Мотивация как психологическая категория

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 13:18, курсовая работа

Краткое описание

Мотивация является одной из фундаментальных проблем как отечественной, так и зарубежной психологии. Ее значимость для разработки современной психологии связана с анализом источников активности человека, побудительных сил его деятельности, поведения. Ответ на вопрос, что побуждает человека к деятельности, каков мотив, ради чего он ее осуществляет, есть основа ее адекватной интерпретации. «Когда люди общаются друг с другом, то прежде всего возникает вопрос о мотивах, побуждениях, которые толкнули их на такой контакт с другими людьми, а также о тех целях, которые с большей или меньшей осознанностью они ставили перед собой». В самом общем плане мотив - это то, что определяет, стимулирует, побуждает человека к совершению какого-либо действия, включенного в определяемую этим мотивом деятельность.

Содержание

Введение
Глава I. Понятие личности
Глава II. Мотивация как психологическая категория
1.1. Структура мотивации
1.2. Основание классификации мотивации (мотивов)
1.3. Потребности и мотивы личности
1.1.1. Социальная мотивация
1.1.2. Мотив достижения
1.1.3. Мотив власти
1.1.4. Мотив аффилиации
1.1.5. Мотив помощи, альтруистические мотивы
1.4. Проблемные ситуации и мотивации
Глава III. Управление мотивацией
2.1. Мотивационное управленческое общение
Заключение
Литература

Вложенные файлы: 1 файл

Психология личности, курсовая работа.docx

— 71.48 Кб (Скачать файл)

- Критика должна быть  направлена на позитивные изменения  в будущем, а не на поиск  виноватых или ошибок в прошлом:  «Наша задача в том, чтобы  понять, как можно улучшить ситуацию, повысить твою эффективность,  как избежать в будущем ошибок. Поэтому мы не будем разбирать  прошлое, а наметим план действий  на будущее».

- Критика должна предполагать  возможность сотрудника высказаться  по поводу ситуации и ее возможного исправления: «Как ты видишь ситуацию? Что мы можем сделать? Какие у тебя предложения?» Именно это позволяет нам добиться большего чувства ответственности сотрудника за последующие действия и решение ситуации в будущем.

- Критикуя, необходимо отметить  и позитив (еще лучше - с него  начать): «Я вижу, что ты очень  старался, часть проекта получилась  отлично, а вот как мы можем  изменить ситуацию в ...?» Важно и закончить критику на позитивной ноте - ноте уверенности в том, что ситуация будет разрешена и в дальнейшем будет развиваться позитивно.

- Критиковать Можно действия, но никак не качества человека  и черты личности. То есть мы  можем сказать человеку, что он  не смог сосредоточиться при  выполнении задачи и в будущем  ему стоит выделять более удобное  время для сложных дел, но  не говорим, что он вообще  рассеянный. Применительно к данному  правилу вспомните, как критиковали  многие школьные учителя, и  сделайте наоборот.

- Критика должна быть  конкретна, избегайте формулировок  «всегда» и «никогда»: это не  может быть правдой, при этом  дает возможность сотруднику  чувствовать, что вы придираетесь, а он морально прав. Поэтому,  готовясь к мотивационной критике,  продумайте, какие конкретно факты  и особенности поведения человека  вы будете приводить как пример  того, что необходимо улучшить  или исправить.

-     Очень хорошо использовать прием объединения: «Когда я начинал работать, у меня тоже часто бывали ситуации, когда я не мог самостоятельно решить сложную ситуацию с клиентами. Это нормально, когда работаешь недавно. А как ты видишь, какие могут быть пути выхода из этой ситуации...» Этот прием позволяет нам, с одной стороны, на своем примере или примере другого человека ненавязчиво подсказать путь решения вопроса, а с другой – морально поддержать человека, позволить ему сохранить адекватную самооценку.

-     Бывает полезна метафорическая критика. С метафорической критикой мы все сталкивались, читая басни. Только в жизни надо позволить слушателю самостоятельно сделать вывод. Мы рассказываем о ситуации, которая произошла в другой организации или с другими людьми и привела к не очень позитивным последствиям. Затем мы даем возможность сотруднику самому провести параллели и сделать самостоятельный вывод: «Ты знаешь, несколько лет назад: нас довольно часто случались ситуации, когда сотрудник вместо того, чтобы предложить выход из сложной ситуации, сразу сдавался и ожидал решения от руководителя. В итоге это приводило к потере отношений с клиентом для этого сотрудника и, как следствие, к снижению заработка...» В целом, надо отметить, что метафорическое влияние - очень эффективный метод управленческого общения и позволяет не только эффективно осуществлять критику, но и формировать определенные убеждения, побуждать к конкретным действиям и моделям поведения.

-     Очень важна предупреждающая критика. Она актуальна до вхождения сотрудника в сложную ситуацию и предполагает демонстрацию возможных типичных ошибок с объяснением того, как их можно избежать. Такая критика позволяет нам избежать лишних потерь и упущенных возможностей. Как говорят: «Умный учится на чужих ошибках».

-     Критика должна как можно больше опираться на факты как можно меньше - на эмоции. Поэтому старайтесь избегать критики тогда, когда вы находитесь в состоянии гнева, раздражены, расстроены. Только успокоившись, начинайте продумывать и заранее готовить структуру критической беседы, обязательно подберите понятные и однозначные факты, на которые сможете опираться во время разговора.

-     Важно придерживаться темы и переходить к последующему вопросу, только решив предыдущий. Несоблюдение этого правила, кстати, - одна из самых типичных ошибок при проведении критики. Иногда руководитель сам увлекается и уходит от темы, иногда подчиненный старается переключить внимание на что-то более для него позитивное. Четко помните, с чего вы начали и какую цель преследуете в итоге, возвращайте собеседника к теме, которая должна быть полностью обсуждена.

-     Один проступок - одно наказание, то есть надо осуществлять критику за одно нарушение один раз. Постоянное возвращение к ошибке, совершенной один раз, существенно демотивирует сотрудника и снижает значимость критики как таковой. Поэтому следует один раз покритиковать и больше к этому вопросу не возвращаться, если ошибка не повторяется.

-     Закончить критику всегда лучше позитивом и подведением итогов по планам действия, направленным на улучшение ситуации: «Я думаю, что мы сможем убедить клиента продолжить с нами сотрудничество, для этого мы делаем такие-то шаги».

-     Избегайте публичной критики: публичная критика часто воспринимается как личное оскорбление, за бурей эмоций человек уже не видит фактов. Кроме того, публичная критика может существенно ухудшать отношения и микроклимат в коллективе, а также отношение к руководителю.

-     Недопустима критика начальника в присутствии подчиненных, очень нежелательна критика начальником других начальников в присутствии подчиненных. И та и другая ситуации приводят к подрыву доверия к менеджменту компании в целом и снижают уровень управляемости внутри компании.

О чем также стоит помнить  во время критики? Наиболее эффективна критика, которая опирается на индивидуальную карту мотиваторов сотрудника, то есть, давая позитивные установки, которые могут улучшить ситуацию, следует опираться на то, что важно для этого конкретного человека. Если я понимаю, что Васю мотивирует карьерный рост, то я могу побудить его стать более кооперативным, более командным игроком, сказав примерно так: «Вася, ты очень хороший профессионал. Все это знают, и я это очень ценю. Это важно для дальнейшего твоего роста в компании, но недостаточно. Ты видишь, что компании продвижение получают те, кто смог еще на рядовой позиции стать реальным лидером, к кому коллеги часто обращаются за советом, кто всегда поможет и подскажет. Я думаю, что тебе стоит больше помогать коллегам, чаще самому предлагать какие-то идеи для общего обсуждения, тогда твоя роль будет еще более заметна, и мы сможем реально рассматривать тебя в ближайшем будущем как кандидата на более высокий уровень позиций».

Еще один важный момент - это  позитивная установка. Мы очень часто  сами говорим и слышим от других о том, чего НЕ надо делать, как НЕ надо поступать и так далее. Что происходит, когда нам говорят: «Не смотри туда»? Так и хочется туда посмотреть. Ecть один момент, связанный с негативной установкой, - зная, что не надо делать, мы так и не получаем ответа на вопрос, а кaк именно надо. Если ваши торговые представители или сотрудники отдела клиентского сервиса запомнили и уяснили, что НЕ надо спорить с клиентом, когда тот возражает или предъявляет претензию, они не знают при этом, что же именно надо делать. Поэтому очень важно как можно чаще формулировать позитивно и давать установки на то, как же надо действовать и поступать.

При критике важно учитывать  соотношение личностных характеристик  своих и подчиненного: скорость восприятия новой информации, эмоциональность, склонность к детализации или  глобализации.

Всегда следует строить критическую беседу структурировано. Для начала, как и при любом разговоре, требуется некоторое время (1-2 минуты) для установления контакта, настроя друг на друга. Следующий, очень важный этап - формулировка темы и цели беседы. Также важно оговорить «правила игры». Например, мы говорим о том, что сначала я обрисую тебе ситуацию и прокомментирую ее, а потом буду ждать от тебя комментариев и предложений. Или же можно предложить другую структуру: сначала мне интересно услышать твое видение такой-то ситуации, а потом я дам свои комментарии. Вариантов много, но, оговорив правила взаимодействия изначально, мы получаем возможность снизить риск взаимного непонимания, недовольства и перебивок. После обмена мнениями обеих сторон (а это необходимое условие критики) необходимо подвести итог, обозначить конкретный план действия с указанием сроков, измерителей успеха и необходимых ресурсов. Стоит оговорить дальнейшее взаимодействие, а также его сроки.

Все эти моменты, если их учесть и правильно использовать, помогут даже из не самой приятной ситуации вынести много пользы и в конечном счете позитива.

 

Заключение 

 

Специалисты разных отраслей менеджмента никогда не перестанут спорить, какая из дисциплин главная. Сторонники стратегического подхода  говорят, что важнее всего позиционирование; маркетологи доказывают, что главный  источник прибыли - понимание потребителя  и укрепление брэнда; финансовые инспекторы указывают на бедствия, которые влечет за собой невнимание к их дисциплине; технологи делают акцент на развитии коммуникационных технологий и их влиянии  на бизнес-процессы.

Но у исполнительного  и финансового директоров, а также  директоров по маркетингу и информационным технологиям есть нечто общее: все  они люди. К тому же все они  такие же наемные работники, как  продавцы и администраторы, рабочие  на производстве или операторы телефонной линии. А люди лучше всего работают, когда у них есть стимул работать с полной отдачей.

Новые исследования позволяют  выявить устойчивую корреляцию между  уровнем мотивации труда и  показателями эффективности. Установить однозначные причинно-следственные связи сложно хотя бы потому, что  количество переменных, определяющих мотивацию наемных работников, огромно; однако устойчивость корреляции заслуживает  внимания. Она прослеживается в крупных  и мелких компаниях, в различных  культурах и подтверждается исследованиями, проведенными как учеными, так и  консалтинговыми агентствами.

Один из самых авторитетных менеджеров-теоретиков - профессор  Стэнфордского университета (США) Джеффери Пфеффер, специалист по организационному поведению, - исследовал эти связи в своей книге Нитаn Eqиation: Building Profits ьу Putting People First и утверждает: значение человеческого фактора в том, что люди составляют организацию и реализуют ее цели. Отношение к людям нельзя отделить от менеджмента вообще, и компании многое теряют, если члены команды конфликтуют друг с другом.

Реакция на эту и подобные работы предсказуема. С начала 1990-х  годов большинство компаний уделяют  внимание формированию нематериальных активов - укреплению брэнда, организации  командной работы, исследованиям  и способности к развитию; и  эти активы суть результат совместных усилий работников.

За сотню лет психологических  исследований человеческих потребностей, стремлений и желаний накоплен огромный запас знаний. Некоторые теории, например теория иерархии потребностей А. Маслоу или теории Х и У Д. Мак-Грегора, входят в обязательный курс, читаемый менеджерам. Более современные работы по целеполаганию и типам личности также входят в учебный план большинства курсов менеджмента. Важнейшие открытия сделаны известными компаниями, такими как Virgin или Southwest Airlines, пример которых доказывает, что полные энтузиазма, мотивированные кадры - ключ к достижению успеха.

 

Литература

1.         Зимняя И.А. Педагогическая психология. – М., «Логос», 2003г. – 330c.

2.         Иванова С.В. Кандидат, новичок, сотрудник. Инструменты управления персоналом, которые реально работают на практике. – М.: Изд-во Эксмо, 2005. – 304с.

3.         Психология / под ред. д.п.н. проф. Засл. деятеля науки РФ А.А. Крылова – М., «Проспект», 2001г. – 488с.

4.         Ребрик С. Тренинг профессиональных продаж. – М.: Изд-во Эксмо, 2007. – 232с.

5.         Танаев В.М., Карнаух И.И. Практическая психология управления. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2004. – 304с.

6.         Уайтли, Филипп. Мотивация.: Пер. с англ. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2005. – 160с.

7.         Шейнов В.П. Скрытое управление человеком (Психология манипулирования). – М.: ООО «Издательство АСТ», 2006. – 816с.

 

 

 

 

 

 

 

 

Международный славянский институт.

Нижегородский филиал.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

По дисциплине: «Психология  личности»

На тему: «Личность и мотивация достижения»

 

 

 

 

 

 

 

                                                                           Выполнила:

                                                                           студентка группы П43

                                                                           Рузавина Р.Н.

                                                                           Проверил:

Шабанова Т.Л.

                                                           

 

 

 

 

 

 

 

 

г.Н.Новгород

2012 г.


Информация о работе Мотивация как психологическая категория