Мотивация достижения успеха у старшеклассников и студентов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 13:50, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: изучение мотивации достижения успеха у студентов1-го курса профессионального училища № 16 г. Костюковичи и учащихся 11 класса Костюковичской СШ.
Задачи исследования:
1. Анализ литературы по теме исследования.
2. Определение методов исследования.
3. Провести исследования (определить выборки).
4. Анализ результатов исследования.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Основные теории мотивации 5
1.1. Потребностные теории мотивации 5
1.1. Бихевиористские теории мотивации 7
1.3 Психоаналитические теории мотивации 8
1.4. Мотивация в работах отечественных ученых 10
1.5. Понимание термина «мотивация» 11
Глава 2. Исследование мотивации достижения успеха у студентов и старшеклассников 18
2.1. Методическое обеспечение исследования 18
2.2. Результаты исследования 19
2.3. Анализ результатов 23
Заключение 26
Литература 28
Приложение 1.Методика диагностики личности на мотивацию к успеху Т. Элерса 30
Приложение 2.Методика диагностики личности на мотивацию к избеганию неудач Т. Элерса 32

Вложенные файлы: 1 файл

Мотивация достижения успеха у старшеклассников и студентов1.docx

— 98.12 Кб (Скачать файл)

Исследование проводилось  с участием студентов 1-го курса профессионального училища №16 г.Костюковичи и учащихся 11 класса Костюковичской СШ. Общий объем выборки составил 38 человек (20 студентов и 18 учащихся)

Для исследования было взято 3 методики:

Методика диагностики  личности на «мотивацию к избегания неудач», предложена Т. Элерсом, методика состоит из списка слов, 30 строк, по 3 слова в каждой строке. Исследуемый выбирает в каждой строке только одно слово, которое наиболее точно характеризует его. Методика является, методикой субъективной оценки. (Приложение 2).

Методика «мотивации к  успеху», автором которой является Т. Элерс. Состоит из 41 утверждения, где исследуемый выбирает наиболее подходящее утверждение для себя, методика также является, методикой субъективной оценки. (Приложение 1).

Методика «готовности  к риску», автором является Шуберт. Состоит из 25 вопросов, где исследуемый отвечает на них не ответом, а в виде баллов, в соответствии согласен или не согласен. (Приложение 3).

2.2. Результаты исследования

 

По результатам проведения исследования методики диагностики  личности степени готовности к риску  Шуберта.

Из таблицы видно, что  у 1 учащегося -35 баллов - это свидетельствует  о том, что исследуемый слишком  осторожен; 9 студентов имеют 20 и  более баллов - это свидетельствует  о том, что у исследуемых склонность к риску (у старшеклассников высокой  степени высокой степени склонности к риску не выявлено); 28 человек  имеют среднее значение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 1

Результаты по «Методики  диагностики степени готовности к риску Шуберта»

готовность к риску  у студентов

готовность к риску  у старшеклассников

1

-18

8

2

-14

5

3

-6

-10

4

-22

15

5

20

-10

6

28

2

7

42

-5

8

-19

15

9

-12

-35

10

-17

-16

11

21

10

12

-13

-22

13

23

-2

14

22

7

15

20

-25

16

-25

16

17

-17

-3

18

-17

15

19

35

 

20

26

 

 

 

По результатам проведения исследования на мотивацию избегания  неудач, мы получили следующие результаты:

 

 

Таблица 2

Результаты исследования по методике «Мотивация избегания неудач» (тест Элерса)

мотивация к избеганию  неудач у студентов

мотивация к избеганию  неудач у старшеклассников

1

8

15

2

20

13

3

12

13

4

15

7

5

10

13

6

20

9

7

6

9

8

13

13

9

7

12

10

20

14

11

14

10

12

6

7

13

20

12

14

6

13

15

19

19

16

17

6

17

14

7

18

18

15

19

7

 

20

10

 
     

Из таблицы 2 следует отметить, что от 2 до 10 баллов у 8 студентов (40%)  и 7 (39%) учащихся, с низкой мотивацией к защите, от 11 до 16 баллов имеются 5 студентов (25%) и 10 учащихся (56%), у них средний уровень, от 17 до 20 баллов имеют 7 студентов (35%)  и 1 учащийся (5%), у которых высокий уровень к защите и выше 20 баллов нет ни у одного студента и учащегося.

По результатам проведения исследования мотивации к достижению успеха, мы получили следующие результаты:

 

Таблица 3

Результаты исследования по методике «Мотивация к достижению успеха» (тест Элерса)

мотивация к успеху у студентов

мотивация к успеху у старшеклассников

1

12

10

2

12

17

3

23

19

4

11

19

5

12

20

6

13

17

7

12

17

8

18

18

9

11

14

10

16

13

11

17

13

12

19

15

13

17

10

14

20

14

15

20

15

16

19

13

17

17

17

18

17

20

19

23

 

20

26

 

Из таблицы 3 мы видим, что  от 1 до 10 балла у студентов не выявлено и у 2 учащихся (11%), низкая мотивация к успеху, от 11 до 16 у 8 студентов (40%) и 7 учащихся (39%) - средний уровень мотивации к успеху, от 17 до 20 у 9 студентов (45%) и у 9 учащихся (50%) - умеренно высокая мотивация к успеху, свыше 20 у 3 студентов (15%) слишком высокий уровень мотивации к успеху.

2.3. Анализ результатов

 

Диаграмма 1

Степень выраженности мотива к достижению успеха у студентов 1-го курса профессионального училища №16 г.Костюковичи и учащихся 11 класса Костюковичской СШ изучалась с помощью методики «Мотивация достижения успеха Т. Элерса». В ходе исследования с помощью этой методики были получены следующие результаты: было выявлено, что у 45% студентов и 50% учащихся умеренно высокий уровень мотивации достижения успеха, 40% студентов и 39% учащихся имеется средний уровень мотивации достижения успеха, 15% студентов имеют слишком высокий уровень мотивации к достижению успеха (учащихся с таким уровнем не выявлено) и 11% учащихся имеют низкий уровень мотивации к достижению успеха (студентов с низким уровнем не выявлено.

 

Диаграмма 2

 

Степень выраженности мотива к избеганию неудач у студентов 1-го курса профессионального училища №16 г.Костюковичи и учащихся 11 класса Костюковичской СШ изучалась с помощью методики «Мотивация избегания неудач Т. Элерса». В ходе исследования с помощью этой методики были получены следующие результаты: у 25% студентов и 56% учащихся, т.е. у большинства средний уровень избегания неудач, у 40% студентов и 39% учащихся низкий уровень избегания неудач, у 35% студентов и 5% учащихся высокий уровень избегания неудач.

 

Диаграмма 3

 

Степень выраженности готовности к риску у студентов 1-го курса профессионального училища №16 г.Костюковичи и учащихся 11 класса Костюковичской СШ изучалась с помощью методики «Методика готовности к риску». В ходе исследования с помощью этой методики были получены следующие результаты: у 55% студентов и у 94% учащихся было выявлено среднее значение готовности к риску, у 45% студентов высокий уровень готовности к риску, 6% учащихся слишком осторожны.

Мы провели корреляционный анализ данных, полученных нами в процессе исследования студентов, по методикам:

1 - "Методика диагностики  личности на мотивацию к избегания неудач" (тест Элерса).

2 - «Методику диагностики  личности на мотивацию к достижению  успеха» (Т. Элерса).

3 - методика диагностики  степени готовности к риску  Шуберта.

По результатам корреляционного  анализа Пирсона мы получили следующие  результаты:

1-2: 0,002218***

2-3: -0,0043***

3-1: -0,1353**

Результаты исследования показали, что методики 1-2 невзаимосвязаны, методики 2-3 так же невзаимосвязаны, а методики 3-1 имеют 1% уровень значимости.

Исследования показали, что  люди, умеренно и сильно ориентированные  на успех, предпочитают средний уровень  риска. Те же, кто боится неудач, предпочитают малый или, наоборот, слишком большой  уровень риска. Чем выше мотивация  человека к успеху - достижению цели, тем ниже готовность к риску. При  этом мотивация к успеху влияет и  на надежду на успех: при сильной  мотивации к успеху надежды на успех обычно скромнее, чем при  слабой мотивации к успеху. К тому же людям, мотивированным на успех и  имеющим большие надежды на него, свойственно избегать высокого риска.

Те, кто сильно мотивирован  на успех и имеют высокую готовность к риску, реже попадают в несчастные случаи, чем те, которые имеют  высокую готовность к риску, но высокую мотивацию к избеганию неудач (защиту). И наоборот, когда у человека имеется высокая мотивация к избеганию неудач (защита), то это препятствует мотиву к успеху - достижению цели.

Заключение

 

В наше время очень остро  стоит проблема мотивации достижения успеха. Мотив - это одно из главных  понятий, с помощью которого раскрывается природа человеческих действий, их сущность. Мотивы формируются в раннем детстве и значительное влияние  на их формирование имеют школа, класс, общественная мысль коллектива и  семья. Он выступает важным компонентом  психологической структуры любой  деятельности, ее движущей силой. Мотивация  на успех относится к позитивной мотивации. При такой мотивации  человек, начиная дело, имеет в  виду достижение чего-то конструктивного, положительного. В основе активности человека лежит надежда на успех  и потребность в достижении успеха. Такие люди обычно уверенны в себе, в своих силах, ответственны, инициативны  и активны. Х отличает настойчивость  в достижении цели, целеустремленность.

Мотивация на неудачу относится к негативной мотивации. При данном типе мотивации активность человека связана с потребностью избежать срыва, порицания, наказания, неудачи. Вообще в основе этой мотивации лежит идея избегания и идея негативных ожиданий. Начиная дело, человек уже заранее боится возможной неудачи, думает о путях избегания этой гипотетической неудачи, а не о способах достижения успеха. Люди мотивированные на неудачу, обычно отличаются повышенной тревожностью, низкой уверенностью в своих силах. Стараются избегать ответственных заданий, а при необходимости решения сверх ответственных задач могут впадать в состояние, близкое к паническому. По крайней мере, ситуативная тревожность у них в этих случаях становится чрезвычайно высокой. Все это, вместе с тем, может сочетаться с весьма ответственным отношением к делу.

В начале нашего исследования мы ставили гипотезу, что у студентов 1-го курса профессионального училища №16 г.Костюковичи высокий уровень мотивации достижения успеха, в результате исследования, гипотеза подтвердилась.

 

Литература

  1. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. - М., 1995.
  2. Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: МГУ, 2001. - 674 с.
  3. Божович Л.И., Славина, Л.С. Психическое развитие школьника и его воспитание. - М.: Знание. 1999.
  4. Бороздина Г.В. Практическое пособие школьного психолога. - М.: Наука, 2003. - 432 с.
  5. Буланова-Топоркова М.В. Педагогика и психология высшей школы: учебное пособие. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. - 544 с.
  6. Зимняя И.А. Педагогическая психология. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2001. - 480с.
  7. Зворыкин А.А., Гурьянов С.Т. Прикладная психология. - М.: Наука. 2004. - 222 с.
  8. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. - СПб и др.: Питер. 2000.
  9. Краткий словарь системы психологических понятий / Под ред.К. К. Платонов М.: Высшая школа, 1999. - 246 с.
  10. Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. М.: Академия. 2000.
  11. Кон И.С. Психология старшеклассника. - Москва: Просвещение, 1999.
  12. Маркова А.К. Формирование мотивации учения. М.: Просвещение. 2003.
  13. Логинов И.Н., Сарычев С.В., Силаков А.С. Педагогическая психология в схемах и комментариях: Учебное пособие. - СПб.: Питер, 2005. - 221 с.
  14. Маклаков А.Г. Общая психология: учебник для вузов. СПб.: Питер, 2005. - 583 с.
  15. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов Б.А., Формирования мотивации учения. М., 1993. - 183с.
  16. Майерс Д. Социальная психология: Интенсивный курс: Пер. c англ. / Д. Майерс. - 4-е междунар. изд. - СПб.; М., 2004. - 510 с. - (Мэтры психологии).
  17. Маслоу А.Г. Мотивация и личность. - Евразия - СПб., 2007.
  18. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. М.: Просвещение; Учебная литература, 1996.
  19. Практическая психология образования: Учебное пособие 4-е изд. / Под редакцией И.В. Дубровиной - СПб.: Питер, 2007. - 592 с: ил.
  20. Психологическая теория коллектива / Под ред. А.В. Петровского. - М.: Педагогика. 2003. - 316 с.
  21. Практикум по психологии / Под ред.Г.С. Никифорова, М.А. Дмитриевой, В.М. Снеткова. - СПб.: Речь, 2003. - 448 с.
  22. Психологические тесты // Под ред.А. А. Карелина: В 2 т. М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. - Т.1.
  23. Немов P.С. Психология. // Общие основы психологии. Т.1. М.: Просвещение: Владос, 1994. - 576 с.
  24. Рогов Е.И. Общая психология. М.: ВЛАДОС, 1995. - 548 с.
  25. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. Пособие: - М: Гуманит. Изд. ВЛАДОС, 2004. - 384с.
  26. Родионов В.А., Ступницкая М.А. Взаимодействие психолога и педагога в учебном процессе. Ярославль: Академия развития, 2001. - 221с.
  27. Современный словарь по педагогике. / Сост. Рапацевич Е.С. - Мн.: "Современное слово", 2001.
  28. Фельдштейн Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии. М., 1995. - 148с. 

Информация о работе Мотивация достижения успеха у старшеклассников и студентов