Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2012 в 14:53, курсовая работа
В настоящее время на всех этапах развития современной школы существует неподдельный интерес к вопросам сохранения и укрепления здоровья учащихся, и инициатива сохранения позитивного здоровья школьников принадлежит системе образования. По мнению ряда специалистов, школа – идеальное место для реализации междисциплинарных комплексных оздоровительных программ.
Современный урок физической культуры не может удовлетворить природную потребность в двигательной активности учащихся.
Реальный объем двигательной активности школьников не обеспечивает полноценного и гармоничного физического развития и укрепления здоровья подрастающего поколения.
Введение…………………………………………………………………
3
1. Теоретическое обоснование проблемы исследования…............
6
1.1. Понятие «мотив» и «мотивация»……………………........
1.2. Технология развития мотивационных основ к урокам физической культуры…………………………………………
1.3. Сущность и ведение здорового образа жизни……………
1.4. Формы организации физического воспитания в школе…
6
15
26
29
2. Опытно-практическая работа по изучению мотивации школьников к занятиям физической культурой………………….…..
33
2.1. Диагностика мотивации к занятиям физической культурой…………………………………………………………..
2.2. Анализ результатов исследования ………………………..
33
36
Заключение………………………………………………………………
Список литературы……………………………………………………..
37
38
Приложения………………………………………………………………
40
1.4 Формы организации физического воспитания в школе.
В системе физического воспитания школьников применяются разнообразные формы организации занятий физическими упражнениями.
1. Урок физической культуры. Основной формой занятий физическими упражнениями в школе является урок физической культуры. По сравнению с другими формами физического воспитания урок физической культуры имеет ряд преимущества, так как он:
а) является самой массовой формой организованных, систематических и обязательных занятий школьников;
б) проводится на базе научно обоснованной государственной программы, рассчитанной на длительные сроки обучения;
в) осуществляется под руководством педагога при учете возрастно-половых и индивидуальных особенностей школьников;
г) содействует всестороннему и гармоничному физическому совершенствованию всех учащихся вне зависимости от их двигательных способностей, спортивных результатов, распределен in на медицинские группы и т.д.
Уроки физической культуры в общеобразовательной школе проводятся 2 раза в неделю по 40—45 мин каждый. Их основное содержание — двигательная деятельность.
2. Физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня. В процессе проведения физкультурно-оздоровительных мероприятий решаются следующие задачи: активизация двигательного режима в течение учебного дня и внедрение физической культуры в повседневный быт школьников; поддержание оптимального уровня работоспособности в учебной деятельности; укрепление здоровья и совершенствование культуры движений; содействие улучшению физического развития и двигательной подготовленности учащихся; овладение навыками самостоятельных занятий физической культурой. К физкультурно-оздоровительным мероприятиям относят несколько разновидностей (форм) занятий.
Утренняя гимнастика до учебных занятий. Ее цель — способствовать организованному началу учебного дня, улучшению самочувствия и настроения, повышению работоспособности учащихся на первых уроках. Основа гимнастики до занятий — это комплексы из 7—9 физических упражнений динамического характера, hoi действующих на различные мышечные группы, выполняемые и течение 6—7 мин (в младших классах — не более 5—6 мин). Комплексы упражнений обновляются через 2—3 недели, т.е. 2—3 раза в четверти. Утренняя гимнастика проводится на открытом воздухе, а при неблагоприятной погоде – в помещении (в проветренных коридорах, рекреациях). Общее руководство и организацию утренней гимнастики осуществляет учитель физической культуры. Ему помогают учителя-предметники, ведущие первый урок в данном классе.
Физкультминутки и физкультпаузы на уроках. Их цель — снятие утомления, повышение продуктивности умственной или физической работы, предупреждение нарушения осанки. Физкультминутки проводятся на общеобразовательных уроках при появлении первых признаков утомления (нарушения внимания, снижения активности и т.п.) под руководством учителя или физорга. Время начала физкультминутки определяет педагог, проводящий урок. Комплексы физкультминуток состоят из 3—5 упражнений (потягивания, прогибания туловища, наклоны и полунаклоны, полуприседы и приседы с различными движениями руками), повторяемых по 4—6 раз. Продолжительность выполнения комплекса упражнений 1—2 мин.
В старших классах проводятся физкультпаузы во время занятий в учебно-производственных мастерских (на уроках труда).
Игры и физические упражнения на удлиненных переменах являются хорошим средством активного отдыха, укрепления здоровья и восстановления работоспособности учащихся в процессе учебного дня. Важными условиями проведения физических упражнений и игр на перемене являются наличие хорошо заранее подготовленных мест занятий, достаточное количество инвентаря и оборудования. Как правило, во всех играх дети участвуют добровольно, по желанию.
Ежедневные физкультурные занятия в группах продленного дня (спортивный час) направлены на решение следующих задач: укрепление здоровья; закаливание организма учащихся; повышение уровня физической и умственной работоспособности; поддержание ее устойчивости на протяжении всего учебного года; совершенствование двигательных умений и навыков, изученных на уроках физической культуры; формирование умений и воспитание привычки самостоятельно заниматься физическими упражнениями.
Физкультурные занятия в группах продленного дня проводятся, как правило, на свежем воздухе. Они не регламентируются так строго по структуре и времени, как уроки физической культуры.
Распределение времени выполнения различных упражнений и игр зависит от климатических условий, материальной базы, подготовленности детей. Каждое занятие состоит из трех частей. Первая часть- подготовительная (10—15 мин). Состоит из построения, разновидностей ходьбы, медленного бега, общеразвивающих или подготовительных упражнений. Вторая часть — основная (от 30 до 60 мин, в зависимости от общего времени занятия). Она содержит в себе подвижные игры и эстафеты, спортивные развлечения, а также самостоятельную двигательную деятельность (игры, физические упражнения). Третья часть — заключительная (5—7 мин). В основном направлена на организованное окончание занятии, включает общее построение, спокойную ходьбу, малоинтенсивные подвижные игры, игры на внимание. При такой структуре занятия обеспечивается постепенное нарастание физической им грузки в начале его и постепенное снижение к концу. Организация физкультурных занятий возлагается на воспитателей групп продленного дня.
3. Внеклассные формы организации занятий. К внеклассным формам физического воспитания школьников относятся:
1) спортивные секции по видам спорта;
2) секции общей физической под готовки;
3) секции ритмической и атлетической гимнастики;
4) школьные соревнования;
5) туристские походы и слеты;
6) праздники физической культуры;
7) дни здоровья, плавания и т.д.
Цель внеклассных форм занятий состоит в том, чтобы:
а) содействовать успешному и полному овладению материала программы по предмету «Физическая культура»;
б) удовлетворять интересы школьников к занятиям массовыми видами спорта и на этой основе выявлять детей, имеющих хорошие способности к занятиям определенными видами спорта;
в) обеспечивать здоровый, активный, содержательный отдых. Содержание занятий в различных формах внеклассной работы определяется с учетом возраста, пола и интересов школьников [24].
2. Опытно-практическая работа по изучению |
|
2.1. Диагностика мотивации к занятиям физической культурой |
|
В период государственной педагогической практики с целью изучения мотивации к занятиям физической культуры было проведено исследование. В исследовании приняли участие 79 школьников 5-6 классов, обучающихся в МОУ СОШ №2, г. Купино. Был использован метод анкетирования.
Анкета состояла из трех вопросов. Для выяснения отношения школьников к урокам физкультуры был задан прямой вопрос: "Нравятся ли тебе уроки физкультуры?" Почти 90% ответили "да". В этом нет ничего удивительного, т.к. урок физкультуры отличается от общеобразовательного эмоциональностью, возможностью двигаться, а не сидеть за партой, и кроме этого установившимся мнением, что занятия физкультурой полезны для здоровья.
Интерес к уроку физкультуры мы выясняли через другой вопрос: "Как часто ты пропускаешь уроки физкультуры?". Результаты ответов представлены в табл. 1. (приложение 1).
Оказалось, что не пропускают никогда только 52% мальчиков и 22% девочек в 5 классе и 49% мальчиков в 6 классе. Что касается девочек, то это вполне объективно из-за физиологических особенностей их организма, вот посещение уроков физкультуры мальчиками скорее всего связано с их интересом и отношением к этому предмету. Это проявилось в ответе "стараюсь не пропускать" - 35% в 5 классе и 13% в 6 классе, что может свидетельствовать о том, что они хотели быть объективны и единичные пропуски связывали с болезнью или другими важными причинами. Этот и предыдущие ответы мы можем квалифицировать как достаточно устойчивый интерес к уроку физкультуры, таких школьников в наших исследованиях 50%. С долей вероятности можно утверждать, что от 90 до95% достаточно регулярно посещают уроки физкультур. Наибольшую "добросовестность" проявляют пятиклассники, а у старшеклассников может быть другой мотив - избежать низкой оценки по физкультуре, чтобы не портить общий балл аттестата. Вероятность этих причин, заставляющих мальчиков посещать уроки физкультуры весьма велика, т.к. они затем высказывают, что им не нравится на уроках физкультуры.
Это также подтверждается динамикой ответов "пропускаю иногда".
У 30% девочек есть желание не пропускать уроки физкультуры. "Иногда" пропускают уроки 32% девочек. Безразличное отношение к урокам физкультуры, а может быть и полное неудовлетворение ими проявляется в ответе "пропускаю уроки ФК регулярно". Так ответили 0% мальчиков и 6% девочек. Обращает на себя внимание количество освобожденных от уроков физкультуры по болезни. Из 47 мальчиков - 11% и из 36 девочек - 22% (рис. 2, приложение 2).
Таким образом можно заключить, что больше половины школьников не испытывают устойчивого интереса к урокам физкультуры.
Далее с помощью анкеты изучили, что не устраивает школьников на уроках физкультуры (табл. 2, приложение 3).
Учащиеся назвали достаточно много замечаний, которые касаются методики проведения занятий, программного содержания и самой организации учебного процесса. 20% девочек указали, что их не устраивают большие физические нагрузки на занятии.
Мальчиков в меньшей степени, чем девочек беспокоят большие нагрузки на это указывают от 4% мальчиков. 15% мальчиков и 2% девочек не устраивают недостаточные физические нагрузки. Вероятно, эти школьники занимаются спортом и сравнивают урок физкультуры со спортивной тренировкой. Однако, неудовлетворение физической нагрузкой как завышенной так и заниженной на уроках физкультуры почти у 25% учеников, свидетельствует об неадекватности физических нагрузок физическим возможностям школьников, а также о том, что на уроках не осуществляется дифференцированный подход к учащимся.
Большинство занимающихся не удовлетворены содержанием занятий указывают на то, что отсутствуют упражнения, которые нравятся. Начиная с 6-х классов школьники начинают достаточно уверенно ориентироваться в своих интересах и понимать чего они хотят.
Об этом свидетельствует и ответ, что их не устраивает направленность занятий, недостаточно соревновательных моментов на уроке. В последнем ответе существует интересная динамика, с возрастом желание соревноваться снижается как у мальчиков, так и у девочек.
А вот желание выполнять упражнения под музыкальное сопровождение высказывают 14% девочек и 4% мальчиков. Возрастная динамика также четко указывает на увеличение потребности в выполнении упражнений под музыку как у девочек, начиная с 6-го класса, так и у мальчиков.
Большое количество мальчиков 17% мальчиков и 14% девочек указывает на то, что на уроках физкультуры мало игр (приложение 4).
Таким образом, выяснено, что школьники в основной массе сознательно относятся к урокам физкультуры и могут достаточно определенно указать на их недостатки. Эта неудовлетворенность постановкой процесса физического воспитания в школе и приводит к нерегулярному посещению уроков физкультуры и к снижению мотивации к занятиям во внеурочное время.
2.2. Анализ результатов исследования.
После проведенного исследования было проведено ряд уроков физической культуры с учетом выявленных недостатков. То есть, на уроках (в первой части) все упражнения выполнялись под музыкальное сопровождение. Для 5 и 6 классов было проведено внеклассное занятие «Спортивный поезд» (приложение5). На уроках использовали игровые и соревновательные методы, также разнообразные упражнения. После проделанной работы была проведена повторная диагностика изучения мотивации (результаты диагностики в приложении 6). Анализируя результаты можно сказать, что не намного, но мотивация учащихся повысилась. Учащиеся отметили, что использовать музыкальное сопровождение нужно чаще, это делает занятия физическими упражнениями более эмоциональными и привлекательными. Чаще применять нетрадиционные формы проведения занятий физической культуры («Веселые стары», «Дни здоровья», «Походы» и т.д.), очень понравилось использование игр для развития физических качеств, также использование разнообразных неоднотипных упражнений.
Заключение
Подводя итог работы, отметим, что поставленные задачи работы были решены:
Информация о работе Мотивация детей к здоровому образу жизни