Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2014 в 20:17, курсовая работа
Любая деятельность протекает более эффективно и даёт качественные результаты, если при этом у личности имеются сильные, яркие, глубокие мотивы, вызывающие желание действовать активно, с полной отдачей сил, преодолевать неизбежные затруднения, неблагоприятные условия и другие обстоятельства, настойчиво продвигать к намеченной цели. Всё это имеет прямое отношение и к профессиональной деятельности, которая проходит более успешно, если у сформировано положительное отношение к ней, есть познавательный интерес, потребность в получении знаний, умений и навыков, чувство долга, ответственности и другие мотивы учения.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Понятие мотив и мотивация,мотивация избегания неудач и достижения в зрелом возрасте.
1.1 Понятие мотив и мотивация.
1.2 Общая характеристика зрелого возраста.
1.3 Мотивация избегания неудач и мотивация достижения в зрелом возрасте.
ГЛАВА 2. Исследовательская часть.
2.1 Описание методики тест – опросника измерения мотивации достижения А.мехрабиан.
2.2 Описание методики тест – опросника Т.Элерса «мотивации избегания неудач».
2.3 Исследование.
ВЫВОДЫ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
№ Испытуемого |
||||||||||
Количество набранных баллов |
14 |
20 |
21 |
17 |
23 |
21 |
20 |
24 |
23 |
23 |
Результат по каждому испытуемому |
СМ |
УВ |
СВ |
УВ |
СВ |
СВ |
УВ |
СВ |
СВ |
СВ |
Среднее количество баллов |
20,6 | |||||||||
Средне групповой результат |
Умеренно высокий уровень мотивации к успеху |
№ |
||||||||||||||||||||||||||||||
2 |
3 |
2 |
2 |
3 |
1 |
2 |
2 |
1 |
2 |
2 |
2 |
1 |
1 |
2 |
3 |
2 |
3 |
3 |
1 |
1 |
3 |
2 |
2 |
3 |
3 |
1 |
1 |
3 |
3 | |
2 |
1 |
1 |
1 |
3 |
3 |
1 |
2 |
1 |
2 |
3 |
3 |
2 |
3 |
1 |
3 |
1 |
2 |
3 |
2 |
1 |
2 |
3 |
1 |
3 |
1 |
2 |
2 |
1 |
2 | |
1 |
3 |
2 |
3 |
3 |
1 |
2 |
1 |
3 |
2 |
2 |
3 |
1 |
3 |
2 |
1 |
1 |
2 |
3 |
1 |
3 |
1 |
3 |
2 |
3 |
1 |
3 |
3 |
1 |
2 | |
3 |
3 |
2 |
3 |
2 |
2 |
3 |
3 |
3 |
2 |
3 |
3 |
2 |
3 |
3 |
1 |
2 |
1 |
3 |
2 |
3 |
2 |
3 |
3 |
2 |
1 |
2 |
3 |
2 |
1 | |
2 |
3 |
1 |
3 |
2 |
2 |
2 |
1 |
1 |
2 |
2 |
1 |
2 |
1 |
2 |
1 |
1 |
2 |
2 |
2 |
1 |
1 |
2 |
2 |
3 |
1 |
2 |
3 |
1 |
2 | |
3 |
3 |
2 |
3 |
1 |
1 |
3 |
1 |
2 |
1 |
3 |
2 |
1 |
3 |
2 |
1 |
1 |
1 |
2 |
3 |
1 |
1 |
3 |
3 |
2 |
1 |
2 |
3 |
1 |
1 | |
1 |
1 |
1 |
2 |
3 |
3 |
1 |
2 |
3 |
1 |
2 |
3 |
1 |
2 |
3 |
1 |
2 |
3 |
1 |
1 |
3 |
2 |
3 |
2 |
3 |
3 |
1 |
2 |
2 |
3 | |
2 |
3 |
1 |
3 |
1 |
1 |
2 |
1 |
2 |
3 |
2 |
3 |
1 |
1 |
1 |
1 |
3 |
2 |
2 |
2 |
1 |
1 |
3 |
2 |
3 |
2 |
2 |
2 |
1 |
2 | |
1 |
3 |
2 |
3 |
3 |
2 |
3 |
1 |
3 |
2 |
3 |
3 |
1 |
3 |
3 |
1 |
2 |
3 |
3 |
2 |
3 |
2 |
3 |
3 |
2 |
1 |
2 |
3 |
2 |
1 | |
2 |
3 |
1 |
3 |
2 |
3 |
2 |
3 |
1 |
2 |
2 |
3 |
2 |
1 |
1 |
2 |
3 |
3 |
1 |
1 |
1 |
1 |
3 |
2 |
3 |
1 |
3 |
1 |
1 |
2 |
№ Испытуемого |
||||||||||
Количество набранных баллов |
12 |
17 |
12 |
10 |
18 |
9 |
10 |
19 |
6 |
26 |
Результат по каждому испытуемому |
СМ |
ВМ |
СМ |
НМ |
ВМ |
НМ |
НМ |
ВМ |
НМ |
СВ |
Среднее количество баллов |
14 | |||||||||
Средне групповой результат |
Средний уровень мотивации к избеганию неудач |
Как видно из полученных результатов 4 испытуемых (четвертый, шестой, седьмой и девятый) имеют низкую мотивацию к защите; 2 испытуемых (первый и третий) имеют средний уровень мотивации к избеганию неудач; 3 испытуемых (второй, пятый и восьмой) имеют высокий уровень мотивации; и один испытуемый (десятый) имеет слишком высокий уровень мотивации к избеганию неудач, защите. Общегрупповой результат ровняется 14 баллам, что свидетельствует о том, группа имеет средний уровень мотивации к избеганию неудач.
Итак, мы очертили контуры двух важных типов мотивации -- мотивации успеха и мотивации боязни неудачи. Мотивация успеха, несомненно, носит положительный характер. При такой мотивации действия человека направлены на то, чтобы достичь конструктивных, положительных результатов. Личностная активность здесь зависит от потребности в достижении успеха.
А вот мотивация боязни неудачи относится к негативной сфере. При данном типе мотивации человек стремится, прежде всего, избежать порицания, наказания. Ожидание неприятных последствий -- вот что определяет его деятельность. Еще ничего не сделав, человек уже боится возможного провала и думает, как его избежать, а не как добиться успеха.
Анализ многочисленных экспериментов, касающихся этой проблемы, позволяет нарисовать обобщенный портрет этих двух типов мотивации, ориентированных, соответственно, на успех и на неудачу.
Немецкий ученый Ф. Буркард утверждает, что установка на защитное поведение в работе зависит от 3-х факторов:
степени предполагаемого риска;
преобладающей мотивации;
опыта неудач на работе.
Усиливают установку на защитное поведение два обстоятельства:
первое, когда без риска удается получить желаемый результат;
второе, когда рискованное поведение ведет к несчастному случаю. Достижение же безопасного результата при рискованном поведении, наоборот, ослабляет установку на защиту, т. е. мотивацию к избеганию неудач.
В случае неудачи при выполнении какого-либо задания его притягательность, как правило, снижается. Причем это будет происходить независимо от того, «навязано» ли задание извне или выбрано самим субъектом, хотя в количественном отношении снижение притягательности во втором случае (выбрал сам) может быть менее выражено, чем в первом (навязано кем-то).
Принятие ответственных решений характерных для экономической деятельности зависит от соотношении внутренних факторов и факторов среды. Так актуальное поведение человека следует рассматривать не как реакцию на определенные внутренние или внешние стимулы, а как результат непрерывного взаимодействия его с диспозицией и ситуацией.
Это предполагает рассмотрение мотивации как циклического процесса непрерывно взаимного действия и преобразования, в котором субъект действия и ситуация (фактор среды) взаимно влияют друг на друга, и результатом является реально наблюдаемое поведения. Мотивация в данном случае мыслится как процесс непрерывного выбора и принятия решений на основе взвешивания поведенческих альтернатив.
Список литературы
1. Агеев В. С. Психологические и социальные функции полоролевых стереотипов // Вопросы психологии. - 1987. - № 2.
2. Алешина Ю. Е., Воловин А. С. Проблемы усвоения ролей мужчины и женщины // Вопросы психологии. - 1991.- № 4.
3. Алешина Ю. Е., Лекторская Е. В. Ролевой конфликт работающей женщины // Вопросы психологии. - 1989. - № 5.
4. Арканцева Т. А., Дубовская Е. М. Полоролевые представления современных подростков как действенный фактор их самооценки // Мир психологии. - 1999. - № 3.
5. Арутюнян М. Ю. Кто Я? Проблема
самоопределения юношей и
6. Бабаева Л. В., Чирикова А. Е. Женщины в бизнесе // Социологические исследования. - 1996. - № 3.
7. Балибалова Д. И. Женщина в условиях перехода к рыночной экономике // Феминизм и российская культура. - СПб., 1995.
8. Баскакова М. Е. Замужняя женщина: семья или работа? // Семья в России. - 1995. - № 3-4.
9. Бендас Т. В. Гендерные исследования лидерства // Вопросы психологии. - 2000. - № 1.
10. Бендас Т. В. Гендерная психология лидерства. - Оренбург: Изд-во ОГУ, 2000.
11. Берн Ш. Гендерная психология. – СПб., 2001.
12. Бриджер С. Язык дискриминации - наследство перестройки российским женщинам // Гендерные аспекты социальной трансформации. - М., 1996.
13. Весельницкая Е. Женщина в мужском мире. - СПб., 1993.
14. Визгина А. В., Пантилеев С. Р. Проявление личностных особенностей в самоописаниях мужчин и женщин // Вопросы психологии. - 2001. - № 3.
15. Гаврилица О. А. Чувство вины у работающей женщины // Вопросы психологии. - 1998. - № 4.
16. Гейманс. Психология женщины. - СПб., 1999.
17. Герасимова Н. Ценностные ориентации
личности в период ранней
18. Горчакова В. Г. Психология женщины-
19. Гусева А. Г. Психологические
механизмы развертки
20. Джонсон Р. Она. Глубинные аспекты женской психологии. - Харьков; М., 1995.
21. Ермолин А. В. Возрастно-половые
и типические особенности
22. Здравомыслова Е. А., Темкина А. А. Социология гендерных отношений и гендерный подход в социологии // Социс. - 2000. - № 11.
23. Каган В. Е. Стереотипы мужественности - женственности и образ "Я" у подростков // Вопросы психологии. - 1989. - № 3.
24. Клецина И. С. Гендерная социализация. - СПб.: Изд. РГПУ им. А. И. Герцена, 1998.
25. Кораблина Е. П. Становление личности женщины // Психологические проблемы самореализации личности. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 1998. - Вып. 1.
26. Круглова М. А. Мотивация активности
личности как регулятор
27. Кубышкина М. Л. Психологические особенности мотивации социального успеха: Автореф. дис. ...канд. - СПб., 1997.
28. Лукьянова З. Н. Влияние самооценки внешности учащегося на его общение с другими людьми // Вопросы психологии. - 1989. - № 3. Митина О. В. Исследование гендерного женского поведения в социальном и кросскультурном аспектах // Общественные науки и современность. - 1999. - № 1.
29. Мороз О. М. Опыт исследования
информативности самооценки в
связи с некоторыми
30. Петрова С. М. Мотивационная обусловленность Я-концепции личности в юношеском возрасте: Автореф. дис.... канд. наук. - СПб., 1995.
31. Раковская О. А. Особенности становления
профессиональной карьеры
32. Реан А. А., Андреева Т. В., Киреева Н. Н., Москвичева Н. Л. О ценностно-мотивационной сфере студентов-универсантов // Ананьевские чтения-99: Тезисы научно-практической конференции. - СПб., 1999.
33. Ржаницына Л. С., Сергеева Г. П. Женщины на российском рынке труда // Социологические исследования. - 1995..
34. Роузнер Дж. Женщина в директорском кресле // Вы и мы. - 1995. - № 5.
35. Рыбцова Л. Л. Жизненные ценности женщин // Социс. - 1997. - № 10. -
36. Сарфати X. Модели карьеры мужчин и женщин в исследовании и развитии. Взгляд из МОТ // Высшее образование в Европе. - 1992. - Т. 17, № 2.
37. Сафонова М. В. Социально-психологические особенности женщин, успешных в карьере. Автореф. дис.... канд. наук. - СПб, 1999.
38. Усачева Н. А. Женщина: ее статус, судьба и образ в мировой культуре. - Алматы: Гылым, 1994.
39. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность: В 2-х т.- М.: Педагогика, 2006.
40. Хекхаузен X. Психология мотивации достижения. - СПб., 2001.
41. Ходырева Г. Л. Женщины в менеджменте // Психология менеджмента / Под ред. Г. С. Никифорова. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 1997.
42. Чирикова А. Е. Личностные предпосылки успешности деятельности российских предпринимателей // Психологический журнал. - 1999. - № 3.
43. Чугунова Э. С. Связь профессиональной
мотивации и творческой
Информация о работе Мотивация достижения и избегания неудач в зрелом возрасте