Мотивация одобрения в деятельности личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2013 в 13:58, реферат

Краткое описание

Целью данной работы является анализ понятия мотивации, ее видов, в том числе мотивации одобрения.
Поставленная цель конкретизируется в следующих задачах:
проанализировать литературу по вопросам мотивации;
рассмотреть понятие мотивации, мотива и потребности;
раскрыть теории мотивации
описать виды мотивации;
исследовать мотивацию одобрения в деятельности личности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
МОТИВАЦИОННАЯ СФЕРА ЛИЧНОСТИ 4
МОТИВАЦИЯ ДОСТИЖЕНИЯ УСПЕХОВ И ИЗБЕГАНИЯ НЕУДАЧ 8
МОТИВАЦИЯ ПЕРСОНАЛА 13
ОСНОВЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ ТРУДА 15
МОТИВАЦИЯ ОДОБРЕНИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 18
МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ МОТИВАЦИИ ОДОБРЕНИЯ 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 33

Вложенные файлы: 1 файл

Motivacija_odobrenija.doc

— 162.50 Кб (Скачать файл)

Имеются определенные различия в объяснениях своих успехов  и неудач людьми с выраженными  мотивами достижения успехов и избежания  неудачи. В то время как стремящиеся  к успеху чаще приписывают свой успех  имеющимися у них способностями, избегающие неудачи обращаются к анализу своих способностей как раз в противоположном случае – в случае неудачи. Наоборот, опасающиеся неудачи свой успех  скорее склонны объяснять случайным стечением обстоятельств, в то время как стремящиеся к успеху подобным образом объясняют свою неудачу. Таким образом, в зависимости от доминирующего мотива, связанного с деятельностью, направленной на достижение успехов, результаты этой деятельности люди с мотивами достижения успехов и избежания неудач склонны объяснять по-разному. Стремящиеся к успеху свои достижения приписывают внутриличностным факторам (способностям, старанию и т.д. ), а стремящиеся к избежанию неудач – к внешним факторам (легкости или трудности выполняемой задачи, везению и т.п.). Вместе с тем люди, имеющие сильно выраженный мотив избежания неудачи, склонны недооценивать свои возможности, быстро расстраиваются при неудачах, снижают самооценку, а те, кто ориентирован на успех, ведут себя противоположным образом; правильно оценивают свои способности, мобилизуются при неудачах, не расстраиваются.

Индивиды, определенно  ориентированные на успех, обычно стараются  получить правильную, достоверную информацию о результатах своей деятельности и поэтому предпочитают задачи средней  степени трудности, так как при  их решении старание и способности могут проявиться наилучшим образом. Избегающие неудачи, напротив, стремятся уклониться от такой информации и поэтому чаще выбирают или слишком легкие, или чересчур сложные задачи, которые практически невыполнимы.

Кроме мотива достижения на выбор задачи и результаты деятельности влияет представление человека о самом себе, которое в психологии именуют по-разному: «Я», «образ Я», «самосознание», «самооценка» и т.д. Люди, приписывающие себе такое качество личности, как ответственность, чаще предпочитают иметь дело с решением задач средней, а не низкой или высокой степени трудности. Они же, как правило, обладают и более соответствующим действительным успехам уровнем притязаний.

Другой важной психологической  особенностью, влияющей на достижения успехов и самооценку человека, являются требования, предъявляемые им к самому себе. Тот, кто предъявляет к себе повышенные требования, в большей мере старается добиться успеха, чем тот, чьи требования к себе невысоки.

Немаловажное значение для достижения успеха и оценки результатов деятельности имеет представление человека о присущих ему способностях, необходимых для решаемой задачи. Установлено, например, что те индивиды, которые имеют высокое мнение о наличии у них таких способностей, в случае неудачи в деятельности меньше переживают, чем те, кто считает, что соответствующие способности у них развиты слабо. [2]

Важную роль в понимании  того, как человек будет выполнять  ту или иную деятельность, особенно в том случае, когда рядом с  ним кто-то еще занимается тем же самым делом, кроме мотива достижения играет тревожность. Проявления тревожности в различных ситуациях не одинаковы. В одних случаях люди склонны вести себя тревожно всегда и везде, в других они обнаруживают свою тревожность лишь время от времени, в зависимости от складывающихся обстоятельств. Ситуативно устойчивые проявления тревожности принято называть личностными и связывать с наличием у человека соответствующей личностной черты (так называемая «личностная тревожность»). Ситуативно изменчивые проявления тревожности именуют ситуативными, а особенность личности, проявляющей такого рода тревожность, обозначают как «ситуационная тревожность». Далее для сокращения личностную тревожность будем обозначать сочетанием букв ЛТ, а ситуационную — СТ.

Поведение повышенно  тревожных людей в деятельности, направленной на достижение успехов, имеет  следующие особенности

1. Высокотревожные индивиды  эмоционально острее, чем низкотревожные, реагируют на сообщения о неудаче.

2. Высокотревожные люди  хуже, чем низкотревожные, работают в стрессовых ситуациях или в условиях дефицита времени, отведенного на решение задачи.

3. Боязнь неудачи —  характерная черта высокотревожных  людей. Эта боязнь у них доминирует  над стремлением к достижению  успеха.

4. Мотивация достижения успехов преобладает у низкотревожных людей. Обычно она перевешивает опасение возможной неудачи.

5. Для высокотревожных  людей большей стимулирующей  силой обладает сообщение об  успехе, чем о неудаче.

6. Низкотревожных людей  больше стимулирует сообщение  о неудаче.

7. ЛТ предрасполагает  индивида к восприятию и оценке  многих, объективно безопасных ситуаций  как таких, которые несут в  себе угрозу.

Деятельность человека в конкретной ситуации согласно модели, предложенной К.Спилбергом, зависит  не только от самой ситуации, от наличия или отсутствия у индивида ЛТ, но и от СТ, возникающей у данного человека в данной ситуации под влиянием складывающихся обстоятельств. Воздействие сложившейся ситуации, собственные потребности, мысли и чувства человека, особенности его тревожности как ЛТ определяют когнитивную оценку им возникшей ситуации. Эта оценка, в свою очередь, вызывает определенные эмоции (активизация работы автономной нервной системы и усиление состояния СТ вместе с ожиданиями возможной неудачи). Информация обо всем этом через нервные механизмы обратной связи передается в кору головного мозга человека, воздействуя на его мысли, потребности и чувства.

Та же когнитивная  оценка ситуации одновременно и автоматически  вызывает реакцию организма на угрожающие стимулы, что приводит к появлению контрмер и соответствующих ответных реакций, направленных на понижение возникшей СТ. Итог всего этого непосредственно сказывается на выполняемой деятельности. Эта деятельность находится в непосредственной зависимости от состояния тревожности, которое не удалось преодолеть с помощью предпринятых ответных реакций и контрмер, а также адекватной когнитивной оценки ситуации. [14]

Таким образом, деятельность человека в порождающей тревожность  ситуации непосредственно зависит  от силы СТ, действенности контрмер, предпринятых для ее снижения, точности когнитивной оценки ситуации.

МОТИВАЦИЯ ПЕРСОНАЛА

Мотивация персонала относится к рангу стимулирования активности. Между тем, основные функции управления и мотивация персонала - явления различного порядка. Взаимодействие руководителя и подчиненного в связи с реализацией любой функции управления, особенно регулирования, предполагает элемент мотивирования, за счет которого во многом обеспечивается определенная степень психологической вовлеченности как во взаимодействие, так и в трудовой процесс.

Рассмотрим деятельность руководителя по мотивации персонала. Эта проблема в современных исследованиях по менеджменту, психологии и социологии управления занимает столь значительное место, что только ей могло бы быть посвящено отдельное издание. Опираясь на теории мотивации Маслоу, Макклелланда, Херцберга, Врума, Портера и Лоулера, авторы пособий дают конкретные указания по взаимодействию с персоналом и организации его деятельности. Так, М-Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури в издании «Основы менеджмента» дают перечень методов удовлетворения потребностей высших уровней как условий формирования наиболее действенной мотивации труда. К их числу они относят:

  • предоставление сотрудникам такой работы, которая позволила бы им общаться;
  • создание в организации духа единой команды;
  • проведение с подчиненными периодических совещаний;
  • сохранение возникших неформальных групп, если они не наносят организации реального ущерба;
  • создание условий для социальной активности членов организации вне ее рамок;
  • предоставление подчиненным более содержательной работы;
  • обеспечение подчиненным положительной обратной связи о достигнутых результатах;
  • высокая оценка и поощрение достигнутых сотрудниками результатов;
  • привлечение подчиненных к формулировке целей и принятию решений;
  • делегирование подчиненным дополнительных прав и полномочий, продвижение подчиненных по службе;
  • обеспечение обучения и переподготовки, которая повышает уровень компетентности подчиненных и позволяет полностью использовать их потенциал;
  • предоставление подчиненным сложной и важной работы, требующей полной отдачи;
  • поощрение развития творческого потенциала у сотрудников.

Мотивация персонала предполагает различные шаги и варианты управленческого взаимодействия. [14]

ОСНОВЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ ТРУДА

Однажды в цехе чествовали работников, досрочно справившихся с  годовым заданием. Среди передовых  рабочих был известный на заводе человек. Не в первый раз он удостаивался этой высокой чести. Неоднократно о  нем писали в прессе, премировали. На этот раз всем передовикам, в том числе и тому, о ком идет речь (назовем его Н), были приготовлены подарки. Но когда руководитель, благодаря за труд, вручил Н подарок — набор рыболовных снастей, вместо аплодисментов вдруг раздался дружный смех. Все в подразделении знали, что Н рыбной ловлей не занимается. Смутился и он сам. 
Итак, было задумано нужное, важное дело. Публичное поощрение лучших работников — действенный стимул. Но забыли учесть личностные особенности, индивидуальные склонности тех работников, которым хотели воздать должное за труд. И получился конфуз. Так бывает в тех случаях, когда вознаграждение за хороший труд осуществляется формально, когда поощряют не конкретного человека, а безликое выполнение или перевыполнение нормы. Следует помнить, что основным слагаемым эффективного стимулирования труда является стимулирование трудящегося человека. В подразделении, где люди тесно взаимодействуют, хорошо знают друг друга, при использовании стимулов должны учитываться и потребности, и интересы личности, и даже характер, образ жизни, привязанности и привычки. Тогда стимул будет по-настоящему действенным, личностно значимым.

Материальные и моральные  стимулы только в том случае приводят к повышению производительности труда, когда они соответствуют основным мотивам, лежащим в основе деятельности и поведения личности. Прежде чем предложить человеку стимулы к труду, надо уяснить, какие мотивы или система мотивов лежат в основе его активности в трудовой сфере, в свободное от работы время, в быту и т.п.

Конечно, в системе  мотивов поведения каждого человека есть относительно постоянные, которыми он руководствуется в течение  многих лет независимо от жизненной  ситуации, но немало таких, которые  вызываются ситуацией, важными жизненными событиями. В любом из этих вариантов эффект стимулирования труда будет прямо зависеть от соответствия стимула мотиву.

Выше отмечалось, что  при всей значительности материальных стимулов нельзя принижать роль стимулов нравственно-психологических. У современного человека они могут приобретать все большее значение. Мотивы, ориентированные на такие стимулы, разнообразны, в большей степени личностно обусловлены. Нравственно-психологические стимулы соответствуют мотивам деятельности и поведения, основывающимся на социальных и духовных потребностях личности. Так, у каждого человека есть потребность в признании, в уважении со стороны других людей, особенно близких ему по взглядам, образу жизни, интересам. Если нравственно-психологические стимулы будут исходить от этой группы, то человек, руководствуясь мотивами признания, уважения со стороны группы, будет ориентироваться на эти значимые для него стимулы, будет выделять их из ряда других, в том числе и материальных, стимулов.

Поскольку мотивы, связанные  с удовлетворением социальных и  духовных потребностей, чрезвычайно разнообразны, то, естественно, и стимулы, им соответствующие, только в том случае смогут выполнить активизирующую роль, когда также будут разнообразны, представлены в большом наборе. Здесь многое зависит от руководителя. В первую очередь от того, насколько он внимателен к формированию ценностей, целей, общественного мнения трудового коллектива, т.е. насколько внимателен к его социальному и психологическому развитию. В этой связи важно предоставить каждому члену коллектива возможности для всестороннего развития, для самореализации себя как личности в трудовой и общественной деятельности коллектива. Чем более духовно развиты люди, чем разнообразнее их социальные потребности, чем в большей степени они коллективисты, тем разнообразнее и динамичнее должны быть нравственно-психологические стимулы. Важно, чтобы система стимулов не отставала от духовного и социального развития людей. [14]

Для социально и духовно неразвитой личности круг нравственно- психологических  стимулов ограничен, узок, влияние их крайне неустойчиво, связано в значительной мере с эмоциональным состоянием, межличностными отношениями, в которые личность включена. Сильное влияние на их эффективность оказывают такие явления групповой жизни, как слухи, переоценка правдивости одних источников информации и недоверие к другим.

Все это может в  значительной степени затруднить использование  нравственно-психологических стимулов, особенно если руководитель не уделяет должного внимания воспитательной работе в трудовом коллективе.

Моральное стимулирование осуществляется посредством знаков и символов отличия (к ним относятся  награды, памятные подарки), объявления благодарности, рассказа в печати о трудовых отличиях личности или коллектива. Все это испытанные средства морального стимулирования, которыми необходимо широко пользоваться.

Однако люди нуждаются  в подтверждении позитивного  отношения к их труду ежедневно. Между тем названные выше моральные стимулы не позволяют в полной мере удовлетворить такую потребность. Главное место в моральном стимулировании должно быть отведено повседневному устному поощрению.

Поощрение и  порицание — один метод повседневного морального стимулирования, но только направленный на различные, противоположные переживания личности. [9] Поощрение вызывает у работника удовлетворенность собой, своими успехами, окружающими условиями. Порицание, напротив, вызывает неудовлетворенность, состояние досады, растерянности. Может иметь место и другое состояние, вызываемое порицанием: упорство, решительность, уверенность в том, что хорошей работой можно изменить отношение к себе, заслужить признательность и благодарность. Такое состояние является наиболее ценным результатом применения порицания как средства нравственно- психологического воздействия.

Информация о работе Мотивация одобрения в деятельности личности