Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 16:51, курсовая работа
Цель данной курсовой работы - проанализировать типологию детских образов и тему детства в английской литературе на примерах произведений Чарльза Диккенса.
Задача исследования:
- рассмотреть детские образы в английской литературе.
Объект исследования – изображение детства и детских образов в творчестве Диккенса.
Предмет исследования – тема детства и детских образов в английской литературе.
Методы исследования – теоретические: анализ ( сравнительный ) произведений английских авторов, анализ темы детства и детских образов в этих произведениях.
Введение………………………………………………………………………....3-5
I. Детство в английской литературе…………………………............................6-11
1.1. Детство и детские образы в разные эпохи………………………………...6-9
1.2. Детская английская литература……………………………………………9-11
II. Детские образы в произведениях Ч. Диккенса…………………………….12-17
2.1. Тема детства в произведениях Ч. Диккенса……………………………....11-13
2.2. Образы детей в творчестве Ч. Диккенса………………...………………...13-17
III. Моральное становление личности на примере произведения Ч. Диккенса «Приключения Оливера Твиста».........................................................................11-21
3.1.Условия формирования личности в буржуазном обществе .......................11-17
3.2. Образ Оливера Твиста ...................................................................................18-21
Выводы…………………………………………………………………………...21-22
Список использованной литературы…………………………………………...23
3.2. Образ главного героя.
На мой взгляд, Диккенс хотел изобразить не только лондонские бедные кварталы и преступный мир в их действительной внешности, но также показать развитие главного героя, формирование его характера и его эволюцию на протяжении всего творчества. Это подтверждается прежде всего тем, что первоначальное название романа была не "Приключения Оливера Твиста", а "Оливер Твист или Путь приходского мальчика" ("The Adventures of Oliver Twist, or The Parish Boy's Progress"). Так главной целью автора является не только отразить те времена и то общество, тот мир, в котором живет главный герой, и в котором он проходит испытания. Внимание в романе также акцентируется и на главном герое, на развитии его особи. Так, Диккенс изображает реальный злой мир без всяких украшений, но он дает возможность своему герою почувствовать это на себе, он проводит его через эти испытания, мы видим влияние окружающего мира на Оливер и замечаем изменения, происходящие в его характере, но также мы замечаем и его устойчивость к окружающим условиям, своеобразный "иммунитет". Главному герою удается, несмотря на все, сохранить свою "чистоту".
Известно, что в "Оливера Твиста" Диккенс впервые обратился к вопросу о взаимоотношении личности и общества, личности и окружающего ее середовища.Тому именно этот роман можно назвать первым социальным романом Диккенса.
В "Оливер Твист" Диккенс стремится изобразить жизнь такой, какая она есть без всяких озлоб. В этом отношении его роман имеет ярко выраженный
полемический характер.
Он направлен против потока произведений
буржуазной английской литературы, в
котором жизнь мира преступников
описывалась в псевдо-
В "раю из кирпича и попрошайничества" родился герой романа Диккенса - Оливер Твист, здесь же он провел первые девять лет своей жизни. Возможно, Оливер так и остался бы в этом «раю» навсегда, чтобы в один прекрасный день он непротягнув повару свою пустую миску со словами: "Простите, сэр, я хочу добавки". За такую неслыханную дерзость маленького "бунтовщика" кинули в темную комнату, "где грубом жесткой постели он рыдал, пока не уснул, какая замечательная иллюстрация к милостивых законов Англии! Они позволяют беднякам спать!" - Саркастически пишет Диккенс.
Девятилетний Оливер на своей шкуре испытал, что значит на практике этот новый закон о бедных. Вот, не стерпев издевательств "в учении" у гробовщика, мальчик бежит в Лондон; путь неблизкий, 70 миль. По дороге попадаются деревни, постоялые дворы, но маленький оборванец боится попросить даже корку хлеба - он отлично знает, что за попрошайничество он может попасть в тюрьму.
К счастью, или к несчастью Оливера, ему случается по дороге другой мальчишка, еще более оборванный, чем он сам. Это Доджер по прозвищу Ловкий мошенник, вор-карманник, он единственный из всего большого мира приходит на помощь голодному, умирающему от усталости беглецу. Он обещает Оливеру ужин и крышу и отводит его в воровскую школу.
Итак, Оливер встречает мальчишек из школы воров, старого скрягу Феджина, владельца воровского притона, воровку Нэнси, грабителя и убийцу Билла Сайкса. Это далеко не веселые "джентльмены удачи", а люди, у которых только один выход - или умирать, или воровать.
На страшном мире живут эти люди. Даже погода, и то против них, похоже, что в трущобах всегда непогода: "Грязь толстым слоем лежала на мостовой, и черная мгла нависла над улицами, моросил дождь, все было холодным и липким на ощупь". Неужели солнце светит только в богатых кварталах? Но, наверное, именно так кажется тем, у кого нет ни теплой одежды, ни огонька в камне.
Они преступники, воры, грабители, по ним плачет виселица, но именно они поселили бездомного Оливера. Да, эти люди во многом ужасные и отвратительные, но Диккенс не хочет, просто не может писать одной только черной краской. Он прекрасно понимает, и хочет, чтобы это понял и читатель: его герои искаженные бедностью, нищетой, страхом, но все они - люди. Он показывает нам не только бесчисленные дыры на пиджаке ловкого мошенника, не только грязные чулки и бумажные папильотки в перепутанных волосах Нэнси, он стремится показать их душу.
И вот владелец школы воров Феджин оказывается на деле гораздо сердобольниший, чем, например, добропорядочные надзиратели в рабочем доме. Даже Билл Сайкс, хладнокровный убийца и грабитель, и то не совсем уж схематично "злодей". Вспомним, как он несет раненого Оливера, а затем, будучи вынужденным покинуть его, покрывает мальчика теплее. И вот в этом главная обличительная сила Диккенса: он показывает, что при других условиях эти люди были бы не хуже многих честных горожан - такими их сделало жизнь.
Главный герой книги, сирота и беглец Оливер Твист похож на мальчика из сказки - как солнечный зайчик, он освещает темные души, пробуждает в них крупицы добра, если они еще сохранились. И еврей, и Нэнси, и Билл Сайкс чувствуют, что мальчик совсем не похож на других. Роз Мэйли и мистер Браунлоу спасают Оливера от полиции, не веря, что он может быть вором, хотя думать так у них есть все основания.
Лишь души наблюдателей в рабочем доме остаются глухи - видимо, этих людей не прошибешь уже нечем.
Жизненный путь Оливера - цепь мучений, но благодаря своему «сказочном» характера он избегает судьбы ловкого мошенника, он на крыльях летит над жестокой действительностью, сохраняя свою совесть незапятнанной. Как магнитная стрелка, он неизменно тянется к полюсу добра, дружбы, участия. Оливер для Диккенса - олицетворение светлого начала в человеке.
"Диккенс остался
для меня писателем, перед
Ушли в прошлое лондонские трущобы, нет теперь рабочих домов, давно закрыта долговая тюрьма Маршалси (которые, кстати, очень во многом способствовали книге Диккенса) - зло сейчас приняло другие формы, но мы все с той же напряжением читаем Диккенса, смеемся , скорбим, но всегда верим - лучшее в человеке непременно пробьет себе дорогу.
Несмотря на все порочные влияния, которые он испытывает (последний этап испытаний мальчика в романе - его пребывание среди воров стаи Фейджина), Оливер Твист остается верен нравственным принципам, заложенным в нем от природы. Под конец романа он не только достигает богатства и благополучия, но и торжествует в этом ничем не запятнанный добродетели.
Хотя Диккенс нигде не говорит прямо о «благородном происхождении» своего героя, однако, он не отказывается и от этой освященной традицией детали: в конце романа выясняется, что Оливер происходит из хорошей семьи: родители принадлежали или к джентри, или к буржуазии.
Еще В.Г.Белинський заметил:
«Большая часть романов Диккенса основана на семейной тайне: брошенное на произвол судьбы дитя богатой и знатной фамилии преследуется родственниками, желающими незаконно воспользоваться его наследством.
Завязка старая и избитая в английских романах; но в Англии, земли аристократизма и майорства, такая завязка имеет свое значение, поскольку вытекает из самого устройства английского общества, следовательно, имеет своей почвой действительность ». [15, 644]
Белинский подчеркивает,
что слабость этого романа Диккенса
в «развязке вроде
«При этом, - указывает Белинский, - Диккенс умеет пользоваться этой изношенной завязкой, как человек с огромным поэтическим талантом». [14, 185]
Критик Белинский также, сопоставляя Диккенса и Е.Сю заметил: «Воры и мошенники, так же как и сцены нищеты в романе Е.Сю, - тоже плохие копии из мастерских, дышащих страшной истиной действительности и художественной жизнью картин Диккенса». [15, 644]
Если учитывать философию молодого Диккенса и те противоречия, которые лежали в ее основе, а также в творческом этапе его деятельности, то можно понять оценку автором характера и судьбы Оливера Твиста.
Во время чтения «Оливера Твиста» сложно не заметить, что роман делится на две части: поучительная повесть о маленьком Оливера (эта повесть
является основным по замыслу автора) и изображение «социального фона», на котором она разворачивается.
Именно повесть о
маленьком Оливера Твиста должна
послужить доказательством
Рассмотрим персонаж и характер главного героя. Оливер является набожным мальчиком, хотя никто никогда не учил его молится. В трудные моменты жизни Оливер всегда обращается к Богу.
Оливер от природы награжден какими-то моральными задатками и принципами. Благодаря тому, чем его наделила природа, у него есть мощная броня, надежный щит при всех трудностях. Этот щит помогает Оливеру оставаться самим собой не поддаваться ни чьему влиянию. Мы видим, какой ужас овладевает мальчика, Фейджин подсовывает ему книгу о ворах и их дияниях. Дитя просит Господа послать ему смерть, и тем самым избавить его от участия в преступлениях.
И Фейджин, и злодей Монкс признают, что Оливер не похож на других хлопчикив. И это правдою.Оливер действительно остается олицетворением добродетели. Он не подвергается воздействию окружающей его порочной среды и абсолютно не меняется в плохую сторону.
Герой Диккенса не только благотворительный от природы, но и наделен необъяснимой интуицией. Портрет неизвестной женщины вызывает у него непонятное волнение, потому что это - изображение его матери, умершей при рождении Оливера. Мальчик вселяет необъяснимую доверие и симпатию всем
людям ... Даже Браунлоу, который имеет все основания считать, что мальчик очистил его карман, при первой же встрече проникается к Оливеру довирою. Мисис Мэйли и Роз спасают Оливера от полиции, не веря в то, что он может быть вором.
Диккенс хочет показать особый контраст между главным героем и окружающей середовищем.Автор хочет ярко показать моральное превосходство идеального героя, Диккенсу для контраста нужны черные краски. Идеальная чистота Оливера должна была вступить со всей наглядностью именно при сопоставлении его мрачных злодеев, в самых чрезвычайных жизненных обставинах.Монкс является главным антагонистом Оливера.
Жизнь Оливера разворачивается
на фоне реальной действительности, а
эта действительность не подчиняющейся
законам диккенсовских
Именно эта особенность характерна для ранних романов Диккенса - наличие в романе двух линий повествования.
Хотя идейная тезис, которую он стремился доказать в «Оливере Твисте» и является важным для автора, мастерство художника - реалиста ярко проявилась не в описании жизненных испытаний Оливера, а в широком социальном фоне, на котором эти испытания разворачиваются.
Заключение.
Проанализировать типологию детских образов и тему детства в английской литературе на примерах произведений Чарльза Диккенса, мы пришли к выводу, что тема детства - одна из магистральных тем мировой художественной литературы. Концепции детства и отношение к образу ребенка на протяжении времени кардинальным образом менялись. Научное изучение художественных концепций детства и детских образов в истории английской литературы в целом, так и в творчестве отдельно взятых авторов, даёт ценную информацию о культуре и ментальности западной цивилизации.
Понимание детства и ребёнка в историческом контексте обретает глубину, многоаспектность, полисемантизм. Ребёнок становится онтологически более значимым; повышается его роль в социальном строительстве жизни; актуализируются познавательные способности, этико-нравственная ценность.
Чтобы верно осмыслить многообразие исследовательского материала, при обзоре художественной эволюции образа ребенка в истории английской литературы нами был использован комплексный подход к изучению проблемы. В качестве материала были исследованы художественные тексты, сыгравшие важную роль в развитии литературного образа ребенка, а также основные идеи и концепции, связанные с фигурой ребенка и образом детства, возникавшие и отражавшиеся в английской литературе XIX — XX вв.
На примере произведения «Приключения Оливера Твиста» Мы увидели, что сам автор романа сильно заинтересован судьбой своего героя и заставляет нас волноваться, сопереживать его невзгодам и радостям. На последних страницах романа мы можем наблюдать даже некоторый налет грусти, хотя жизнь Оливера Твиста наладилась, и он нашел свой дом, семью, которая любит его и будет любить.
Мы пришли к выводу, что роман Чарльза Диккенса "Приключения Оливера Твиста" считается одним из самых сильных произведений автора, и хотя стремление писателя к торжеству справедливости прослеживается во многих его произведениях, но именно в этом романе поднимаются острейшие вопросы о социальном и нравственном благополучии, о беззаконии и издевательства над детьми в школах, о страданиях бедного народа в рабочих домах, о криминальном мире Лондона. Тем самым, можно подтвердить то, что главной целью творчества английского реализма XIX века было этическое воздействие на читателя.