекоба, должны иметь основательные причины для поисков тайного убежища, либо они дошли до крайней нищеты. »[18, 82]
Кривые и узкие улицы, грязные, полуразрушенные дома, сомнительные личности, чаще закутанные в темную одежду и бесшумно сновали по шатким лестницам и темным переходам, дают полное и отчетливое представление о воровских притона, их жителей, о ту обстановку, в которой живет и прячется преступный Лондон.
Описания природы обычно коротки у Диккенса, но в то же время «дышат большим драматизмом». Они не только не требуют никакого комментария, но сами являются комментарием к изображенного. Писатель рисует «серую, промозглую ночь», когда Фейджин отправляется в Уайтчепл до Сайкса обсуждать большое «дело». «Грязь толстым слоем лежала на мостовой, и серая мгла нависла над улицами; моросил дождь, все было холодным и липким на ощупь. Казалось, именно в эту ночь и подобает бродить по улицам таким существам, как этот еврей. Пробираясь крадучись вперед, скользя под прикрытием стен и подъездов, отвратительный старик походил на какое-то омерзительный пресмыкающееся, рожденный в грязи и во тьме, сквозь которые он шел: он полз в ночи в поисках жирной падлы себе на обед »[17, 87]
Почти везде в романе, где мы встречаемся с Фейджином или Сайксом, Диккенс рисует природу в темных, грязных тонах: «К северу оставалось около часа. Вечер был темный, пронизивающе холодный, так что Фейджин не хотел медлить. Резкий ветер, рыскал по улицам, будто смел с них пешеходов, словно пыль и грязь ... ». «Вечер был очень темный. Огромный туман поднимался от реки и от ближайших болот, клубился над печальными полями. Холод пронизывал. Все было пасмурно и черно. Никто не произносил ни слова: возницу клонило в сон, а Сайкс не был расположен заводить с ним разговор ». [17, 103]
Сострадание и боль возникает в сердце, когда раненый Оливер лежит без сознания там, где оставил его Сайкс, и это ощущение усиливается описанием рассвета: «По мере того, как приближался день, становилось все свежее и туман клубился над землей, подобно густых облаков дыма . Трава была мокрая, тропинки и низины покрыты жидкой грязью, с глухим воем лениво налетали порывы сырого тлетворного ветра. (...) Ветер стал более резким и пронзительнее, когда первые проблески рассвета, - скорее смерть ночи, чем рождение дня, - слабо забрезжила в небе. Оливер прежнему лежал неподвижный, без чувств ... ». [17, 289] Туман и холод сопутствуют преступному миру, словно покрывая его грязные дела. Создается впечатление, что хорошая, теплая ясная погода, которая застает Оливера и его друзей в селе, совсем не бывает в Лондоне! Но автору важно изобразить именно холодный, туманный, грязный Лондон, ведь только здесь могут обитать люди, подобные Сайксу и Фейджину, здесь паутина преступлений затягивает вас в свои сети, но, несмотря на все это именно сюда попадают добрые люди (Оливер, мистер Браунлоу , Роза), без которых весь мир может захлебнуться в море жестокости и зла.