Мотивация дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2013 в 15:18, курсовая работа

Краткое описание

Проблема мотивации и мотивов поведения – одна из стержневых в психологии. Мотивации и мотивам посвящено большое количество трудов и монографий отечественных и зарубежных авторов. Обилие литературы по проблеме мотивации и мотивов сопровождается и многообразием точек зрения на их природу. Общим недостатком существующих точек зрения и теорий является отсутствие системного подхода к рассмотрению процесса мотивации, очень мало внимания уделяется анализу причин расхождения авторов в понимании сущности мотивации и мотивов

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..3
1. Мотив как сложное интегральное психологическое образование……………6
1.1. Характеристика, структура и функции мотива…………………………….6
1.2. Мотивационные свойства и мотивационная сфера личности……………10
2. Дошкольный возраст как один из важнейших периодов развития
личности ребенка………………………………………………………………..14
2.1. Игра как ведущая деятельность…………………………………………….14
2.2. Развитие психических функций ……………………………………………18
3. Особенности содержания и развития мотивов поведения ………………….21
ребенка в дошкольном возрасте
Заключение…………………………………………………………………………26
Список использованных источников…………………………………………….28

Вложенные файлы: 1 файл

мотивация дошкольника.doc

— 135.50 Кб (Скачать файл)

Наконец, К.Обуховский говорит  о защитной функции мотива и о  защитных мотивах, в которых истинная цель подменяется «официальной версией», необходимой для сохранения требуемого решения, для создания видимости рациональной деятельности [18].

Таким образом, выделяют динамические (силу и устойчивость) характеристики мотива, которые иначе называют энергетическими, и содержательные характеристики (полнота  осознания структуры мотива; уверенность в правильности выбора принятого решения; направленность мотива – личностная или общественная; ориентированность на внешние или внутренние факторы при объяснении своего поведения; на удовлетворение каких потребностей – биологических или социальных – они направлены, с какой деятельностью – игровой, учебной, трудовой, спортивной - связаны).

 

    1. Мотивационные свойства и мотивационная сфера личности.

Чаще всего свойствами личности становятся закрепившиеся и предпочитаемые способы формирования мотивов поведения и деятельности. Эти способы формирования мотивов разделяют на экстернальные и интернальные. Первые характеризуются податливостью человека к воздействиям извне, вторые – противодействием этим воздействиям и формированием мотива исходя из собственных побуждений.

К мотивационным свойствам  личности, связанным с экстернальностью, относятся:

  • безропотность, кротость, покорность-послушность, безоговорочное подчинение чужим требованиям, приказам;
  • уступчивость, покладистость, податливость на уговоры;
  • реактивность – легкость возникновения побуждения к совершению чего-нибудь под влиянием внешних воздействий.

К мотивационным свойствам личности, связанным с интернальностью, относятся:

  • инициативность – стремление к самостоятельному принятию решения, без посторонней помощи;
  • упрямство – неуступчивость внешним воздействиям, стремление добиться своего вопреки разумным доводам, необходимости.

Можно выделить также мотивационные  свойства личности, связанные с особенностями  принятия решения, работой «внутреннего фильтра»:

    1. догматичность – опора на положение, которое субъект считает неприложной истиной, неизменной при всех обстоятельствах;
    2. капризность, своенравность, самодурство – принятие человеком решения без учета обстоятельств, взбалмошность поступков;
    3. эгоистичность – склонность к предпочтению своих, личных интересов в противовес интересам других людей, общества; пренебрежение последними при принятии решения;
    4. нерешительность – наличие колебаний, необоснованных раздумий при принятии решения;
    5. легкомыслие – поверхностность в принятии решений, планирование поступков без учета последствий;
    6. безрассудность – не сдерживаемое доводами рассудка принятие решения;
    7. безответственность – легкомысленность, игнорирование при принятии решения чувства долга, обязанности, неприятных последствий для других людей;
    8. авантюрность – планирование поступков в расчете на случайный успех;
    9. делячество – проявление при принятии решения узкого практицизма, при котором упускается из виду общественная сторона дела;
    10. импульсивность – проявление активности под влиянием случайных импульсов, без рассмотрения возможных последствий;
    11. корыстолюбие – учет при формировании намерения прежде всего личной выгоды;
    12. самоуверенность – большая уверенность в себе, в своих возможностях;
    13. самонадеянность;
    14. своеволие – принятие решения по собственной прихоти;
    15. своенравие – проявление упрямства, капризности;
    16. предусмотрительность – учет при принятии решения возможных последствий;
    17. дальновидность;
    18. благоразумие – обдуманность в поступках;
    19. обстоятельность;
    20. самостоятельность – склонность к принятию решений без посторонней помощи;
    21. рисковость – склонность к принятию решений, могущих привести к неудаче, опасности.

Свойства личности могут определяться силой мотивов, их устойчивостью.

Таким образом, между  мотивацией и свойствами личности имеется обоюдосторонняя связь: свойства личности влияют на особенности мотивации, а особенности мотивации, закрепившись, становятся свойствами личности.

Однако одни из черт имеют  мотивационное (направляющее) значение, а другие более инструментальное. К первым можно отнести такие особенности личности, как уровень притязаний, стремление к достижению успеха или избеганию неудачи, мотив аффилиации или мотив отвергания, агрессивность, альтруиз, эгоизм.

В психологических работах  часто можно встретить понятие «мотивационная сфера личности». В отличие от направленности личности, которая связана с доминирующими потребностями и интересами, под мотивационной сферой личности понимают всю имеющуюся у данного человека совокупность мотивационных образований: диспозиций, потребностей и целей, аттитюдов, поведенческих паттернов, интересов. С точки зрения развитости ее характеризуют по широте, гибкости и иерархизированности [28].

Под широтой мотивационной  сферы понимается качественное разнообразие мотивационных факторов. Чем больше у человека разнообразных мотивов, потребностей, интересов и целей, тем более развитой является его мотивационная сфера.

Кроме того, мотивационную  сферу как подструктуру личности – по В.И.Ковалеву – составляют не столько актуальные потребности  и актуальные мотивы, сколько устойчивые латентные мотивационные образования (направленность личности, интересы, мотивационные установки, желания), которые он и многие другие авторы называют потенциальными мотивами [21]. Следовательно, мотивационная сфера личности сама является латентным образованием, в котором конкретные мотивы как временные функциональные образования проявляются лишь эпизодически, постоянно сменяя друг друга.

Широту мотивационной  сферы нельзя путать с широтой  мотивационного поля, которое участвует в образовании актуального мотива.

Гибкость мотивационной  сферы характеризуется, по Р.С.Немову [28], разнообразием средств, с помощью которых может быть удовлетворена одна и та же потребность. То есть речь идет фактически о замещении одной цели другой.

Иерархизированность мотивационной  сферы – это отражение в  сознании человека значимости той или  иной потребности, мотивационной установки, других мотивационных диспозиций, в  соответствии с чем одни имеют  доминирующее значение при формировании мотива, а другие – подчиненное, второстепенное; одни используются чаще, другие – реже.

Таким образом, можно  считать, что целенаправленное формирование мотивационной сферы личности –  это, по существу, формирование самой  личности, т.е. в основном педагогическая задача по воспитанию нравственности, формированию интересов и привычек.

 

    1. Дошкольный возраст как один из важнейших периодов развития личности ребенка.
    1. Игра как ведущая деятельность.

Дошкольное детство – это  большой отрезок жизни ребенка, когда стремительно расширяются условия жизни, рамки семьи раздвигаются до пределов улицы, города, страны. Ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций людей. Он испытывает сильное желание включиться в эту взрослую жизнь, активно в ней участвовать, что, конечно ему недоступно. Кроме того, не менее сильно ребенок стремится к самостоятельности, из этого противоречия рождается ролевая игра – самостоятельная деятельность детей, моделирующая жизнь взрослых.

Ролевая игра или, как ее иногда называют, творческая игра появляется в дошкольном возрасте, является его новообразованием. Это деятельность, в которой дети берут на себя роли взрослых и в обобщенной форме, в игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними. Ребенок, выбирая и исполняя определенную роль, имеет соответствующий образ – мамы, доктора, водителя – и образцы его действий. Образный план игры настолько важен, что без него игра просто не может существовать. Но, хотя жизнь в игре протекает в форме представлений, она эмоционально насыщена и становится для ребенка его действительной жизнью.

Как известно, игра «вырастает» из предметно-манипулятивной деятельности в конце раннего детства. Первоначально  ребенок был поглощен предметом  и действиями с ним. Когда он овладел действиями, вплетенными в совместную деятельность со взрослыми, он начал осознавать, что он действует сам и действует как взрослый. Собственно и раньше он действовал как взрослый, но не замечал этого. в дошкольном возрасте аффект переносится с предмета на человека, благодаря чему взрослый и его действия становятся для ребенка образцом не только объективно, но и субъективно.

Помимо  необходимого уровня развития предметных действий, для появления игры нужно  коренное изменение отношений ребенка со взрослыми. Около 3 лет ребенок становится гораздо более самостоятельным, и его совместная деятельность с близким взрослым начинает распадаться. В то же время, игра социальна и по своему происхождению, и по содержанию. Она не сможет развиваться без частого полноценного общения со взрослым и без тех разнообразных впечатлений от окружающего мира, которые ребенок приобретает тоже благодаря взрослым. Нужны ребенку и различные игрушки, в том числе неоформленные предметы, не имеющие четкой функции, которые он мог бы легко использовать в качестве заменителей других.

Итак, на границе раннего и дошкольного  детства первые виды детских игр - режиссерская игра и образно-ролевая  игра. Обязательным условием такой  игры является яркое, интенсивное переживание. Эти игры становятся источниками сюжетно-ролевой игры, которая достигает своей развитой формы в середине дошкольного возраста, позже из нее выделяются игры с правилами. Возникновение новых видов игры не отменяет полностью старых, уже освоенных, - все они сохраняются и продолжают совершенствоваться. В сюжетно-ролевой игре дети воспроизводят собственно человеческие роли и отношения. Дети играют друг с другом или с куклой как идеальным партнером, который тоже наделяется своей ролью. В играх с правилами роль отходит на второй план и главным оказывается четкое выполнение правил игры: обычно здесь проявляется соревновательный мотив, личный или командный выигрыш.

Чтобы проследить развитие игры, рассмотрим становление ее отдельных компонентов  и уровни развития, характерные для дошкольного возраста.

В каждой игре свои игровые условия – участвующие в ней дети, куклы, другие игрушки, предметы. Подбор и сочетание их существенно меняет игру в младшем дошкольном возрасте. Игра в это время, в основном, состоит из однообразно повторяющихся действий, напоминающих манипуляции с предметами.

Сюжет – та сфера действительности, которая отражается в игре. Сначала  ребенок ограничен рамками семьи  и поэтому игры его связаны  главным образом с семейными, бытовыми проблемами. Затем, по мере освоения новых областей жизни, он начинает использовать более сложные сюжеты – производственные, военные и т.д. Кроме того, игра на один и тот же сюжет постепенно становится более устойчивой, длительной. Если в 3-4 года ребенок может посвятить ей только 10-15 минут, а затем ему нужно переключаться на что-то другое, то в 4-5 лет одна игра может уже продолжаться 40-50 минут. Старшие дошкольники способны играть в одно и то же по несколько часов подряд, а некоторые игры у них растягиваются на несколько дней.

Таким образом, игра изменяется и достигает  к концу дошкольного возраста высокого уровня развития. В развитии игры выделяются 2 основные стадии. Для первой стадии (3-5 лет) характерно воспроизведение логики реальных действий людей; содержанием игры являются предметные действия. На второй стадии (5-7 лет) моделируются реальные отношения между людьми, и содержанием игры становятся социальные отношения, общественный смысл деятельности взрослого.

Игра – ведущая деятельность в дошкольном возрасте, она оказывает  значительное влияние на развитие ребенка. Прежде всего, в игре дети учатся полноценному общению друг с другом. Младшие дошкольники еще не умеют по-настоящему общаться со сверстниками. В среднем и старшем дошкольном возрасте дети, несмотря на присущий им эгоцентризм, договариваются друг с другом, предварительно распределяя роли, а также в процессе самой игры.

Игра способствует становлению  не только общения со сверстниками, но и произвольного поведения  ребенка. Механизм управления своим  поведением – подчинение правилам – складывается именно в игре, а  затем проявляется в других видах деятельности. Произвольность предполагает наличие образца поведения, которому следует ребенок, и контроля. В игре образцом служат не моральные нормы или иные требования взрослых, а образ другого человека, чье поведение копирует ребенок. Самоконтроль появляется только к концу дошкольного возраста, поэтому первоначально ребенку нужен внешний контроль – со стороны его товарищей по игре. Дети контролируют сначала друг друга, а потом – каждый самого себя. Внешний контроль постепенно выпадает из процесса управления поведением, и образ начинает регулировать поведение ребенка непосредственно.

В игре развивается мотивационно-потребностная  сфера ребенка. Возникают новые  мотивы деятельности и связанные  с ними цели. Но происходит расширение не только круга мотивов. Уже в предыдущий переходный период – в 3 года – у ребенка появились мотивы, выходящие за рамки непосредственно данной ему ситуации, обусловленные развитием его отношений со взрослыми. Теперь, в игре со сверстниками, ему легче отрешиться от своих мимолетных желаний. Его поведение контролируется другими детьми, он обязан следовать определенным правилам, вытекающим из его роли, и не имеет права ни изменить общий рисунок роли, ни отвлечься от игры на что-то постороннее. Формирующаяся произвольность поведения облегчает переход от мотивов, имеющих форму аффективно окрашенных непосредственных желаний, к мотивам-намерениям, стоящим на грани сознательности.

В развитой ролевой игре с ее замысловатыми  сюжетами и сложными ролями, создающими достаточно широкий простор для импровизации, у детей формируется творческое воображение. Игра способствует становлению произвольной памяти, в ней преодолевается так называемый познавательный эгоцентризм. Вообще в игре коренным образом изменяется позиция ребенка. Играя, он приобретает возможность смены одной позиции на другую, координации разных точек зрения. Благодаря децентрации, происходящей в ролевой игре, открывается путь к формированию новых интеллектуальных операций – но уже на следующем возрастном этапе.

    1. Развитие психических функций.

 В дошкольном возрасте в  основном завершается долгий  и сложный процесс овладения  речью. К 7 годам язык становится  средством общения и мышления  ребенка, а также предметом  сознательного изучения. Развивается  звуковая сторона речи. Дети начинают осознавать особенности своего произношения, позже формируются тонкие и дифференцированные звуковые образы слов и отдельных звуков. К концу дошкольного возраста завершается процесс фонематического развития.

Информация о работе Мотивация дошкольников