Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 13:18, курсовая работа
Мотивация является одной из фундаментальных проблем как отечественной, так и зарубежной психологии. Ее значимость для разработки современной психологии связана с анализом источников активности человека, побудительных сил его деятельности, поведения. Ответ на вопрос, что побуждает человека к деятельности, каков мотив, ради чего он ее осуществляет, есть основа ее адекватной интерпретации. «Когда люди общаются друг с другом, то прежде всего возникает вопрос о мотивах, побуждениях, которые толкнули их на такой контакт с другими людьми, а также о тех целях, которые с большей или меньшей осознанностью они ставили перед собой». В самом общем плане мотив - это то, что определяет, стимулирует, побуждает человека к совершению какого-либо действия, включенного в определяемую этим мотивом деятельность.
Введение
Глава I. Понятие личности
Глава II. Мотивация как психологическая категория
1.1. Структура мотивации
1.2. Основание классификации мотивации (мотивов)
1.3. Потребности и мотивы личности
1.1.1. Социальная мотивация
1.1.2. Мотив достижения
1.1.3. Мотив власти
1.1.4. Мотив аффилиации
1.1.5. Мотив помощи, альтруистические мотивы
1.4. Проблемные ситуации и мотивации
Глава III. Управление мотивацией
2.1. Мотивационное управленческое общение
Заключение
Литература
1.1.4.Мотивы аффилиации и помощи основаны на действенно-позитивном отношении к людям исключают манипулирование. Мотив аффилиации - это стремление к таким контактам с людьми, в том числе с незнакомыми, которые предполагают доверие, сотрудничество, присоединение, дружбу. Цель аффилиации - взаимный поиск приятия, принятия дружеской поддержки и симпатии. Важна взаимная доверительная связь, чтобы партнер чувствовал, что ему предлагаются равные отношения, такое общение, которое увлекает и обогащает обе стороны. Существует две формы аффилиативного мотива - надежда на аффилиацию и боязнь отвержения. Наиболее известен в качестве измерительного инструмента аффилиации опросник А.Мехрабяна (1970).
1.1.5.Мотив помощи, альтруистические мотивы. Альтруизм - это самостоятельный мотив, который отличается от других мотивов, основанных на личной выгоде; в основе его лежит любовь и бескорыстная забота о других, способность на безвозмездную жертву ради группы, потребность отдавать и чувство ответственности. Потребность помогать другим есть уже у трехлетних детей. Чаще оказывают помощь те, кто сам раньше ее получал, и те, кто обладает эмпатией, способностью к сопереживанию. В исследовании С.К.Нартовой-Бочавер обнаружено, что переживание успеха увеличивает желание помочь другим людям, а переживание неудачи ослабляет. Известно также, что обучение детей альтруистическому поведению с помощью картинок увеличивает их вербальный (на словах) альтруизм, обучение же на реальных ситуациях формирует устойчивую альтруистическую мотивацию, которая тем выше, чем теплее и дружественнее отношения ребенка и воспитателя. Больше альтруизма, милосердия проявляется по отношению к зависимому человеку, чем независимому, приятному и привлекательному, знакомому и человеку той же самой этнической группы.
В заключение следует отметить, что в отдельных областях человеческой деятельности выделяются специфические системы мотивов. Так, например, по мнению Э.Шейна, человек, выстраивая свою профессиональную карьеру, может руководствоваться одним из восьми мотивов:
- профессиональная
- управление различными
сторонами деятельности своего
предприятия, успешный
- стремление к автономии
и независимости от любых
- стремление к безопасности и стабильности как места работы, так и места жительства;
- служение высоким целям, помощь людям;
- решение трудных задач,
преодоление препятствий,
- интеграция стилей жизни, уравновешивание семьи, работы, карьеры;
- предпринимательство,
Преобладание того или
иного мотива может быть определено
с помощью адаптированного В.А.
1.4.Проблемные ситуации и мотивации
Сильным, влияющим на изменение
мотивационных структур фактором является
проблемная ситуация, которая через
необходимость выбора, снятие оценки
и временных ограничений
Глава III. Управление мотивацией
Важнейшей функцией менеджера является мотивирование деятельности работников. Вообще принято считать, что обеспечение мотивации, составляет базу теории и практики менеджмента. Менеджер обязан уметь регулировать побудительные мотивы человека, понимая, что средствами мотивации могут служить не только деньги. Чтобы эффективно содействовать достижению целей организации, человек должен трудиться с желанием, любить свое дело, гордиться своей работой и получать от нее удовольствие. Он должен руководствоваться в работе сознанием своей полезности и необходимости. Эффект мотивирующих воздействий может быть высоким, если менеджер проявит в общении с подчиненными ясность и искренность своих намерений, умение убеждать и настраивать на решение поставленных задач. Надо заботиться, чтобы подчиненные имели ту квалификацию, которой они соответствуют, и те средства труда, которые им необходимы.
Успех воспитательных воздействий
менеджера зависит от того, насколько
ему удается установить нормальные
отношения с работниками. Этому
способствуют умение общаться, внимательное,
заинтересованное отношение к людям,
признание их заслуг, уважение и
поощрение способностей каждого. Потеря
доверия подчиненных - это самое
негативное, что может произойти
в профессиональной карьере руководителя.
Реализуя функцию мотивирования, следует
помнить, что материальное и моральное
поощрение за хорошие результаты
создает атмосферу
Общие принципы управления мотивацией работников, на которые должен опираться в своей работе менеджер, заключаются в следующем:
- обеспечение привлекательного
творческого характера
- четкое определение цели и конечных результатов работы, способов их оценки;
- по мере целесообразности
вовлечение работников в
- уважение, доверие, открытое
и искреннее отношение к
- признание и благодарность
за достигнутые результаты в
естественной и искренней
- делегирование ответственности
за выполняемую деятельность
и предоставление права
- выявление и устранение
факторов, затрудняющих (препятствующих)
работникам выполнение
- обеспечение продвижения по службе, перспектив профессионального роста.
Особый интерес представляет накопленный в японском менеджменте опыт, касающийся воздействия на мотивационную сферу работников. Японские менеджеры исходят из необходимости пробудить сознательность тех, кто работает в коллективе. Решение этого главного вопроса обеспечивается с помощью ряда факторов. Среди них:
- система пожизненного найма (на крупных фирмах);
- гарантированное продвижение по службе;
- коллективное принятие
решений (воспитание чувства «
- коллективная ответственность,
а в случае убытков финансовые
вычеты в первую очередь
- формирование и поощрение
"корпоративного духа", т.е.
чувства преданности группе, секции,
отделу и фирме в целом;
Деньги - не самоцель. Для японского рабочего огромное значение имеет чувство удовлетворения от хорошо выполненной работы, его к этому не надо принуждать. Японец с уважением относится к любому труду, для него любая работа почетна.
Если компания допустила серьезную ошибку, то ответственность прежде всего берет на себя управляющий: он подает в отставку, хотя все знают, что в случившемся нет его непосредственной вины. Нет поисков виновного, проработок. Это укрепляет доверие к руководству, формирует уверенность в собственных силах.
Вместе с тем и сам
работник тоже может, не дожидаясь воздействий
извне, управлять собственной
- умение распоряжаться собственным временем. Надо найти в этом вопросе правильный подход и проявить настойчивость в его реализации;
- умение отделять существенное от второстепенного. Не пытаться браться за все. Следует оставлять время только на самое важное дело с точки зрения конечных целей;
- поддерживать и развивать контакты, наиболее важные для основной работы;
- не жалеть сил на создание крепкой семьи. Такая семья - одно из главных условий в достижении деловых успехов;
- оберегать и поддерживать отношения с друзьями. На это не следует экономить время;
- даже caмым любимым делом не следует заниматься в ущерб собственному здоровью;
- надо заботиться о поддержании в себе душевной бодрости и положительного отношения к своей работе (не "застревать" на ошибках и неудачах);
- активно развивать и укреплять свои сильные стороны, терпеливо исправлять недостатки;
- полезно иметь личный план развития на несколько лет вперед;
- полезно разнообразить содержание работы примерно с интервалом в 5-7 лет (смена научных тем, решаемых задач и т.д.);
- не забывать, что главная ответственность за успешность профессиональной карьеры лежит на тебе самом;
- не замыкаться в себе и помнить, что немало полезного для своей работы можно получить от активного общения с окружающей средой (руководством, коллегами, друзьями). Иначе говоря, речь идет о включении принципа обратной связи в свою деловую практику;
- умение вознаграждать себя за хорошие достижение в работе. Можно отметить свой успех в кругу друзей, приобретением какой-то ценной для себя книги, туристической прогулкой, путешествием и т. д.
2.1.Мотивационное управленческое общение
Можно знать множество теорий мотивации и теорий менеджмента, все это очень интересно и полезно для общего развития. Многие руководители, посетив семинары по управлению и получив массу теоретической информации, были разочарованы низкой практической отдачей. Почему это происходит? Все дело в том, что в управлении персоналом есть две глобальные составные части - это знания и теория, которые позволяют выстроить стратегии работы с персоналом и стратегии формирования человеческого ресурса компании, и практика управленческого общения, которая является тактикой и позволяет все эти стратегии эффективно воплотить в жизнь.
Именно искусство
Когда мы говорим о развитии человека в компании, очень часто сталкиваемся с тем, что какая-то компетенция, то есть навыки или особенности поведения или тип реакции на стресс, развита недостаточно, и нам необходимо об этом сообщить сотруднику. Одна из типичных ошибок руководителя, особенно руководителя начинающего, состоит в избегании неприятных тем. В конечном счете недовольство накапливается, человек не получает сигналов о том, что он должен скорректировать в своем поведении и действиях, в результате, к сожалению, все часто заканчивается большими неприятностями на работе и нередко увольнением сотрудника. Другая крайность - жесткая, резкая критика, критика, которая может сильно демотивировать человека, ввести его в состояние стресса, Настоящее искусство критики состоит в том, чтобы, с одной стороны, донести до человека, что именно ему стоит развивать и исправлять, а с другой - сохранить или даже повысить его мотивацию. Несколько правил и приемов помогут нам добиться положительного эффекта и настроить сотрудника на изменения.