Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 13:50, курсовая работа
Цель исследования: изучение мотивации достижения успеха у студентов1-го курса профессионального училища № 16 г. Костюковичи и учащихся 11 класса Костюковичской СШ.
Задачи исследования:
1. Анализ литературы по теме исследования.
2. Определение методов исследования.
3. Провести исследования (определить выборки).
4. Анализ результатов исследования.
Введение 3
Глава 1. Основные теории мотивации 5
1.1. Потребностные теории мотивации 5
1.1. Бихевиористские теории мотивации 7
1.3 Психоаналитические теории мотивации 8
1.4. Мотивация в работах отечественных ученых 10
1.5. Понимание термина «мотивация» 11
Глава 2. Исследование мотивации достижения успеха у студентов и старшеклассников 18
2.1. Методическое обеспечение исследования 18
2.2. Результаты исследования 19
2.3. Анализ результатов 23
Заключение 26
Литература 28
Приложение 1.Методика диагностики личности на мотивацию к успеху Т. Элерса 30
Приложение 2.Методика диагностики личности на мотивацию к избеганию неудач Т. Элерса 32
Содержание
Введение 3
Глава 1. Основные теории мотивации 5
1.1. Потребностные теории мотивации 5
1.1. Бихевиористские теории мотивации 7
1.3 Психоаналитические теории мотивации 8
1.4. Мотивация
в работах отечественных ученых
1.5. Понимание термина «мотивация» 11
Глава
2. Исследование мотивации достижения
успеха у студентов и старшеклассников
2.1. Методическое обеспечение исследования 18
2.2. Результаты исследования 19
2.3. Анализ результатов 23
Заключение 26
Литература 28
Приложение 1.Методика диагностики личности на мотивацию к успеху Т. Элерса 30
Приложение 2.Методика диагностики личности на мотивацию к избеганию неудач Т. Элерса 32
Приложение 3.Методика диагностики степени готовности к риску Шуберта 34
Проблема мотивации и мотивов поведения и деятельности - одна из стержневых в психологии. Б.Ф. Ломов, например, отмечает, что в психологических исследованиях деятельности вопросам мотивации и целеполагания принадлежит ведущая роль.
Многочисленные исследования говорят о том, что мотивация достижения успеха и мотивация избегания неудач являются важными видами человеческой мотивации.
От них, как говорят исследователи, во многом зависит судьба и положение человека в обществе.
Обилие литературы по проблеме мотивации и мотивов сопровождается и многообразием точек зрения на их природу, что вынуждает некоторых психологов впадать в излишний пессимизм и говорить о практической неразрешимости проблемы. Общим недостатком существующих точек зрения и теорий является отсутствие системного подхода к рассмотрению процесса мотивации, вследствие чего любой фактор, влияющий на возникновение побуждения и принятия решения, объявляется мотивом.
Проблема изучения мотивационной сферы человека становится особенно актуальной в учебной деятельности, поскольку одной из важнейших задач обучения является развитие личности обучающихся в процессе формирования будущего специалиста-профессионала.
Цель исследования: изучение мотивации достижения успеха у студентов1-го курса профессионального училища № 16 г.Костюковичи и учащихся 11 класса Костюковичской СШ.
Объект исследования: мотивация достижения успеха.
Предмет исследования: уровень мотивации достижения успеха у студентов 1-го курса профессионального училища №16 г.Костюковичи и учащихся 11 класса Костюковичской СШ.
Гипотеза исследования: Мы предполагаем, что у студентов 1-го курса профессионального училища №16 г.Костюковичи более высокий уровень мотивации достижения успеха, чем у учащихся 11 класса.
Задачи исследования:
1. Анализ литературы по теме исследования.
2. Определение методов
3. Провести исследования (определить выборки).
4. Анализ результатов
Методологическая база: Наши исследования базируются на положениях выдвинутых такими учеными, как Аристотель, Демокрит, Платон, Сократ, Б. Спиноза, П. Гольбах, К. Гельвеций, Р. Вудвордс, К. Левин, У. Джемс, Р. Кеттелл, У. Макдаугол, Л.С. Выготский.
Методологическое обеспечение: Методика степени готовности к риску Шуберта, методика диагностики личности на мотивацию к достижению успеха Т. Элерса, методика диагностики к избеганию неудач Т. Элерса.
Научному изучению активности человека и животных, их детерминации, положили начало еще великие мыслители древности - Аристотель, Гераклит, Демокрит, Платон, Сократ, упоминавшие о «нужде» как учительнице жизни. Демокрит, например, рассматривал нужду (потребность) как основную движущую силу, которая не только привела в действие эмоциональные переживания, но сделала ум человека изощренным, позволила приобрести язык, речь и привычку к труду. Вне потребностей человек не смог бы выйти из дикого состояния.
Гераклит подробно рассматривал побудительные силы, влечения, потребности. По его мнению, потребности определяются условиями жизни, поэтому свиньи радуются грязи, ослы золоту предпочитают солому и т. д.
Сократ писал о том, что каждому человеку свойственны потребности, желания, стремления. При этом главное заключается не в том, какое место они занимают в его жизни. Люди не способны укрощать свои побуждения, являются рабами телесных страстей и внешней действительности. Поэтому человек должен стремиться к минимизации потребностей и удовлетворять их только тогда, когда они становятся действительно насущными. Все это приблизило бы человека к богоподобному состоянию, и главные усилия воли и разума он смог бы направлять на поиск истины и смысла жизни.
У Платона потребности, влечения и страсти образуют «вожделеющую», или «низшую», душу которая подобна стаду и требует руководства со стороны «разумной и благородной души».
Аристотель сделал значительный шаг вперед в объяснении механизмов поведения человека. Он полагал, что стремления всегда связаны с целью, в которой в форме образа или мысли представлен объект, имеющий для организма полезное или вредное значение. С другой стороны, стремления определяются потребностями и связанными с ними чувствами удовольствия и неудовольствия, функция которых состоит в том, чтобы сообщать и оценивать пригодность или непригодность данного объекта для жизни организма. Таким образом, любое волевое движение и эмоциональное состояние, определяющие активность человека, имеют природное основания.
Близки к этим воззрениям и взгляды Лукреция. Источником воли, по его мнению, являются желания, вытекающие из потребностей.
Голландский философ Б. Спиноза считал главной побудительной силой поведения аффекты, к которым он относил в первую очередь влечения, связанные как с телом, так и с душой. Если влечение осознается, то оно превращается в желание.
Особое значение придавали потребностям как основным источникам активности человека французские материалисты конца XVIII века. Э. Кондильяк понимал потребности как беспокойство, вызываемое отсутствием чего-либо, ведущего к удовольствию. Благодаря потребностям, полагал он, возникают все душевные и телесные привычки.
П. Гольбах также подчеркивал определенную роль потребностей в жизни человека, но делал это глубже и последовательнее. Через мотивы, представляющие собой реальные или воображаемые предметы, с которыми связано благополучие организма, потребности приводят в действия наши ум, чувства и волю и направляют их к тому, чтобы предпринять определенные меры для поддержания существования организма.
К. Гельвеций источником активности человека считал страсти. Физические или природные, страсти возникают из-за удовлетворения или неудовлетворения потребностей. Последние он отождествлял с ощущениями.
Большую роль потребностям в понимании поведения человека уделял Н.Г. Чернышевский. Только через них, считал он, можно понять отношение субъекта к объекту, определить роль материально - экономических условий для психического и нравственного развития личности.
Также значительную роль в психической активности человека отводил потребностям Р. Вудвортс. Благодаря им организм оказывается чувствительным к одним стимулам и беразличным к другим, что, таким образом, не только определяет характер реакций, но и влияет на восприятие окружающего мира.
В 20-е и последующие годы нашего столетия в западной психологии появляются теории мотивации, относящиеся только к человеку. К ним отнесены потребность в достижении успеха, в аффилиации и агрессии, потребность в независимости и противодействии, потребность в избегании неудач и вредных воздействий, в уважении и защите, в доминировании и привлечении внимания. Свою классификацию потребностей дал и А. Маслоу [6,С. 158-163].
Как видим, в ХХ веке понятие «мотивация» остается тесно связанным с понятием «потребности». При этом Потребностные теории мотивации противопоставлялись взглядам на мотивацию бихевиористов, согласно которым поведение развертывается по схеме «стимул - реакция». [1, С. 9 ].
Бихевиористы отмечали, что термин „мотивация” слишком общий и недостаточно научный, что экспериментальная психология под этим названием фактически изучает потребности, влечения (драйвы), имеющие чисто физиологическую природу. Бихевиористы объясняют поведение через схему «стимул - реакция», рассматривая раздражитель как активный источник реакции организма. Для них проблема мотивации не стоит, так как, с их точки зрения, динамическим условием поведения является реактивность организма, т.е. его способность отвечать специфическим образом на раздражители. Правда, при этом отмечается, что организм не всегда реагирует на воздействующей извне стимул, в связи, с чем в схему введен фактор (названный мотивацией), объясняющий различия в реактивности. Но снова этот фактор свелся к чисто физиологическим механизмам: различию в чувствительности организма к данному стимулу, т. е. к порогам ощущений. Исходя из этого, мотивацию стали понимать как состояние, функция которого в снижении порога реактивности организма на некоторые раздражители. В этом случае мотив рассматривается как энергизатор или сенсибилизатор.
Наиболее видный представитель динамической психологии американец Р. Вудвортс, критикуя бихевиористов, трактовал ответ на внешнее воздействие как сложный и изменчивый акт, в котором интегрируются прошлый опыт и своеобразие внешних и внутренних наличных условий. Этот синтез достигается благодаря психической активности, основой которой служит стремление к цели (потребность).
В обыденнной жизни принято считать, что поведение человека определяется планом и стремлением реализовать этот план, достичь цели. Эта схема, как отмечает Ж. Нюттен, соответствует реальности и учитывает сложное человеческое поведение, в то время как бихевиористы в качестве модели принимают лишь элементарную психическую реакцию. Необходимо помнить, пишет Ж. Нюттен, что поведение - это еще и поиск отсутствующих или еще не существующих ситуаций и предметов, а не просто реагирование на них. На этом и основываются взгляды психологов, рассматривающих мотивацию как самостоятельный специфичный механизм организации поведения человека и животных [2, С.113].
Новый этап изучения детерминации поведения начался в конце ХIХ века в связи с появлением учения Зигмунда Ф. о бессознательном и влечениях человека. Он придавал решающую роль в организации поведения бессознательному ядру психической жизни, образуемому мощными влечениями. В основном сексуальными (либидо) и агрессивными, требующими непосредственного удовлетворения и блокируемые цензором личности - «Сверх-Я», т.е. интериоризированными в ходе социализации индивида социальными нормами и ценностями. Если у Джемса мотивация в решающей степени связывалась с сознательным принятием решения (с учетом многих внешних и внутренних факторов), то у З. Фрейда и его последователей в детерминации поведения решающая роль отводилась бессознательному, подавление побуждений которого со стороны «Сверх-Я» приводит к неврозам.
В этом же направлении разрабатывал свою теорию и У. Макдауголл, который считал, что у человека имеется восемнадцать инстинктов. Он выдвинул «гормическую» концепцию, согласно которой движущей силой поведения, в том числе и социального, является особая врожденная (инстинктивная) энергия («горне»), определяющая характер восприятия объектов, создающая эмоциональное возбуждение и направляющая, умственные и телесные действия организма к цели. Каждому инстинкту соответствует своя эмоция, которая из кратковременного состояния превращается в чувство как устойчивую и организованную систему диспозиций - предрасположений к действию. Таким образом, он пытался объяснить поведение индивида изначально заложенным в глубинах его психофизиологической организации стремлением к цели.
Ряд зарубежных психологов рассматривают стадиальность мотивационного процесса в рамках гештальт-подхода. Речь идёт о цикле контакта, сутью которого является актуализация и удовлетворение потребности при взаимодействии человека с внешней средой: доминирующая потребность появляется на переднем плане сознания в качестве фигуры на фоне личного опыта и, удовлетворенная, вновь растворяется в фоне. В этом процессе выделяется до шести фаз: ощущение стимула его осознание - возбуждение (решение, возникновение побуждения) - начало действия - контакт с объектом - отступление (возвращение к исходному состоянию). При этом отмеченные фазы могут четко дифференцироваться или накладываться друг на друга [9, С. 56-58].
Среди отечественных психологов начала
ХХ века, поднимавших вопросы о
мотивации поведения человека, следует
отметить, прежде всего, А.Ф. Лазурского,
опубликовавшего в 1906 году книгу
«Очерк науки о характерах». В
ней довольно большое место отводится
обстоятельному обсуждению вопросов,
связанных с желаниями и
О влечениях, желаниях и «хотениях» человека, в связи с вопросами о воле и в левых актах, рассуждал в своих работах и другой крупный отечественный психолог Н.Н. Ланге. В частности, он дал свое понимание отличий влечений от «хотений», полагая, что последние - это влечения, переходящие в активные действия. Для него «хотение» - это деятельная воля.
В 20-х годах и позже вопросы
мотивации поведения
Информация о работе Мотивация достижения успеха у старшеклассников и студентов