Мотивы учебной деятельности и поведения старших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2015 в 07:27, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: исследовать мотивации учения и достижения старших школьников.
Для достижения цели исследования и подтверждения гипотез были поставлены следующие задачи:
• изучить и проанализировать основные теоретические подходы к изучению данной проблемы;
• выявить особенности мотивации учебной деятельности старшеклассников;
• теоретически обосновать формирование мотивации учебной деятельности у старших школьников;
• подобрать диагностические методы, адекватные цели исследования, провести анализ результатов констатирующего эксперимента;
• разработать программу развития мотивации учебной деятельности.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Мотивация учебной деятельности и достижений старших школьников как психолого-педагогическая проблема 6
1.1. Проблема мотивация учебной деятельности в отечественной и зарубежной литературе. 7
1.2. Особенности и теоретическое обоснование формирования мотивации учебной деятельности у старших школьников. 19
Глава 2. Экспериментальное изучение мотивации старших школьников 27
2.1. Этапы исследования. Характеристика выборки 28
2.2. Результаты констатирующего эксперимента. Статистическая обработка результатов 29
2.3.Рекомендации 33
Заключение 36
Литература. 38
Приложение 41

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 209.50 Кб (Скачать файл)



 

 

 

 

 

 

Таблица 2.

Личностный смысл учения

Уровень

10 «А»

10 «Б»

Общий

Очень Высокий

0 %

0 %

0%

Высокий

5%(1)

30%(8)

17,5%(9)

Средний

59%(13)

52%(13)

55,5%(26)

Сниженный

36%(9)

9%(2)

22,5%(11)

Низкий

0%

9%(2)

4,5%(3)





 

 

 

 

 

 

Таблица 3.

Ведущие мотивы

Мотивы

10 «А»

10 «Б»

Общий

Позиционный

48%(11)

20 %(5)

34%(16)

Учебный

4%(1)

20%(5)

12%(6)

Социальный

14%(3)

16%(4)

15%(7)

Внешний

0%

0%

0%

Отметка

0%

0%

0%

Игровой

17%(4)

4%(1)

10,5%(5)

Нет ведущих мотивов

17%(4)

40%(10)

28,5%(14)


 

Таблица 4.

Реализация мотивов в поведении

уровень

10 «А»

10 «Б»

Общий

Очень

Высокий

0 %

0 %

0%

Высокий

23%(5)

35%(9)

29%(14)

Средний

77%(18)

61%(15)

69%(33)

Сниженный

0%

4%(1)

2%(1)




 

 

 

 

 

В основном присутствует средний уровень мотивации учебной деятельности.

Ведущим мотивом у учащихся выявлен позиционный мотив. Он выражается в стремлении занять определенную позицию в отношениях с окружающими, получить их одобрение, заслужить авторитет. Позиционный мотив может проявляться в разного рода попытках самоутверждения – в желании занять место лидера, оказывать влияние на других учеников, доминировать в коллективе и т.д.

Учебный или познавательный мотив является ведущим лишь в 1 % случаев. Познавательный мотив связан с содержанием учебной деятельности и процессом ее выполнения. Этот мотив свидетельствует об ориентации школьников на овладение новыми знаниями, учебными навыками, интерес к приемам самостоятельного приобретения знаний, к методам научного познания, к способам саморегуляции учебной работы, рациональной организации собственного учебного труда. Для данного контингента учащихся характерно снижение доли ведущего учебного мотива по мере увеличения времени обучения.

Социальный мотив также не является ведущим, то есть учащиеся не осознают социальной необходимости учения, долга и ответственности, не стремятся хорошо подготовиться к выбору профессии. Это объясняется тем, что умственное и физическое развитие современного ученика опережает его нравственную зрелость. Внешние мотивы и  отметка также не играют большой роли в формировании учебной мотивации.

Проблемой можно считать и то, что среди учащихся имеются дети с не сложившейся структурой мотивов, не имеющих ярко выраженного ведущего мотива.

Личностный смысл учения можно определить как внутреннее субъективное отношение школьника к учебному процессу, «прикладывание» школьником процесса обучения к себе, к своему опыту и своей жизни.

Одним из основных параметров такой комплексной характеристики как мотивация учения является степень реализации мотива в поведении. Как правило, учащиеся пользуются социально-желательным объяснением своего поведения.  Поэтому по результатам диагностики можно увидеть реальное влияние мотивов учения на ход учебной деятельности и поведение ребенка. Таким образом, имеется довольно большое расхождение между уровнем мотивации и реальным поведением по реализации этих мотивов.

 

2.3.Рекомендации

1. Воздействие на мотивационную сферу старших школьников(развитие у них стремления улучшать свои результаты превзойти достигнутый уровень) является одним из наиболее эффективных методических приемов формирования мотивации учебной деятельности и достижения. Старшеклассники с высоким уровнем мотивации стремятся к преодолению трудностей и добиваются больших результатов. В подростковом возрасте наиболее сильно проявляется желание обсудить что-либо со сверстниками. Кроме того, они используют малейший повод для того, чтобы как-то обратить на себя внимание, стать заметным среди других. Включение в урок обсуждения, например, результатов работы, распределение совместных действий по функциям (взаимопроверка, взаимооценка) могут заинтересовать школьника.

2. Спокойный и доброжелательный тон общения, уважение к внутреннему миру школьника, оптимистический настрой и педагога, и  учеников способствуют формированию мотивации достижения, успешности  учебной работы.

3. Росту внутренней мотивации учения способствует значительный арсенал приемов такой работы как:

- привлекательная цель;

- привлечение старшеклассников к оценочной деятельности;

- коллективная (групповая форма) деятельности;

- необычная форма обучения;

- специальные тренинги мотивации достижений.

4. Для развития социальных мотивов необходимо раскрывать связь обучения с социально значимыми видами деятельности (трудом, самообразованием и др.).

5. Психологи предлагают два пути воздействия на мотивациюстарших школьников:

1) «сверху-вниз» - проведение работы по осознанию мотивов: старшекласснику раскрываются идеалы, цели, которые у него, по замыслу взрослого, необходимо сформировать, затем эти «нормы» превращаются из внешне понимаемых во внутренние самим учеником;

2) «снизу-вверх» - воспитание мотивов происходит через организацию взрослыми разных видов деятельности старшеклассника в условиях активной деятельности самого его.

6. Среди тенденций современного общества прослеживается одна, которую невозможно не заметить — это повсеместная компьютеризация и информатизация все областей человеческой жизни. Необходимо отметить, что внедрение ИКТ в образовательный процесс не только дает возможность современным старшекласснику идти в ногу со временем, а также делает процесс обучения более интересным, способствует развитию познавательной мотивации.

Современные ИКТ реализуют важнейший дидактический принцип—принцип наглядности. Объекты, представленные посредством ИКТ более информативные, красочные, позволяют рассмотреть процессы разносторонне.

Кроме того, информационно-компьютерные технологии позволяют делать обучение проблемным, творческим, ориентированным на исследовательскую активность, так как, их использование повышает возможности применения проектного метода обучения.

Использование ИКТ в процессе обучения возможно как в индивидуальном, так и в групповом режиме работы. Последний позволяет учитывать ведущую деятельность старшеклассника — общение со сверстниками.

Существенно влияет на мотивацию школьника и иная организация проверки знаний. ИКТ позволяет сделать это процесс более индивидуализированным.

В заключении хочется отметить, что использование ИКТ существенно влияет на развитие познавательной мотивации, однако процесс построения и учебного процесса с использование ИКТ и их разработка должны быть продуманы методически и обоснованы научно.

7. Обязательное использование, наряду с традиционными, методов развивающего обучения и в первую очередь метода проектов. Метод проектов составляет основу проектного обучения, смысл которого заключается в самостоятельном освоении школьником методов инновационной деятельности в процессе выполнения проектов. Проектное обучение создает условия для творческой самореализации учащихся в познавательной и преобразовательной деятельности повышает мотивацию к учению, утверждая ее в качестве смыслообразующего мотива деятельности, способствует развитию интеллектуальных способностей, самостоятельности, ответственности, умений планировать, принимать решения, оценивать результаты.

 

Заключение

Исследовав проблему мотивации учебной деятельности и достижений старших школьников  в теоретическом и практическом аспектах, мы делаем следующие выводы.

Мотивация понимается как система побуждений, придающих поведению направленность, избирательность и динамичность. Эта система включает в себя мотивы, потребности, интересы, стремления, цели, установки или диспозиции, идеалы. В иерархической структуре системы мотивации (эта система называется «мотивационным ядром») можно выделить доминирующие мотивы. Мотивы определяют и характер социально-психологической адаптации - место, которое занимает общение в деятельности старшеклассника, особенности его переживаний, связанных с социальным статусом.

Мотивация определяет содержательную избирательность в учебной деятельности, влияет на выбор преференциальных (предпочтительных) факторов, так как настоящие мотивы лучше проявляются в ситуации выбора. Селективная функция мотивации обеспечивает согласование условий и средств, которые необходимы для ее поддержки. Поэтому разработка методики изучения потребностей, интересов, целей, деструктивных, стимулирующих факторов как основных компонентов мотивационной сферы субъекта является важнейшим компонентом обучения.

Теория единства мотивации обучения и учебной деятельности имеет важное значение, так как она тесно связанная с вопросами активизации, интенсификации, педагогической оптимизации учебного процесса. Мотивация должна рассматриваться как процесс устремляющий, регулирующий и активизующий деятельность субъекта обучения.

Мотивационные механизмы представляют систему взаимодействующих факторов, средств, структур, отношений и связей. Для обеспечения эффективности обучение необходимо, чтобы особенности построения и организации учебного процесса на разных этапах образования отвечали мотивационной сфере учащихся. Повышение роли мотивации в учебном процессе необходимое в частности потому, что именно ею поясняется интенсивность в осуществлении избранного действия, активность в достижении результата и цели деятельности.

Недостатки этой работы объясняются тем, что данная работа проводится не в системе.

 Для ее улучшения  и реализации заложенного в  ней педагогического потенциала  необходимо:

- построить индивидуальные  модели процесса познания;

- привлечь к работе  по исследуемой теме родителей  под педагогическим руководством  учителя, педагога-психолога, социального  психолога, а также привлечь специалистов  в области профориентации;

- посетить с учащимися  «Дни открытых дверей» в вузах.

 

Литература.

1. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирования личности / В.Г. Асеев - М., 1976.

2.Асеев В.Г. О формах мотивационно-ценностного отношения к действительности / В.Г. Асеев // Материалы IV Всесоюзного съезда Общества психологов. - Тбилиси, 1971.

3. Божович Л.И. Избранные психологические труды / Л.И. Божович - М., 1995.

4. Божович Л.И. Изучение мотивации поведения детей и подростков/Под ред. Л.И.Божович и Л.В.Благонадежной. – М.:АСТ-Пресс,2002.

5. Божович Л.И. Отношение школьников к учению как психологическая проблема / Л.И. Божович // Известия АПН РСФСР.1951, вып.36, С. 3-28.

6. Божович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка // Изучение мотивации поведения детей и подростков / Под ред. Л.И. Божович, Л.В.Благонадежной. - М., 1972, с.7-44.

7. Васильев И.А., Магомед-Эмиров М.Ш. Мотивация и контроль за действием / И.А. Всильев, М.Ш. Магомед-Эшонов - М.: Изд-во МГУ, 1991. - 144 с.

8. Вилюнас В.К. Инстинкт в свете эмоциональной концепции мотивации / В.К. Вилюнас // Вестник Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. - 1997. - № 1. - С.3.

9. Вилюнас, В.К. Психологические механизмы биологической мотивации / В.К. Вилюнас - М., 1986.

10. Изард  К. Э. Психология эмоций / К.Э. Изард -  СПб, 2000.

11. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин - СПб: Питер, 2006. - 508 с.

12. Ильин Е.П. Сущность и структура мотива / Е.П. Ильин // Психологический журнал. - 1995. - Т.16, №2.

13. Кон И.С. Психология  ранней юности. [Учеб. пособие для пед.инст.]. – М.:Наука, 2006.

14. Конюхов Н.И. Словарь-справочник практического психолога / Н.И. Конюхов - Воронеж, 1999.

15. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность / А.Н. Леонтьев - М., 1975.

16. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы, эмоции / А.Н. Леонтьев - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1971.- 40 с.

17. Люшер М. Сигналы личности: ролевые игры и их мотивы / М. Люшер - Воронеж, 1993.

18. Магомед-Эминов М.Ш. Мотивация достижения: структура и механизмы: Автореф. дис. / М.Ш. Магомед-Эминов - М., 1987.

18. Маркова А.К. Исследование мотивации учебной деятельности и идеи Л.С. Выготского / А.К. Маркова // Научное творчество Л.С. Выготского и современная психология. - М., 1981.

19. Маркова А.К. Формирование мотивации учения: Кн. для учителя / А.К. Маркова, Т.А. Матис, А.Б. Орлов - М.: Просвещение, 1990. - 192 с.

20. Маркова С.Н. Изучение  учебной мотивации, М.:Наука,2004.

21. Маслоу А. Мотивация и личность / А. Маслоу - СПб: Евразия, 1999. - 478 с.

22. Мерлин В.С. Лекции по психологии мотивов человека / В.С. Мерлин - Пермь, 1971. - 120 с.

23. Немов Р.С. Психология, т.1. / Р.С. Немов - М., 1999

24. Орлов А.Б. развитие теоретических схем и понятийных систем в психологии мотивации / А.Б. Орлов // Вопросы психологии. - 1981. - № 5.

25. Реан А.А. и др. О ценностно-мотивационной сфере студентов-универсантов / А.А. Реан, Т.В. Андреева, Н.П. Киреева, Н.Л. Москвичева // Ананьевские чтения-99: Тезисы научно-практической конференции. - СПб, 1999.

26. Рубинштейн С.Л. Избранные философско-психологические труды: основы онтологии, логики и психологии / С.Л. Рубинштейн - М.: Наука, 1997. – 463 с.

Информация о работе Мотивы учебной деятельности и поведения старших школьников